Мангер Татьяна Эдуардовна
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ВОСПИТАНИЯ
В статье рассматриваются празднично-игровые технологии, их потенциал в формировании духовно-нравственной культуры дошкольников в системе непрерывного воспитания. Показаны их место и роль в образовательном процессе. Подчеркивается, что игра как основной ведущий вид деятельности дошкольника имеет большое значение для его воспитания и представляет собой фундаментальный источник ценностно-ориентационного и духовно-нравственного развития личности. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/9-3/6СШт1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 9(63): в 3-х ч. Ч. 3. C. 211-213. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/9-3/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net
УДК 372.893
В статье рассматриваются празднично-игровые технологии, их потенциал в формировании духовно-нравственной культуры дошкольников в системе непрерывного воспитания. Показаны их место и роль в образовательном процессе. Подчеркивается, что игра как основной ведущий вид деятельности дошкольника имеет большое значение для его воспитания и представляет собой фундаментальный источник ценностно-ориентационного и духовно-нравственного развития личности.
Ключевые слова и фразы: система непрерывного воспитания; празднично-игровые технологии; игра; духовно-нравственное воспитание; дошкольник; ценностно-ориентационные основы.
Мангер Татьяна Эдуардовна, д. пед. н., профессор
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина mangerins@mail. ru
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ВОСПИТАНИЯ
В современных условиях модернизации и гуманизации образования одной из приоритетных задач выступает формирование духовно-нравственного общества, где в качестве главного механизма регуляции социума выступают такие феномены, как ценность, воспитание и культура, определяющиеся социальным характером жизнедеятельности людей и эволюционирующие вместе с социальными системами. Духовно-нравственное воспитание личности представляет собой сложный и многогранный процесс формирования нравственных идеалов, потребностей, понятий и убеждений, направленный на приобщение к мировой и национальной культуре, этическим нормам, освоение социального опыта, ценностного мира и пр. Данный процесс реализуется с помощью социальных институтов, где личность готовят к активному участию во всех сферах жизнедеятельности социума.
Реализация жизненных целей и ценностей личности возможна лишь в условиях непрерывного образования, в котором закладываются основы формирования общего интеллектуального, культурного и научного потенциала и ставится вопрос о замене постулата «образование на всю жизнь» на «образование через всю жизнь» на основе широкого использования образовательных инноваций [3].
Еще в XX в. Р. Х. Дейв заложил в основу концепции непрерывного образования понимание его как единой и целостной системы, включающей в себя разные возрастные и социальные этапы воспитания и образования, интегрирующие все уровни и формы обучения (учебные заведения, центры дополнительной подготовки, формальные, неформальные и внеинституциональные формы образования и пр.) [11]. При этом исследователь определил горизонтальную и вертикальную интеграции данной системы, позволяющие личности получать универсальное и демократичное образование в широком понимании данного феномена, направленное на познание и развитие собственной системы ценностей, на построение воспитанного и обученного общества, на создание системы культуротворческой инфраструктуры социума, что позволит индивиду значительно легче проходить этапы формирования духовно-нравственных ценностей и инкультурации, приобретать и изменять социальные роли в разные периоды жизни и т.д. [Ibidem].
Данный процесс должен протекать с учетом преемственности всех компонентов системы непрерывного образования на разных образовательных этапах жизнедеятельности личности, в условиях культурно-образовательной среды, характеризующейся объемом культурно-образовательных услуг, мощностью и интенсивностью информации, внедрением инновационных подходов к формированию ценностно-ориентационной сферы в общем, в том числе ее составляющей - духовно-нравственной культуры.
Формирование личности как субъекта культуры необходимо начинать с раннего детства. Именно в дошкольном возрасте закладываются основные принципы духовно-нравственного поведения, происходит усвоение моделей поведения, общения, взаимодействия, формируется мотивационно-потребностная сфера, характер ребенка, развиваются творческие и познавательные способности и т.д. Дошкольное детство - это тот период, когда ребенок соприкасается с окружающим его миром, познает его, приобретает основные знания, умения и навыки, вступает на первую ступень своей социализации. И здесь важное место отводится культурно-игровой направленности, которая является благоприятной почвой для формирования у дошкольников фундаментальных ценностно-ориентационных основ через традиции, обряды и все то, что составляет культурное наследие общества. Это объясняется тем, что основной ведущей деятельностью дошкольников выступает игра.
Празднично-игровая культура дошкольников в XXI в. выступает как многогранное явление социума, вызывающее огромное внимание у теоретиков и практиков в разных научных сферах (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Л. С. Кудинова, В. В. Медведенко, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластелин, Д. Б. Эльконин и др.). В своих трудах они подчеркивают, что празднично-игровая культура дошкольников формирует духовно-нравственную сферу индивида как субъекта общества, преображает окружающий мир, несет радость общения, а сами праздники транслируют историю и культуру страны, передают особенности менталитета конкретного этноса.
Развивающе-воспитательный потенциал культуры имеет особое значение для развития личности в целом. Сегодня мы наблюдаем активность в применении различных игровых форм и технологий обучения дошкольников, т.к. игры-развлечения наиболее популярны в детской среде. Все это позволяет направить игровую деятельность в русло духовно-нравственного воспитания и художественно-творческого развития личности дошкольника. Игровая деятельность способствует не только развитию воображения, фантазии и вкуса ребенка,
212
^БЫ 1997-2911. № 9 (63) 2016. Ч. 3
но и таких важных качеств личности, как выдержка, наблюдательность, самостоятельность, организованность и пр. Именно игра представляет собой фундаментальный источник духовного роста в дошкольном возрасте, где центральное место занимает воображение как стержневая креативная способность человека [6].
Проблеме празднично-игровой культуры дошкольников и исследованию воспитательных возможностей игровых технологий посвящено много работ. По мнению Д. Б. Эльконина, игра отражает деятельность человека настолько, что на поверхность выходит социальная, собственно человеческая суть, в которой проявляются нормы отношений между людьми [10]. К. Д. Ушинский обосновал содержание игры с позиций ее воздействия на воспитание личности ребенка [9]. По справедливому замечанию Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, С. Л. Рубинштейна и др., благодаря игре в психике дошкольника происходят значительные изменения, способствующие формированию тех ценностно-ориентированных качеств личности, которые позволят ей в дальнейшем подготовленно перейти к новой, высшей, стадии развития [1; 2; 5].
И. М. Сеченов рассматривал игру с позиций физиологии, что позволило ему обосновать значение игры в формировании чувств. По его мнению, игровые переживания оставляют глубокий отпечаток в сознании ребенка, т.к. подражание и копирование действий взрослых, их личностных качеств влияют на формирование таких же качеств и у ребенка [8].
Игра как основной ведущий вид деятельности дошкольника занимает важное место в системе его духовно-нравственного, эстетического, физического и трудового воспитания. Детям необходима активная игровая деятельность, с одной стороны, способствующая повышению соответствующего их возрасту жизненного тонуса, раскрытию творческого потенциала, а с другой - удовлетворяющая их интересы, желания и потребности. Именно поэтому игра определяет все основные направления воспитательной и образовательной работы с детьми. В игровой деятельности воспроизводятся те знания, умения и навыки, которые дошкольник получил на занятиях, закрепляются правила поведения, раскрывается творческий потенциал личности [6].
Детские игры различны. В их числе и сюжетно-ролевые, и дидактические, и развивающие, и музыкальные, и театральные, и спортивные, и пр. Их содержание включает в себя предметную, обучающую, развивающую, коммуникативную и иную деятельность.
Детская игра всегда базируется на творчестве. Творчество дошкольника в игре проявляется в воспроизведении известного, но уже преобразованного явления, предмета, действия. При этом, воссоздавая знакомое (образный предмет, литературное выражение, услышанную мелодию, сочетание красок и пр.), ребенок интерпретирует его по-своему, наполняя присущим только ему, собственной фантазией.
Дошкольник всегда непосредственно и импульсивно, а зачастую и копируя взрослых, старается проявить свои интересы, выразить творческие переживания. Но иногда так не получается, и ребенок вынужден искать те механизмы, которые позволили бы ему изобразить выдуманное, реализовать тот или иной замысел. И здесь на помощь приходят празднично-игровые технологии.
Празднично-игровые технологии охватывают достаточно обширную группу средств, приемов и методов организации образовательного процесса в форме различных игр. При этом, в отличие от собственно игр, празднично-игровые технологии обладают существенным признаком - четко поставленной целью и соответствующим ей результатом [7].
Структура празднично-игровых технологий включает в себя концептуальную основу (опору на определенную научную концепцию), содержательную часть (цели, задачи, содержание и т.д.) и процессуальную часть (проектирование, планирование, организацию деятельности, формы и методы деятельности обучающихся и педагога, рефлексию и поэтапную диагностику). Это позволяет нам говорить о том, что данные технологии обладают рядом операций, из последовательности которых складывается воспитательный процесс, направленный на формирование духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста [Там же].
Празднично-игровые технологии имеют свою классификацию и систематизированы по целям, по областям деятельности, по предметной области, по характеру педагогического процесса, по игровой методике, по игровой среде. Так, по целевым установкам празднично-игровые технологии подразделяются на дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие; по областям деятельности - на физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические. По предметной области выделяют математические, литературные, прикладные, спортивные, физические, музыкальные, народные, туристические, экологические и др. празднично-игровые технологии. По характеру педагогического процесса среди празднично-игровых технологий различаются познавательные, обучающие, развивающие, творческие, репродуктивные, продуктивные, контролирующие, обобщающие, воспитательные, коммуникативные, диагностические и др. По игровой методике они бывают сюжетными, предметными, ролевыми, деловыми, соревновательными, имитационными, драматическими и пр. По игровой среде рассматриваются технологии с предметом и без предмета, компьютерные, пространственно-временные и технологии, осуществляющиеся посредством технических приспособлений [4; 7].
В условиях многообразия реализуемых в системе дошкольного образования празднично-игровых технологий с целью формирования духовно-нравственной культуры дошкольников очень важно правильно подобрать те из них, которые смогли бы действительно эффективно влиять на исследуемый процесс, при этом необходимо правильно оценить потенциал конкретных разновидностей таких технологий. Они обладают огромным педагогическим и культуротворческим потенциалом и средствами, которые в конечном итоге смогут активизировать познавательную деятельность ребенка, в которой игры составляют главную идею и основу эффективности результатов.
Таким образом, дошкольное воспитание играет решающую роль в дальнейшем становлении ребенка. Именно в это время закладывается духовное, нравственное и ценностное начало, вырабатываются основы человечности и доброты, прививаются основы национальных и семейных традиций, развиваются способности и интеллект.
Духовно-нравственное развитие ребенка в системе непрерывного воспитания начинается с элементарного общения и совместной деятельности со взрослыми людьми, осуществляющихся через игровые занятия.
Празднично-игровая деятельность характеризуется направленностью на достижение конкретного результата, а именно усвоение духовно-нравственных ценностей (в широком понимании данного феномена), социальных ролей. Она организуется, направляется и контролируется как родителями, так и специалистами разного уровня, что позволяет достичь желаемого результата, в том числе качества усвоения необходимого материала. Именно правильный подход к выбору празднично-игровых технологий как части целостного воспитательного процесса, вовлекающего в активную творчески-преобразующую деятельность дошкольников, позволяет эффективно воздействовать на их ценностно-ориентационную сферу. Они получают достаточные для духовно-нравственной ориентации знания.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл; Эксмо, 2004. 512 с.
2. Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Психология детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2002. 351 с.
3. Мангер Т. Э. Диверсификация системы непрерывного образования в социально-культурной сфере: дисс. ... д. пед. н. Тамбов, 2008. 423 с.
4. Минкин Е. М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1983. 254 с.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд-е 3-е. М.: Вербум, 2008. 470 с.
6. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; под ред. М. А. Васильевой. М.: Просвещение, 2006. 112 с.
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
8. Сеченов И. М Собрание сочинений: в 2-х т. М.: Изд-во АН СССР, 1952. Т. 2. 774 с.
9. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1974. Т. 1. Теоретические проблемы педагогики. 518 с.
10. Эльконин Д. Б. Психология игры. Изд-е 2-е. М.: Владос, 1999. 360 с.
11. Foundations of Lifelong Education / ed. by R. H. Dave; UNESCO Institute for Education. Oxford: Pergamon Press, 1976. 382 p.
FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF PRESCHOOLERS BY MEANS OF FESTIVITY-GAME TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF LIFELONG EDUCATION
Manger Tat'yana Eduardovna, Doctor in Pedagogy, Professor Derzhavin Tambov State University mangerins@mail. ru
The article examines festivity-game technologies, their potential in the formation of spiritual and moral culture of preschoolers in the system of lifelong education. Their place and role in the educational process are shown. It is highlighted that the game as the main leading type of preschooler's activity has an important meaning for his/her education and presents a fundamental source for value-oriented and spiritual and moral development of the personality.
Key words and phrases: system of lifelong education; festivity-game technologies; game; spiritual and moral education; preschooler; value-oriented foundations.
УДК 372.881.111.1
Данная статья посвящается критериям отбора креолизованных текстов, которые являются важными для процесса восприятия и усвоения новой информации и используются на занятиях по английскому языку у студентов неязыковых вузов, обучающихся по направлению «Архитектура». Подчёркивается эффективность использования креолизованных текстов с целью формирования иноязычной речевой компетенции.
Ключевые слова и фразы: иноязычная речевая компетенция; текстовой материал; критерии отбора; аутентичная информация; студенты, обучающиеся по направлению «Архитектура»; креолизованный текст.
Якубовская Анна Анатольевна
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена anna.yakubovskaya. 75@mail.ru
ОТБОР КРЕОЛИЗОВАННЫХ ТЕКСТОВ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «АРХИТЕКТУРА»
Обучение иностранному языку бакалавров второго курса неязыкового вуза направления подготовки «Архитектура», ставит целью развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая предполагает профессиональное владение языком во всех видах речевой деятельности с учетом особенностей речевой ситуации.