Научная статья на тему 'О методе проектов в обучении иностранному языку в вузе в контексте новой, личностно-деятельностной образовательной парадигмы'

О методе проектов в обучении иностранному языку в вузе в контексте новой, личностно-деятельностной образовательной парадигмы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
943
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маренникова Л. В.

Раскрываются ориентационные изменения в образовании, особенности новой образовательной парадигмы, задачи современного образования в вузе как предпосылки применения проектной методики, сущность проектной методики с точки зрения педагогики и обучения иностранному языку, преимущества метода проектов в обучении иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маренникова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the project method in teaching foreign languages in a higher education institution in the context of a new educational paradigm

The paper examines orientational changes in education, the peculiarities of a new educational paradigm and the tasks of modern higher education as prerequisites for the application of project methodology. The article focuses on the essence of project methodology from the point of view of pedagogy and foreign language teaching and highlights the advantages of using the project method in teaching a foreign language.

Текст научной работы на тему «О методе проектов в обучении иностранному языку в вузе в контексте новой, личностно-деятельностной образовательной парадигмы»

О методе проектов в обучении иностранному языку в вузе УДК 378.14

Л. В. Маренникова

О МЕТОДЕ ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ, ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

Раскрываются ориентационные изменения в образовании, особенности новой образовательной парадигмы, задачи современного образования в вузе как предпосылки применения проектной методики, сущность проектной методики с точки зрения педагогики и обучения иностранному языку, преимущества метода проектов в обучении иностранному языку.

The paper examines orientational changes in education, the peculiarities of a new educational paradigm and the tasks of modern higher education as prerequisites for the application of project methodology.

The article focuses on the essence of project methodology from the point of view of pedagogy and foreign language teaching and highlights the advantages of using the project method in teaching a foreign language.

Российские педагоги-психологи П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. В. Зимняя, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, авторы личностно-деятельностной концепции, пришли к выводу, что личностно-деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенно-сти словесного преподавания, пассивности учения, бесполезности самих знаний, навыков и умений, которые не реализуются в деятельности (Зимняя И.А).

Современная эпоха характеризуется убыстрением социальных ритмов, нарастанием объемов требуемой для принятия решений информации, интенсификацией социальных и профессиональных контактов. Это значит, что человек может часто попадать в необычные для него коммуникативные, профессиональные и социальные ситуации. Поэтому современное социально-гуманитарное образование в вузе ориентировано, с одной стороны, на широкую междисциплинарную подготовку учащихся, а с другой — на формирование эффективных механизмов динамичного коммуникативного и межкультурного взаимодействия. Как отмечает В. В. Гузеев [4, с. 23], новая образовательная парадигма носит название деятельностно-ценностной и имеет следующие особенности:

— ориентирована на создание учениками собственного интеллектуального продукта и на сравнение его с уже имеющимися образцами;

27

Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 2. Филологические науки. С. 27 — 32.

28

— обучающиеся сохраняют свою субъектную позицию и право на выбор точки зрения;

— помимо собственно познавательной задачи включает компоненты информационной задачи (поиск и обработка информации, коллективная мыследеятельность, компоненты коммуникационной задачи).

Как видно из определения парадигмы, с точки зрения деятельностного подхода, вышеперечисленные компоненты новой образовательной парадигмы составляют основу метода проектов.

Сегодня очевидным становится факт, что знания не передают, а получают в процессе личностно-значимой деятельности, так как сами по себе, вне определенных навыков и умений их использования, они не решают проблему образования человека и его подготовки к реальной деятельности вне стен учебного заведения [12, с. 48].

Целью образования в настоящее время становятся не просто знания и умения, а определенные качества личности. Постиндустриальное общество/работодатель заинтересовано в том, чтобы граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Образование в вузе должно быть направлено, в соответствии с этим, на решение такой задачи, как формирование готовности к решению различных проблем [1] (очевидно, что в зависимости от ситуации решение конкретно возникающей проблемы будет опираться на целый спектр знаний, навыков, умений в разных предметных областях). Для того чтобы данное качество было сформировано, необходимо:

— сделать преподавание более проблемно-ориентированным;

— шире использовать рефлексивный подход в обучении;

— стимулировать у обучающихся не только умение отвечать на поставленные вопросы, но и формулировать свои собственные вопросы по курсу;

— усилить степень автономии учащихся;

— пересмотреть традиционную роль преподавателя и обучающегося на уроке;

— совершенствовать билингвальную коммуникативную компетенцию в устном и письменном общении с учетом социокультурных отличий современного мира;

— развивать стремление учиться всю жизнь, обновляя и совершенствуя полученные знания, умения и навыки применительно к изменяющимся условиям [13, р. 8].

Однако, как утверждает один из авторов проектной методики Е. С. По-лат, «решить эти задачи не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для выполнения при традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения, в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий» [10, с. 7]. Задача школы, как подчеркивает Е. С. Полат, заключается «не столько в содержании образования, сколько в использовании новых методов обучения» [10, с. 14]. Одним из таких методов, отвечающим современным требованиям к образовательному процессу и отражающим современные образовательные тенденции, является, на наш взгляд, проектный метод обучения.

Анализируя современные тенденции в образовании, Р. П. Мильруд подчеркивает следующее: «Если традиционно в учебной практике преобладают тренировочные приемы обучения, то современной тенденцией становится более активное использование проектных приемов» [8, с. 17]. Главное отличие современной образовательной парадигмы от традиционной, как отмечает Р. П. Мильруд, заключается в том, что «с помощью тренировочных приемов обучения обучающиеся усваивают готовое содержание, а с помощью проективных заданий они учатся творчески создавать содержание обучения и усваивать его...» [8, с. 18].

Проектное обучение является более продуктивным по сравнению с другими методами преподавания, так как во время выполнения учебного проекта знания приобретаются учащимися в процессе использования информации при решении практических задач. Поиск же решения практических задач активизирует необходимость добывания знаний, познавательную деятельность. Таким образом, содержание проектной деятельности обучающихся усложняется по мере выполнения предыдущих, более простых проектных заданий. Проектирование помогает обучающимся осознать роль знаний в жизни и обучении — знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании.

Многочисленными исследованиями установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный метод организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.

Основываясь на понятиях технологии обучения и проектирования, Е. С. Полат рассматривает проектную методику как совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта [10, с. 67]. В основе современного понимания проектной методики, как отмечает Е. С. Полат, лежит «использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой — разработка проблемы целостно, с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов» [9, с. 4]. «Чтобы добиться такого, результата», — продолжает Е. С. Полат, «необходимо научить обучающихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи» [9, с. 67].

Анализ теоретической и методической литературы показывает, что понятие проекта в педагогическом аспекте достаточно многозначно.

С одной стороны, указывается, что проект представляет собой совместную деятельность преподавателя и студентов, направленную на

29

30

решение сложной профессиональной проблемы и создание социальнозначимого продукта, в процессе которой возникают условия для реализации познавательных и профессиональных мотивов студентов и совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции студентов [2, с. 6]. Использование метода проектов — это такое построение образовательного процесса, когда целью и содержанием образовательной деятельности является разработка проектов решения профессиональных проблем будущих специалистов, готовых к реализации в практике профессиональной деятельности.

С другой стороны, метод проектов определяют как систему обучения, ориентированную на творческую самоориентацию личности учащегося, развитие ее интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость [12, с. 63].

Проект также определяется «как способ реализации коммуникативных потребностей, планирования действий и их выполнение в предлагаемых учебных обстоятельствах на уроке иностранного языка» [5, с. 15].

В дидактическом плане проект понимается как совокупность приемов, операций овладения областью практического и теоретического знания, той или иной деятельностью; как путь познания, способ организации процесса познания [11, с. 22].

В рамках обучения иностранному языку проектная работа понимается как организация самого процесса обучения иноязычному общению, представляющая собой самостоятельно планируемую и реализуемую обучаемыми исследовательскую работу — проект, который органично включается в интеллектуально-эмоциональный контекст речевой деятельности [5, с. 10].

Среди многообразия новых педагогических методик в обучении иностранным языкам (межкультурное обучение, ролевая игра, портфель ученика, обучение в сотрудничестве, интерактивное обучение), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода, одной из наиболее перспективных является проектная методика обучения.

Мировая образовательная практика показывает, что метод проектов в настоящее время эффективно используется в учебно-образовательном процессе.

Обобщая положительный результат отечественного и мирового опыта работы с данным методом, перечислим основные преимущества проектной работы при обучении иностранному языку [2; 5; 7; 10; 13; 14]:

— все четыре навыка: чтение, письмо, аудирование, говорение интегрированы в проектной работе;

— увеличивается мотивация — студенты активно вовлечены в процесс поиска, сбора, обработки информации и ее воспроизводства;

— развиваются навыки автономии в учебной деятельности (способности брать ответственность за собственное обучение, способность к постановке собственных учебных целей);

— развиваются навыки группового взаимодействия, коммуникации, социальные навыки;

— учебная деятельность ориентирована на создание собственного, социально-значимого учебного продукта с акцентом на рефлексию деятельности;

— приобретается опыт работы с аутентичным языком — коммуникативная компетенция формируется вне языкового пространства, представляя обучающимся возможность мыслить и решать проблемы, акцентируя внимание на содержании высказывания и используя язык как средство общения;

— знания приобретаются самостоятельно и используются в решении новых задач, тем самым развивая творчество и изобретательность, формируя креативную компетенцию как показатель коммуникативного владения иностранным языком;

Помимо вышеперечисленных преимуществ в обучении иностранному языку, отметим другие достоинства проектной методики:

— обучающиеся овладевают современными методами работы с информацией разного типа, развивается критическое мышление;

— в процессе проектной деятельности происходит обучение предметному содержанию наряду с целевым обучением форме и другим аспектам языка;

— у обучающихся развивается умение организовывать и планировать собственную деятельность;

— развиваются навыки принятия решений;

— развиваются умения анализировать результаты деятельности с точки зрения истинности, практической и учебной ценности;

— развивается умение пользоваться исследовательскими методами, собирать информацию, анализировать ее, делать выводы и заключения;

— проектная деятельность способствует включению обучающихся в активный диалог культур [6, с. 37].

Необходимо отметить, что метод проектов позволяет моделировать содержание профессиональной деятельности будущего специалиста средствами иностранного языка. Как отмечает ряд авторов, таким образом развиваются познавательные и профессиональные навыки, совершенствуется иноязычная монологическая речь студентов, особенно такие ее параметры, как самостоятельность, аргументированность, эври-стичность.

Как отмечает Е. С. Полат, использование метода проектов в практике преподавания иностранного языка «переносит акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность обучающихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами... и создает языковую среду и на ее основе потребность в использовании иностранного языка на практике» [10, с. 5].

Исходя из преимуществ проектной методики: ее интегративных качеств (сочетание методов активного обучения), личностно-деятельностной компоненты (обучение через интерес, мотивацию обучаю-

31

щихся), практико-ориентированной направленности (получение практического опыта работы с аутентичным языком в решении задач, связанных с реальным контекстом профессиональной деятельности), развивающей компоненты (формирование профессиональных и личностных качеств специалиста, составляющих основу его современных компетенций), ориентировки на новую, личностно-деятельностную образовательную парадигму, можно сделать вывод, что данная методика является одной из перспективных при обучении иностранному языку в вузе.

32

Список литературы

1. Бокарева Г. А. Совершенствование системы профессиональной подготовки студентов (на примере обучения математике в техническом вузе). Калининград, 1985.

2. Бурцева Э. В. Учебный проект как средство мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых вузов (англ. яз.): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2002.

3. Голикова Л. В. Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности студентов неязыкового вуза на основе проектной технологии обучения: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.

4. Гузеев В. В. Деятельностно-ценностные задачи // Педагогические технологии. 2005. № 3.

5. Деньгина Н. О. Обучение устной иноязычной речи на основе проектного метода учащихся страших классов гимназий (на материале английского языка): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2000.

6. Зимняя И. А. Личностно-ориентированный подход в обучении как фактор гуманизации образования // Русский язык за рубежом. 1991. № 3. С. 91—95.

7. Зимняя И. А., Сахарова Т. Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 1991. № 3. С. 9 — 15.

8. Мильруд Р. П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1995. № 5. С. 13 — 18.

9. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалифицированных педагогических кадров. М., 2001.

10. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 3. С. 3 — 9.

11. Симоненко В. Д. Современные педагогические технологии: Учеб. пособие. Брянск, 2001.

12. Соловова Е. М. Подготовка учителя иностранного языка с учетом современных тенденций обновления содержания образования // Иностранные языки в школе. 2001. № 4. C. 8.

13. Fried-Booth Diana L. Project work. Resource books for teachers / Series ed. Alan Maley. 2-nd ed. Oxford University Press, 2002.

14. www.teachingenglish.org.uk/think/methodology/project_work — официальный сайт Британского совета.

Об авторе

Л. Б. Маренникова — ассист., БГА РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.