I. СВОЕОБРАЗИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
УДК 373.3.016
© Н.В. Боркина, Н.В. Новикова
Теоретическая модель развития опыта творческой деятельности младших школьников
в процессе музыкальных занятий
Данная статья раскрывает особенности развития опыта творческой деятельности младших школьников на уроках музыки и внеурочных занятиях. Авторы рассматривают творчество как естественную форму самовыражения личности, проявление ее индивидуальности, а опыт творческой деятельности как компонент содержания образования, индивидуального социального опыта личности, призванного обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности. С этой позиции представлена педагогическая модель процесса становления опыта творческой деятельности средствами музыкального искусства как система взаимодействия учителя и учащихся в образовательно-воспитательном пространстве
Ключевые слова: музыкальное образование, творческое развитие младших школьников, опыт творческой деятельности, модель развития опыта творческой деятельности в процессе музыкальных занятий (урок музыки, внеурочная деятельность).
N.V. Borkina, N.V. Novikova
The theoretical model of primary school pupils' development of creative work experience at Music lessons
The article reveals peculiarities of the experience development of creative activity of younger school children at Music lessons and extracurricular lessons. The authors consider creativity as a natural form of a personality's self-expression, manifestation of its personality and experience of creative activity as a component of educational content, individual and social experience of a person ready to seek new challenges and to transform reality creatively. From this position the pedagogical model of the process of formation of creative activity experience by means of musical art as an interactive system between the teacher and pupils in the educational and pedagogic environment is presented.
Keywords: musical education, creative development of primary school pupils, creative work experience, model of creative work experience development at Music lessons, Music lesson, extracurricular activity.
Современное музыкальное образование направлено на развитие у школьников целостного представления о музыкальном искусстве, приобретение ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, в своей совокупности обеспечивающей учащимся базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.
Фундаментальная цель музыкального образования и воспитания - развитие музыкальной культуры школьников. Ведущими признаками, определяющими ее качества, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке.
Под музыкально-творческой деятельностью школьника на уроке понимается детское импро-
визационное творчество, которое возникает в индивидуальной или коллективной деятельности, направленное на раскрытие творческих способностей ребенка. В результате этой деятельности усилиями детей создается творческий продукт в виде мелодий, музыкально-ритмических движений или инструментального сопровождения музыкальных произведений. С этой позиции творчество - это естественная форма самовыражения личности, проявление ее индивидуальности.
Учеными Л. С. Выготским, И. П. Калошиной, А. М. Матюшкиным, Я. А. Пономаревым и др. творческое развитие рассматривается как процесс, предполагающий тесную взаимосвязь между восприятием и деятельностью. Для восприятия произведения искусства того или иного вида требуется использование целого комплекса возможностей ребенка: интеллектуальных, чувственно-эмоциональных, волевых, духовных. В процессе активной творческой деятельности
происходит «действенное преобразование» полученных знаний и эмоций в продукте собственного творчества ребенка, быстрое развитие его способностей [3].
Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества в области рисования, лепки, сочинения стихов, песенок. Усилия ученых Б. В. Асафьева, Б. М. Те-плова, Г. М. Цыпина [7], изучающих творческий процесс, сконцентрированы главным образом на изучении творчества, продукты которого имеют объективную ценность, т.е. такую, которая оказывает влияние на развитие науки или культуры в целом. Но при этом следует учитывать важность детского субъективного творчества в том плане, что оно является одним из показателей роста творческих возможностей человека, получившего данный результат. Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом, именно в этом заключается субъективная ценность продуктов детского творчества.
Творческому акту предшествует длительное накопление соответствующего опыта, знаний, навыков, тщательное обдумывание того, что человек хочет воплотить. Накопление знаний и опыта можно охарактеризовать как количественный подход к проблеме, когда возникшую проблему пытаются решить при помощи привычных, стереотипных операций мышления, уже неоднократно использовавшихся ранее.
Творческий акт характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов к решению проблемы в их своеобразное, новое качество, которое и является решением данной проблемы.
Значительный вклад в решение проблемы становления опыта творческой деятельности учащихся внесли И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин [4]. Обобщая многочисленные мнения ученых, они впервые рассмотрели опыт творческой деятельности как самостоятельный термин, компонент содержания образования и индивидуального социального опыта личности, призванного обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности. Этот опыт для каждого ученика специфичен и может быть образован опытом художественного, музыкального и литературного, технического и других видов творчества.
Отсюда, опыт творческой деятельности учащегося - сложное психологическое образование, характеризующееся длительностью развития,
устойчивостью компонентного состава, динамичностью проявлений. Это форма освоения учащимся социальной реальности, овладения творческой деятельностью [2].
Младший школьный возраст особенно благоприятен для начала серьезной и постоянной работы по введению ребенка в мир самостоятельного творчества. Задача творческого развития младших школьников заключается в том, чтобы, с одной стороны, целенаправленно и систематически развивать творческие способности детей: воображение, образное мышление, эмоциональную отзывчивость и т. д., а с другой - развивать потребность в творчестве и общении с искусством.
Процесс творческого развития младшего школьника средствами искусства идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной созидательной деятельности.
Основными факторами, определяющими интенсивность изменения личности, являются, педагогический процесс как специально организованное влияние на личность учащегося, а также мера его понимания и принятия этого влияния для себя самого.
Актуальность становления опыта творческой деятельности младших школьников на музыкальных занятиях очевидна. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы не просто создавать условия, а осуществлять этот процесс на научной основе, целенаправленно, системно, результативно. Недостаточно вооружить учителя знаниями об опыте творческой деятельности как таковом и привести их в систему, учителю необходимо овладеть технологией его развития, чтобы контролировать вектор направления развития опыта творческой деятельности учащегося и в случае необходимости скорректировать данный процесс при помощи системы педагогического взаимодействия. То есть, необходима определенная модель процесса развития опыта творческой деятельности школьника на музыкальных занятиях в образовательных учреждениях, которая предусматривала бы систему организации данного процесса.
Так, идеальная педагогическая модель становления опыта творческой деятельности младшего школьника - сквозная художественно-творческая деятельность детей, в процессе которой можно эффективнее решать поставленные задачи:
- формирование и развитие эмоционального мира детей,
- развитие их сенсорной культуры на основе знаний о специфике искусства,
- обогащение опыта отношений, развитие навыков и способностей деятельности и общения с миром художественной культуры.
Опираясь на исследования И.П. Калошиной, И. Я. Лернер и др., предлагаем модель становления опыта творческой деятельности у младших школьников как интегрированную научно-технологическую конструкцию для проектирования процесса развития и представляющую собой теоретически обоснованную систему блоков: целевого, содержательного, процессуального, результативного. Рассмотрим каждый из компонентов в отдельности.
Целевой блок. Цель - планируемый результат деятельности. Предлагаемая теоретическая модель направлена на достижение следующей стратегической цели - становление опыта творческой деятельности у младших школьников на музыкальных занятиях. Данная цель определила необходимость решения следующих педагогических задач:
- развитие у младших школьников потребности общения с музыкальным искусством; формирование ценностного отношения к музыкальному искусству как источнику материальных и духовных сил общества и каждого человека;
- знакомство учащихся с ведущими идеями, основными понятиями о музыке; формирование системы знаний, умений, необходимых для восприятия и импровизации музыкальных произведений;
- активизация музыкально-творческой деятельности учащихся на музыкальных занятиях (уроках музыки, внеурочной деятельности).
Содержательный блок. Содержание задает общую стратегию педагогического сопровождения становления у младших школьников опыта творческой деятельности. Содержание образования - это «та система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-этических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения» [1]. Данный компонент модели представлен следующей системой знаний, умений, ценностных отношений, необходимых для активного, продуктивного участия младшего школьника в музыкально-творческой деятельности:
- знания о музыке, сведения из области музыкального искусства, отобранные и адаптированные к уровню развития младших школьников, которые помогают находить пути решения предлагаемых творческих заданий;
- эмоционально-положительное отношение к
музыке, познавательный интерес, эстетические переживания, сочувствие;
- умение видеть, чувствовать прекрасное в музыке, наслаждаться ее звуками, красками, умения осмысливать музыкальные произведения, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире музыки; делать выводы, обобщения и заключения относительно музыкального произведения, умения музыкальной импровизации.
В качестве принципов разработки содержательного блока рассматриваемой теоретической модели выбраны следующие:
- проблематизация содержания музыкального образования в начальной школе предполагает изучение проблемно-ориентированных аспектов музыкального искусства;
- выделение межпредметных связей предполагает интеграцию музыкального, театрального, изобразительного искусства вокруг музыкальных проблемных ситуаций;
- взаимосвязь национального и краеведческого аспектов раскрытия музыкальных проблем в учебном процессе.
Процессуальный блок включает использование учителем основных методов, средств, форм и приемов обучения музыке, музыкальному искусству, становления опыта творческой деятельности.
Основными методами (по характеру творческой деятельности учащихся), используемыми в музыкальной деятельности, являются импрес-сивные (методы стимулирования и мотивации творческой деятельности); экспрессивные (методы постоянной активной включенности детей в творческую деятельность).
Среди средств обучения на уроках музыки и внеклассных занятиях ведущими являются комплекс творческих заданий; творческие тетради по музыке, аудиовизуальные средства обучения музыке; альтернативные программы по музыке.
Процесс становления опыта творческой деятельности младших школьников на уроках музыки немыслим без системы хорошо продуманных и адаптированных творческих заданий, упражнений, тренингов, рассчитанной на самостоятельное выполнение каждым учащимся. Данный комплекс позволяет выявить не только уровень становления опыта творческой деятельности ребенка, но и степень включенности в творческую деятельность. Кроме того, анализ выполнения данных заданий помогает выявить наиболее одаренных детей, наметить пути индивидуальной работы с ними и одновременно определить «слабые» места в данном направлении,
которые нуждаются в более пристальном внимании учителя. Все упражнения реализуются в трех направлениях: вокально-хоровая работа, актерское мастерство (пластика, пантомима), познавательная деятельность.
Выбор форм в разработанном методическом компоненте модели определяется их направленностью на цель - достижение продуктивного уровня становления опыта творческой деятельности школьников. Главной организационной формой является урок музыки, который, несмотря на общие дидактические закономерности и принципы, отличается неповторимостью, связанной с особой эмоциональной атмосферой, эстетической направленностью, творческим характером учебной музыкальной деятельности учащихся и самого преподавателя.
Следует отметить, что учебно-творческая деятельность школьника не может и не должна быть ограничена рамками уроков. Поэтому в процессе становления опыта творческой деятельности учащихся особое значение имеет внеурочная работа.
Внеурочная музыкальная деятельность - это один из видов деятельности, направленный на решение учебно-творческих задач, осуществляемых преимущественно в условиях применения педагогических средств перспективного управления творческим развитием личности ребенка. Под ней понимается составная часть учебно-воспитательного процесса школы, форма организации свободного времени, система занятий и общения учащихся в школе после уроков. Внеурочная деятельность позволяет развивать индивидуальные особенности, интересы и склонности школьника, обеспечивает необходимые условия для реализации интеллектуального, творческого потенциала [6].
Очевидно, что творческое развитие учащегося будет успешным в контексте его участия во внеурочной музыкальной деятельности, основанной на субъективном взаимодействии учителя и учащегося. Развитие у школьника творчества будет проходить в оптимальном режиме при следующих признаках внеурочной музыкальной деятельности:
- занятия ориентированы на решение учебных проблем и творческих задач и заданий;
- занятия управляемы, но педагогическое управление в музыкально-творческом обучении ориентировано на сотворчество и взаимодействие;
- успешность внеурочных музыкальных занятий зависит не только от уровня развития формально-логических (осознаваемых), но и эври-
стических (не всегда осознаваемых), интуитивных процедур деятельности, таковой в музыкальном творчестве является импровизация.
Учет специфики музыкальных занятий и понимание процесса творческого развития младшего школьника как смены определенных состояний, которые выражаются в образе личностного «Я», позволили выделить четыре этапа процесса развития опыта творческой деятельности учащегося:
- 1 этап - накопление музыкально-слухового опыта;
- 2 этап - музыкальное восприятие-мышление;
- 3 этап - воспроизведение музыки;
- 4 этап - импровизация, творческая деятельность как высший вид самодеятельности в музыке. Каждый последующий этап динамической цепочки отражает повышение уровня опыта творческой деятельности младшего школьника.
Помимо рассмотрения сути организационно-технологического обеспечения процесса развития у школьников опыта творческой деятельности должны быть определенны и педагогические условия, способствующие оптимальной реализации обеспечения рассматриваемого процесса на внеклассных музыкальных занятиях. Педагогические условия представляют собой совокупность требований, реализуя которые, учитель добивается цели в своей работе. В проекте технологии творческого развития личности школьника таковыми условиями являются следующие:
- деятельность школьников на занятиях осуществляется как художественная по содержанию и учебная по форме;
- в качестве видов музыкальной деятельности школьника рассматривается деятельность композитора, исполнителя, слушателя в их неразрывном триединстве;
- дифференцированный подход к отбору учебного материала, к выбору методов обучения;
- активизация личностного самопознания, самоопределения ученика начальной школы;
- создание на занятиях атмосферы сотворчества и сотрудничества.
Во внеурочной музыкальной деятельности можно выделить четыре направления: «Музыкальное просвещение», «Творческая лаборатория», «Школьные традиции и праздники». Рассмотрим каждое из них.
Музыкальное просвещение, по мнению Л. В. Школяр, - это широкое «поле деятельности», способствующее развитию музыкального кругозора, когда тематика музыкальных произведений становится основой содержательного
духовного общения взрослых и детей. Самое главное в этом направлении, что музыкальное общение становится ядром выхода на самые масштабные понятия освоения детьми мира -мироощущение, миропонимание, мировоззрение. Каждая встреча с искусством и его творцами обязательно становится поводом для разговора о смысле жизни, о нравственности [5].
Основные формы просветительской работы: детские ассамблеи искусств, клубы по интересам, музыкально-литературные гостиные.
Творческая лаборатория. Развитие ребенка как творца-музыканта, художника, артиста, возможно в гармонии с его имманентными способностями. Исходя из этого, художественная жизнедеятельность в детском возрасте протекает, как развитие искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать.
Именно эти идеи положены в основу опыта творческой деятельности во внеурочное время, когда школьники экспериментируют со звучащим материалом, создают свои собственные музыкальные партитуры (для оркестра музыкальных инструментов), рассматривают певческую деятельность как «пение души». Основными формами этого направления работы с детьми выступают: мастерская композитора, классный хор и хоровое «поле» школы», кружок инструментального музицирования, фольклорный ан-
самбль, межсемейные объединения любителей музыки.
Школьные традиции и праздники. Каждая школа имеет свой неповторимый облик, традиции, которые создавались годами и передавались от выпускников к первоклассникам; которые обновляются и стимулируют появление новых традиций и праздников. Формы реализации данного направления могут быть самые разные: посвящение в музыканты, школьная неделя музыки, фестиваль музыкального искусства, проводы зимы - «Масленица», праздник звука и красок, вечер «Песни военных лет» и т.д.
В заключении отметим, что развитие опыта творческой деятельности учащихся в процессе музыкальных занятий становится неотъемлемой частью содержания современного образования. Это обстоятельство требует соответствующей подготовки педагогов к организации музыкальной деятельности школьников. Необходим новый подход к организации и содержанию музыкальных занятий, связанных с нахождением точек соприкосновения цели, задач, методов музыкального образования с природой искусства и природой самого ребенка. Преподавание музыки необходимо осуществлять как преподавание «живого образного искусства», основанного на моделировании музыкальной деятельности, позволяющей погрузить ребенка в творчество.
Литература
1. Абдуллин Э.Б. Общее музыкальное и музыкально-педагогическое образования в России сегодня. А завтра? // Педагогическое образование и наука. - 2007. - № 2. - С. 3-6.
2. Боркина Н.В. Становление опыта творческой деятельности младших школьников в процессе интегрированных музыкально-театральных занятий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2008. - 21 с.
3. Калошина И.П. Психология творческой деятельности. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 430 с.
4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 68 с.
5. Музыкальное образование в школе: учеб. пособие для студентов музыкальных факультетов и отделений высших и средних педагогических учебных заведений / под ред. Л. В. Школяр. - М. : Академия, 2001. - 232 с.
6. Новикова Н.В. Развитие художественно-творческого потенциала младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2011. - 23 с.
7. Психология музыкальной деятельности: теория и практика / Э.Б. Абдуллин; под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Академия, 2004. - 363 с.
Боркина Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры хорового дирижирования, музыкального образования и звукорежиссуры Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, e-mail: [email protected]
Новикова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры хорового дирижирования, музыкального образования и звукорежиссуры Восточносибирской государственной академии культуры и искусств, e-mail: [email protected]
Borkina Natalya V., candidate of Education, associate professor, Department of Choral Conducting, Music Education and Sound Engineering, East-Siberian State Academy of Culture and Arts, e-mail: [email protected]
Novikova Natalya V., candidate of Education, senior teacher, Department of Choral Conducting, Music Education and Sound Engineering, East-Siberian State Academy of Culture and Arts, e-mail: [email protected]