УДК 37.036.5
Topilina I.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Taganrog Institute n.a. A.P. Chekhov (Taganrog, Russia),
E-mail: [email protected]
Karnaukhova T.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Taganrog Institute n.a. A.P. Chekhov (Taganrog, Russia),
E-mail: [email protected]
Topilina N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Taganrog Institute n.a. A.P. Chekhov (Taganrog, Russia),
E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF MUSICAL AND CREATIVE DEVELOPMENT OF YOUNG SCHOOLCHILDREN. The paper reveals psychological and pedagogical features of musical and creative development of the younger schoolchildren and studies a problem of introducing children to the world of art, on the whole, their harmonious development, the awakening of creative potential, internal spiritual growth. Modern school music education is a purposeful process of development of a student in the space of culture, creative development of art through the development of musicality and musical consciousness of an individual, as well as the formation of independence, intuition and ability to reflect. In the course of development of creativity in younger students such features forms as cognitive, motivational, emotional, communicative, value-semantic qualities of an individual. Thanks to the creative imagination, under the influence of impressions, provided intonations and expressive means of musical works, there is harmonization of the inner world of children, their emotional and spiritual spheres. Modern school music programs are characterized by a personality-oriented approach, aimed at creating a creative developing environment, aimed at the pedagogical support of the student and the development of his creative potential.
Key words: personality, junior high school students, musical art, creative development.
И.И. Топилина, канд. пед. наук, доц. Таганрогского института имени А.П. Чехова, г. Таганрог,
Е-mail: [email protected]
Т.И. Карнаухова, канд. пед. наук, проф. Таганрогского института имени А.П. Чехова, г. Таганрог,
Е-mail: [email protected]
Н.В. Топилина, канд. пед. наук, доц. Таганрогского института имени А.П. Чехова, г. Таганрог,
Е-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В статье раскрывается проблема психолого-педагогических особенностей музыкально-творческого развития личности младшего школьника, которая связана с проблемой введения детей в мир искусства, их гармоничным развитием, пробуждением творческого потенциала, внутренним духовным ростом. Современное школьное музыкальное образование - целенаправленный процесс развития ученика в пространстве культуры, творческого освоения искусства через развитие музыкальности и музыкального сознания личности, а также формирование самостоятельности, интуиции и способности к рефлексии. В ходе музыкального развития младших школьников формируются познавательные, мотивационные, эмоциональные, коммуникативные, ценностно-смысловые характеристики личности. Благодаря творческому воображению, под влиянием впечатлений, оказанных интонациями и выразительными средствами музыкального произведения, происходит гармонизация внутреннего мира детей, их эмоциональной и духовной сферы. Современные школьные программы по музыке характеризуются личностно ориентированным подходом, нацелены на создание творческой развивающей среды, направлены на педагогическое сопровождение школьника и развитие его творческого потенциала.
Ключевые слова: личность; младший школьник; музыкальное искусство; творческое развитие.
Современные психолого-педагогические исследования, обращаются к важным проблемам, связанным с творческим развитием личности ребенка, которая способна к гармоничному развитию, находится в постоянном творческом росте. Важность выявления и развития творческих способностей подрастающего поколения отмечена и в национальной Доктрине образования Российской Федерации. В этом документе отражено, что образование всех уровней - база для накопления знаний, формирования умений, «создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России...» [1, с. 4].
Научные исследования сущности личности и личностного развития учащегося в психолого-педагогической литературе представлены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сластенина и др. Музыкальному развитию личности в музыкально-педагогическом процессе посвящены работы О.А. Апраксиной, О.П. Радыновой, В.Г. Ражни-кова, Б.М. Теплова и др. Ученые конкретизируют понимание сущности музыкально-творческого развития личности, как процесса накопления музыкальных знаний, опыта музыкальной деятельности, музыкальных впечатлений и качественных изменений, относящихся к внутренней духовной сфере интересов личности [2]. Например, как отношение к музыкальным сюжетам, музыкальная активность, выраженная через мотивы, потребности, эмоционально-оценочное отношение, рефлексию, музыкальные впечатления, интегрирующие музыкальный и личностный аспект в их совокупности влияют на характер поведения, художественно предпочтения, нравственные установки ребенка.
Современное школьное музыкальное образование находится в поиске новых форм, подходов к организации учебного
процесса, оптимизирующего музыкально-творческое развитие личности учащихся. В XX веке появляются работы, посвященные проблемам семиотического, семантического и общеэстетического исследования музыкального пространства и личностных изменений учащихся в нем.
В начальной школе музыкальное образование понимается как целенаправленный, организованный процесс развития личности учащегося в пространстве музыкальной культуры, процесс его творческого освоения музыки через развитие музыкальности и музыкального сознания личности. Музыкальное развитие младших школьников становится процессом формирования познавательных, мотивационных, эмоциональных, коммуникативных, деятельностных, ценностно-смысловых характеристик, развивающихся в музыкально-творческой деятельности учащегося на уроке музыки в школе.
Исследования в области влияния искусства на личностное и творческое развитие школьника представляют интерес для педагогической практики [3]. Процессы гуманизации образования предполагают необходимость уделять больше внимания развитию личности учащегося, особенно в начальной школе, когда ребенок искренне восприимчив к интонациям в речи и в музыке, а также к содержанию и музыкально-образному строю произведений.
Исследования в области музыкальной педагогики и психологии [4] показали специфическую функцию музыкального искусства, которая заключается в его глубинном влиянии не только на отдельного индивидуума, но и опосредованно на человечество в целом, в виде своего рода «творческой школы». В ней главными являются интуитивный и подсознательный процессы опредмечивания и визуализации воспринятых слухом интонаций, которые
синтезируются в сознании людей и «переплавляются» в музыкальные образы. Так благодаря творческому воображению личности, под влиянием впечатлений, оказанных интонационно-образным строем и выразительными средствами того или иного музыкального произведения происходит влияние на внутренний мир человека, его эмоциональную и духовную сферу. Развиваясь исторически, влияя на многие поколения, музыкальные интонации закрепляются, переходят в музыкальный текст, становясь устойчивыми формулами музыкального языка. При этом воображение и музыкальные впечатления становятся более отчетливыми, позволяя людям познавать прекрасное и преображать свой внутренний мир [5].
Ряд исследований подтверждают важную роль воображения в музыкально-творческом развитии личности школьников. По Л.С. Выготскому, С.Л. Рубинштейну, А.В. Петровскому, О.И. Никифоровой воображение является обязательной основой творческой деятельности. Психолого-педагогические исследования [6] формирования музыкально-творческого начала личности учащегося указывают на необходимость создания развивающих программ, которые нацелены на развитие педагогического сопровождения школьника. Цель таких программ состоит в разработке и совершенствовании методик развития творческого потенциала учащихся; организации педагогического сопровождения музыкально-творческой деятельности школьников на уроках музыки. Обязательным условием является наличие личностно-ориенти-рованной, развивающей среды, которая способствует эффективному развитию творческого потенциала ребят. Важна ее «творческая заряженность» [7]. Именно она помогает стимулировать процессы креативности и одновременно дает высокую степень вариативности, позволяет найти свои любимые музыкальные произведения, через них расширить свои представления о музыкальном искусстве и его богатстве. В тоже время музыкальное развитие личности школьника зависит от творческой активности его музыкального сознания, которое раскрывается в процессе взаимодействия таких его функций, как:
1) отражательная (процессы объективной реальности воспринимаются ярче через музыкальные образы, музыкальное восприятие, музыкальное мышление);
2) познавательная (музыкальные знания формируют не только музыкальные умения и навыки, но и более глубокое постижение окружающего мира и человеческих отношений в нем);
3) коммуникативная (школьники имеют возможность более полно наладить процессы взаимодействия с окружающей реальностью и людьми через музыкальное творчество и музыкальную деятельность);
4) рефлексивная (благодаря общению с музыкальным искусством ученики совершенствуют способность к самоосознанию и пониманию своих поступков);
5) преобразующая (как форма проявления волевых процессов, имеющих результат в виде самостоятельных музыкально-творческих решений);
6) оценочная (как способ преломление отношения к себе и к окружающим событиям через комплекс опосредованных музыкой чувств и эмоций);
7) интеграционная (как способ обобщенного восприятия реальности посредством музыкально-творческих ощущений и реакций).
Музыкально-творческое развитие школьника реализуется только в случае создания определенных педагогических условий, начиная от создания ситуации, благоприятствующей ре-
Библиографический список
шению творческой задачи, и кончая воспитанием необходимых творческих способностей, созданием творческого климата и т. д. В практической деятельности музыкально-творческое развитие школьника может проходить разнообразно, что позволяет говорить о различных аспектах его проявления:
- в креативных решениях коммуникационных взаимодействий на уроке музыки и во внеурочных мероприятиях (ансамблевая игра в детском музыкальном оркестре; посещения театра, концертных выступлений с их последующим обсуждением);
- в нетрадиционных методах, формах, приемах, средствах музыкального творчества и их оригинальных сочетаниях (детские праздники, уроки-«путешествия», уроки-КВН и т. п.)
- в применении имеющегося опыта музыкальной деятельности в новых условиях (уроки-«концерты», музыкальные викторины и т. п.);
- в музыкальных импровизациях на инструментах детского музыкального оркестра.
Непременное условие развития педагогического процесса - его индивидуальный подход. Здесь важна индивидуально-творческая форма деятельности ученика, предполагающая выявление его самобытности, своеобразие и индивидуальный темп формирование у него музыкального восприятия и эмоционального отклика на музыкальные темы и образы. Индивидуально-творческая работа на уроках музыки в школе предполагает высокую степень самостоятельности и активного процесса мышления.
Творческое развитие личности школьника всегда ориентируется на профессиональный образец - личность педагога-музыканта, который сам должен быть креативен и нацелен на инновационные преобразования в собственной деятельности. На уроках музыки учитель должен осуществлять процесс педагогического сопровождения творческого развития школьника. Используя для этого средства музыкального искусства, он может последовательно внедрять в канву урока основы педагогики сотрудничества, в которой сопровождение ученика представлено как сотрудничество единомышленников, равноправных участников педагогического процесса. Таким образом, педагогическое сопровождение музыкально-творческого развития личности младшего школьника перерастает в музыкальное сотворчество взрослого и ребенка.
Урок музыки всегда насыщен эмоциями, и когда мы хотим формировать личностные творческие качества, особенно важно насытить процесс педагогического сопровождения эмоциональными приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленного их применения в общении с учениками. Творческая личность всегда обладает развитым образным мышлением, на уроке музыки данный тип мышления неотделим от эмоционального отношения к произведению, переживания его содержания. Музыкальное искусство оказывают сложное полиэмоциональное воздействие на развитие личности младшего школьника. Его деятельность сопровождается процессом рефлексии, способность к которой также является еще одной из характеристик творчества. На уроке музыки рефлексия осуществляется через раскрытие эмоционально-образных переживаний ученика, эмпатию, свидетельствующих о развертывании и укреплении творческого развития школьника. Главным показателем музыкально-творческого развития личности школьника является формирование его сознания, которое выражается в расширении его творческих интересов и проявляется в его деятельности не только на уроках музыки, но и за их пределом.
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» от 04 октября 2000 года № 751. Available at:http:// www.rg.ru
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Москва: Новая школа, 2011.
3. Тигров В.П. Творческий потенциал личности учащегося: сущность, структура, уровни развития. Вестник университета Российской академии образования. 2007; 2: 62 - 65.
4. Шутова Н.В. О влиянии музыки на оптимизацию творческой деятельности обучающихся. Наука и школа. 2007; 4: 32 - 34.
5. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. Москва: Музыка, 2008.
6. Маслова Л.П. Педагогика искусства: теория и практика. Новосибирск, 2000.
7. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Москва: Аспект Пресс, 2012.
References
1. Nacional'naya doktrina obrazovaniya v Rossijskoj Federacii do 2025 goda» ot 04 oktyabrya 2000 goda № 751. Available at:http://www.rg.ru
2. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste: Psihologicheskij ocherk. Moskva: Novaya shkola, 2011.
3. Tigrov V.P. Tvorcheskij potencial lichnosti uchaschegosya: suschnost', struktura, urovni razvitiya. Vestnik universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya. 2007; 2: 62 - 65.
4. Shutova N.V. O vliyanii muzyki na optimizaciyu tvorcheskoj deyatel'nosti obuchayuschihsya. Nauka i shkola. 2007; 4: 32 - 34.
5. Nazajkinskij E.V. O psihologiimuzykal'nogo vospriyatiya. Moskva: Muzyka, 2008.
6. Maslova L.P. Pedagogika iskusstva: teoriya ipraktika. Novosibirsk, 2000.
7. Barenbojm L.A. Muzykal'naya pedagogika i ispolnitel'stvo. Moskva: Aspekt Press, 2012.
Статья поступила в редакцию 21.05.18
УДК 378
Vorobyev G.A., Cand. of Sciences (Technics), senior lecturer of the Department of Informatics, Information technology and information security Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University (Lipetsk, Russia), Е-mail: [email protected]
Fomina T.P., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, senior lecturer of the Department of Mathematics and Physics Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University (Lipetsk, Russia), Е-mail: [email protected]
ABOUT THE SYSTEM OF CONTINUOUS IMPROVEMENT OF THE LEVEL OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER OF MATHEMATICS. The personalities of the teacher, his professional competence are important conditions for ensuring the effectiveness of the process of education and upbringing. The solution to the problem of the teacher's formation of a creative attitude to his work, his ability to work in the face of changing demands is possible only through the realization of the idea of continuing education. Continuity in learning involves the establishment of interrelations, the improvement of these interrelations between the various levels and links of the education system, the creation of optimal conditions for effective mastering of the necessary professional competencies, the emergence of a professional personality capable of self-development, independent and responsible decision-making.
The projected system of continuous raising the level of professional competence of the mathematics teacher currently includes a number of components and can serve as a basis for increasing the level of mathematical education in the region, will contribute to the fundamental and comprehensive preparation of the teacher. Its development is an urgent task, the solution of which requires close attention of the university and all interested parties: employers, administration of the region, parents. The structure of the generalized model and its contents are discussed.
Key words: mathematical education, additional education, educational institutions of region, professional competence of teacher of mathematics, prospects for improving a system.
Г.А. Воробьев, канд. технич. наук, доц. каф. информатики, информационных технологий и защиты информации, ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», г. Липецк, Е-mail: [email protected]
Т.П. Фомина, канд. физ.-мат. наук, доц., доц. каф. математики и физики, ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», г. Липецк, Е-mail: [email protected]
О СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
Личность учителя, его профессиональная компетентность являются важными условиями обеспечения эффективности процесса обучения и воспитания. Решение проблемы формирования у педагога творческого отношения к своему делу, способности работать в условиях меняющихся требований возможно лишь через реализацию идеи непрерывного образования. Непрерывность в обучении предполагает установление взаимосвязей, совершенствование этих взаимосвязей между различными ступенями и звеньями системы образования, создание оптимальных условий для эффективного овладения необходимых профессиональных компетенций, становлению личности профессионала, способной к саморазвитию, самостоятельному и ответственному принятию решений. Проектируемая система непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности учителя математики в настоящее время включает ряд компонент и может служить базой для повышения уровня математического образования в регионе, будет способствовать фундаментальной и всесторонней подготовке учителя. Её разработка является актуальной задачей, решение которой требует пристального внимания вуза и всех заинтересованных сторон: работодателей, администрации региона, родителей. В статье обсуждаются структура обобщенной модели и ее наполнение.
Ключевые слова: математическое образование, дополнительное образование, образовательные учреждения региона, профессиональная компетентность учителя математики, перспективы совершенствования системы.
Отличительной чертой образования конца XX - начала XXI в. является динамизм. Система образования переживает серьезные структурные изменения, происходит интенсивное реформирование учебно-воспитательной практики: широкомасштабное внедрение информационных технологий, появление новых направлений подготовки в настоящее время привели к реализации концепции непрерывного образования, глобализации образовательного пространства, смене образовательной парадигмы.
Как отмечено в [1, с. 2], «педагог - это ключевая фигура реформирования образования», другими словами: педагог - это исследователь, способный к научной деятельности и постоянному саморазвитию. Большую актуальность приобретает вопрос о повышении уровня профессиональной компетентности учителя математики в системе непрерывного педагогического образования. При этом под профессиональной компетентностью понимаем совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Согласно Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирову, «профессиональная компетентность учителя - владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих
сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» [2, с. 62].
Поэтому понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм, т.е. он должен владеть следующими профессиональными умениями: 1) проводить научно-методический анализ программы, учебников, учебно-методической литературы; 2) видеть, ставить и решать учебно-познавательные задачи при изучении тем, разделов школьного курса математики; 3) конструировать вариативные методики обучения в зависимости от целей, средств и реальных условий обучения; 4) моделировать, прогнозировать и оценивать свою деятельность и деятельность учащихся; 5) способствовать развитию теоретического исследовательского мышления: учить проблемной постановке вопроса, широким обобщениям, аргументированной защите своих выводов, построению и проверке гипотез, систематизации знаний учащихся; 6) владеть методиками по изучению уровня умственного развития учащихся (осознанность, гибкость, широта, критичность мышления).