УДК 374; 37.06 ББК 74
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА
О.М. Фалетрова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики музыкально-художественного воспитания, докторант ИПП ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, (961) 1622383, faletrova@mail.ru
В статье обоснованы принципы, условия, методы, содержание взаимодействия образовательного учреждения и учреждения культуры (филармонии), направленного на расширение образовательного пространства.
Ключевые слова: музыкально-образовательная деятельность, дополнительное музыкальное образование, урок-концерт, музыкально-просветительская деятельность.
THE COOPERATION BETWEEN AN EDUCATIONAL INSTITUTION AND A PHILHARMONIC AS A PEDAGOGICAL PROBLEM Faletrova O.M.
Principles, conditions, methods, contents of the cooperation between an educational institution and a philharmonic society aimed at expansion of educational space are proved in this paper.
Keywords: general musical education, supplementary musical education, lesson-concert, musical educational activity. C_ _ _ _ 3. ^ К ^ ДБ _ „ _ .
на на расширение образовательного пространства за счет 'подключения общественных институтов, семьи, государственных учреждений различных ведомств. Приоритетными направлениями концепции обозначены социализация, воспитание, патриотизм, успешность, развитие человеческого потенциала, безопасность и здоровье подрастающего поколения.
Решение этих задач станет возможным при консолидации усилий всех заинтересованных сторон. Необходимым условием для этого является разработка общих принципов, целей, условий, обеспечивающих взаимодействие государственных и общественных сил с целью расширения образовательного пространства.
Общепризнанно то, что музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. По этому поводу Н.И. Киященко считает, что «...вошедший в него (человека) темперированный, гармонизированный ладо-высотный ритмизированный звук настраивает его чувства, ум и волю, то есть эмоциональную, интеллектуальную и действительную жизнь, на создание гармонизированного мира - материального и духовного» [3, с. 281]. Ценным является мысль о том, что «.эстетические чувства всегда, на всех этапах исторического развития человека как представителя рода человеческого выражают высшую для данного этапа степень развития человека. Высшую степень гармонизации человеком с чувственным сознанием и чувственной потребностью своих взаимодействий с миром природы, с миром людей, с миром своих собственных жизнеустремлений, своего самочувствия, самопонимания и самопознания в мире» [3, с. 281].
В каждом образовательном учреждении урок музыки является обязательным предметом, который изучается с первого по девятый класс. Музыка широко используется во внеклассной работе школы: проводятся музыкальные вечера, традиционные и календарные праздники, концерты. Во внешкольное время многие ученики занимаются в системе дополнительного, в том числе музыкального образования. Вся жизнь учащихся наполнена разной музыкой, и часто они являются не только пассивными слушателями, но и ее активными участниками.
Работа филармонии как учреждения культуры построена на организации концертной музыкальной деятельности, в том числе и с детьми. В рамках этого направления работы устраиваются различные мероприятия, лектории, музыкальные абонементы и т.д. Учреждения общего образования и учреждения культуры решают свои специфические задачи с помощью одного средства - музыки, их усилия направлены на обучение, воспитание, развитие, культурное просвещение подрастающего поколения.
Взаимодействие учреждений разных ведомств (в нашем случае школы и филармонии) могло бы расширить образовательное пространство и способствовать социализации, воспитанию патриотизма, успешности, развитию потенциала личности, основой такого взаимодействия будет огромный потенциал музыкального искусства. Соотнесение цели, принципов, задач, методов, содержания, особенностей организации музыкально-образовательной деятельности с точки зрения общего и специфичного позволит определить основания для организации такого взаимодействия.
ХХ век дал теории и практике музыкального воспитания имена выдающихся композиторов-гуманистов Д. Кабалевского,
педагогике искусства в школе, показав, какими огромными духовными, эстетическими резервами обладает урок музыки. Созданная им музыкально-педагогическая концепция, система музыкального воспитания детей, впервые опирающаяся на закономерности музыкального искусства, признана во всем мире и получила дальнейшее развитие в работах современных исследователей (Э.Б. Абдуллин, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Е.В. Николаева, Л.В. Школяр и др.).
Цель музыкального образования - становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствует дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры.
Принципы, методы и содержание современных учебных программ по музыке опираются на законы интонационно-образной природы самой музыки. Вопрос о значении и месте в учебном процессе великого музыкального наследия прошлого и настоящего имеет четко выраженную позицию: «только любовь и привычка к подлинному искусству может стать надежным иммунитетом против пошлости, против дурного вкуса» [2, с. 3].
Основная цель деятельности филармонии - культурно-просветительская работа через организацию досуга, направленного на культурное самообразование, саморазвитие, самовоспитание личности средствами музыкального искусства, в том числе и школьников. Эта деятельность реализуется через традиционно сложившиеся формы: детские концерты, лектории, концерты выходного дня, музыкальные беседы о музыке, выездные тематические концерты в школах и т.д. Музыкальное развитие школьников средствами филармонии можно считать составной частью дополнительного музыкального образования.
Дополнительное музыкальное образование детей - необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Не имея государственных требований, обязательных для исполнения, система дополнительного образования наделена правами самостоятельного определения смыслов и ценностей своей деятельности, исходя из интересов детей и с учетом специфики свободного времени. Смысл развития системы дополнительного образования детей состоит прежде всего: в сохранении и культивировании уникальности каждого ребенка в постоянно меняющемся социальном окружении; в удовлетворении естественной потребности детей в познании себя, осмыслении себя в окружающем мире, обретении способности сохранять свою свободу, не мешая другим; в формировании устойчивой сопротивляемости развивающейся личности разрушительным воздействиям.
Во время досуга происходит освоение того, что нравится, са-
мовыражение в условиях относительной независимости и чувствования удовольствий. Досуг всегда деятельностен, и досуговая деятельность отличается абсолютной добровольностью. Заставить детей заниматься досугом невозможно. Возможно приобщить к нему.
С.А Шмакова считает, что досуг опирается на принцип удовольствия, на чувственную основу приятных ощущений, переживаний, мыслей, и закон досуговой деятельности - сублимация, то есть процесс преобразования и переключения энергии эффективных (душевных, страстных, эмоциональных) включений, волнений на цели социальной деятельности и культурного творчества.
Таким образом, и современный урок музыки, и специально организованная внешкольная музыкальная деятельность учащихся решают задачи социализации, развития личности, формируют устойчивую самооценку, способствуют воспитанию и т.д. Объединив эти усилия, можно решить задачу расширения музыкально-образовательного пространства. Определим общее и специ-
фичное в концептуальных основах музыкально-образовательной и музыкально-просветительской деятельности для организации этого взаимодействия.
Формирование музыкальной культуры учащихся является целью как общего музыкального образования, так и культурно-просветительской деятельности филармонии; при этом средства достижения этой цели имеют свою специфику.
Строго специфичными являются формы организации деятельности: в образовательном учреждении - это урок, в филармонии - концерт и лекторий. А вот принципы, содержание, виды деятельности, методы сочетают в себе как общее, так и отражают специфику музыкально-образовательной и культурно-просветительской деятельности.
Представим концептуальные основы музыкально-образовательной и культурно-просветительской деятельности с точки зрения формы их организации. (Таблица 1)
Таблица 1
Общее и специфичное в организации музыкально-образовательной и музыкально-просветительской деятельности
Концептуальные основы Специфика музыкально-образовательной деятельности Специфика культурно-просветительской деятельности
Принципы Интонационности, триединства композитора - исполнителя - слушателя, тождества и контраста, диалога культур Добровольности
Увлеченности
Цели Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников
Задачи - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; - освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; - воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений
Содержание Фольклор, духовная музыка, золотой фонд классической музыки, музыка современных композиторов, музыка из к/ф, мюзиклов
Виды деятельности Пение, пластическое интонирование, импровизация, драматизация, проект
Слушание музыки
Методы Музыкальной драматургии, художественного нравственно-эстетического познания музыки, интонационно-стилевого постижения музыки, художественного контекста, создания композиций, сходства и различия Наглядный (вокальное и инструментально исполнительство), лекция
беседа, рассказ
С точки зрения принципов общее и специфичное в организации музыкально-образовательной и музыкально-просветительской деятельности просматривается достаточно ясно. Принцип добровольности, являясь основополагающим и специфичным в дополнительном образовании, не может быть перенесен в школьное образование, т.к. основное образование является общим и обязательным для всех.
Для общего музыкального образования некоторые принципы являются специфичными. Так, принцип интонационности «выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным». Этот принцип может быть перенесен в культурно-просветительскую деятельность при условии выстраивания особой драматургии концерта-лектория. Принцип триединства композитора-исполнителя-слушателя определяет направленность развития музыкального мышления школьников не только в слушании, но и в пении, игре на музыкальных инст-
рументах, сочинении музыки и музыкальных импровизациях, в пластическом интонировании, в играх-драматизациях. Принципы «тождества и контраста», «сходства и различия» реализуются в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка методами вокализации, пластического интонирования и т.д. Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур также на основе деятель-ностного подхода.
Общим принципом может стать принцип увлеченности. Принцип увлеченности предполагает эмоциональное восприятие музыки, нацеливает на «развитие личностного отношения школьника к явлениям музыкального искусства, его творческое
самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования» [2, с. 30]. Этот принцип является универсальным и для дополнительного, и для основного образования.
Виды музыкальной деятельности. Слушание музыки является основным видом деятельности на уроке музыки и на филармоническом концерте. «В слушании формируются умения и навыки интонационно-образно воспринимать музыкальное произведение в единстве его содержания и формы и характеризовать свое внутреннее состояние, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой; передавать особенности развития музыкальных образов и их взаимодействия в музыкальном произведении, его интонационные, жанровые и стилевые особенности; дифференцированно слышать отдельные компоненты музыкальной ткани (звуковысотные, метроритмические и ладовые особенности; гармонию; полифонию; фактуру) и ее композиционные функции; понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора; выявлять жизненные истоки музыки, общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, произведениями других видов искусства» [1, с. 88].
Кроме слушательской, на уроке музыки предполагается включение таких видов музыкальной деятельности, как пение (вокально-исполнительская деятельность), игра на детских музыкальных инструментах (инструментальное музицирование), драматизация музыкальных произведений (разыгрывание фольклорных обрядов, постановка детских опер, мюзиклов), движение под музыку (пластическое интонирование) и другие. Использование этих видов музыкальной деятельности на концерте-лектории представляется проблематичным. Хотя включать элементы, например, пластического интонирования в виде покачивания корпуса под звуки вальса, чтобы лучше почувствовать жанровую основу произведения, возможно.
Общим является музыкальное содержание уроков музыки и филармонических концертов, которое составляют лучшие образцы мирового музыкального искусства: фольклор, духовная музыка, золотой фонд классической музыки. Специфика урока музыки с точки зрения музыкального содержания заключается в том, что в него включается песенный репертуар, имеющий высокохудожественную ценность, педагогическую целесообразность, воспитательную направленность, доступность для детского восприятия и увлекательность. Филармонический концерт-лекторий как форма не предполагает вокально-исполнительской деятельности своих слушателей.
С точки зрения методов наиболее привлекательны современные методы и технологии музыкального образования, которые обеспечивают активную деятельность самих школьников в образовательном процессе. Методический инструментарий концерта-лектория представлен репродуктивными методами и только подходит к поиску и апробации диалоговых и интерактивных форм общения с аудиторией.
Аудиторию детских концертов филармонии, как и уроков музыки, составляют учащиеся общеобразовательных учреждений города и области.
Организаторами и участниками образовательного и культурно-просветительного процессов являются профессиональные музыканты: с одной стороны - педагог-музыкант, использующий
современные образовательные технологии, владеющий голосом, музыкальным инструментом; с другой стороны - мастер художественного слова, владеющий музыковедческими знаниями, дирижер и симфонический оркестр, состоящий из высокопрофессиональных музыкантов.
Таким образом, основанием для организации взаимодействия являются: общность цели, которая обусловлена образовательной, культурно-просветительской направленностью школы и учреждения культуры; принцип увлеченности; музыкальное содержание уроков и концертов; слушание как вид деятельности и участие профессиональных музыкантов в организации работы. Эти положения могут служить основой для взаимодействия учреждений разных ведомств (культуры и образования), направленного на расширение образовательного пространства. Организовано такое взаимодействия может быть в форме урока-концерта.
Урок-концерт опирается на принцип увлеченности, вбирает в себя образовательный потенциал урока музыки, интерактивные методы работы, имеет выстроенный по законам драматургии сценарий, сочетает слушательскую и вокально-хоровую деятельности школьников, проводится школьным учителем, знающим психолого-педагогические особенности учеников и учитывающим их психоэмоциональное состояние. Программы уроков-концертов составляются учителем музыки (который проводит данный урок) и дирижером оркестра, с учетом школьной программы и здоровьесберегающего потенциала музыкального искусства. Живое исполнение знакомой музыки профессиональными музыкантами, возможность общения с музыкантами через музыкальные дневники, энергия и акустика концертного зала, исполнение любимых песен хором в 400 голосов наполнят школьников положительными эмоциями, помогут преодолеть эмоциональную усталость, поспособствуют социализации школьников. «В целом внеклассная и внешкольная музыкальная работа призвана осуществлять преемственность с уроками музыки, объединяясь с ними, прежде всего целью, ведущими задачами и принципами музыкального образования» [1, с. 155].
Резюмируя сказанное, отметим, что условием организации взаимодействия образовательного учреждения и филармонии на основе музыкально-образовательной, музыкально-просветительской деятельности и преобразующей силы музыкального искусства может стать совпадение ряда положений, составляющих концептуальные основы деятельности данных направлений. Способствуют подобному взаимодействию и воспитательные возможности музыки как вида искусства. Взаимодействие может быть организовано в форме урока-концерта, объединяющего в себе образовательно-воспитательный потенциал урока музыки и живую силу концертного исполнения.
Литература
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие. -М., 2003.
2. Программы образовательных учреждений. Музыка 5-9 классы / Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М., 2005.
3. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В.Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
УДК 372.87 ББК 74
НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ В СОДЕРЖАНИИ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ШКОЛЕ С УЧЕТОМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
И.Н. Полынская, кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры теории и методики преподавания изобразительного искусства МПГУ, (922) 402-29-23, julka@intramail.ru
Рассмотренные в статье научные принципы в содержании обучения изобразительному искусству в реальном процессе обучения вступают во взаимодействие друг с другом и функционируют как целостная система. Принципы в содержании обучения изобразительному искусству являются дидактической категорией, служащей для выделения взаимосвязанных теоретических положений, определяющих содержание и организацию обучения изобразительному искусству. Эти положения в совокупности и определяют требования к системе обучения изобразительному искусству в целом и его отдельным компонентам.