И. С. Аврамкова
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игровая деятельность рассматривается в качестве эффективной педагогической технологии, способствующей интеграции процесса обучения и творчества. Характеризуются сущность, содержание, структура игровой деятельности. Раскрываются педагогические возможности игровой деятельности в развитии творческого потенциала личности ребенка. Анализируется педагогический опыт применения игровых технологий в практике общего и музыкального образования. Выявляются наиболее эффективные методы игровой деятельности, направленные на развитие творческого потенциала личности обучаемых.
Ключевые слова: творческий потенциал, игровая деятельность, музыкально-игровая деятельность, технологии игровой деятельности, музыкально-игровое творчество, методы игровой деятельности.
I. Avramkova
GAME TECHNOLOGIES AND THEIR IMPORTANCE IN THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' CREATIVE POTENTIAL IN THE CONTEXT OF MUSICAL ACTIVITY
The paper positions games as an effective educational technology that promotes the integration of the learning and the creative processes. The authors characterise the essence, content, and structure of the game activity; reveal educational opportunities games provide in the development of children's creative potential; analyze pedagogical experience of using game technologies in general and music education; define the most effective methods of game activity aimed at the development of a learner's individual creative potential.
Keywords: creativity, game activity, music and game activities, gametechnology, music and game creativity, methods of game activities.
Введение
Одной из важнейших потребностей современной действительности — времени высоких технологий и научного прогресса — является активизация творческого потенциала личности человека. Обществу сегодня нужны люди разносторонние, неординарные, способные нестандартно, творче-
ски мыслить и создавать материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью. То, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения [13, с. 58]. В связи с этим перед образовательными учреждениями стоят новые
прогрессивные задачи, суть которых заключается в обращении к личности ребенка, в раскрытии его творческого потенциала.
Понятие творческий потенциал в настоящее время выступает одним из ключевых психолого-педагогических понятий, раскрывающих меру или степень самовыражения, самоутверждения личности, реализации ее внутренних сил, задатков и возможностей [20, с. 25]. Эти возможности всегда шире и богаче, чем требует какая-либо определенная деятельность. В современной научно-методической литературе творческий потенциал трактуют как сложное синтетическое качество, интегративное свойство личности [3], включающее в себя знания, умения, способности и стремление личности к преобразованиям в различных сферах деятельности [6].
Тем самым, творческий потенциал человека составляют не только уже реализованные им способности, но и способности, которые еще не проявили себя и существуют как возможность претворения, воплощения новых направлений деятельности. С этой точки зрения творческим потенциалом изначально обладает каждый ребенок, и задача образования заключается в том, чтобы найти соответствующие ресурсы и педагогические технологии для его раскрытия и дальнейшего развития.
С этой целью создаются и входят в педагогическую практику эффективные технологии, учитывающие специфику детского творчества и способствующие его развитию. Одной из таких технологий является игровая деятельность.
Теоретической базой для построения современных моделей игровых технологий послужили разработки теории игровой деятельности в трудах зарубежных и отечественных ученых. Отечественная традиция изучения проблемы игровой деятельности ребенка опирается на работы Л. С. Выготского, В. Л. Данилова, А. В. Запорожца, Л. С. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, Д. Б. Эльконина. Эти ученые исследуют
специфику игровой деятельности с разных точек зрения.
С. Л. Рубинштейн, один из первых исследовавший сущность и возможности игровой деятельности, рассматривает игру как многосторонний феномен, порождаемый различными факторами, и называет ее первым видом деятельности, которому принадлежит важнейшая роль в развитии личности. Разумея игру мощным инструментом развития, исследователь подчеркивает, что в ней ребенок развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Игра есть практика развития, осмысленная деятельность, служащая естественным выражением индивидуального отношения личности к окружающему миру [16, с. 392].
Несмотря на серьезное психолого-педагогическое обоснование рассматриваемой проблемы, в музыкальной педагогике технологии игровой деятельности используются далеко не в полной мере и пока так и остаются инновационными. Одна из причин кроется в недооценке их эффективности, другая заключается в превалировании знаниевого, информативного подхода к обучению, затрудняющего ориентацию ребенка на создание творческого «продукта» [16]. Такая ситуация требует более глубокого осмысления содержания, форм и методов, составляющих основу игровых технологий, а также выявления их широких возможностей в развитии творческого потенциала учащихся в различных видах музыкальной деятельности.
Методика
1. Сущность и структура игровой деятельности
Игровые технологии являются важнейшей составной частью педагогических технологий и понимаются как система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, построенных на основе игровой дея-
тельности ребенка и создающих условия для его эффективного обучения и воспитания.
Анализируя индивидуально-психологические особенности творческой личности, А. В. Торопова воссоздает ее многогранный «портрет», предполагающий наличие следующих качеств: открытость новому опыту («всеядность»), разнообразие интересов, активность, увлеченность, фантазия, эмоциональная отзывчивость, развитое воображение, эмоционально-образное мышление, стремление к творчеству, к преобразованию действительности, способность к ассоциациям, к импровизации, продуцированию образов, выход за рамки обыденного, стремление к сотворчеству и др. [17, с. 103-104].
Игровая деятельность выступает тем средством, благодаря которому данные качества формируются самым естественным и органичным способом.
Суть игровых технологий заключается:
а) в постановке (чему необходимо научить ребенка);
б) в разработке методов, средств и приемов для достижения результата посредством игрового музыкально-дидактического материала (методов, приемов, средств, форм);
3) в создании условий для эффективной реализации данной технологии.
Структура игровой деятельности включает ряд элементов, из которых, по Д. Б. Эль-конину, ведущими являются следующие:
1) роль;
2) игровое действие;
3) игровые предметы;
4) сюжет игры;
5) взаимоотношения участников игрового процесса.
При этом основной единицей игры ученый называет роль, поскольку она цементирует все стороны игры и является средством воплощения сюжета. Под сюжетом понимается сфера действительности, которая моделируется и воспроизводится в иг-
ре. Сам сюжет игры складывается из следующих компонентов: действие — персонаж — предметная ситуация [19].
Д. Б. Эльконин определил несколько постепенно усложняющихся видов игр: это предметно-манипулятивная игра (в которой действия ребенка сводятся к подражанию), сюжетно-ролевая игра (которая направлена на усвоение норм межличностных взаимоотношений) и игра по правилам (где игровая деятельность строится в рамках логически предустановленных правил).
Помимо данной классификации, в современной методической литературе приводится множество разновидностей игр. Например, игры различают по виду деятельности (двигательные, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические), по игровой среде (уличные, настольные, комнатные), по характеру педагогического процесса (дидактические, тренировочные, познавательные, развивающие, творческие, коммуникативные и др.), по игровой методике (сюжетные, предметные, ролевые, имитационные, деловые, игры-драматизации).
Согласно А. М. Новикову, структуру игры составляют формы, виды, методы и средства* игровой деятельности [12].
Исследователь выделяет четыре основных вида игр:
• игры с правилами,
• игры без правил,
• сюжетно-ролевые игры,
• импровизированные игры.
Сюжетно-ролевые игры и игры с правилами связаны с социумом, с реальной действительностью, в которой человек существует среди других и для других. В этих играх осваиваются социальные нормы поведения, отношений, которые помогают человеку адаптироваться в обществе [12]. Противоположное значение имеют импровизированные игры и игры без правил, которые вынуждают человека примерить на себя не социальную, а игровую роль. В таких играх не предусмотрены заранее созданные инструкции.
2. Игровые технологии в музыкальной деятельности
Изначально связанная с творческой игровая деятельность в музыкальном образовании рассматривается как важнейшая педагогическая технология и трансформируется в понятие музыкально-игровой деятельности. Использование игровых технологий в музыкальном образовании и воспитании имеет глубокие традиции, уходящие корнями в народное музыкальное творчество, когда инструментальное музицирование, поэзия, пение и танец были неразрывно взаимосвязаны. Своей доступностью и демократическим характером они давали возможность каждому принимать участие в ритуальных действиях.
В свое время Н. А. Ветлугина, изучая специфику музыкально-игровой деятельности, ввела в научный обиход понятие «музыкально-игровое творчество» [2]. Исследователь оттолкнулась от мысли, что, формируя предпосылки для музыкального творчества, перед ребенком прежде всего необходимо раскрыть образную сторону музыкальных явлений. Именно таким путем перед ребенком раскрывается содержательно-смысловая сторона музыкального искусства, и он сам, включаясь в непосредственную деятельность, усваивает доступные ему способы воплощения музыкальных образов [18, с. 153].
Акцент на музыкально-игровое начало как механизм развития творческих способностей младших школьников ставят ряд современных исследователей, которые отмечают, что по сравнению с традиционной системой обучения игровая деятельность имеет целый ряд преимуществ. Среди них: духовно-нравственное становление ребенка в посильной ему художественной деятельности, развитие воображения, фантазии, актуализация творческого потенциала детей в разнообразных видах художественной деятельности, формирование двига-тельно-пластичных навыков, театрально-драматических способностей, навыков
коммуникации, артистизма, положительной мотивации к учебной деятельности, активность, самостоятельность [15].
Т. Е. Райцева разработала технологию музыкально-игровой деятельности на основе интеграции музыки, речи, танца и рисования. Уроки музыки, согласно данной методике, строятся по модели дидактической игры, вовлекающей учащихся в импровизационную музыкально-творческую деятельность. Автором были определены ведущие психологические и организационно-педагогические принципы: это принцип удовольствия, успешности, сотворчества, синкретизма, элементарности, диалогизма, коммуникативной направленности, толерантности, импровизации и др. [15].
Н. Г. Куприна рассматривает музыкально-игровую деятельность в качестве важнейшего средства становления социально-коммуникативных основ личности ребенка. Игры включают детей в творческие межличностные отношения, способствуют свободному творческому самовыражению, формируют положительную самооценку, обогащают эмоционально-волевую сферу, формируют навыки гармоничного поведения, уверенность в своих способностях и возможностях [9].
3. Методы игровой деятельности в музыкальном образовании
Повышение роли игры как важного компонента учебного процесса обусловило повышение внимания к разработке методов игровой деятельности.
В общем плане методы игровой деятельности подразделяют на практические, наглядные, словесные.
К практическим методам относятся дидактические игры, упражнения, моделирование, творческие задания.
К наглядным методам относится наблюдение (показ педагогом каких-либо действий, просмотр учебных фильмов, прослушивание музыкальных произведений).
Словесными методами являются рассказ, беседа, чтение, пересказ.
В теории и практике музыкального образования наиболее востребованы следующие методы:
- музыкально-дидактическая игра,
- игровой тренинг,
- игровое моделирование,
- игровые творческие задания.
Музыкально-дидактическая игра является самым востребованным игровым методом в музыкально-образовательной практике. Методические основы использования дидактической игры в музыкальной деятельности заложены в исследованиях Н. А. Ветлугиной, А. Н. Зиминой, Э. П. Костиной, Т. Е. Райцевой и др. Основной особенностью дидактической игры является моделирование реальной ситуации, содержание которой определяется учебной программой, а формы деятельности подбираются так, чтобы они способствовали активизации учащихся.
Н. А. Ветлугина разработала классификацию дидактических игр, охарактеризовала их содержание и структуру, определила музыкально-дидактический материал. Позже эту работу продолжили А. Н. Зимина и Э. П. Костина. А. Н. Зимина отмечает, что назначение музыкально-дидактических игр состоит в обучении ребенка понимать, различать качества и свойства «чувственно-воспринимаемых явлений» [8, с. 168].
По классификации Н. А. Ветлугиной, музыкально-дидактические игры подразделяют на три основных вида (исходя из дидактических задач):
1) спокойное музицирование,
2) подвижные игры,
3) игры, построенные по типу хороводных.
Разновидностью музыкально-дидактической игры, в которой особенно ярко выражается детское творчество, выступает музыкально-игровая драматизация, в ней с наибольшей ясностью проявляется работа воображения и фантазии [4, 18].
Метод игрового тренинга. Музыкально-игровой тренинг представляет собой форму организации совместной деятельности педагога и детей. Ее составляет система музыкально-игровых упражнений, направленных на решение широкого спектра задач. Структура тренинга, его содержание и продолжительность варьируются в зависимости от возрастных, индивидуальных особенностей и возможностей детей.
Упражнения по игровому тренингу несут большую смысловую нагрузку в плане творческого развития. В основные задачи музыкально-игрового тренинга входит развитие музыкальных и творческих способностей, эмоционально-образного мышления, воображения, фантазии.
Музыкально-игровой тренинг включает комплекс упражнений:
- моторно-двигательные (развивающие моторику и координацию);
- музыкально-речевые (обеспечивающие совершенствование вокально-речевых навыков);
- имитационно-моделирующие (способствующие воспроизведению реальных и условных ситуаций выразительными средствами);
- коммуникативно-релаксирующие (способствующие снятию умственного и эмоционального напряжения, тревожности);
- коммуникативно-тактильные (способствующие развитию сенсорного восприятия, коммуникативных умений).
Метод игрового моделирования. Моделирование в самом общем виде определяется как создание, построение образа некоторой системы. Моделирование основано на том, что любая игра — это модель жизни. В соответствии с этим в ней моделируются реальные жизненные события, ситуации, формы человеческого взаимодействия [14]. В таком понимании игра есть деятельность по мысленному преобразованию реальной ситуации в воображаемую. Любая игра, таким образом, это некая модель деятельности. Но это модель особого рода,
в которой действие или занятие совершаются по добровольно принятым, но обязательным правилам и сопровождаются чувством напряжения и радости, а также осознанием «иного бытия», чем обыкновенная жизнь [12, с. 35].
Игровое моделирование предполагает воссоздание какой-либо реальной или воображаемой ситуации в игровой форме. В музыкальной деятельности игровое моделирование может выступать как
- средство формирования художественно-игровой деятельности;
- универсальный метод художественно-творческого развития учащихся;
- форма интегративного урока музыки, представляющая собой целостное художественно-педагогическое произведение [11].
Игровая форма занятий создается педагогом-музыкантом при помощи игровых приемов и ситуаций, которые являются средством побуждения, стимулирования учащихся к художественно-творческой деятельности.
Метод творческих заданий. Музыкально-творческие проявления в младшем школьном возрасте еще не являются оформленной и развернутой деятельностью. В данный период только намечаются подходы к овладению ею. Чтобы вовлечь учащихся в творческий процесс, вызвать у них творческую активность, заинтересованность содержанием материала, целесообразно на музыкальных занятиях использовать метод творческих заданий. Именно поэтому, по мнению Н. А. Ветлугиной, лучше всего творческие задания решаются в игровой форме.
В процессе формирования начальных музыкально-творческих проявлений творческие задания позволяют решить две основные задачи:
1) развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку, способности к сопереживанию;
2) овладение способами передачи образа в различных видах музыкальной деятель-
ности на основе осмысления выразительных средств музыкального искусства (в пении, музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, слушании музыки) [7].
Результаты
Теоретический анализ содержания игровой деятельности позволил выявить ее универсальный характер и широкие возможности в развитии творческого потенциала личности ребенка. Анализ содержания игровой деятельности вскрывает ее тесные взаимосвязи с творческой:
- в основе игровой деятельности, как и творческой, лежит эмоционально-образное мышление, позволяющее ребенку «воссоздавать» или «примерять» на себя различные образы;
- игра опирается на воображение и фантазию — психические процессы, которые движут и творчеством;
- специфика игровой деятельности, как и творческой, ориентирована в большей степени на процесс и в меньшей — на результат;
- игра, как и творчество, это прежде всего свободная деятельность, импровизация;
- игра, как и творчество, есть не «обыденная» жизнь, а жизнь воображаемая (даже если образцом для игры служат ситуации реальной действительности);
- игре, как и творчеству, свойственно эмоциональное и волевое напряжение;
- игра, как и творчество, порождает ассоциации.
Анализ педагогического опыта по проблеме реализации игровых технологий в процессе музыкальной деятельности показал, что современная образовательная практика располагает довольно большим арсеналом музыкально-игровых методов, действующих в направлении творческого развития учащихся.
Практический опыт реализации данных методов в процессе музыкальной деятельности выявил их универсальный характер и
позволил выделить наиболее эффективные из них. Это музыкально-дидактическая игра, метод игрового моделирования, метод музыкально-игрового тренинга, метод творческих игровых заданий. Использование данных методов помогает педагогу в простой, доступной и увлекательной форме выстраивать «общение» ребенка с миром музыки, понимать и осмысливать ее образы, содержание, средства выразительности, создавать на занятиях атмосферу увлеченности и художественного творчества. Данные методы активизируют воображение, фантазию ребенка, формируют способность к перевоплощению, предоставляют ему свободу творческого самовыражения.
Обсуждение
Продуктивность форм и методов игровой деятельности позволяет трактовать ее как эффективную педагогическую технологию, имеющую широкие возможности. Эти возможности проявляются в том, что игровая деятельность:
1) является эффективным средством развития творческих способностей учащихся — развивает творческое мышление, художественное воображение, фантазию, эмоционально-образное восприятие;
2) способствует прочному усвоению знаний, расширяет кругозор, активизирует память, наблюдательность, интуицию;
3) стимулирует активность учащихся, вызывает заинтересованность происходящим, создает атмосферу увлеченности на занятиях, позволяет детям в доступной форме и на собственном опыте усвоить учебный материал;
4) составляя область интерактивного обучения, способствует воссозданию «обратной связи» между всеми участниками образовательного процесса для достижения взаимопонимания, взаимодействия и формирования чувства сопричастности в совместной деятельности.
В игровой деятельности у учащихся формируется потребность к созиданию, преобразованию действительности, прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству. В игре проявляются различные стороны психической жизни личности, формируются свойства, необходимые ребенку для учения в школе, для вхождения в социальную среду [16].
Заключение
Потенциал творчества несет в себе каждый ребенок, и важная задача педагогики — сохранить и приумножить его. А потому проблема развития творческого потенциала личности ребенка на сегодняшний день является одной из самых актуальных. Творческими личностями считают сегодня не только музыкантов, поэтов, художников, но и тех, кто способен оригинально, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, не полагаться на авторитеты.
Эффективным средством активизации творческого потенциала учащихся выступает игровая деятельность. Преимущество игровой деятельности перед другими педагогическими технологиями состоит в том, что игра, во-первых, представляет собой «исторически обусловленный, естественный элемент культуры» [10], имеющий в педагогике давние традиции и выступающий для ребенка наиболее органичным видом деятельности. В игре ребенок участвует добровольно, без принуждения и чувствует себя комфортно. Во-вторых, игровая деятельность, более чем любая другая, позволяет объединить процесс обучения и творчества в единое целое, сделать обучение интересным и увлекательным. В игре каждый ученик может осознать свою значимость, почувствовать уверенность в своих силах, раскрепоститься. В-третьих, специфика творческой и игровой деятельности имеет много общего, что позволяет комплексно решать различные учебно-воспитательные задачи.
ПРИМЕЧАНИЕ
* Средством игровой деятельности является то, с помощью чего и посредством чего осуществляется деятельность (материальные, информационные, языковые и другие средства).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алымова О. В. Музыкально-игровая драматизация как средство развития творческих способностей младшего школьника // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2010. № 3. С. 38-40.
2. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. 415 с.
3. Веретенникова Л. К. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников: дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 1997. 340 с.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 96 с.
5. Галянт И. Г. Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 186 с.
6. Даринская Л. А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика. СПб., 2005. 293 с.
7. Дзержинская И. Л. Формирование предпосылок к первоначальным музыкально-творческим проявлениям // Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1972. С. 153-173.
8. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2000. 304 с.: ноты.
9. Куприна Н. Г. Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности: учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2004. 109 с.
10. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 140-146. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 24.05.2019).
11. Надолинская Т. В. Подготовка будущих педагогов к игровому моделированию интегративных уроков музыки в начальной школе: автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 2007. 44 с.
12. Новиков А. М. Введение в методологию игровой деятельности. М.: Эгвес, 2006. 48 с.
13. Пономарев Я. А. Перспективы развития психологии творчества // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. М.: Институт психологии РАН, 2006. С. 227-231.
14. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебное пособие для студентов вузов / под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. 368 с.
15. Райцева Т. Е. Формирование творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2005. 23 с.
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.: ил.
17. Торопова А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования: учебное пособие. М.: ГРАФ-Пресс, 2010. 240 с.
18. Художественное творчество и ребенок: монография / под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. 288 с.
19. Эльконин Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 384 с.
20. Яцкова О. Ю. Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (Челябинск, октябрь 2012 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 25-27. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2771/ (дата обращения: 24.05.2019).
REFERENCES
1. Alyimova O. V. Muzyikalno-igrovaya dramatizatsiya kak sredstvo razvitiya tvorcheskih sposobnostey mladshego shkolnika // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sotsiokinetika. 2010. № 3. S. 38-40.
2. Vetlugina N. A. Muzyikalnoe razvitie rebenka. M.: Prosveschenie, 1967. 415 s.
3. Veretennikova L. K. Podgotovka buduschih uchiteley k formirovaniyu tvorcheskogo potentsiala shkolni-kov: dis. ... d-ra ped. nauk. Kazan, 1997. 340 s.
4. Vyigotskiy L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. SPb.: Soyuz, 1997. 96 s.
5. Galyant I. G. Muzyikalno-igrovaya deyatelnost kak sredstvo razvitiya tvorcheskih sposobnostey starshih doshkolnikov: dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2006. 186 s.
6. DarinskayaL. A. Tvorcheskiy potentsial uchaschihsya: metodologiya, teoriya, praktika. SPb., 2005. 293 s.
7. Dzerzhinskaya I. L. Formirovanie predposyilok k pervonachalnyim muzyikalno-tvorcheskim proyavleni-yam // Hudozhestvennoe tvorchestvo i rebenok. M.: Pedagogika, 1972. S. 153-173.
8. Zimina A. N. Osnovyi muzyikalnogo vospitaniya i razvitiya detey mladshego vozrasta: uchebnik dlya stud. vyissh. ucheb. zavedeniy. M.: Vlados, 2000. 304 s.: notyi.
9. Kuprina N. G. Razvitie obscheniya u detey starshego doshkolnogo vozrasta v muzyikalno-igrovoy deyatelnosti: uchebno-metodicheskoe posobie. Ekaterinburg: Ural. gos. ped. un-t, 2004. 109 s.
10. Mihaylenko T. M. Igrovyie tehnologii kak vid pedagogicheskih tehnologiy // Pedagogika: traditsii i in-novatsii: materialyi mezhdunar. nauch. konf. (Chelyabinsk, oktyabr 2011 g.). T. I. Chelyabinsk: Dva komso-moltsa, 2011. S. 140-146. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (data obrascheniya: 24.05.2019).
11. Nadolinskaya T. V. Podgotovka buduschih pedagogov k igrovomu modelirovaniyu integrativnyih uro-kov muzyiki v nachalnoy shkole: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2007. 44 s.
12. Novikov A. M. Vvedenie v metodologiyu igrovoy deyatelnosti. M.: Egves, 2006. 48 s.
13. Ponomarev Ya. A. Perspektivyi razvitiya psihologii tvorchestva // Psihologiya tvorchestva: shkola Ya. A. Ponomareva. M.: Institut psihologii RAN, 2006. S. 227-231.
14. Panfilova A. P. Igrovoe modelirovanie v deyatelnosti pedagoga: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov / pod obsch. red. V. A. Slastenina, I. A. Kolesnikovoy. M.: Akademiya, 2006. 368 s.
15. Raytseva T. E. Formirovanie tvorcheskih sposobnostey mladshih shkolnikov v protsesse muzyikalno-igrovoy deyatelnosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Vladikavkaz, 2005. 23 s.
16. Rubinshteyn S. L. Osnovyi obschey psihologii. SPb.: Piter, 2000. 712 s.: il.
17. Toropova A. V. Muzyikalnaya psihologiya i psihologiya muzyikalnogo obrazovaniya: uchebnoe posobie. M.: GRAF-Press, 2010. 240 s.
18. Hudozhestvennoe tvorchestvo i rebenok: monografiya / pod red. N. A. Vetluginoy. M.: Pedagogika, 1972. 288 s.
19. Elkonin D. B. Detskaya psihologiya: uchebnoe posobie dlya stud. vyissh. ucheb. zavedeniy. M.: Akademiya, 2007. 384 s.
20. Yatskova O. Yu. Analiz ponyatiya «tvorcheskiy potentsial» v sovremennoy pedagogicheskoy literature // Pedagogika: traditsii i innovatsii: materialyi II Mezhdunar. nauch. konf. (Chelyabinsk, oktyabr 2012 g.). Chelyabinsk: Dva komsomoltsa, 2012. S. 25-27. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2771/ (data obrascheniya: 24.05.2019).