УДК [39:37]37.034-053.4
UDC [39:37]37.034-053.4
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО РЕГИОНА*
Кондрашова Наталья Владимировна, к.п.н., доцент
Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, Россия
В статье обоснованы особенности и противоречия духовно-нравственного воспитания дошкольников в поликультурном регионе при внедрении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Автором описаны возможности творческого и комплексного использования игровой деятельности в поликультурном регионе с целью приобщения дошкольников к историко-культурным ценностям своего народа, к общепринятым нормам межнационального поведения и объединяющим различные культуры общечеловеческим ценностям
Ключевые слова: ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОШКОЛЬНИК, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ, ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, РЕГИОН, ЭТНОС
SPIRITUALLY AND MORAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF GAME ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF A MULTICULTURAL REGION
Kondrashova Natalya Vladimirovna Сand.Рed.Sci., associate professor State Mordovian Pedagogical institute named after M.E. Evseveva, Russia
The important features and the basic contradictions of the spiritually-moral education of the preschool children in a multicultural region for the structure of the state federal requirements of the basic comprehensive program of a pre-school education are discussed in the article. The author has substantiated the possibilities of a creative and complex using of a game activity in a multicultural region with the aim of the initiation of preschoolers to the historical and the cultural values of their nation and to the factors uniting different cultures
Keywords: GAME, PRESCHOOL CHILD, SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION, EDUCATION POLYCULTURAL, REGION, ETHNOS
В
условиях развития поликультурного образования,
ориентированного на трансляцию этнокультурного наследия народов России в широком контексте российской и мировой цивилизации важное место занимает духовно-нравственное воспитание детей. Духовнонравственное воспитание это сложный педагогически организованный процесс, направленный на расширение представлений дошкольников о нравственных и национальных ценностях ближайшего социокультурного окружения, обогащение нравственного опыта и развитие чувств детей и т.
* Работа проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств проекта № 2.5.10 Создание Научно-исследовательской лаборатории «Духовно-нравственное воспитание школьников в современном образовательном пространстве» Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» на 2012-2016 гг. «Педагогические кадры для инновационной России»
д. [1, с. 10; 7].
Анализ психолого-педагогической литературы [2; 3; 5; 8-11]
позволил установить, ряд особенностей духовно-нравственного развития дошкольников. Дошкольный возраст характеризуют новообразования в виде первичных этических инстанций, осознаваемых мотивов, эмоциональной отзывчивости и пластичности. Все это оказывается важной основой для воспитания нравственных качеств и отношений.
Необходимо оказывать комплексное воспитательное воздействие на когнитивную, эмоционально-оценочную и поведенческую сферы. Слабая сформированность одного из компонентов (краеведческих и народоведческих знаний, этических представлений о национальных и общечеловеческих ценностях; положительного отношения к явлениям и объектам общественной и этнокультурной жизни или готовности действовать в соответствии с усвоенными ценностями и нормами по отношению к окружающим людям) ведет к несформированности нравственных качеств или ценностных ориентаций в целом.
Дошкольник сначала приобретает знания о нравственных нормах и национальных ценностях, о внешней и внутренней стороне нравственных отношений, т. е. о том, как можно и как нельзя себя вести и о том, почему в данной ситуации нужно вести себя так, а не иначе. Усвоение детьми этих сторон нравственных знаний может происходить различными путями как одновременно, так и по отдельности. Возможность более быстрого формирования у дошкольников знаний о внешней стороне нравственных взаимоотношений в отличие от формирования внутренней и смысловой стороны нравственных норм является свидетельством того, что механизмы их усвоения несколько отличаются.
Другой характерной чертой начальных этапов становления нравственности у дошкольников является слитность моральных чувств и знаний. Это проявляется не только по отношению к нравственным оценкам
или представлениям, но и по отношению к реально выполняемым нормам, к нравственным поступкам дошкольников [2, с. 11-21; 10, с. 29-35].
Поступательно дошкольник проходит три ступени развития эмоциональных отношений к нравственным ценностям и нормам. От прямой оценки конкретных действий или поступков человека, содержащей правило поведения в младшем возрасте к оценке-состоянию человека, попавшего в затруднение и обеспечивающей регуляцию поведения и к оценке-предвосхищению возможных последствий или дальнейшего развертывания ситуации, в которой эмоция выполняет опережающую функцию, побуждает старшего дошкольника к совершению нравственных действий.
Другая особенность духовно-нравственного развития дошкольников состоит в том, что вербальное усвоение ребенком нравственных норм и национальных ценностей во многом опережает реальное поведение [9, с. 68-71]. В дошкольном возрасте рассогласованность вербального и реального поведения связана со многими причинами:
• реакция детей на вербальную и реальную ситуацию принципиально отличается (в первом случае мотивы минимальны, а действия реализуются в рефлексивной форме или в форме планирующего и словесного действия; в другом случае в связи с необходимостью осуществления конкретных действий начинается внутренняя борьба между личным и общественным, между желанным, предпочитаемым и должным);
• нравственное действие ребенка дошкольного возраста является достаточно сложным, поскольку в нем заложено три основных компонента - это знание о том, как поступить, это переживаемые чувства по поводу совершения морального действия и само практическое выполнение данного действия);
• иногда нравственное поведение детей носит избирательный характер (дошкольники ориентируются в своем поведении на усвоенные ими
ценности только по отношению к тем людям, к которым испытывают симпатию), избирательность начинает исчезать только в старшем дошкольном возрасте.
По признанию многих ученых и практиков, игровая деятельность во всем ее многообразии является важным средством духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Это влияние можно рассматривать в следующих аспектах.
Участие в игровой деятельности позволяет детям активно взаимодействовать, и, тем самым, взаимно влиять друг на друга, обогащая нравственные представления, опыт толерантного поведения и межнационального общения (обмениваясь мнениями, выбирая водящего, распределяя игровые роли, определяя сюжет или содержание игры и решая многие другие организационные вопросы дошкольникам необходимо договариваться и достаточно лояльно относиться к идеям и мнениям участников, чтобы не разрушить игру или невольно не обидеть друг друга).
Исполнение соответствующих игровых ролей способствует обогащению опыта поведения, а выполнение в игре действий, одобренных взрослым и положительно оцениваемых товарищами служит для играющих важным стимулом для дальнейшего контроля за своим поведением и выполнения аналогичных поступков в реальных жизненных ситуациях.
В игре дошкольники имеют возможность не только исполнять предложенные им роли, но и активно анализировать поступки героев с нравственной точки зрения и сравнивать со своими действиями. Кроме того, в самостоятельной игровой деятельности детей возникает много ситуаций для возможности морального выбора и проявления уважения к мнению, идеям или ценностям, значимых для другого, а также демонстрации расположения к другому ребенку, признания за дошкольниками права на собственное мнение и пр.
На рубеже ХХ и ХХ! вв. сложился определенный опыт приобщения
дошкольников к национальным духовным ценностям и этнокультурному наследию в процессе занятий, совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности дошкольников [4, с. 23-27]. Однако в условиях внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [6] целесообразно переосмыслить работу в этом направлении. На наш взгляд, в области дошкольного образования в результате модернизации обнаруживается несколько противоречий:
1) между значимостью приобщения детей к этнокультурному наследию и национальным ценностям в процессе организованной образовательной деятельности и необходимостью более активного использования игры как приоритетной организационной формы, ведущего вида деятельности и важного средства воспитания дошкольников;
2) между значимостью духовно-нравственного воспитания в процессе становления личности и необходимостью максимально эффективного использования режимных моментов в решении всех воспитательных и образовательных задач в условиях интеграции основных образовательных областей;
3) между необходимостью соблюдения диалектического триединства и обеспечения качества этнопедагогической работы и широкими возможностями для творчества и инновации педагогов по вопросам духовно-нравственного воспитания личности в период дошкольного детства.
Поскольку на современном этапе система образования стремиться базироваться на идеях культурного плюрализма, вариативности и диверсификации, а большинство образовательных учреждений полинациональны по составу воспитанников, поэтому целесообразно учитывать идею о триединстве национального, общероссийского и мирового наследия. В этой важны три основных направления приобщения
дошкольников к накопленному духовному и национальному достоянию:
1) приобщение к родному языку и национальной культуре, к историко-культурным ценностям своего народа и пр.;
2) приобщение к общепринятым нормам межнационального поведения (приобщение к этикету, воспитание культуры межнационального общения, деятельности и внешнего вида);
3) приобщение к общечеловеческим ценностям как объединяющим различные культуры нравственным основам (дружба, гуманизм, толерантность, уважение к страшим, патриотизм и пр.). Реализация работы в этих трех направлениях позволит показать не только уникальность культурного наследия родного народа, но и акцентировать внимание на основах, объединяющих разные культуры, позволит воспитывать высокие гражданские чувства и уважительное отношение к представителям различных этносов.
Основополагающим направлением духовно-нравственного воспитания является приобщение дошкольников к национальной культуре и родному языку, к историко-культурным ценностям народа. Эту работу невозможно осуществлять без опоры на материальное и духовное наследие этноса, поскольку в нем заложена мудрость, мировоззрение и нравственные ценности. Использование сказок, поговорок, пословиц, народного искусства и других средств народной педагогики играет важную роль в нравственном воспитании и этнизации дошкольников, содействует формированию этических представлений, влияет на эмоционально-мотивационную сферу и пр. Педагогическую и, особенно, воспитательную ценность произведений устного народного творчества можно значительно усилить посредством игровой деятельности. Для этого целесообразно использовать разнообразные игры и игровые упражнения: «Добрые советы» (обсуждаются народные пословицы и поговорки о трудолюбии, дружбе, добре и других социально-значимых качествах, акцентируется внимание на том,
что в пословицах и поговорках заложена мудрость накопленная годами); «Найди лишнюю пословицу» (из нескольких зачитанных пословиц дошкольники отбирают одну, которая отражает несколько иную этическую идею, чем все остальные); «Словесный портрет» (составляется нравственный потрет героя народной сказки и обсуждаются его поступки по отношению к окружающим); «Выберем одежду» (дошкольники помогают одеться кукле Кате или Вите на национальный праздник и пр.) и т. д.
Несомненно, что родной язык и культура являются основополагающими в процессе духовно-нравственного воспитания каждого человека, особенно в период дошкольного детства. Однако на современном этапе в условиях поликультурного региона и доминирования в образовательных учреждениях полинациональных групп возрастает значимость приобщения дошкольников к общепринятым нормам межнационального поведения. Именно эта работа должна стать стрежневым элементом и содействовать воспитанию толерантности, интереса к родной и другим культурам, а также уважения к представителям разных этносов.
Межнациональное общение и обогащение опыта межкультурной коммуникации можно организовывать в процессе следующих игр: «Знаток народных пословиц и поговорок» (может быть организован для
активизации в речи старших дошкольников лаконичных и метких изречений по нравственной проблематике); «Страна волшебных слов» (дети отправляются в путешествие для закрепления умений использовать правила культуры поведения во взаимоотношениях со сверстниками в совместной деятельности); «Яблоко воспоминаний» (дошкольники могут поделиться своими воспоминаниями о совершенных ими добрых делах и тем самым нравственно обогатить друг друга); игры-конкурсы («Кто больше знает добрых слов?», «Кто, как и в каких народных сказках по-особому здоровается, прощается, просит извинения?», «Какая просьба
самая добрая?», «Какие сказки учат вежливым словам?») содействуют обогащению словаря детей и обогащают представления детей о вербальных средствах демонстрации нравственных качеств и уважительного отношения к окружающим; игры-предположения «Если бы я был волшебником», «Волшебный цветок», «Что было бы, если я...», во время которых используется оценка-предвосхищение возможных последствий, выполняющая опережающую функцию и побуждающая дошкольников к совершению нравственных действий и т. д.
Поскольку в условиях поликультурного региона важно соблюдение диалектического триединства и соотношения между национальным, общероссийским и мировым достоянием важно приобщать детей к общечеловеческим ценностям (дружба, гуманизм, толерантность, уважение к страшим, патриотизм и пр.) как объединяющим различные культуры нравственным основам. С этой целью можно проводить игровые упражнения «Клубок», «Хорошие и плохие поступки» или «Чудесные превращения», посредством которых дошкольников учат разбираться в плохих и хороших делах, проявлять доброжелательность, отзывчивость и пр. Во время «Путешествия в страну добрых дел» на специальной машине осуществляется поездка и участникам предоставляется возможность понаблюдать за жизнью сказочных героев из произведений различных этносов и оценить увиденное с точки зрения этических норм.
Следует подчеркнуть, что духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности предполагает поэтапное решение задач взаимодействия участников педагогического процесса и включает 3 этапа: 1) этап накопления первичных представлений об историко-культурных ценностях и наследии своего народа при условии активной обучающей роли педагога; 2) этап приобщения к
общечеловеческим ценностям как объединяющим различные культуры основам и общепринятым нормам межнационального поведения при
условии партнерской педагогической позиции воспитателя; 3) этап самостоятельного использования детьми накопленных знаний в жизни и деятельности.
Если первый этап предполагает использование игровой деятельности как ведущей формы обучения, то последние два этапа могут быть реализованы при проведении разнообразных режимных моментов. Тем более что современные нормативно-правовые и программно-методические документы [6] ориентируют педагогов на активное использование различных режимных процессов (прием детей, подготовка к прогулке, прогулка и пр.) для реализации комплекса воспитательных задач.
Ежедневно, организуя жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении, можно и нужно осуществлять воспитание детей в духе уважения к языку, быту и народным традициям, формирование умения контактировать с людьми разных национальностей, демонстрировать и объяснять значение позитивного сотрудничества, лояльного отношения к различиям между людьми во мнениях, внешности или идеях, подчеркивать положительные стороны других людей, не похожих на самого ребенка, показывать ценность толерантных межличностных отношений, а также учить видеть в собеседнике личность и носителя других ценностей, иной логики мышления или других форм поведения, а самое главное проявлять положительное отношение к таким отличиям и пр. Этому способствуют многие методы и приемы прямого и косвенного руководства детской деятельностью. Остановимся лишь на некоторых из них.
Во время приема детей можно использовать игру «Сложные ситуации» (дошкольникам зачитывается фрагмент текста, в котором требуется проявление доброжелательного отношения к другим, а затем детям предлагают оценить поведение участников этой истории и придумать иной ход течения событий с учетом изменения поведения одного из героев, который неожиданно становиться толерантным, добрым
и т. д.).
Перед началом какого-либо торжества можно использовать игровое упражнение «Собираемся на праздник», которое содействует воспитанию интереса к национальной одежде и культуры внешнего вида, поскольку нацеливает дошкольников на выбор из предложенных нарядов только тех вещей, которые составляют основу определенных национальных костюмов.
В раздевальной комнате при подготовке к прогулке можно использовать игровое упражнение «Общаемся по правилам». На период выполнения действий по самообслуживанию устанавливаются одно или несколько нравственных и обязательных для всех правил, регламентирующих межнациональное и межличностное общение и поведение участников. Например, с целью воспитания культуры внешнего вида и активизации в речи детей этикетные формул можно провести игру «Обязательно скажи волшебные слова про внешний вид товарища».
Во время организации коллективной или совместной трудовой деятельности можно использовать игру «Эхо» с целью стимулировать стремление детей воспроизведение детьми различных форм просьбы на родном и на русском языках («Будьте добры»; «Я очень тебя прошу»; «Если не трудно»; «Не смогли бы вы...?»; «Разрешите, пожалуйста» и др.).
Можно использовать прием «Обмен ролями», когда дети меняются местами и обмениваются игровыми действиями. Это позволяет лучше понять другого, побывать на его месте, а также посмотреть на ситуацию с двух противоположных позиций с позиции человека, который демонтирует толерантное поведение и с позиции человека, по отношению к мнению и взглядам, которого проявили или не проявили терпимое и лояльное отношение.
Подводя итог вышеизложенному, следует подчеркнуть, что эффективность духовно-нравственного воспитания дошкольников во
многом зависит от соблюдения принципов оптимальности и тщательного отбора минимально необходимого и доступного для дошкольников материала, индивидуально-личностной ориентации и максимального учета возможностей и интересов каждого ребенка, гармоничного сочетания разных видов игровой деятельности, систематичности, последовательности и поэтапности народоведческой и краеведческой работы с дошкольниками и т. д.
Список литературы
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 23 с.
2. Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника. М.: Просвещение, 1985. 267 с.
3. Карпушина, Л. П., Соколова П. Ю., Кудаева И. А.,. Бабушкина Л. Е. Социализация детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды: монография; Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2011. 180 с.
4. Кондрашова Н. В. Тенденции развития дошкольного образования в условиях регионализации // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. № 5. С. 21-28.
5. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М. : Педагогика, 1992. 160 с.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнау-
ки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html
7. Проект Концепции развития поликультурного образования в Российской
Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988/
8. Серикова Л.А. Формирование духовно-нравственных ценностей личности в современной системе образования // Перспективы науки. № 10 (25). 2011. С. 311-313.
9. Субботский Е. В. Генезис личности: теория и практика: изд-во «Смысл», 2010. 408 с.
10. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др.; под ред. А. М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1999. 96 с.
11. Якобсон С. Г., Соловьева Е. В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. М. : Дрофа, 2006. 176 с.