Научная статья на тему 'Модель обучения иноязычному общению учащихся классов лингвистического профиля на основе эпистемического подхода'

Модель обучения иноязычному общению учащихся классов лингвистического профиля на основе эпистемического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / TEACHING MODEL / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ / PROCESS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION / УЧАЩИЕСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ / STUDENTS OF LINGUISTIC-PROFILE CLASSES / ЭПИСТЕМА / EPISTEME / ЭПИСТЕМИЧЕСКИЙ ПОДХОД / EPISTEMIC APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабенкова Оксана Сергеевна

Данная статья посвящена проблематике обучения иноязычному общению учащихся классов лингвистического профиля на основе использования эпистемического подхода. Авторы статьи описывают цель и содержание, принципы и подходы, алгоритм и условия, необходимые для эффективной реализации предлагаемой модели обучения. В работе детально представлены, образовательные возможности эпистемического подхода при обучении иностранному языку учеников классов лингвистического профиля, а именно его учебный, познавательный, развивающий и воспитательный потенциалы. Особое место в статье отводится детальному описанию средств, которые призваны обеспечивать развитие умений иноязычного общения учащихся профильных классов. В работе также описаны основные критерии и показатели эффективности предлагаемой образовательной модели. Все ее компоненты представляют собой неразрывное единство в процессе обучения иноязычному общению в классах лингвистического профиля на основе эпистемического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабенкова Оксана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of teaching foreign language communication in the classes of linguistic specialization based on epistemic approach

The article is devoted to the process of teaching foreign language communication to the students in linguistic-profile classes on the basis of the epistemic approach. The article contains a detailed description of contents, principles, approaches, procedures and conditions necessary for the effective implementation of the offered training model. The authors represent the educational opportunities, which are typical of the epistemic approach in the language classes, namely its educational, informative, developing and educational potentials. The authors single out the main aspects of teaching foreign languages based on the epistemic approach. The article contains the main criteria and rates, which determine the efficiency of this implemented system of teaching. All the components of the given model represent a unity in the process of foreign language teaching in language classes.

Текст научной работы на тему «Модель обучения иноязычному общению учащихся классов лингвистического профиля на основе эпистемического подхода»

1УДК 373.1.02:372.8 ББК 74.268.1

МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ НА ОСНОВЕ ЭПИСТЕМИЧЕСКОГО ПОДХОДА

О. С. Бабенкова

Данная статья посвящена проблематике обучения иноязычному общению учащихся классов лингвистического профиля на основе использования эпистемического подхода. Авторы статьи описывают цель и содержание, принципы и подходы, алгоритм и условия, необходимые для эффективной реализации предлагаемой модели обучения. В работе детально представлены образовательные возможности эпистемического подхода при обучении иностранному языку учеников классов лингвистического профиля, а именно его учебный, познавательный, развивающий и воспитательный потенциалы. Особое место в статье отводится детальному описанию средств, которые призваны обеспечивать развитие умений иноязычного общения учащихся профильных классов. В работе также описаны основные критерии и показатели эффективности предлагаемой образовательной модели. Все ее компоненты представляют собой неразрывное единство в процессе обучения иноязычному общению в классах лингвистического профиля на основе эпистемического подхода.

Ключевые слова: модель обучения, процесс обучения иноязычному общению, учащиеся профильных классов, эпистема, эпистемический подход.

MODEL OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION IN THE CLASSES OF LINGUISTIC SPECIALIZATION BASED ON EPISTEMIC APPROACH

O. S. Babenkova

The article is devoted to the process of teaching foreign language communication to the students in linguistic-profile classes on the basis of the epistemic approach. The article contains a detailed description of contents, principles, approaches, procedures and conditions necessary for the effective implementation of the offered training model. The authors represent the educational opportunities, which are typical of the epistemic approach in the language classes, namely its educational, informative, developing and educational potentials. The authors single out the main aspects of teaching foreign languages based on the epistemic approach. The article contains the main criteria and rates, which determine the efficiency of this implemented system of teaching. All the components of the given model represent a unity in the process of foreign language teaching in language classes.

Keywords: teaching model, process of teaching foreign language communication, students of linguistic-profile classes, episteme, epistemic approach.

Распоряжение Правительства РФ об одобрении Концепции модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривает профильное обучение, ставит задачу создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и со-

циализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <...> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» [1].

Требования ФГОС среднего (полного) общего образования по английскому языку в классах лингвистического профиля предполагают

формирование у учащихся умения решать коммуникативные задачи в различных сферах деятельности в процессе взаимодействия с представителями различных стран и культур. В связи с этим требуется усиление языковой подготовки школьников [2].

Преподавание иностранного языка в классах лингвистического профиля имеет свою специфику, которая заключается в том, что учащиеся овладевают языком как средством общения, позволяющим им специализироваться в определенной сфере.

Важнейшим компонентом иноязычного образования в профильных классах является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, которая включает в себя такие виды компетенций, как лингвистическая, социолингвистическая, социокультурная, социальная, стратегическая, дискурсивная [3, с. 79-94]. Целью обучения иноязычному общению в классах лингвистического профиля является формирование у учащихся знаний о языке, его структуре и правилах функционирования языковых единиц в речи, особенностях культуры (в том числе культуры общения) страны изучаемого языка и способностей применить данные знания, необходимые для успешной межкультурной коммуникации, на практике.

Эффективное лингвистическое образование возможно только при изучении языка через культуру, а культуры через язык. Вследствие этого в процессе обучения иноязычному общению в профильных классах представляется актуальным применение эпистемического подхода, основанного на использовании образовательных эпистем - проблемно-познавательных тем социокультурного характера, процесс овладения которыми «предполагает актуализацию языковых способностей» учащихся профильных классов, их «знаний и опыта» и «завершается» созданием и «представлением оригинального индивидуального образовательного продукта» [4, с. 43]. Эпистему также можно определить «как проблемно-познавательную тему, для работы над которой привлекаются знания из различных научных областей» [5, с. 38]. Данный подход имеет тесную взаимосвязь с проблемным обучением, что способствует развитию у учащихся умения самостоятельно находить необходимую инфор-

мацию, а также с культурологией, что позволяет учащимся углубить свои знания о национально-культурных особенностях представителей родной, иностранной и мировой культур.

Процесс обучения иноязычному общению в классах лингвистического профиля на основе эпистемического подхода не стал предметом пристального внимания. Тем не менее в науке уже накоплена определенная теоретическая база работ, предоставляющих возможность рассматривать данный вопрос и послуживших теоретической основой (Н. Д. Гальскова, 2007; И. А. Зимняя, 2005; Ж. Г. Симонова, 2009, 2011; П. В. Сысоев, 2008; И. И. Халеева, 1989, V. Rivers, 1990; и др.)

Целью данной работы является разработка теоретических и технологических аспектов модели обучения иноязычному общению в классах лингвистического профиля на основе эпистемического подхода.

Рассмотрим образовательные возможности эпистемического подхода в процессе обучения иноязычному общению учащихся классов лингвистического профиля:

Практический (илиучебный) аспект процесса обучения иноязычному общению предусматривает овладение учащимися лингвистическими и социолингвистическими знаниями, умениями и навыками, а также коммуникативным опытом в различных ситуациях общения.

В ходе реализации познавательного (или общеобразовательного) аспекта учащиеся профильного класса должны быть ознакомлены с особенностями национального характера представителей культуры страны изучаемого языка, их восприятием окружающего мира, ценностными ориентациями, образцами и нормами поведения, обычаями, особенностями коммуникации. В результате этого у учащихся происходит расширение общекультурного и социокультурного кругозора [6, с. 119].

При реализации развивающего аспекта в процессе обучения иноязычному общению следует развивать у учащихся профильных классов эпистемическое мышление и восприятие, аналитические способности, внимание и наблюдательность и др. [7, с. 176-180].

В процессе изучения и проведения сравнительного анализа различных образовательных эпистем, то есть коммуникативных и социо-

культурных ситуаций, происходит развитие эпистемического мышления и восприятия, что в свою очередь способствует совершенствованию умений анализа получаемой информации и результатов наблюдений, установления причинно-следственных связей, сравнения полученных данных. Развитие эпистемического мышления находится в тесной взаимосвязи со способностями учащихся оперативно принимать решения и гибко реагировать на проблемные ситуации.

Кроме того, эпистемический подход обладает огромным воспитательным потенциалом в процессе обучения профильных классов иностранному языку. Посредством изучения и анализа образовательных эпистем, представленных в художественной литературе, художественных и документальных фильмах, музыкальных произведениях, периодичных изданиях, публичных выступлениях выдающихся ученых, поэтов, политиков и предлагаемых учащимся текстах происходит овладение моделями социокультурного поведения, воспитание политкорректности, толерантности, такта и, конечно же, патриотизма.

Кроме того, в процессе применения эпистемического подхода используются образовательные эпистемы, информирующие учащихся о специфике межкультурного общения с представителями различных слоев населения с учетом гендерных, возрастных, социокультурных и других особенностей общения.

Таким образом, в процессе обучения иноязычному общению учащихся профильных классов с использованием средств эпистемического подхода происходит эффективное применение всех аспектов иноязычного образования - учебного, познавательного, развивающего и воспитательного (таблица).

Образовательные возможности эписте иноязычному общению учащихся

Разработанная методическая модель обучения иноязычному общению учащихся классов лингвистического профиля отображает в обобщенном виде свойства, взаимосвязи, структуру и отношения между элементами, взаимодействие которых направлено на достижение основной цели профильного обучения иностранному языку.

Представленная ниже модель представляет собой систему, состоящую из структурных компонентов - четырех блоков: целевого (цель), теоретического (принципы и подходы), технологического (педагогические условия, алгоритм обучения), оценочно-результативного (критерии оценки, результат).

Целью разработанной методической модели является овладение учащимися лингвистическими и социокультурными знаниями, умениями и навыками, развитие эпистемического мышления, помогающего обеспечивать преодоление стереотипов межкультурного общения.

В данной модели реализация эпистемиче-ского подхода осуществляется на основе принципов:

• диалога культур,

• коммуникативности,

• функциональности,

• предупреждения формирования стереотипов.

Принцип функциональности предполагает осознание учениками функциональной предназначенности средств иноязычной коммуникации [8, с. 82-100] и эпистем, которые являются неотъемлемой его составляющей. Функциональность проявляется в связности и целостности речи учащегося, правильном использовании языковых единиц.

Приоритетным является принцип диалога

Таблица

ического подхода в процессе обучения тассов лингвистического профиля

Учебный потенциал Познавательный Потенциал Развивающий потенциал Воспитательный потенциал

Овладение лингвистическими и социолингвистическими знаниями, умениями, навыками; развитие коммуникативных умений; овладение коммуникативным опытом Расширение социокультурного и общекультурного кругозора Развитие эпистемического мышления; развитие эпистемического восприятия; развитие внимания, наблюдательности, аналитических способностей Воспитание толерантности, патриотизма, такта и политкорректное™

культур, поскольку в процессе овладения любой эпистемой происходит передача и присвоение иноязычной культуры как системы ценностей иностранной, родной и мировой культур [9, с. 82-100].

Любая эпистема предполагает овладение социокультурными знаниями и реалиями. Информация применяется «дозами», позволяющими понимать и порождать иноязычное высказывание с учетом складывающихся социокультурных обстоятельств и национальных культурных норм, характерных для представителей каждой из национальностей.

Принцип предупреждения формирования стереотипов в процессе обучения иноязычному общению предполагает развитие у учащихся такого мышления, которое обеспечивает способность быстро и гибко реагировать на существующие в межкультурном общении стереотипы.

Так как в процессе освоения образовательной эпистемы представляется информация, которая отражает различные точки зрения на затрагиваемую проблему, у учащихся возникает возможность откорректировать свою точку зрения, учитывая существующие позиции представителей различных стран по определенному социокультурному вопросу.

Принцип коммуникативности подразумевает речевую направленность обучения, при этом практическая речевая направленность является и целью, и средством [10, с. 25-37].

Данная методическая модель функционирует на основе совокупности подходов, приоритетным из которых является эпистемиче-ский. Эпистемический подход тесно взаимосвязан с социокультурным, проблемно-деятель-ностным, коммуникативным и компетентност-ным.

Содержание модели обучения иноязычному общению учащихся профильных классов на основе эпистемического подхода включает в себя четыре пункта: 1) развивающий (развитие эпистемического мышления, направленное на преодоление стереотипов; развитие эпистемического восприятия; развитие механизмов догадки и дифференциации; развитие аналитических способностей и т. д.); 2) учебный (приобретение лингвистических и социокультурных знаний, умений и навыков); 3) познавательный

(расширение социокультурного и общекультурного кругозора на основе сравнения и сопоставления осваиваемых эпистем); 4) воспитательный (воспитание патриотизма, толерантности, социокультурной образованности; расширение социокультурных взглядов, воспитание терпимости и политкорректности).

Процесс обучения иноязычному общению в профильных классах на основе использования возможностей эпистемического подхода основывается на применении алгоритма, направленного на изучение процесса сопоставления и присвоения эпистем. Данный алгоритм предполагает актуализацию имеющихся у школьников знаний, их опыта, развитие языковых способностей учащихся и включает в себя: этап ознакомления и мотивации (установление наличия социокультурных знаний по определенной теме у учащихся профильных классов, необходимых для освоения образовательной эпистемы; мотивирование школьников к овладению эпистемой с учетом ее национальной и социокультурной специфики); этап представления эпистемы (ознакомление с фактами культуры страны изучаемого языка; с социокультурными особенностями вербального и невербального поведения представителей иноязычной культуры; накапливание социокультурных знаний, языковых и речевых средств, соответствующих осваиваемой образовательной эпистеме; выполнение рецептивных и репродуктивных упражнений с целью формирования первичных речевых навыков); этап категоризации (проведение сравнения изучаемого факта культуры на трех уровнях (уровень родной, иностранной и мировой культуры) для предотвращения формирования стереотипов восприятия культурных особенностей у учащихся; этап интерпретирования (активизация и систематизация приобретенных на предыдущем этапе социокультурных знаний в процессе решения проблемных коммуникативных и социокультурных задач; подготовка к эффективной межкультурной коммуникации); продуктивно-творческий (представление оригинального образовательного творческого проекта, который отражает особенности функционирования определенной эписте-мы в различных культурах и сообщает об особенностях их употребления в процессе меж-

культурной коммуникации); рефлексивно-кор-рекционный (анализ полученных в результате предыдущего этапа проектов).

В процессе обучения иноязычному общению учащихся профильных классов на основе эпистемического подхода особое внимание уделяется решению следующих задач:

а) обучение восприятию и пониманию высказываний других людей на иностранном языке, содержащих образовательные эпистемы, в ходе обсуждения проблем социокультурной направленности;

б) обучение порождению собственных устных иноязычных высказываний с использованием образовательных эпистем, соответствующих задачам, целям и характеру коммуникации;

в) обучение корректному социокультурному употреблению учащимися образовательных эпистем в собственной речи при организации общения с представителями западных и восточных культур;

г) обучение построению собственных письменных иноязычных высказываний с использованием образовательных эпистем, адекватных задачам и целям общения и правильного их оформления в зависимости от формы.

Процесс обучения иноязычному общению с использованием средств эпистемического подхода в профильных классах будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

а) используемая система упражнений и заданий, направленных на овладение образовательными эпистемами, должна носить поэтапный характер;

б) разработанный комплекс упражнений на идентификацию, дифференциацию и присвоение образовательных эпистем должен быть применен в условиях погружения в аутентичную социокультурную среду;

в) все этапы разработанного алгоритма должны строго соблюдаться учителем в процессе построения иноязычного общения на основе использования образовательных эпистем;

г) развитие глобального эпистемического мышления происходит на основе применения телекоммуникационных технологий.

В исследовании были разработаны уровни овладения образовательными эпистемами учащимися профильных классов:

• На низком уровне учащиеся испытывают затруднения при идентификации, дифференциации и осознании содержания эпистем, которые используются в текстах социокультурной направленности. Помимо социокультурных неточностей наблюдаются и интонационные, лексические и грамматические ошибки. Недостаточное количество знаний о содержании образовательных эпистем текстов социокультурной направленности ведет к неточному пониманию ситуации. Обучающиеся неспособны использовать междисциплинарные знания для решения стоящих перед ними образовательных задач.

• Средний уровень характеризуется достаточным уровнем овладения социокультурными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для понимания содержания образовательных эпистем, которые используются представителями стран изучаемого языка. Знания, полученные учащимися о содержании эпистем, позволяют корректно выполнять образовательные задачи, четко понимать ситуации межкультурного общения. Все чаще привлекаются междисциплинарные знания. Учащиеся способны в целом проводить анализ полученного образовательного продукта и корректировать его. Однако в их деятельности встречаются незначительные погрешности.

• Высокий уровень предполагает адекватное использование социокультурных средств учащимися профильных классов. Обучающиеся гибко владеют средствами социокультурного общения. Ученики безошибочно интерпретируют содержание образовательных эпистем и эффективно используют их при решении образовательных задач. Обучающиеся четко проводят коррекцию неадекватных речевых моделей при выполнении образовательных задач, проводят анализ образовательного продукта. Учащиеся профильных классов активно привлекают междисциплинарные знания.

Все три вышеуказанных уровня находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, и каждый предыдущий является необходимым этапом для овладения следующим, более высоким уровнем.

Приведенные выше данные послужили основой для разработки методики оценки уров-

ня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции учащихся профильных классов в процессе реализации эпистемиче-ского подхода. Для оценки эффективности реализации данной модели были выбраны мотива-ционный, теоретический и регулятивно-прак-тический и рефлексивный критерии.

Уровни сформированности иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе реализации эпистемического подхода (низкий, средний, высокий) определяются следующими критериями и показателями:

• мотивационным (показатели: мотивация к иноязычной речевой деятельности);

• теоретическим (социокультурные и лингвистические знания, умения, навыки; лингвистическая корректность);

• регулятивно-практическим (способность проводить анализ социокультурных ситуаций на основе использования образовательных эпистем; способность адекватно использовать образовательные эпистемы, опираясь на опыт овладения ими);

• рефлексивным (способность анализировать образовательный продукт, включающий в себя эпистемы, а также способность к его коррекции).

Результатом указанной модели является формирование у учащегося профильных классов способности использовать знания, умения и навыки относительно социокультурной специфики стран изучаемого языка с целью решения не только образовательных, но и профессиональных задач, развития эпистемического мышления, направленного на разрушение стереотипов в общении, а также дальнейшее развитие индивидуальной образовательной траектории каждого ученика.

Основные теоретические положения процесса обучения иноязычному общению профильных классов на основе эпистемического подхода нашли отражение в соответствующей методической модели (рисунок).

В данной статье рассмотрены лишь некоторые аспекты проблемы, касающейся применения возможностей эпистемического подхода при обучении иноязычному общению в классах лингвистического профиля. В качестве дальнейших приоритетных направлений исследования можно выделить:

• разработку системы требований к профессиональной подготовке учителя, осуществляющего обучение иноязычному общению в профильных классах на основе эпистемическо-го подхода;

• разработку инновационных методов активного обучения, обеспечивающих эффективное применение эпистемического подхода при обучении иноязычному общению в классах лингвистического профиля.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция модернизации Российского образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/text/docs/ 2002/04/57884 (дата обращения:16.03.15).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки. рф/2365 (дата обращения:16.03.15).

3. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика [Текст] / А. Н. Щукин. - М., 2004. - С. 79-94.

4. Симонова, Ж. Г. Формирование познавательной активности студентов-культурологов в процессе изучения иностранного языка на основе эпистемического подхода [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Ж. Г. Симонова; Курский гос. ун-т. - Курск, 2009.

- 184 с.

5. Бобро, Т. А. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся ссузов на основе концепции глобального образования [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Т. А. Бобро.

- Рязань, 2005. - 221 с.

6. Сысоев, П. В. Языковое поликультурное образование: теория и практика [Текст]: мо-ногр. / П. В. Сысоев. - М.: Глосса-пресс, 2008. - 389 с.

7. Шумаков, Д. Г. Модель формирования социокультурной компетенции будущего переводчика на основе эпистемического подхода [Текст] / Д. Г. Шумаков // Вестн. Тамбовского ун-та. Сер. Гуманитарные науки. - Тамбов, 2013, - Вып. 7. - С. 176-180.

8. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению [Текст] / Е. И. Пассов. - М.: Русский язык, 1989. - 276 с.

Цель: формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся профильных классов

Подходы: эпистемический, проблемно-деятельностный, социокультурный, компетентностный

Принципы: коммуникативности, диалога культур, предупреждения формирования стереотипов, функциональности

Содержание процесса обучения иноязычному общению с использованием возможностей эпистемического подхода

Развивающий аспект Познавательный аспект Учебный аспект Воспитательный аспект

Развитие эпистемического мышления и восприятия; развитие внимания и наблюдательности; развитие дифференциации и аналитических способностей Расширение социокультурного и общекультурного кругозора на основе освоения образовательных эпи-стем Овладение лингвистическими социокультурными знаниями, умениями и навыками; развитие коммуникативных умений; овладение коммуникативным опытом Воспитание патриотизма, толерантности, такта и политкорректности

Алгоритм обучения иноязычному общению на основе использования возможностей эпистемического подхода

этап ознакомления и мотивации (установление наличия социокультурных знаний по определенной теме у учащихся профильных классов, необходимых для освоения образовательной эпистемы; мотивирование школьников к овладению эпистемой с учетом ее социокультурной специфики); этап представления эпистемы (ознакомление с фактами культуры страны изучаемого языка; с социокультурными особенностями вербального и невербального поведения представителей иноязычной культуры; накапливание социокультурных знаний, языковых и речевых средств, соответствующих осваиваемой образовательной эпистеме; выполнение рецептивных и репродуктивных упражнений с целью формирования первичных речевых навыков); этап категоризации (проведение сравнения изучаемого факта культуры на трех уровнях (уровень родной, иностранной и мировой культуры) для предотвращения формирования стереотипов восприятия культурных особенностей у учащихся; этап интерпретирования (активизация и систематизация приобретенных на предыдущем этапе социокультурных знаний в процессе решения проблемных коммуникативных и социокультурных задач; подготовка к эффективной межкультурной коммуникации); продуктивно-творческий (представление оригинального образовательного творческого проекта, который отражает особенности функционирования определенной эпистемы в различных культурах и сообщает об особенностях их употребления в процессе межкультурной коммуникации); рефлексив-но-коррекционный (анализ полученных в результате предыдущего этапа проектов)

Приемы: Mind-Map, прием компаративного анализа, прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной эпистемы

Методы: дискуссия, метод проектов, имитационная игра

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средства обучения иноязычному общению на основе использования возможностей эпистемического подхода: речевые упражнения, которые направлены на овладение лингвистическими и социокультурными знаниями, формирование навыков, развитие коммуникативных и социокультурных умений, овладение коммуникативным опытом в результате освоения образовательных эпистем; упражнения на основе проблемных ситуаций; упражнения, основывающиеся на анализе текстов разнообразных жанров; упражнения на основе аудио-текстов (интервью, радиопрограммы, разговоры по различным средствам связи); упражнения на основе визуальных опор (картинки, фотографии, рисунки, таблицы, схемы, презентации); упражнения на разыгрывание этюдов; упражнения на основе анализа художественных и документальных фильмов, видеосюжетов

Критерии и показатели:

- мотивационный (показатели: мотивация к иноязычной речевой деятельности; ценностные ориентации);

- теоретический (лингвистическая корректность; владение социокультурными и лингвистическими знаниями, умениями, навыками);

- регулятивно-практический (способность проводить анализ коммуникативных ситуаций; способность к адекватному использованию образовательных эпистем);

- рефлексивный (способность анализировать индивидуальный образовательный продукт и корректировать его) Условия эффективной реализации модели:

а) используемая система упражнений и заданий должна носить поэтапный характер;

б) разработанный комплекс упражнений, основными принципами которых являются идентификация, дифференциация и присвоение образовательных эпистем, должен быть применен в условиях погружения в аутентичную социокультурную среду;

в) разработанный алгоритм должен строго соблюдаться учителем при представлении учебного материала и информации в рамках образовательной эпистемы;

г) развитие глобального эпистемического мышления происходит на основе применения телекоммуникационных технологий

Результат: формирование способности учащегося профильного класса использовать образовательные эпистемы с целью решения коммуникативных задач

Рис. Модель обучения иноязычному общению в классах лингвистического профиля на основе использования возможностей эпистемического подхода

9. Пассов, Е. И. 40 лет спустя, или 100 и одна методическая идея [Текст] / Е. И. Пассов. -М.: Глосса-Пресс, 2006. - 240 с.

10. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст] / Е. И. Пассов. - М.: ACADEMIA, 2005. - 208 с.

REFERENCES

1. Kontseptsiya modernizatsii Rossiyskogo obra-zovaniya. Available at: http://archive.kremlin.ru/ text/docs/2002/04/57884 (accessed: 16.03.15).

2. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart srednego (polnogo) obshchego obra-zovaniya (10-11 kl.). Available at: http://mino-brnauki.rf/2365 (accessed: 16.03.15).

3. Shchukin A. N. Obuchenie inostrannym yazykam. Teoriya i praktika. Moscow, 2004. P. 79-94.

4. Simonova Zh. G. Formirovanie poznavatelnoy aktivnosti studentov-kulturologov v protsesse izucheniya inostrannogo yazyka na osnove epis-temicheskogo podhoda. PhD dissertation (Education). Kursk, 2009. 180 p.

5. Bobro T. A. Aktivizatsiya uchebno-poznavatel-noy deyatelnosti uchashchihsya SSUZov na osnove konceptsii globalnogo obrazovaniya: PhD dissertation (Education). Ryazan, 2005. 221 p.

6. Sysoev P. V. Yazykovoe polikulturnoe obra-zovanie: teoriya i praktika. Moscow: Glossa-press, 2008. 389 p.

7. Shumakov D. G. Model formirovaniya sotsio-kulturnoy kompetentsii budushchego perevod-chika na osnove epistemicheskogo podhoda. Vestn. Tambovskogo un-ta. Ser. Gumanitarnye nauki. Tambov, 2013, Iss. 7, pp 176-180.

8. Passov E. I. Osnovy kommunikativnoy metodiki obucheniya inoyazychnomu. Moscow: Russkiy yazyk, 1989, 276 p.

9. Passov E. I. 40 let spustya, ili 100 i odna metod-icheskaya ideya. Moscow: Glossa-Press, 2006, 240 p.

10. Passov E. I. Kommunikativnyy metod obucheniya inoyazychnomu govoreniyu. Moscow: ACADEMIA, 2005.208 p.

Бабенкова Оксана Сергеевна, ассистент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации Курского государственного университета; аспирантка кафедры туризма и межкультурной коммуникации Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова e-mail: oksanatereshchenko0809@yandex.ru

Babenkova Oxana S., Assistant lecturer, Foreign languages and professional communication Department, Kursk State University; Post-graduate student, Tourism and cross-cultural communication Department, Sholokhov Moscow State University for Humanities e-mail: oksanatereshchenko0809@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.