Научная статья на тему 'Условия реализации проблемно-деятельностного подхода в процессе обучения иноязычному общению на занятиях по иностранному языку в старших классах средней школы'

Условия реализации проблемно-деятельностного подхода в процессе обучения иноязычному общению на занятиях по иностранному языку в старших классах средней школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНО-ДЕЯТЕЛЪНОСТНЫЙ ПОДХОД / PROBLEM-ORIENTED APPROACH / ПРИНЦИП ПРОБЛЕМНОСТИ / ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ / CONDITIONS OF IMPLEMENTATION / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE ACTIVITY / ДИАЛОГИЧНОСТЬ / PROBLEM-SOLVING PRINCIPLE / ACTIVITY-BASED PRINCIPLE / DIALOGISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Екатерина Николаевна

В статье обсуждаются важнейшие вопросы совершенствования уровня преподавания иностранных языков с учетом веяния нового времени, обосновывается использование проблемно-деятелъностного подхода (ИДИ) в рамках занятий в старших классах средней школы, описываются необходимые условия его реализации при обучении лексическому аспекту языка. Особое внимание уделяется обоснованию использования ПДП при обучении иноязычному общению обучающихся старших классов, преодолению трудностей при организации уроков, базирующихся на данном подходе, преимуществах ПДП по сравнению с классическими образовательными моделями. Что же способствует созданию благоприятных условий для реализации ПДП? Каким образом создаются подобные условия, и в чем они заключаются? Ответы на эти вопросы помогут педагогам продуктивно реализовыватъ ПДП в ходе уроков, достигать высоких результатов при обучении иноязычному общению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A problem-oriented approach: conditions of its realization while teaching foreign language vocabulary at high school

The article deals with the most important issues of improving the level of foreign language teaching according to contemporary tendencies, it grounds the usage of a problem-oriented approach at high school lessons and describes the necessary conditions to realize it while teaching vocabulary of foreign languages. Particular focus is given to the usage of problem-oriented approach when teaching how to communicate in foreign languages. What is more, it helps to understand how to overcome difficulties in organizing lessons on the basis of this approach, shows the advantages of problem-oriented education in comparison with classical models. What contributes to the creation of favorable conditions for problem-oriented approach implementation? How can such conditions be created? How do they "look" like? The answers to these questions will help teachers to efficiently implement the problem-oriented approach during their lessons and achieve great results while teaching foreign language communication.

Текст научной работы на тему «Условия реализации проблемно-деятельностного подхода в процессе обучения иноязычному общению на занятиях по иностранному языку в старших классах средней школы»

1УДК 372.8+811 ББК 74.200.58

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Е. Н. Власова

В статье обсуждаются важнейшие вопросы совершенствования уровня преподавания иностранных языков с учетом веяния нового времени, обосновывается использование проблемно-деятельностного подхода (ПДП) в рамках занятий в старших классах средней школы, описываются необходимые условия его реализации при обучении лексическому аспекту языка. Особое внимание уделяется обоснованию использования ПДП при обучении иноязычному общению обучающихся старших классов, преодолению трудностей при организации уроков, базирующихся на данном подходе, преимуществах ПДП по сравнению с классическими образовательными моделями. Что же способствует созданию благоприятных условий для реализации ПДП? Каким образом создаются подобные условия, и в чем они заключаются? Ответы на эти вопросы помогут педагогам продуктивно реализовывать ПДП в ходе уроков, достигать высоких результатов при обучении иноязычному общению.

Ключевые слова: проблемно-деятельностный подход, принцип проблемности, принцип деятельности, условия реализации, мотивация, творческая деятельность, диалогичность.

A PROBLEM-ORIENTED APPROACH: CONDITIONS OF ITS REALIZATION WHILE TEACHING FOREIGN LANGUAGE VOCABULARY AT HIGH SCHOOL

E. N. Vlasova

The article deals with the most important issues of improving the level of foreign language teaching according to contemporary tendencies, it grounds the usage of a problem-oriented approach at high school lessons and describes the necessary conditions to realize it while teaching vocabulary of foreign languages. Particular focus is given to the usage of problem-oriented approach when teaching how to communicate in foreign languages. What is more, it helps to understand how to overcome difficulties in organizing lessons on the basis of this approach, shows the advantages of problem-oriented education in comparison with classical models. What contributes to the creation of favorable conditions for problem-oriented approach implementation? How can such conditions be created? How do they "look" like? The answers to these questions will help teachers to efficiently implement the problem-oriented approach during their lessons and achieve great results while teaching foreign language communication.

Keywords: problem-oriented approach, problem-solving principle, activity-based principle, conditions of implementation, motivation, creative activity, dialogism.

Говоря о современной педагогике, мы непременно наталкиваемся на мысль об интенсивных процессах эволюции, затрагивающих эту научную дисциплину. В данных условиях на первый план выходит личность обучающегося, стремящаяся к самореализации и развитию. Обучающийся XXI в. инициативен и креативен, он занимает активную жизненную

позицию и стремится к самостоятельному приобретению новых знаний. В период глобализации и информатизации общества пассивное обучение и авторитарные педагогические приемы теряют былую эффективность и представляются архаизмами, владеть которыми педагог обязан, однако включает их в свою профессиональную деятельность только в крайних случа-

ях. На первый план выходят активные методы и формы, включающие в себя элементы про-блемности и научного поиска. Пользуясь терминологией А. А. Вербицкого, мы можем диагностировать переход от «школы воспроизведения» к «школе понимания и мышления», а образовательное учреждение как таковое ставит перед собой задачу не просто привить обучающемуся систему знаний, умений и навыков, но и наделить его комплексом ключевых компетенций, реализуемых в разнообразных жизненных сферах: интеллектуальной, коммуникативной, политической и пр. [1, с. 15].

Согласно мнению большинства современных исследователей, развитие личности в ходе образовательного процесса должно осуществляться на основе следующих принципов: субъектной ориентации, гибкости и вариативности, личностного и гуманистического взаимодействия, преемственности уровней развития личности [2, с. 15]. Реализация подобных принципов способствует созданию благоприятных условий для саморазвития обучающегося, а это, в свою очередь, подразумевает изменение характера учебного процесса.

Исследователи сегодняшнего дня, как правило, сходятся во мнении, что наиболее адекватным образовательным подходом на данном этапе развития образовательного процесса является проблемно-деятельностный подход (ПДП), позволяющий не просто приобретать знания, умения и навыки, но и решать поставленные задачи путем накопления творческого опыта. Двумя основополагающими принципами этого подхода, как не трудно догадаться, являются принципы проблемности и деятельности. Что же представляют собой эти принципы?

Реализуя принцип проблемности, мы должны, в первую очередь, сформировать такую учебную среду, в которой обучающимся будет подвластно постижение наук путем преодоления возникающих трудностей и самостоятельной организации своей деятельности. Обучающийся в такой среде становится не объектом обучения, а субъектом, самостоятельным, активным, сознательным и творческим элементом учебного процесса.

Принцип деятельности, в свою очередь, самым тесным образом связан с принципом про-блемности, поскольку он также подразумевает

собственную активность обучающегося. Этот принцип является важным и системообразующим, так как, осуществляя те или иные виды деятельности, на разных возрастных этапах человек проходит процесс становления себя как личности [2, с.19].

Как показывает практика, обучение лексике - процесс значительно более трудоемкий, чем это кажется на первый взгляд. Обучающиеся сталкиваются с заметными трудностями во время работы над увеличением словарного запаса. В данной ситуации внедрение ПДП в образовательный процесс видится более чем разумным. В ходе занятий, базирующихся на данном подходе, существенно возрастает доля самостоятельной познавательной деятельности обучающихся по разрешению проблемных ситуаций, усиливается интенсивность их мышления в результате поиска новых знаний и новых способов решения тех или иных задач [3, с. 72].

Интенсификация мышления обучающихся старших классов, осознание ими необходимости самостоятельного поиска решения познавательной задачи, совместная деятельность школьников и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего - все это способствует осуществлению более плодотворной работы над лексическим материалом [4, с. 193].

Большинство исследователей, в свою очередь, акцентируют внимание педагогов на необходимости переоценивания роли ученика в рамках учебного процесса. Согласно постулатам ПДП, обучающегося следует рассматривать не как «незнающего», которого следует научить, а как активную личность со своей жизненной позицией и программой развития.

Что же способствует созданию благоприятных условий для реализации ПДП? Не вызывает сомнений тот факт, что ключевую роль в данном процессе играет педагогическое мастерство обучающего. Педагог, ставящий своей целью успешную реализацию ПДП в ходе уроков иностранного языка, обязан создавать обучающемуся такие условия, которые не просто способствуют усвоению лексического материала, но и помогают сформировать гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в проблемных ситуациях, нацеленную не только на

приобретение знаний, умений, навыков, но и на развитие интеллекта.

Каким же образом создаются подобные условия? На наш взгляд, педагог, реализующий ПДП при обучении лексике обучающихся старших классов, должен, в первую очередь, произвести систематизацию и структуризацию основных методов, форм и приемов ПДП. Принимая во внимание сущность данного подхода, особое внимание следует уделять тщательному отбору уместных проблемных ситуаций, преодоление которых позволит школьнику не просто овладеть лексикой в той или иной мере, но и умело пользоваться ей в самых разных жизненных ситуациях, а также научит его не сдаваться перед проблемой, стремиться к ее разрешению, тем самым проходя ступени формирования творческой личности, склонной к систематическому поиску.

Обучение лексике на основе ПДП, как показывает практика, представляется крайне эффективным. Однако результативность такого обучения также достигается благодаря созданию специфических условий образовательного процесса. Овладение словарным запасом неродного языка с психологической точки зрения является своеобразным стрессом для организма школьника. У большей части обучающихся в ходе освоения нового материала возникает некий внутренний барьер, основанный на страхе перед неизвестным и ощущением чужеродно-сти преподаваемой информации. Современные дидактические принципы отрицают необходимость «насильственного» внедрения лексики в разум ребенка. Статичное заучивание иностранных слов, как правило, приводит к их последующему «успешному» забыванию.

Какие же условия необходимо создать педагогу, чтобы подобных исходов было как можно меньше?..

На наш взгляд, первым условием успешной реализации ПДП при обучении лексике является обеспечение обучающихся той самой про-блемностью в подготовке и решении образовательных задач, о которой неоднократно упоминалось ранее. Преодоление противоречий, с которыми сталкивается обучающийся в ходе занятия, приводит к более качественному запоминанию преподаваемого материала. Учитель не просто снабжает учеников новой лек-

сикой и способами ее активизации, а побуждает их к самостоятельному решению поставленной проблемы. Под его тщательным руководством обучающиеся работают с новым материалом, осуществляют различные виды деятельности, каждый из которых является логическим продолжением предыдущего, сами задают вопросы, сами же и дают на них ответы. Педагогу же в данных условиях необходимо уметь занимать правильную позицию. Он не должен активно участвовать в преодолении затруднений, с которыми сталкиваются ученики, но в то же время ему полагается грамотно контролировать течение всего учебного процесса.

Вторым условием, помогающим реализовать ПДП на практике, является наличие учебной мотивации обучающихся. Учебный процесс следует строить таким образом, чтобы активизация нового лексического материала воспринималась учениками как потребность. Мотивация же, в свою очередь, является средством удовлетворения потребности. Разумеется, не существует универсальных способов мотивирования к учебной деятельности. Каждый обучающийся уникален, индивидуален. Мастерство педагога в данной ситуации проявляется в том, насколько грамотно ему удастся организовать мотивационное обеспечение всей группы в целом и каждого ее участника в частности. Не стоит забывать также и о том, что учебная деятельность характеризуется двумя типами мотивации: мотивацией достижения и познавательной мотивацией. Как правило, мотивация достижения присутствует даже у не самых способных и устремленных на приобретение знаний в том случае, если их по-настоящему интересует задание, предлагаемое педагогом. Познавательной мотивацией, в свою очередь, обладают далеко не все обучающиеся. От мотивации первого типа она отличается прежде всего тем, что носит «хронический» характер. Ее нельзя создать искусственным образом, предложив ученику интересное задание. Познавательная мотивация закладывается на ранних этапах обучения и поддерживается как раз таки «за счет» мотивации достижения. Преодолевая учебные трудности, решая проблемные задачи, обучающийся мотивирован на достижение положительных результатов, тем самым сохраняя познавательную мотивацию для пе-

рехода на следующий, более высокий образовательный уровень. При обучении лексике вопрос мотивации чрезвычайно важен, поскольку обучающийся, мотивированный на запоминание материала, овладение им в речи, дальнейшее его успешное применение на практике, достигает, как правило, значительно больших успехов, чем если бы его мотивация ограничивалась монотонным заучиванием без какой-либо конкретной цели.

Разумеется, выучить слова наизусть, успешно «сдать» их преподавателю и благополучно забыть - гораздо проще, чем осознать, для чего они могут пригодиться в будущем и зачем нужна системная организация учебного процесса. Еще одним важным условием реализации ПДП является развитие творческой деятельности обучающихся. Только человек, нацеленный на творческое преобразование мира, может грамотно относиться к построению учебного процесса на основе ПДП. Проблемное обучение как творческий процесс представляет собой решение нестандартных научно-учебных задач нестандартными методами. Не вызывает сомнений тот факт, что выбираемые задачи и методы должны отличаться не только нестандартностью, но и познавательной эффективностью.

Последним важным условием реализации ПДП при обучении лексике обучающихся старших классов является обеспечение диалогич-ности в ходе занятия. Диалогичность как таковая играет важнейшую роль в преподавании любой учебной дисциплины. Говоря об иностранном языке, о его лексическом аспекте, стоит подчеркнуть, что диалогичность в данном случае выходит на первый план и занимает главенствующую роль в градации запрашиваемых условий. Только в общении, в диалоге и полилоге, можно по-настоящему качественно активизировать и закрепить изученный лексический материал, расширить словарный запас. Диалогичность здесь рассматривается сразу с двух позиций. Во-первых, это нахождение общего языка между преподавателем и обучающимися, между обучающимися в рамках группы. Общение в подобных условиях помогает ставить и решать образовательные задачи, развиваться личностно и творчески. Во-вторых, диалог - неотъемлемая составляющая уроков

иностранного языка. Невозможно выучить язык в отсутствие необходимой коммуникации.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что ПДП является одним из ведущих подходов к обучению в современном обществе. Иностранный язык - специфическая учебная дисциплина. Его нельзя преподавать одинаково на протяжении многих лет. Языки имеют тесную связь с обществом и развиваются параллельно развитию общества. В рамках научно-технического прогресса последнего времени это развитие отличается высокой динамичностью. Использование ПДП при обучении лексике на уроках иностранного языка позволяет не только соответствовать веяниям нового времени, но и повышать продуктивность образовательного процесса. Реализация ПДП требует создания определенных условий, в которых обучающиеся, опираясь на накопленные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему, мысленно и практически подходят к ее разрешению. Обучая лексическому аспекту иноязычной деятельности с использованием ПДП, мы должны использовать только те методы и приемы, которые повышают активность, самостоятельность обучающихся, способствуют их мыслительному развитию. Это позволит нам сделать процесс обучения по-настоящему грамотным, современным и продуктивным.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вербицкий, А. А. Проблемы гуманитаризации и гуманизации педагогического образования [Текст] / А. А. Вербицкий // Человек как феномен педагогики: материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти педагога О. А. Казанского (ЛГПУ, 4-5 октября 2006 г.): в 2 т. - Липецк: РИЦ ЛПГУ, 2006. - Т. 1. - С. 15.

2. Ефимова, Ю. А. Педагогические условия реализации проблемно-деятельностного подхода к профессиональному иноязычному образованию (на материале подготовки специалистов по информационным и телекоммуникационным технологиям в вузе) [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Ю. А. Ефимова. - Курск, 2007.

3. Талъзина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний [Текст] / Н. Ф. Талызина. - М., 1975.

4. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин; под ред. В. А. Сла-стенина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004. - 576 с.

REFERENCES

1. Verbitskiy A. A. Problemy gumanitarizatsii i gumanizatsii pedagogicheskogo obrazovaniya.

Chelovek kak fenomen pedagogiki: Proceeding of the Kazanskiy Memory International Conference (LGPU, 4-5 oktyabrya 2006 g.): In 2 vol. Vol. 1. Lipetsk: RITs LPGU, 2006. P. 15.

2. Efimova Yu. A. Pedagogicheskie usloviya real-izatsii problemno-deyatelnostnogo podkhoda k professionalnomu inoyazychnomu obrazovani-yu (na materiale podgotovki spetsialistov po in-formatsionnym i telekommunikatsionnym tekh-nologiyam v vuze): PhD Dissertation (Education). Kursk, 2007.

3. Talyzina N. F. Upravlenie protsessom usvoeni-ya znaniy. Moscow, 1975.

4. Slastenin V. A. Pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. Moscow: Akademiya, 2004. 576 p.

Власова Екатерина Николаевна, учитель английского языка ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска; соискатель Курского государственного университета e-mail: biasp1989@gmail.com

Vlasova Ekaterina N., English language teacher, Regional Budgetary Educational Boarding School, Lyceum №1,Kursk, Post-Graduate Student, Kursk State University e-mail: biasp1989@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.