Научная статья на тему 'Обучение иноязычному общению студентов неязыковых специальностей на основе использования ИКТ и активных методов обучения'

Обучение иноязычному общению студентов неязыковых специальностей на основе использования ИКТ и активных методов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
786
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / INFORMATION COMMUNICATIVE TECHNOLOGY / ACTIVE METHODS OF TEACHING / INTERNET-TECHNOLOGIES / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусевская Наталья Юрьевна, Ерёмина Виктория Михайловна

В статье рассматривается проблема неэффективного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Авторы обосновывают необходимость сочетания использования ИКТ и активных методов обучения иностранному языку и предлагают методику, направленную на развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. С целью формирования всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции исследователи разработали формы работы и комплекс заданий, основывающихся на привлечении интернет-ресурсов в процессе проектной, самостоятельной, поисковой деятельности, использовании интерактивной доски на занятиях по иностранному языку и автоматизированном, тестовом контроле. Авторами подчёркивается, что само по себе использование ИКТ, интернет-технологий в учебном процессе не является гарантом качественного языкового образования, а лишь способствует развитию мотивации изучения иностранного языка и является эффективным в случае сочетания с другими активными методами обучения, которые обеспечивают обучение иностранному языку на деятельностной основе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусевская Наталья Юрьевна, Ерёмина Виктория Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching Foreign Language Communication to Non-linguistic Specialties Students Based on the Information Communication Technologies and Active Methods of Teaching

The article deals with a problem of inefficient foreign languages teaching in a non-linguistic institution of higher education. The authors justify the necessity to combine information communicative technologies and active methods of foreign language teaching and suggest methods of teaching aimed at students' foreign language communicative competence development. For the purpose of formation of all foreign language communicative competence components, researchers developed activity forms and a complex of tasks based on the involvement of the © Н. Ю. Гусевская, В. М. Ерёмина, 2012Ученые записки ЗабГГПУ 98 Internet resources in the process of project, independent, and search activity, use of an interactive board at foreign language lessons, and computer-based test control. The authors emphasize that the use of just information communicative technologies and the Internet technologies in teaching does not guarantee qualitative language education and just promotes development of motivation in studying foreign languages, but it can be efficient in case of combination with other active methods of teaching which provide foreign language teaching on activity basis.

Текст научной работы на тему «Обучение иноязычному общению студентов неязыковых специальностей на основе использования ИКТ и активных методов обучения»

теория и методика обучения иностранным языкам

THEORY AND METHODOLOGY OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES

УдК 37.016 : 811 ББК Ч 486.17

Наталья Юрьевна Гусевская,

кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: [email protected] Виктория Михайловна Ерёмина, кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: [email protected]

обучение иноязычному общению студентов неязыковых специальностей на основе использования иКТ и активных методов обучения

В статье рассматривается проблема неэффективного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Авторы обосновывают необходимость сочетания использования ИКТ и активных методов обучения иностранному языку и предлагают методику, направленную на развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. С целью формирования всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции исследователи разработали формы работы и комплекс заданий, основывающихся на привлечении интернет-ресурсов в процессе проектной, самостоятельной, поисковой деятельности, использовании интерактивной доски на занятиях по иностранному языку и автоматизированном, тестовом контроле. Авторами подчёркивается, что само по себе использование ИКТ, интернет-технологий в учебном процессе не является гарантом качественного языкового образования, а лишь способствует развитию мотивации изучения иностранного языка и является эффективным в случае сочетания с другими активными методами обучения, которые обеспечивают обучение иностранному языку на деятельностной основе.

Ключевые слова: ИКТ, активные методы обучения, интернет-технологии, иноязычная коммуникативная компетенция.

Natalya Yurievna Gusevskaya,

Candidate of Pedagogy, Associate professor, Zabaikalsky State University (Chita, Russia), e-mail: [email protected] Victoria Mikhailovna Yeryomina, Candidate of Pedagogy, Associate professor, Zabaikalsky State University (Chita, Russia), e-mail: [email protected]

Teaching Foreign Language Communication to Non-linguistic Specialties Students Based on the Information Communication Technologies and Active Methods of Teaching

The article deals with a problem of inefficient foreign languages teaching in a non-linguistic institution of higher education. The authors justify the necessity to combine information communicative technologies and active methods of foreign language teaching and suggest methods of teaching aimed at students’ foreign language communicative competence development.

For the purpose of formation of all foreign language communicative competence components, researchers developed activity forms and a complex of tasks based on the involvement of the

© н. Ю. Гусевская, В. М. Ерёмина, 2012

97

Internet resources in the process of project, independent, and search activity, use of an interactive board at foreign language lessons, and computer-based test control. The authors emphasize that the use of just information communicative technologies and the Internet technologies in teaching does not guarantee qualitative language education and just promotes development of motivation in studying foreign languages, but it can be efficient in case of combination with other active methods of teaching which provide foreign language teaching on activity basis.

Keywords: information communicative technology, active methods of teaching, Internet-technologies, foreign language communicative competence.

Современные условия создали социальный заказ на специалистов, которые действительно владеют иностранным языком. Иноязычная коммуникативная компетенция является ключевой компетенцией любого специалиста, вне зависимости от его профиля. С другой стороны, неэффективность и неуспешность изучения иностранного языка на неязыковых факультетах является, к сожалению, типичной проблемой для российского образования не только в силу недостаточного количества учебных часов, отводимых на изучение дисциплины, но и отсутствия мотивации изучения иностранного языка у студентов. По мнению исследователей (А. А. Андреев, С. А. Бешенков, В. А. Бубнов, С. Г. Григорьев, С. А. Жданов, О. А. Козлов, А. А. Кузнецов, Д. Ш. Матрос, Н. И. Пак), причина отсутствия интереса к дисциплине «Иностранный язык» кроется в недостаточном использовании активных методов обучения, вовлекающих студентов в иноязычное общение, и в случайном, эпизодическом, использовании в учебном процессе информационных коммуникационных технологий (ИКТ).

Как показано многочисленными исследованиями, информационно-коммуникационные технологии позволяют значительно повысить эффективность процесса обучения иностранным языкам. В частности, применение ИКТ обеспечивает возможность создания обучаемым условий для формирования и развития лингвистических и коммуникативных навыков, максимально учитывая их личностные потребности и особенности, успешно реализуя идеологию личностно ориентированного образования (Е. В. Бондарев-ская, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, И. С. Якиманская и др.).

Многие учёные (М. Н. Евстигнеев, Л. В. Кудрявцева, Е. С. Полат, С. П. Сысоев, И. И. Ха-леева, Л. А. Цветкова и др.) в своих работах подчёркивают, что использование ИКТ в процессе изучения английского языка обеспечивает предоставление большого объёма информации; комплексное воздействие на различные каналы восприятия путём использования текста, графики, звука, мультипликации, видео; многократное обращение к заданиям; предоставление обратной связи; адаптивность, нелинейность предоставления информации; индивидуальность ди-98

зайна при представлении учебного материала; автоматизированный контроль; высокую включенность студентов в учебный процесс [1; 3; 6].

С целью повышения качества обучения иностранному языку, развития умений профессионального иноязычного общения, повышения мотивации его изучения будущими специалистами и развития навыков автономной учебной деятельности нами разработана образовательная технология, сочетающая использование активных методов обучения и информационных коммуникационных технологий (ИКТ).

Разработанная нами методика направлена на развитие всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции посредством обеспечения активной деятельности в области речевой практики и привлечения компьютерного обучения, мультимедиапрезентаций, оп-Ппе тестов, обучающих программ на CD-ROM, электронных учебников, интернет-ресурсов, интерактивной доски в учебном процессе, которые значительно способствуют оптимизации учебного процесса и его переходу на качественно новый уровень развития, позволяют использовать различные режимы руководства учебным процессом.

Реализация предлагаемой методики предполагает техническое оснащение учебной аудитории 10-15 компьютерными рабочими местами для студентов и одного ПК преподавателя, оснащённых вебкамерами и подключённых к серверу университета по локальной сети. Мультимедийное оснащение аудитории должно включать интерактивную доску, проектор, аудиосистему, web-камеру.

Программное обеспечение аудитории включает систему управления учебным классом, позволяющую выполнять следующие виды деятельности:

- демонстрацию рабочего стола преподавателя или студента выбранным участникам конференции (в рамках локальной сети);

- загрузку мультимедийного контента на выбранные рабочие места с ПК преподавателя;

- централизованный сбор информации с компьютеров.

Ключевым техническим средством обучения является SMARTboard - интерактивная электронная доска. Преподаватель, стоя у до-

ски, имеет возможность использовать в ходе урока обширные возможности ИКТ, а также строить и демонстрировать свои материалы, создавать надписи и делать пометки, обращать внимание присутствующих на наиболее важные блоки информации, вызывать, редактировать и пролистывать в любом порядке страницы подготовленных заранее (или созданных в интерактивном режиме) файлов выступления.

Целью изучения дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной коммуникации. Иноязычную коммуникативную компетенцию образуют следующие компоненты или субкомпетенции:

- лингвистическая компетенция (знание лексики и грамматических правил);

- социолингвистическая компетенция (способность осуществлять выбор и использование языковых форм для выражения определённых коммуникативных намерений в конкретных ситуациях общения);

- дискурсивная компетенция (умение строить логичное по форме и содержанию высказывание, пользуясь нормами речевого поведения, характерными для страны изучаемого языка, и умение толковать смысл высказывания собеседника);

- стратегическая компетенция (умение использовать вербальные и невербальные стратегии для компенсации недостающих знаний);

- социокультурная компетенция (готовность и способность к ведению диалога культур, знание общественного и культурного контекста, в котором функционирует язык) [6].

Предлагаемая нами методика направлена на развитие всех вышеперечисленных субкомпетенций.

В рамках формирования лингвистической компетенции нами предлагается комплекс коммуникативных тренировочных упражнений, направленных на усвоение грамматических явлений и лексических единиц, подлежащих активному усвоению. Данный комплекс представлен в УМК, состоящем из пособий «English for Science Students» и «Computo Ergo Sum». Основное внимание уделяется овладению базовой терминологией по специальности студента. Следует отметить, что формирование грамматических и лексических навыков требует длительной тренировки и постоянного закрепления, что является самым утомительным и не вызывает интереса со стороны студентов. Наша методика позволяет обеспечить постоянную актуализацию выученной лексики и увеличивать активный словарь не за счёт механического привнесения новой лексики, а за счёт творческого примене-

ния уже изученной в новых контекстах. В этой связи интерактивная доска является невероятно удобным инструментом, позволяющим предоставлять большой иллюстративный материал, что позволяет осуществлять введение и закрепление новой лексики, наработку слов для лексических минимумов. Кроме того, SMARTboard является гибким и удобным инструментом для записи, отображения и анализа информации любого формата, даёт возможность работать с электронной картой, схемой, рисунком, картинкой. Задания с использованием интерактивной доски включают такие приёмы, как «Распределение на группы», «Убери лишнее», «Сопоставление», «Заполнение пробелов», которые являются наиболее эффективными при закреплении лексического материала. Для разработки данных заданий используется функция клонирования, которая позволяет увеличить количество одинаковых объектов. На их материале можно не только вводить и закреплять новые лексические единицы, но и обучать постановке вопроса, составлению высказывания, организации речевой ситуации, что способствует развитию коммуникативных умений.

Как показывает практика, занятие проходит более динамично и эффективнее, если данные задания предлагать в соревновательном режиме, т. е. если разделить студентов на группы, выявить победителя, который наберёт больше баллов, и т. п.

Для контроля лексико-грамматических навыков нами разработаны тесты, которые загружаются на выбранные рабочие места с ПК преподавателя, централизованно собираются с компьютеров и проверяются, что экономит время преподавателя на проверку работ студентов, или же сам студент может проверить свою работу, исправить ошибки и т. д. Также возможно использование on-line тестов, предлагаемых для определения уровня владения английским языком.

Нами также разработан комплект заданий для интерактивной доски для контроля навыков восприятия англоязычной речи, такой, как заполнение схем, таблиц, диаграмм и текстов, связанных со специальностью студента, после прослушивания специального текста.

С целью формирования социолингвистической компетенции предлагаются задания, направленные на развитие умений во всех видах речевой деятельности: говорении, чтении, письме и аудировании. Здесь нами активно используются интернет-технологии:

- поиск информации в сети Интернет и её оформление в виде дайджеста с представлением готового продукта учебной группе;

- работа в группах: поиск информации в сети Интернет и её оформление в виде компьютерной презентации с представлением готового продукта;

- написание электронных писем;

- интернет-проекты.

Исследования методистов, проведённые в данной области, свидетельствуют о том, что проектная деятельность с использованием интернет-технологий способствует развитию коммуникативных навыков и умений (M.Cooper, C. Selfe); умений чтения (N. Kroonenberg), говорения (E. Pratt, N. Sullivan) и письменной речи (T. Cononelos, K. A. Corl, R. G. Kern, L. Lee, M. Oliva, M. Riel, B. RobertsL. Turbee, D. C. Van-Handle, M. Warschauer); приобретению социальных знаний (T. T. Barker, F. O. Kemp); положительно воздействует на мотивацию студентов (M. Warschauer, P. F. Whittaker, L. Lee); увеличивает запас социокультурных знаний (E. Bernhardt, M. Kamil, L. Lee) [2; 4; 5].

На наш взгляд, основное преимущество проектной деятельности - высокая мотивация студентов, вызванная их личным вкладом в проект. Кроме мотивации можно назвать следующие преимущества проектной деятельности: наличие реальной потребности использования иностранного языка, т. е. создание учебной ситуации контекстного типа; использование на практике языкового материала, который студенты изучают на аудиторных занятиях; наличие реального результата - личностного образовательного продукта; развитие личных отношений между преподавателем и студентами и непосредственно между студентами.

Вместе с тем, интернет-проект - самый сложный тип учебного задания [3]. Он предполагает проведение проекта с участием всех учащихся. Студенты сначала знакомятся с терминологией по теме, затем делятся на группы, каждой группе достаётся определённый аспект темы. Студентам необходимо подобрать необходимые ресурсы в соответствии с изучаемым аспектом. После изучения, обсуждения и полноценного понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе учащиеся перегруппировываются так, чтобы в каждой новой группе было по одному представителю первичной группы. В процессе обсуждения все учащиеся узнают друг от друга все аспекты обсуждаемой проблемы. Методически правильное использование проектной деятельности с использованием ИКТ позволяет изменить сам процесс обучения, выдвигая на передний план не заучивание текста, а его осмысление в процессе реализации проекта.

В зависимости от уровня языковой обученности студентов возможно проведение тематических конференций, дебатов, ролевых игр и 100

т. д. Моделей и сценариев использования учебных интернет-материалов в обучении иностранному языку можно предложить великое множество. Однако, принимая во внимание характеристики исключительно своей группы студентов, каждый преподаватель может сам решить, какие из них он будет использовать в учебном процессе и в какой степени. Естественно, сложность материала и его объём должны варьироваться и соответствовать уровню развития коммуникативных умений студентов на каждом этапе обучения.

Для формирования дискурсивной компетенции, т. е. умения логично и последовательно строить высказывание, студенты учатся составлять электронные письма, письма личного и делового характера, резюме для трудоустройства, передавать чужие высказывания, делать презентации по той или иной тематике.

Социокультурная компетенция является одной из важнейших составляющих межкуль-турной коммуникации, в том числе и профессиональной. Задания, направленные на формирование социокультурной компетенции, вызывают наибольший интерес у студентов. С целью выявления и обсуждения культурных стереотипов возможно обсудить различные вопросы. Например, «Какие ассоциации у вас возникают при словах "Америка", "американец"?», «Хотели бы вы побывать в США?» и др. Интересным приёмом является нахождение соответствий между культурными нормами и культурными образцами в российской и американской культуре. Задания выполняются с помощью интерактивной доски, где таблица выведена на экране, и вся группа участвует в обсуждении.

Нами просматриваются ролики из Интернета, которые находит преподаватель или студенты, и выполняется задание: «Определите, являются ли представленные в роликах поведенческие образцы универсальными или личными?». «Определите, является ли данный тип поведения типичным для представителя российской культуры?» и т. д. Подобные задания нацелены на усиление внутренней мотивации речевой деятельности, побуждают к высказываниям, вовлекают в иноязычное общение.

Технологии обучения с использованием ИКТ позволяют значительно повысить степень осмысленности учебного материала за счёт использования не только абстрактных моделей, но и понятных каждому студенту наглядных зрительных образов. Однако следует отметить, что одно только использование ИКТ не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. Эффективность рассмотренных видов работы и возможность использования активных методов обучения в учебном процессе

будет зависеть от ряда факторов, в том числе от соответствия содержания материалов учебным задачам по иностранному языку на конкретном этапе обучения; уровня языковой обученности студентов, мотивации изучения иностранного языка. Необходимо совершенно чётко осознать, что информационно-коммуникационными технологиями нужно пользоваться во всём многообразии представляемых ими возможностей, поскольку они позволяют как нельзя лучше реализовать на практике идею активного обучения на деятельностной основе, а не просто применять мультимедийные средства как современный эквивалент «бумажных» средств обучения.

Дальнейшее направление нашей работы нам видится в разработке новых учебных интернет-материалов, направленных на комплексное формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции во всём многообразии её компонентов; коммуникативно-когнитивных умений, позволяющих осуществлять поиск и отбор, производить обобщение, классификацию, анализ и синтез полученной информации; коммуникативных умений, позволяющих представлять и обсуждать результаты работы с ресурсами сети Интернет; умений использовать ресурсы сети Интернет для образования и самообразования.

Список литературы

1. Кащук С. М. Использование сети Интернет на уроках французского языка в старших классах // Иностр. языки в школе. 2006. № 7. С. 50-53.

2. Кудрявцева Л. В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов (на примере США и России) // Иностр. языки в школе. 2007. № 4. С.49-53.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования:

учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров /

Е. С. Полат [и др.]; под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2002. 272 с.

4. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Внедрение новых учебных интернет-материалов в обучение иностранному языку (на материале английского языка и страноведения США).

URL: http://www.eidos.ru/journal/2008/0201-8.htm (дата обращения: 18.04.2012).

5. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Создание авторских учебных интернет-ресурсов по иностранному языку. URL. http://www.eidos.ru/journal/2008/0516-4.htm (дата обращения: 14.04.2012).

6. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения ино-

странным языкам: учеб. пособие. М.: Филомантис, 2010. 188 с.

Spisok literatury

1. Kawuk S. M. Ispol’zovanie seti Internet na urokah francuzskogo jazy-ka v starshih klassah // Inostr. jazyki v shkole. 2006. № 7. S. 50-53.

2. Kudrjavceva L. V. Ispol’zovanie telekommunikacionnyh proektov dlja formirovanija inojazychnoj sociokul’turnoj kompetencii u uchawihsja starshih klassov (na primere SShA i Rossii) // Inostr. jazyki v shkole. 2007. № 4. S.49-53.

3. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija: ucheb. posobie dlja stud. ped. vuzov i sistemy povyshenija kvalifikacii ped. kadrov / E. S. Polat [i dr.]; pod red. E. S. Polat. M.: Aka-demija, 2002. 272 s.

4. Sysoev P. V., Evstigneev M. N. Vnedrenie novyh uchebnyh internet-materialov v obu-chenie inostrannomu jazyku (na materiale anglijskogo jazyka i stranovedenija SShA). URL: http://www.eidos.ru/journal/2008/0201-8.htm (data obrashchenija: 18.04.2012).

5. Sysoev P. V., Evstigneev M. N. Sozdanie avtorskih uchebnyh internet-resursov po inostrannomu jazyku. URL. http://www.eidos.ru/journal/2008/0516-4.htm (data obrashchenija: 14.04.2012).

6. Wukin A. N. Sovremennye intensivnye metody i tehnologii obuchenija inostrannym jazykam: ucheb. posobie. M.: Filomantis, 2010. 188 s.

Статья поступила в редакцию 25.04.2012 г.

1G1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.