Научная статья на тему 'Игровая деятельность как средство развития самостоятельности'

Игровая деятельность как средство развития самостоятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2120
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / GAME / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / INDEPENDENCE / ИНДИВИД / INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабухин М.А.

В статье рассматривается влияние игровой деятельности на процесс развития самостоятельности. Рассмотрены некоторые педагогические взгляды известных ученых на игровую деятельность, как средство развития самостоятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gaming activity as a means of self-development

The article deals with the influence of game activity on the process of self-development. Some pedagogical views of well-known scientists on game activity as a means of self-development are considered.

Текст научной работы на тему «Игровая деятельность как средство развития самостоятельности»

преподавателя, на выработку смыслового отношения к научному знанию как результату педагогической деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Есарева, З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы / З.Ф. Есарева. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1993. - 111 с.

2. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М., 1989. - 225 с.

3. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения /

H.В. Кузьмина. - М. : Высшая школа, 1990.

4. Мухаммед, В.С. Исследовательский компонент в структуре педагогической деятельности преподавателя высшей школы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / В.С. Мухаммед. - Иваново, 1996. - 214 с.

5. Гетманская, И.А. Педагогические условия развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников (на примере профессионального лицея) : автореф дис. ... канд. пед. наук / И.А. Гетманская. - Улан-Удэ, 2006. - 26 с.

REFERENCES

I. Esareva Z.F. Osobennosti dejatel'nosti prepodavatelja vysshej shkoly [Peculiarities of the activity of a teacher of higher education.]. Leningrad: Publ. Leningr. un-ta, 1993. 111 p.

2. Leont'ev A.N. Problemy razvitija psihiki [The problems of development of physics]. Moscow, 1989. 225 p.

3. Kuz'mina N.V. Professionalizm lichnosti prepodavatelja i mastera proizvodstvennogo obuchenija [The professionalism of the teacher's personality and the master of industrial training]. Moscow: Vysshaja shkola, 1990.

4. Muhammed V.S. Issledovatel'skij komponent v strukture pedagogicheskoj dejatel'nosti prepodavatelja vysshej shkoly. Diss. kand. ped. nauk : 13.00.01. [Research component in the structure of pedagogical activity of a teacher of higher education. Ph. D. (Pedagogics) diss.]. Ivanovo, 1996. 214 p.

5. Getmanskaja I.A. Pedagogicheskie uslovija razvitija professional'noj kompetentnosti inzhenerno-pedagogicheskih rabotnikov (na primere professional'nogo liceja). Avtoref diss. kand. ped. nauk. [Pedagogical conditions for the development of professional competence of engineering and pedagogical workers (on the example of a professional lyceum). Ph. D. (Pedagogics) Thesis]. Ulan-Udje, 2006. 26 p.

УДК 37.026.7

М.А. Бабухин, аспирант

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия bobmaxx8@rambler.ru

Игровая деятельность как средство развития самостоятельности

В статье рассматривается влияние игровой деятельности на процесс развития самостоятельности. Рассмотрены некоторые педагогические взгляды известных ученых на игровую деятельность, как средство развития самостоятельности.

Игра, самостоятельность, индивид.

M.A. Babukhin, Postgraduate

Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia bobmaxx8@rambler.ru

Gaming activity as a means of self-development

The article deals with the influence of game activity on the process of self-development. Some pedagogical views of well-known scientists on game activity as a means of self-development are considered.

Keywords: Game, independence, individual.

О том, что проблема развития самостоятельности, как одного из важнейшего качества личности актуальна, на сегодняшний день, нет никаких сомнений. Самостоятельность индивидуума всегда являлась актуальным и востребованным качеством личности во все времена. Это качество свойственно ребенку, познающего окружающий его мир, субъекту, осуществляющего учебную деятельность в рамках образовательного процесса, современному высококвалифицированному специалисту, реализующего свои знания и навыки в трудовой деятельности и просто человеку, живущему в мире высоких технологий и глобального информационного пространства.

Многие ученые, изучая проблему самостоятельности личности, применяли различные способы и средства с целью ее разрешения. Одним из таких средств, по их мнению, является игровая деятельность. Наблюдения, отраженные в выводах многих научных исследований, свидетельствуют о том, что у индивидуумов, посредством игровой деятельности, происходит активное развитие важных личностных качеств. Проблему развития самостоятельности посредством игровой деятельности, рассматривали такие ученые, как Н.К. Крупская, А.П. Усова, А.П. Пинкевич, А.С. Макаренко, Б.Г. Ананьев, Л.Ф. Островская и др.

Советский психолог Д.Б. Эльконин, отмечая родство игры с искусством, трактовал ее понятие следующим образом: «Игрой у человека является такое воссоздание человеческой деятельности, при которой из нее выделяется социальная, собственно человеческая суть - ее задачи и нормы отношений между людьми» [1, С. 301].

Игровая деятельность, по своей сути, свойственна в первую очередь детям и играет важную роль в процессе их развития. С ее помощью, осуществляется проекция отношений детей к окружающему их миру, отражаются их личные интересы, склонности, происходит развитие мышления и воображения. Игра детей, является неким отражением окружающей их действительности, воспроизведением фрагментов произошедших с ними ранее событий, проявлением личностных качеств, заложенных в детей взрослыми и черт характера. Н.К. Крупская подчеркивала, что в процессе игры, дети стремятся подражать взрослым, обыгрывают различные жизненные ситуации, копируя образ взрослых людей и совершаемые ими действия. Она, отмечала важную роль игры в процессе развития самостоятельности, умственных и творческих способностей детей. По ее мнению, детская игра, особенно в игрушки выполненные руками самих детей, способствуют их гармоничному развитию и познанию ими окружающего мира [2, С. 258].

Важную роль подражания в педагогическом процессе, так же как и Н.К. Крупская, отмечал российский и советский педагог А.П. Пинкевич, в своем труде он подчеркивал мысль, что детская игра в процессе которой, дети стараются подражать взрослым, способствует развитию их самостоятельности, творчеству и индивидуальности [3, С. 50].

В процессе игровой деятельности, у ребенка, происходит развитие коммуникативных способностей, формирование социально значимых качеств. Умение ребенка придумывать и играть в различные интересные игры, привлекают к нему других детей, за счет чего, происходит развитие общительности, коммуникабельности и лидерских качеств. Посредством игровой деятельности происходит развитие самостоятельности, самоконтроля, целеустремленности, памяти, умения подчиняться правилам игры, тем самым, дисциплинируя ребенка.

Выводы многих ученых свидетельствуют о том, что игровая деятельность, вносит неоценимый вклад в процесс развития не только детей, результат ее педагогического потенциала актуален для людей всех возрастов. Процесс игровой деятельности играет важную роль в формировании знаний, умений и навыков у студентов и курсантов, гражданских и военных вузов. Игровая деятельность, организованная для учащихся в рамках процесса обучения, имеет, как правило, вид деловой или профессиональной игры и основана на необходимости осуществления самостоятельной деятельности учащимися, проявления ими активности, инициативы и самоконтроля. Она является, своего рода апробацией знаний, умений и навыков учащихся, перед предстоящей самостоятельной профессиональной деятельностью, после завершения обучения в вузе.

В процессе игровой деятельности, осуществляется реализация ее функционального потенциала: познавательного (осознание учащимися своих возможностей и нюансов предстоящей профессиональной деятельности), социализирующего (формирование у учащихся важных свойств и качеств личности), тренировочного (реализация и подкрепление на практике имеющихся знаний, умений и навыков учащихся), коммуникативного (развитие у учащихся навыков общения и взаимодействия с другими субъектами), статусно-ролевого (осознание учащимися их роли и значимости в процессе профессиональной деятельности), проверочного (проверка готовности профессионального мастерства учащихся, перед их самостоятельной деятельностью).

В процессе игровой деятельности, у учащихся, даже тех, которым не свойственно проявлять инициативу, происходит активизация таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, решительность, повышается мотивация применения собственных знаний, умений и навыков в практической деятельности, стремление к самореализации и отсутствие при этом чувства опасения за неверное действие или неправильно принятое решение. Игровая деятельность активизирует познавательные процессы учащихся - внимание, мышление, воображение, восприятие и т.д. Востребовав от учащихся необходимые для применения в практической деятельности знания, умения и навыки, она «оттачивает» их качество, повышает их прочность. Осознание учащимися способности к грамотным, самостоятельным действиям, повышает их интерес к изучаемой учебной дисциплине, мотивирует на проявление большей степени самостоятельности и разумной инициативы.

Исторический анализ взглядов известных ученых, подтверждает факт того, что игровая деятельность, вносит неоценимый вклад в процесс развития самостоятельности субъектов. Так, осуществляя воспитание трудных подростков в трудовой колонии для дефективных детей, А.С. Макаренко, отмечал важность организации и проведения игр в содержание которых, входит разгадывание придуманных самими детьми загадок [4, С. 14]. Им отмечено важное значение игры детей на музыкальных инструментах, а также игр, развивающего характера, как средствам формирования и развития самостоятельности и мышления детей.

О том, что игра способствует развитию самостоятельности, мышления, воображения, творческих навыков и социального опыта, писала и А.П. Усова. Она отмечала, что игрой детей необходимо осознанно руководить, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, понимать ее смысл и цель, поставленную перед педагогом. По ее мнению, руководство игрой, не должно быть навязчивым или пассивным, оно должно способствовать развитию самостоятельности детей, их интересов и фантазии [5, С. 5]. А.П. Усова отмечала, что обыгрывая роль, ребенок проявляет самостоятельность, принимает решения, творчески мыслит, обдумывает и самостоятельно развивает события, по собственному замыслу [5, С. 69].

Процесс развития самостоятельности детей, по мнению советского психолога Б.Г. Ананьева, берет свое начало из детских игр, средства и мотивы для которых, ребенок получает в процессе общения с взрослыми людьми. Он писал, что: «...в процессе развития игры перестают быть полностью подражательными и все более становятся самостоятельными и творческими» [6, С. 89].

Важное место в процессе развития самостоятельности и умственного развития детей, по мнению Л.Ф. Островской, занимают организованные взрослыми коллективные игры, способствующие проявлению высокой самостоятельности детей, их инициативы, выдумки и фантазии. Предпосылками для возникновения детских игр Л.Ф. Островская, считала наблюдения за окружающей реальностью, детские теле- и радиопередачи, чтение детских художественных книг, а также рассказы взрослых, способствующие осмыслению того, что видит и чувствует ребенок [7, С. 85-93].

Таким образом, можно сделать вывод, что игровая деятельность активизирует развитие самостоятельности, умственных и творческих способностей людей. Учеными, справедливо отмечен факт того, что для правильного формирования важных личностных качеств, необходимо не навязчивое, а деликатное руководство игровой деятельностью со стороны педагога. Посредством проведенного анализа, становится очевидно, что основой всех детских игр, является подражание детей взрослым людям, воспроизведение ими реальных жизненных событий в процессе игровой деятельности. А также, постепенный переход подражательных действий в самостоятельный и творческий процесс. Игровая деятельность, организованная в рамках процесса обучения для студентов и курсантов, носит обязательный характер, так как утверждена учебным планом, ее главной целью является осуществление контроля наличия приобретенных в процессе обучения в вузе знаний, умений и навыков обучающихся, а также обладание ими способности, применять эти качества в процессе инсценированной профессиональной деятельности.

Жизнь в современном обществе демонстрирует нам, что развитие самостоятельности и творческого мышления в процессе игровой деятельности актуально не только для детей, но и для взрослых людей. Существует большое количество различных игр развивающего и развлекательного характера для всех возрастов, к одним из которых, можно отнести квесты, в различных формах их проведения (головоломка, поиск, приключение и т.д.), содержательная составляющая которых, способствует активному развитию таких личностных качеств, как самостоятельность, инициатива, нетривиальное мышление, творческие способности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1978. - 301 с.

2. Давыдов, В.В. Педагогические взгляды и деятельность Н.К. Крупской / В.В. Давыдов. - М. : Просвещение, 2008. - 306 с.

3. Пинкевич, А.П. Педагогика. Опыт марксистской педагогики. Т. 1. Общая часть. Дошкольный возраст / А.П. Пинкевич. - Изд. 6-е. - М. : Работник просвещения, 1930. - 256 с.

4. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. Т. 1 / А.С. Макаренко ; сост. Л.Ю. Гордин, А.А. Фролов. - М. : Педагогика. 1983. - 368 с., ил.

5. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей : сб. ст. / А.П. Усова ; под ред. А.В. Запорожца ; сост.

H. Я. Михайленко. - М. : Просвещение, 1976. - 96 с.

6. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. II / Б.Г. Ананьев ; под ред. А.А. Бодалева [и др.]. - М. : Педагогика, 1980. - 288 с., ил.

7. Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника : кн. для воспитателя дет. сада / Л.Ф. Островская. - М. : Просвещение, 1987. - 144 с.

REFERENCES

I. Jel'konin D.B. Psihologija igry [Psychology of a game]. Moscow: Pedagogika, 1978. 301 p.

2. Davydov V.V. Pedagogicheskie vzgljady i dejatel'nost' N.K. Krupskoj [Psychological views and activity of N.K. Krupskaya]. Moscow: Prosveshhenie, 2008. 306 p.

3. Pinkevich A.P. Pedagogika. Opyt marksistskoj pedagogiki. T.1. Obshhaja chast'. Doshkol'nyj vozrast

[Pedagogics. The experience of Marxist pedagogy. Vol. 1. The general part. Preschool age]. 6-e izd. Moscow: Rabotnik prosveshhenija, 1930. 256 p.

4. Makarenko A.S. Pedagogicheskie sochinenija: v 8 t. T. 1. [Pedagogical compositons: in 8 vol. Vol. 1]. In Gordin L.Ju. (comps). Moscow: Pedagogika. 1983. 368 p.

5. Usova A.P. Rol' igry v vospitanii detej: sb. st. [The role of a game in children's up-bringing]. In Zaporozhca A.V. (ed.); Mihajlenko N. Ja. (comp.) Moscow: Prosveshhenie, 1976. 96 p.

6. Anan'ev B.G. Izbrannye psihologicheskie trudy. v 2 t. T. II. [Selected psychological works]. In Bodaleva A.A. (eds). Moscow: Pedagogika, 1980. 288 p.

7. Ostrovskaja L.F. Besedy s roditeljami o nravstvennom vospitanii doshkol'nika: kn. dlja vospitatelja det. sada [Conversations with parents about the moral education of a preschool child]. Moscow: Prosveshhenie, 1987. 144 p.

УДК 378

Н.Б. Булдакова,

кандидат географических наук, доцент кафедры биологии и географии с МП ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия nadegda@shadrinsk.net

Методический подход к организации полевой ботанико-зоологической практики у студентов педагогических вузов

В статье рассмотрены особенности организации учебной полевой практики по ботанике и зоологии в педагогическом вузе. Раскрывается значение полевой практики для подготовки будущего учителя биологии. Обращается внимание на особенности организации ботанико-зоологических экскурсий в период практики.

Полевая практика, экскурсия, полевое исследование, наблюдения, экологическое воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.