Научная статья на тему 'Некоторые аспекты развития творческого мышления в процессе обучения иностранному языку'

Некоторые аспекты развития творческого мышления в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2407
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / FOREIGN LANGUAGE / CREATIVE THINKING / METHODS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубина Зоя Игоревна

В статье определена важность и необходимость переориентации образовательных организаций на развитие творческого мышления личности, создания оптимальных условий для развития индивидуальности обучающихся. Именно творческая личность наиболее приспособлена к новейшим социально-экономическим условиям. Урок иностранного языка является качественной базой для развития творческого мышления. Специфика таких уроков выражена в коммуникативной направленности, возможности применения повседневного опыта в образовательном процессе и примерке обучающимися на себя новых социальных ролей. Среди эффективных условий развития творческого мышления названы следующие: профессиональная компетентность учителя, педагогическое совершенствование; применение педагогом активных методов обучения иностранному языку; отказ от традиционных авторитарных методов обучения, создание благоприятного психологического климата на уроках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трубина Зоя Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of creative thinking development in the process of foreign language teaching

Today, intellectually and creatively developed professionals who are ready to work in a constantly changing society are highly demanded. Foreign language lessons provide a great opportunity for the education of creative students, due to the fact that they have a communicative and research focus, that provide students with the ability of self-searching and application of new knowledge, and also shape the experience of creative activity. Choosing new methods of teaching a foreign language and introducing them in their practical work, teachers should take into account their features to achieve better results. Literature analysis revealed the following conditions: individual approach to students; favorable climate in the classroom, without criticism that will be the basis for independence of students’ judgment; careful selection of educational material (especially texts) that meets students’ interests; systematic use of active methods of teaching foreign languages. Such teaching methods like creative exercises and laboratories, projects and gaming techniques, and also the use of modern information technologies can be considered as a priority in teaching foreign languages. These methods are aimed at active intellectual and creative activity, formation of skills of self-organization, as they are based on the problematic situations that students may encounter in their daily lives. Positive emotions caused by such methods of study contribute to students’ cognitive, communicative and creative activity, which in turn effectively influence the process of learning foreign languages.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты развития творческого мышления в процессе обучения иностранному языку»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 4 (11). Декабрь 2016 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 372.881.111.1 ББК 74.268.19 Т771

3. И. Трубина Нижний Тагил, Россия

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье определена важность и необходимость переориентации образовательных организаций на развитие творческого мышления личности, создания оптимальных условий для развития индивидуальности обучающихся. Именно творческая личность наиболее приспособлена к новейшим социально-экономическим условиям. Урок иностранного языка является качественной базой для развития творческого мышления. Специфика таких уроков выражена в коммуникативной направленности, возможности применения повседневного опыта в образовательном процессе и примерке обучающимися на себя новых социальных ролей. Среди эффективных условий развития творческого мышления названы следующие: профессиональная компетентность учителя, педагогическое совершенствование; применение педагогом активных методов обучения иностранному языку; отказ от традиционных авторитарных методов обучения, создание благоприятного психологического климата на уроках. Ключевые слова: иностранный язык; творческое мышление; методика преподавания.

Z. I. Trubina Nizhniy Tagil, Russia SOME ASPECTS OF CREATIVE THINKING DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Today, intellectually and creatively developed professionals who are ready to work in a constantly changing society are highly demanded.

© Трубина 3. И., 2016

Foreign language lessons provide a great opportunity for the education of creative students, due to the fact that they have a communicative and research focus, that provide students with the ability of self-searching and application of new knowledge, and also shape the experience of creative activity.

Choosing new methods of teaching a foreign language and introducing them in their practical work, teachers should take into account their features to achieve better results. Literature analysis revealed the following conditions: individual approach to students; favorable climate in the classroom, without criticism that will be the basis for independence of students' judgment; careful selection of educational material (especially texts) that meets students' interests; systematic use of active methods of teaching foreign languages.

Such teaching methods like creative exercises and laboratories, projects and gaming techniques, and also the use of modern information technologies can be considered as a priority in teaching foreign languages. These methods are aimed at active intellectual and creative activity, formation of skills of self-organization, as they are based on the problematic situations that students may encounter in their daily lives.

Positive emotions caused by such methods of study contribute to students' cognitive, communicative and creative activity, which in turn effectively influence the process of learning foreign languages.

Keywords: foreign language; creative thinking; methods of teaching.

В наше время изучение иностранных языков является важной составляющей жизни современного человека. Владение иностранным языком - это также один из аспектов профессиональной компетентности, он дает преимущество в использовании в своей деятельности потенциала обширных ресурсов сети Интернет и литературы на различных языках.

Иностранный язык, являясь общеобразовательной дисциплиной, вносит свой вклад в процесс формирования творческого мышления обучающихся. Данный предмет обладает высокой коммуникативной направленностью, активным включением обучающихся в образовательный процесс, также дает воз-

можность активизировать творческий потенциал личности. Все это способствует адаптации будущих выпускников к современным социальным условиям. Востребованными становятся те специалисты, которые постоянно развиваются в своей профессиональной области, умеют применять полученные знания, трансформировать их на ранее не встречавшиеся ситуации и самостоятельно находить нестандартные пути решения проблемы. Неординарность мыслительных процессов - это важная характеристика современного специалиста.

Проблема творчества в разных его проявлениях отражена в работах таких авторов как: Л. С. Выготский, Ю. К. Бабанский, Н. Ф. Коряковцева, Д. Б. Богоявленская. Вопросом внедрения и особенностей использования современных методов развития творческого мышления занимались: В. В. Краевский, В. М. Полонский, Н. Ю. Посталюк, Д. Н. Кулибаева.

Креативность, или творчество - это творческие способности человека, которые характеризуются готовностью к созданию качественно новых идей, что входит в систему одаренности личности [Новейший словарь иностранных слов и выражений, 2005, с. 442]. Согласно Торренсу, креативность заключается в чувствительности к нехватке или противоречивости знаний и действиям, направленным на решение данной проблемы через выдвижение гипотез и дальнейшим исследованиям с ней связанных [Психология. Учебник для гуманитарных вузов, 2009].

Таким образом, творчество является залогом воспитания успешной личности и востребованного специалиста, что требует непрерывного совершенствования творческих навыков. Весь прогресс - это результат нахождения новых и более действенных методов решения стоящих перед обществом проблем, которые обеспечивают творческие качества личности. Творческое развитие личности продуктивно осуществляется в условиях целостной системы; систематическое взаимодействие учителя и обучающегося ведет к развитию и активизации творческой деятельности. Преобладание творчества в процессе мышления проявляется как воображение и, будучи компонентом цели и способа деятельности, оно трансформируется в обязательное условие мастерства и инициативы.

Остановимся на трактовке понятия «творческое мышление». По Б. М. Теп-лову, предрасположенностью к творческому мышлению называются индивидуально-психологические особенности, которые отличают людей, и при этом не сводятся только к накопленному человеком ряду знаний и умений, а обуславливают легкость и быстроту их приобретения [Теплов, 2003].

Согласно В. Д. Шадрикову, творческое мышление - это свойство функциональных систем, реализующих конкретные функции психики, индивидуально выраженные и проявляемые в качественном освоении деятельности [Шадриков, 2001].

Л. А. Большакова рассматривала творческое мышление как сложное качество, выражающееся в способности личности к творчеству в различных областях её жизни; как сильную увлеченность, интеллектуальную активность и стремление личности к познавательной деятельности [Большакова, 2002].

В широком философском смысле творческое мышление - это умение неординарно мыслить. Данное явление не оставалось без внимания представителей научной мысли, им занимались такие психологи, философы, педагоги, как: Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачев и многие другие. С течением времени теория творческого мышления претерпевала различные изменения: оно приравнивалось к интуиции, затем отождествлялось с интеллектом, а после, напротив, эти два понятия противопоставлялись друг другу. Позднее творческое мышление рассматривалось как ряд индивидуальных свойств, совершенно не зависящих от интеллектуальности.

Определение творческого мышления, с точки зрения педагогики, таково -это способность к производству качественно нового продукта, который характеризуется хотя бы минимальным отступлением от образца или модели, и во время работы над которым самостоятельно были применены полученные навыки, знания и умения [Посталюк, 2004].

Д. Б. Богоявленская предлагает для выявления творческого мышления следующие характеристики [Богоявленская, 2009]:

- беглость мысли (количество идей за определенный временной промежу-

ток);

- гибкость мысли (способность к переключению от одной идеи к другой);

- оригинальность;

- любознательность;

- фантастичность.

Творческую деятельность можно охарактеризовать как процесс, который порождает качественное новое и уникальное в общественно-историческом значении, а также является критерием развития личности [Ташкеева, 2009, с. 3839].

Обязательным условием эффективного творческого мыслительного акта является устойчивая и сильная мотивация, которая достигается за счет соответствующей системы обучения и воспитания, включающей в себя, безусловно, инновационные методы.

Развитие творческих способностей обучающихся через использование и применение различных приемов по их активизации - это непосредственная цель деятельности современного учителя. При этом методы должны быть подобраны таким образом, чтобы они были оптимальными и отвечали уровню развития обучающихся и задаче последующего совершенствования их творческих способностей.

Для осуществления творческой деятельности школьников необходима организация и разработка эффективных практических упражнений. Следует учитывать, что сам по себе творческий процесс берет свое начало с появления проблемы, а возможность поиска эффективного пути её разрешения напрямую зависит от внутренней мотивации личности. Например, обучающиеся, самостоятельно разрабатывая задания, начинают не только понимать и осмысливать их структуру, цель и содержание, но и накапливать опыт и вырабатывать навыки творческого осмысления самих задач.

Способность к творческому мышлению не является качеством лишь отдельно взятых уникальных людей: исследования и наблюдения за деятельностью обучающихся показали, что творческие способности можно развивать пу-

тем тренировки быстроты, гибкости и прогностичности ума [Кунанбаева, 2005]. Творческое мышление подразумевает поиск новых путей и способов решения задач, которые до этого не было известны субъекту деятельности. Эти методы могут включать в себя как обновленные цепочки из уже существующих приемов, так и совершенно новые элементы, потому творческое мышление требует концентрации и интеллектуальных усилий.

Понятие творческого мышления включает в себя те мыслительные процессы, которые приводят к поиску решения задачи и появлению новых и нестандартных идей. Оно отличается глубокой заинтересованностью в изучаемых вопросах и активизацией познавательной деятельности обучающихся. Качественно новое содержание образования, обогащенные программы обучения детей творчеству, направленные еще и на формирование лидерских качеств, способствуют успешной социализации личности в будущем.

Следовательно, без осознания особенностей мышления обучающихся, без акцента на творческий аспект в преподавании и развитии творческой мысли, трудно воспитать гармонично развитую личность.

Один лишь учебный материал не может обеспечить формирование систематизированного творческого мышления, для этого необходимы определенные педагогические условия:

- тщательный отбор, систематизация и оптимальное распределение материала в рамках одного урока;

- личная значимость и заинтересованность обучаемого в предметном содержании;

- принятие во внимание роли мотивации в процессе обучения;

- применение новых методов в обучении иностранным языкам [Ташкеева, 2009].

Применение в педагогической практике приемов и методов, способных обеспечить высокую активность и заинтересованность в учебном познании, является средством развития творческого мышления у обучающихся. Наравне с этим не следует искать дополнительное время для творчества, им должен быть

пронизан весь урок. Однообразное и шаблонное повторение одних и тех же действий лишает обучающихся радости открытия, что ведет к постепенной и медленной потере способностей к творчеству.

Личность педагога и его профессиональная подготовка имеет прямое отношение к раскрытию творческого потенциала обучающихся и, как следствие, к результатам обучения в рамках внедрения современных методов. Следует всегда помнить, что действия учителя оказывают не последнее влияние на развитие личности обучающегося - поддержать, вдохновить и сподвигнуть к действию или неосознанно вызвать крайне отрицательное отношение к изучаемой дисциплине. Успешность образовательной деятельности зависит и от взаимоотношения её участников. Немаловажным условием эффективности использования современных методов развития творческих способностей в процессе обучения является личностно-деятельностное взаимодействие обучающегося и педагога. Его суть заключается во взаимном влиянии друг на друга, в осознании совместной деятельности как сотворчества.

Цель образовательной организации - дать обучающемуся не только минимальный набор знаний, необходимых человеку в жизни, во взаимодействии с другими людьми и в получении профессии, но и подготовить личность, способную к самообразованию и стремящуюся к непрерывному профессиональному совершенствованию. Таким образом, развитие творческого мышления, на которое необходимо ставить акцент в процессе обучения иностранному языку, имеет значение в формировании успешной личности.

Мы можем определить процесс формирования творческого мышления в рамках образовательных отношений как целенаправленное взаимодействие учителя и обучающихся, их «сотворчество», в специально созданных условиях с использованием определенных механизмов и методов организации обучения.

В этом случае необходимы такие методы и формы организации образовательного процесса, которые смогли бы привить обучающимся интерес к поисковой деятельности, а обучение иностранному языку включало бы в себя такие учебно-коммуникативные задания, которые требовали бы от обучающегося со-

здания и использования новых программ, решений, высокой коммуникативной активности.

Формирование коммуникативной компетенции является отличительной особенностью урока иностранного языка. На сегодняшний день ставится основная цель - приобщить обучающегося к чужой культуре и привить стремление к участию в диалоге культур. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку находит свое отражение в рамках гуманистического подхода к образовательному процессу, при грамотном построении которого создаются благоприятные условия для активного развития и индивидуализации личности обучающегося в творческой деятельности. На основе анализа методической литературы мы выделили следующие условия:

- обучающимся предоставляется возможность свободно выражать свои мысли, идеи и чувства в процессе коммуникативной деятельности (в рамках образовательного процесса);

- обучающиеся не боятся совершать ошибки и чувствуют себя защищенными от критики или наказания;

- в условиях гуманистического подхода к образовательному процессу стираются «познавательные барьеры», которые могут снизить мотивацию обучающихся к учебно-познавательной деятельности (Белошистая, 2000).

Новые цели и направления в обучении иностранному языку подразумевают пересмотр и обновление теории упражнений и методов, особенно если рассматривать их сквозь призму принципа коммуникативной направленности активизации языкового материала.

Упражнение, как один из практических методов, достаточно эффективно в образовательном процессе, так как представляет собой целенаправленно организованное и повторное выполненное действие с целью овладения умениями или знаниями и повышения их качества [Пидкасистый, 2004].

Чтобы эффективно обозначить для себя содержание коммуникативного упражнения учитель должен осознать, что в коммуникативно--деятельностном подходе в обучении иностранному языку речевая деятельность, будучи объек-

том обучения, является структурно новым феноменом, который опосредует характер взаимоотношения людей в процессе их иноязычной коммуникации. Ввиду этого, на уроках иностранного языка необходимо создавать ситуации реального общения [Еликеева, 2010].

Упражнения коммуникативной направленности - это творческие упражнения, которые положительно влияют на мотивацию обучающихся и их заинтересованность в учебно-познавательной деятельности. Эффективность упражнений творческого характера может быть обусловлена выполнением следующих условий:

- упражнения должны обогащать кругозор обучающегося посредством содержания новых фактов, информации о стране изучаемого языка, предметов и стимулов для развития его любознательности;

- высказывание оригинальных и нестандартных идей должно поощряться, а не встречаться с критикой, приводящей к «познавательным барьерам»;

- упражнения должны носить прикладной характер, обеспечивая обучающимся возможности для применения новых отработанных знаний на практике;

- упражнения должны предоставлять обучающимся возможность задавать вопросы, а не только отвечать на них;

- педагог должен быть примером творческого подхода к выполнению упражнений.

В рамках развития коммуникативной компетенции обучающимся можно также предложить ряд проблемных вопросов, позволив им самим выбрать наиболее актуальный и интересующий их, по которому они хотели бы высказать свое собственное мнение. Например:

- speak about advantages and disadvantages of your age;

- imagine and describe the happiest person in your country;

- speak about prestigious jobs;

- speak about unpopular jobs;

- what would have happened if ...?

Значительную роль в организации образовательного процесса играет мотивация. Именно она способствует активизации как познавательного, так и творческого мышления, к выполнению той или иной задачи или упражнения.

Успешными в данном случае будут те методы обучения, которые способны удовлетворить потребность обучающихся в новизне - новым знаниям, новым приемам, новым упражнениям. Применение разнообразных методов в практике педагога создает благоприятные условия для закрепления материала, развития памяти, формирования ярких впечатлений и поддержания заинтересованности и творческой активности обучающихся.

Творческие задания также подразумевают использование обучающимися активных методов самоорганизации творческой деятельности. Организация образовательного процесса, предлагаемая учителем, должна учитывать это и быть ориентированной на взаимодополнение учителя и обучающегося в процессе совместной работы. Для достижения этой цели педагогу следует учитывать следующие положения творческого стиля преподавания:

- умение четко формулировать учебно-познавательные задачи и иметь представление о путях её решения;

- умение стимулировать и мотивировать обучающихся на поиск новых знаний, самообразование и нестандартные способы решения задач;

- умение поддержать обучающегося, который делает самостоятельные выводы.

Сутью педагогического творчества является процесс поиска путей решения многочисленных задач в постоянно меняющихся условиях, что делает саму педагогическую деятельность уже творческой по определению. Творчество нельзя взять в рамки стандартов, как и индивидуальность ученика, каждое его проявление уникально в своем роде, поэтому задания должны быть направлены на развитие творчества как качества личности и соответствовать следующим критериям:

- предоставлять возможность определить индивидуальный потенциал обучающегося и уровень уже сформированных творческих способностей;

- развивать интеллектуальные способности (целостное восприятие, критичность, гибкость, нестандартность идей);

- формировать качества, характерные для творческих личностей: способность выйти за привычные рамки, готовность к оправданному риску, инициативность и самостоятельность.

Использование игровых методов все еще актуально в качестве способа развития творческого мышления на уроках иностранного языка. Они способствуют формированию познавательного интереса обучающихся в различных аспектах коммуникации [Менте, 2001]. Такие методы позволяют определить потенциальные возможности обучающегося и снять ряд барьеров, связанных с боязнью критики или показаться смешным, так как все участники образовательного процесса в этот момент вовлечены в деятельность и находятся на равных.

Для эффективного включения таких методов в педагогическую деятельность нужно уделить внимание подготовке и предварительной работе педагога и обучающихся. Для учителя необходимо:

- выбрать тему и сформулировать проблему;

- отобрать и повторить нужный языковой материал;

- подготовить наглядный материал (карточки, пособия, игровую атрибутику);

- уточнить цель игры и сопоставить её с планируемым конечным результатом.

Для обучающихся подготовка будет включать:

- поиск дополнительной информации по теме или изучение материала, предложенного учителем;

- повторение грамматических и лексических единиц.

На этапе подготовки будет разумно выполнить речевые упражнения и несложные коммуникативные игры, которые будут необходимы для последующего общения по ролям, например:

- угадывание предметов или явлений по их описанию;

- угадывание персоналий при помощи вопросов;

- составление коротких диалогов по парам;

- описание изображений с использованием активной лексики и т. п.

Для успешного включения в образовательный процесс игровых методов, обучающиеся должны иметь в своем запасе хотя бы минимум основных диалогических единиц изучаемого языка, которые впоследствии будут развиваться и обогащаться в процессе выполнения заданий. Обучение будет проходить продуктивнее, если педагог предоставит наглядный материал: изображения, схемы, кластеры или видео.

Эффективность использования игровых методов может обеспечить выполнение следующих рекомендаций:

- создание благоприятного климата, где обучающийся не будет бояться высказываться. В игре не стоит перебивать или исправлять обучающихся, это нарушает естественный процесс общения. На сегодняшний день многие педагоги вообще предпочитают не замечать некоторые ошибки, чтобы не подавлять речевую активность обучающихся [Маметова, 2010];

- активное участие педагога как в подготовительном этапе игры, так и во время игры. Учитель - это творческий пример для обучающихся, это условие применимо и к игровым методам на уроках иностранного языка;

- корректное поведение педагога является еще одним условием создания подходящего климата для раскрытия творческого потенциала обучающихся;

- демонстрация обучающимся доверия и уважения педагога посредством организации самостоятельной работы, организации и проведении элементов игры;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- использование в своей практике разнообразных видов игровых методов.

При соблюдении вышеперечисленных условий между преподавателем и

обучающимися возникают партнерские и дружеские взаимоотношения, являющиеся необходимой составляющей развития творческих способностей в процессе обучения иностранному языку [Гальскова, Гез, 2006, с. 220].

Диагностическое значение игры заключается в том, что учитель может увидеть и оценить обучающегося в неограниченном проявлении его личности, по-

лучить представление об уровне его творческого мышления и, наравне с этим, о степени его активности, желании к сотрудничеству с другими участниками образовательного процесса и о его самочувствии в коллективе [Лихачев, 2001, с. 401].

Иностранный язык как гуманитарный предмет имеет дело со специфическим типом знания, требующим не только регистрации, структуризации и систематизации, но и глубоко личной интерпретации, вытекающей из понимания прочитанных текстов, рефлексивной деятельностью; применение в интерпретации методов «вчувствования», вживания в постигаемый предмет; учет активной роли и творческого участия языка в интерпретации содержания [Закирова, 2001, а 113].

Творческая мастерская - это такая форма обучения, которая создает условия для качественной интерпретации текстов на иностранном языке, специфика которой заключается в сочетании учебно-познавательной, учебно-практической, творческой диалогической деятельности обучающихся. Особенностью мастерской является реализация идеи диалога на иностранном языке во всех его аспектах как обмена мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, посредством чередования индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах; и внутреннего диалога каждого - с самим собой. Важнейшим качеством процесса оказываются такие самоценные явления как сотрудничество и сотворчество.

Этапами творческой деятельности в мастерской как главного средства достижения цели - понимания текста - являются деконструкция и реконструкция выбранного участниками мастерской материала; разрыв между старым и новым знанием и открытие нового видения предмета, образа, рефлексия. Пошаговая структура интерпретации текстов на иностранном языке заключается в восприятии, анализе текста и установлении связей между его структурными компонентами, понимании и проектировании совместной деятельности по его интерпретации и решении проблемной задачи, заложенной в описании ситуации.

Понимание повествовательных текстов, происходящее в результате внутреннего диалога, является для человека одновременно и пониманием самого себя [Брудный, 1998, а 184]. Ведущее место в проблеме толкования текста занимает его полимодальность. Например, личность в качестве организующего центра коммуникативной структуры художественного текста монологического типа может проявляться следующими способами: как автор, как персонаж и как рассказчик (повествователь) [Малычева, 2001].

Научить творчески пользоваться языком можно только в ходе активного взаимодействия учащихся на этом языке. Деятельностная основа обучения предмету - еще одна составляющая творческого аспекта в преподавании иностранного языка, которая выражается во внешней и внутренней (умственной) активности учащегося. Это значит, что традиционная фронтальная работа, при которой речевую активность проявляет учитель, а обучающиеся активны только в том случае, если их спрашивают, сокращается в пользу самостоятельных, групповых и коллективных форм обучения.

Использование метода проектов на уроках иностранного языка способствует развитию внутренней мотивации обучающихся к его изучению за счет включения творческого аспекта в данный вид деятельности и переноса центра образовательного процесса с учителя на обучающегося.

Проектная деятельность должна быть построена таким образом: обучающиеся имели бы возможность выражать свое мнение и идеи в удобных для них творческих формах (коллажирование, презентации, интервью, исследование, планы, схемы и т. д.). Важным фактором является то, что ответственность за работу ложится на самого обучающегося, как представителя проектной или исследовательской группы.

Эффективное использование проектного метода в работе учителя в процессе формирования творческого мышления обучающихся может быть обеспечено следующими пунктами:

- выбор наиболее интересующей проблемы для учащихся, исходя из их возрастных особенностей;

- подробное объяснение алгоритма действий;

- внимание к проблемам каждого обучающегося или группы, в случае их возникновения;

- мониторинг того, что делают учащиеся за пределами класса в рамках проекта;

- организация групповой самостоятельной работы;

- предоставление чернового варианта проекта учителю;

- четкое объяснение критериев оценивания итоговой работы;

- допуск обучающихся до оценивания других групп.

Существует множество типов проектных работ: индивидуальные и коллективные (групповые), устно-речевые и письменные, и, наконец, Интернет-проекты (Алпатова и др., 1999, с. 22). На практике же учитель имеет дело со смешанным типом проектов: исследовательские, творческие, практико-ориентированные и информационные.

Работа учащихся только над одним проектом уже является многоуровневой с точки зрения изучения иностранного языка. Проект затрагивает важнейшие аспекты - аудирование, говорение, чтение и грамматику. Следует отметить, что метод проектов обладает большим преимуществом в том, что он также ориентирует школьников на совместную исследовательскую деятельность.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литерату-

рой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке.

Работа над проектом - процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

Внедрение современных информационных технологий, в частности, использования сети Интернет в образовательном процессе, является эффективным методом в преподавании иностранного языка. При этом его применение является не целью обучения, а еще одним инструментом в арсенале современного учителя, применимым к любому этапу урока.

Использование Интернет-ресурсов при обучении иностранному языку позволяет вовлечь обучающихся в творческую деятельность и позволить им визуализировать свою работу. Их внедрение в образовательный процесс повышает познавательную активность обучающихся, делая учебный процесс интереснее и эффективнее.

Такой Интернет-инструмент, как ZOOBURST (zooburst.com), дает возможность создавать 3D-книги и делать процесс написания историй на иностранном языке более увлекательным. Книга может создаваться из заранее заготовленных изображений, или же сайт предлагает загружать свой графический материал (рисунки, фотографии, коллажи). Используя данный сервис, обучающиеся смогут придумать свои рассказы, снабдить их объемными и анимированными иллюстрациями и поделиться своими историями, вне зависимости от возраста.

Еще один Интернет-ресурс, который может эффективно применяться при обучении иностранному языку - storyjumper.com. Это сервис, набор инструментов которого позволяет также создавать иллюстрированные книги или же, в рамках урока, анимированные и яркие презентации. Как и ZOOBURST, данный

сайт предполагает использование как уже имеющихся материалов ресурса, так и материалов, загруженных пользователями. Сайт также содержит огромную библиотеку книг, созданных детьми.

LEARNING_APPS (learningApps.org) - это приложение по поддержке образовательного процесса при помощи интерактивных модулей, которые могут быть включены в обучение уже как в готовом (предложенном на сайте) виде, так и созданы в оперативном режиме. Данный сервис имеет большое количество заготовленных схем упражнений (заполнение пропусков, тесты, нахождение соответствия, хронологические линейки, пазлы, викторины, кроссворды и т. д.). Также заготовленные схемы могут использовать сами обучающиеся для создания своих собственных заданий. Блоки подобных заданий сохраняются на сайте, позволяя пользоваться ими в любое удобное время.

Таким образом, новые методы с использованием Интернет- и компьютерных технологий, способствуют усилению мотивации и интереса учащихся к изучаемому языку, совершенствуют процесс преподавания, обладая преимуществами перед традиционными методами. Применение таковых в обучении приносит удовольствие от преподавания, дает видимые результаты учительского труда и, что немаловажно, увлекает учащихся.

Все вышеперечисленные методы являются эффективными инструментами для построения грамотного образовательного процесса, где обучающиеся могут проявить себя творчески, то есть, где они получают возможность реализовать себя и проявить свою индивидуальность.

Подводя итог анализу особенностей организации процесса обучения на уроках иностранного языка, направленного на развитие творческого мышления, мы можем предложить следующие методические рекомендации:

Учителю следует:

1. Вести мониторинг творческой деятельности обучающихся в форме специальных дневников (дневник проекта) или графиков.

2. Включить в урок возможность для обучающихся демонстрировать свой творческий потенциал.

3. Отказаться от критики в адрес деятельности и личности обучающихся.

4. Подробно объяснять задания и удостовериться в том, что каждый учащийся понял свою задачу.

5. Показывать обучающимся свое доверие и уважение посредством организации самостоятельной работы и помощи в организации тех или иных элементов урока.

6. Поощрять нестандартные способы решения заданий.

7. Поощрять сомнения и вопросы, которые могут появиться на уроке.

8. Применять на уроках современные методы обучения.

9. Самому быть творческим примером для обучающихся.

10. Создать благоприятный и доверительный климат на уроках иностранного языка.

Таким образом, урок иностранного языка является качественной базой для развития творческого мышления. Специфика таких уроков выражена в коммуникативной направленности, возможности применения повседневного опыта в образовательном процессе и примерке обучающимися на себя новых социальных ролей.

Среди эффективных условий развития творческого мышления можно назвать следующие: профессиональная компетентность учителя, педагогическое совершенствование; изучение и применение педагогом современных методов обучения иностранному языку; отказ от традиционных авторитарных методов обучения; создание благоприятного психологического климата на уроках.

Педагог, использующий различные современные методы и формы развития творческого мышления, воспитывает в учащихся самостоятельность, независимость суждений, заинтересованность в процессе обучения и готовность к работе. Именно труд, основывающийся на интересе, стремлении к получению новых знаний и желании работать, определяет стержень творческой личности.

Библиографический список

1. Алпатова Р. С. Вопросы контроля обученностн учащихся иностранному языку: методическое пособие / Р. С. Алпатова, М. 3. Биболетова, И. Бим, М. Е. Брейгина, М. Л. Вайс-бурд, А. А. Миролюбов, О. Поляков. Обнинск: Титул, 1999. 80 с.

2. Белошистая А. Б. Индивидуальная работа с ребёнком как условие развития его личности / А. Б. Белошистая // Вопросы психологии. 2000. № 4. С. 12-15.

3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. М.: Изд. Центр «Академия», 2009. 57 с.

4. Большакова Л. А. Развитие творчества младшего школьника / Л. А. Большакова // Завуч начальной школы. 2002. № 2. С. 12-16.

5. Брудный А. А. Психологическая герменевтика: учеб. пособие / А. А. Брудный. М.: Лабиринт, 1998. 336 с.

6. Галъскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. М.: Изд. Центр «Академия», 2005. 336 с.

7. Еликеева Г. Т. Методика обучения иностранному языку / Г. Т. Еликеева // Эффективные методы обучения английскому языку. 2010. №. 5. С. 10-13.

8. Закирова А. Ф. О роли педагогической герменевтики в гуманизации образования / А. Ф. Закирова // Образование и наука. Известия Урал. науч.-образов. центра РАО Екатеринбург. 2001. № 3. С. 107-117.

9. Коряковцева Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии / Н. Ф. Коряковцева. М.: Изд. Центр «Академия», 2010. 192 с.

10. Кунанбаева С. С. Современное иноязычное образование: методология и теория / С. С. Кунанбаева. Алматы, 2005. 264 с.

11. Лихачев Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. М.: Юрайт-М, 2001. 607 с.

12. Малычева Н. В. Художественный и журналистский текст в аспекте функционально-семантических категорий / Н. В. Малычева, В. В. Богуславская // Конгресс руссистов-исследователей: секция «Актуальные процессы в современном русском языке». М.: Моск. гос. ун-т, 2001. URL: http//shhshhshh.philol.msu.ru/ ~rlc2001/ru/sch_14.htm.

13. Маметова У. А. Игровые технологии / У. А. Маметова // Вопросы педагогики. 2010. № 3. С. 79-83.

14. Менте Морри ван. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр / Морри ван Менте. СПб.: Питер, 2001. 208 с.

15. Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск: Современный литератор, 2005. 976 с.

16. Пидкасистый П. И. Педагогика / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогическое общество России, 2004. 608 с.

17. Полонский В. М. Интернет на уроках иностранного языка / В. М. Полонский // Инновации в образовании. 2007. № 2. С. 4-14.

18. Посталюк Н. Ю. Проектирование инновационных образовательных систем / Н. Ю. Посталюк // URL: http:// psycology.narod.ru/121.html. 2004.

19. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. / Под редакцией В. Н. Дружинина. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 656 с.

20. Ташкеева Г. К. Об условиях активизации творческой деятельности студентов для успешного обучения / Г. К. Ташкеева // Методика обучения ИЯ. 2009. № 5. С. 33-44.

21. Теплое Б. М. Способности и одаренность. М.: Просвещение, 2003. 242 с.

22. Хуторской А. В. Типологии педагогических нововведений / А. В. Хуторской // Школьные технологии. 2005. № 5. С. 10-24.

23. Шадриков В. Д. Способности человека / В. Д. Шадриков. Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2001. 288 с.

References

1. Alpatova, R. S. The issues of control of teaching students a foreign language: methodical guideline / R. S. Alpatova, M. Z. Biboletova, E. Beem, M. E. Bragina, M. L. Vaysburd, A.A. Mirolyubov, A. Polyakov. Obninsk: Titul, 1999. 80 p.

2. Beloshistaya, A. B. Individual work with children as a condition for the development of their personality / A. B. Beloshistaya // Psychological Issues. 2000. No. 4. P. 12-15.

3. Bogoyavlenskaya, D. B. Psychology of creativity: a manual for students of higher schools / D. B. Bogoyavlenskaya. M.: Academy, 2009. 57 p.

4. Bolshakov, L. A. Development of creativity of junior schoolchildren / L. A. Bolshakova // Director of Studies in Elementary School. 2002. No. 2. P. 12-16.

5. Brudnyi, A. A. Psychological hermeneutics: manual / A. A. Brudnyi. M: Labyrinth, 1998. 336 p.

6. Galskova, N. D. Theory of foreign language teaching: linguodidactics and methodology / N. D. Galskova, N. I. Gez. M.: Academy, 2005. 336 p.

7. Khutorskoy, A.V. Typology of pedagogical innovations / A. V. Khutorskoy // School Technologies. 2005. No. 5. P. 10-24.

8. Koryakovtseva, N. F. Theory of teaching foreign languages: productive educational technologies / N. F. Koryakovtseva. M.: Akademiya, 2010. 192 p.

9. Kunanbayeva, S. S. Modern foreign language education: methodology and theory / S. S. Kunanbaeva. Almaty, 2005. 264 p.

10. Likhachev, B. T. Pedagogics / B. T. Likhachev. M.: Yurayt-M, 2001. 607 p.

11. Malycheva, N. V. Literary and journalistic text in the aspect of functional-semantic categories / N. V. Malycheva, V.V. Boguslavskaya // Congress of Russianists-Researchers: Section "Relevant Processes in the Modern Russian Language". M.: MSU, 2001. URL: http//shhshhshh.philol.msu.EN/ ~rlc2001/ru/sch_14.htm.

12. Mametova, U. A. Gaming technologies / U. A. Mametova // Pedagogical Issues. 2010. No. 3. P. 79-83.

13. Ments, Morrie van. Effective training through role-playing games / Morrie van Ments. SPb.: Peter, 2001. 208 p.

14. Pidkasistyi, P. I. Pedagogy / P. I. Pidkasistyi. M.: Pedagogical Society of Russia, 2004. 608 p.

15. Polonskyi, V. M. Internet for foreign language lessons / V. M. Polonskyi // Innovations in Education. 2007. No. 2. P. 4-14.

16. Postalyuk, N. Yu Development of innovative educational systems / N. Yu Postayuk // URL: http:// psycology.narod.ru/121.html. 2004.

17. Psychology. Textbook for humanitarian institutions. 2nd ed. SPb.: Piter, 2009. 656 p.

18. Shadrikov, V. D. Human's abilities / V. D. Shadrikov. Voronezh: NPO "Modeck", 2001. 288 p.

19. Tashkeyeva, G. K. On the conditions of activation of students' creative activity for successful learning / G. K. Tashkeyeva // Methodology of Teaching Foreign Languages. 2009. No. 5. P. 33-44.

20. Teplov, B. M. Ability and talent. M.: Education, 2003. 242 p.

21. The newest dictionary of foreign words and expressions. Minsk: Modern Writer, 2005. 976 p.

22. Yelikeeva, G. T. Methods of foreign language teaching / G. T. Yelikeeva // Effective methods of teaching English. 2010. No. 5. P. 10-13.

23. Zakirova, A. F. On the role of pedagogical hermeneutics in humanization of education / A. F. Zakirova // The Education and Science Journal. 2001. No. 3. S. 107-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.