Научная статья на тему 'Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников средствами музыкально-игровой драматизации'

Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников средствами музыкально-игровой драматизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1255
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБНОСТИ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДРАМАТИЗАЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДРАМАТИЗАЦИЯ / ABILITIES / MUSICAL ABILITIES / DRAMATIZATION / MUSIC AND DRAMATIZATION GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гареева Алина Ирековна

Статья посвящена развитию музыкально-творческих способностей средствами музыкально-игровой драматизации. Рассматривается музыкально-игровая драматизация в процессе обучения младших школьников. Подробно рассматриваются методы и функции драматизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников средствами музыкально-игровой драматизации»

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.

3. Ерофеева Н. Ю. Проектирование педагогических систем / Н. Ю.Ерофеева // Журнал «Завуч». - 2000. - № 3. - С. 10-21.

4. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В. Н. Журавлева. - Волгоград: Учитель, - 2011. - 302 с.

5. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.

6. Коджаспиров Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова. - Academia, 2000. - 171 с.

Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников средствами музыкально-игровой драматизации

Г ареева А. И.

Гареева Алина Ирековна / Gareeva Alina Irekovna - студент, кафедра музыкального образования, факультет искусств и дизайна, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск

Аннотация: статья посвящена развитию музыкально-творческих способностей средствами музыкально-игровой драматизации. Рассматривается музыкальноигровая драматизация в процессе обучения младших школьников. Подробно рассматриваются методы и функции драматизации.

Abstract: the article is devoted to the development of musical creativity by means of musical dramatization of the game. We consider the music and dramatization games in training younger students. The detailed review of the methods and functions of the dramatization.

Ключевые слова: способности, музыкальные способности, драматизация,

музыкально-игровая драматизация.

Keywords: abilities, musical abilities, dramatization, music and dramatization games.

На современном этапе становления общества существует социальная необходимость в активизации творческого потенциала личности. Поэтому работа ученых ориентирована на исследование методов, способствующих целенаправленному воспитанию у учащихся творческой активности, творческого типа мышления. Эта проблема отразилась в работах психологов, педагогов и методистов, философов, (Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского и др.). Перед образовательными учреждениями выдвигаются новые приоритетные цели, направленные на изменение характера их деятельности и дальнейшего развития.

Предлагаемые новые типы нестандартных уроков, игровые по форме проведения (музыкальных путешествий, уроков-драматизаций, уроков-дискуссий) ориентированы на решение этой главной задачи для образования, в том числе и для общего музыкального образования учащихся.

Актуальность темы определена поисковым характером современной музыкальной педагогики, которая ищет пути совершенствования учебного процесса и всей системы образования с учетом возрастающих требований к современной личности.

31

На первое место Б. Никитин выдвигает раннее начало развития творческих способностей. Младший школьный возраст на этом основании является наиболее благоприятным этапом развития творческих способностей ребёнка, его самореализации и роста его личностного достоинства.

Способности - это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности. Способности не даются от природы в готовом виде. Они формируются только в определенных условиях жизнедеятельности, в процессе усвоения, а потом и творческого применения знаний, умений и навыков. Способности бывают общие и специальные. К общим способностям относятся качества ума, памяти, наблюдательности, так как в широком круге деятельности они необходимы. В более узких областях деятельности человека используются специальные способности. Три музыкальных способности, по определению Б. М. Теплова, являются ядром музыкальности каждого человека, который занимается музыкальной деятельностью: ладовое чувство, музыкальнослуховые представления, музыкально-ритмическое чувство [4, с. 36].

Музыкально-игровая драматизация - одно из средств формирования музыкально-творческих способностей детей. К средствам художественного воспитания относятся музыкально-сценическая игра с ролями, танцы, сцены из детских сказок, диалоги-речитативы.

Через песню, как самый массовый и демократичный жанр, лежит путь освоения развернутых сценических образов. Драматизация - разновидность художественной игры, с присущими ей специфическими особенностями [1, с. 12]. Благодаря драматизационным средствам, дети начинают лучше воспроизводить музыкальные интонации, исполнение песен становится более выразительным.

Определяя драматизацию как один из методов обучения музыке, необходимо учесть, что до сих пор не существует единой классификации методов музыкального воспитания и обучения. Исходя из классификации, предложенной В. Оконем, драматизацию можно отнести к нескольким группам методов обучения:

• методам усвоения знаний, основанным на познавательной активности репродуктивного характера (беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой);

• методам самостоятельного овладения знаниями (проблемным), основанным на познавательной активности школьников в ходе решения музыкально-познавательных проблем (ситуативный метод, метод случайностей, микропреподавания и дидактические игры);

• экспонирующим (оценочным) методам с доминацией эмоционально -художественной активности;

• методам реализации творческих задач [4].

Метод драматизации, называемый также методом инсценировки, основан на игре роли придуманной ситуации. Важным фактором, согласно этому методу, является создание учащимися образа, который в условиях интегрированного урока музыки может быть конкретным персонажем. Инсценировки музыкальных сказок, народных и авторских песен, музыкально-литературных композиций, постановки детских опер, проводимые детьми младшего школьного возраста, приводят их к пониманию многообразия музыкального и театрального искусства.

Драматизация относится к группе экспонирующих методов, которые, в свою очередь, делятся на импрессивные (лат. impression - впечатление, переживание) и экспрессивные (лат. expression - выражение) [1, с. 10]. Как импрессивный метод драматизация основана на активизации следующих видов деятельности:

• получение информации о музыкальном или драматическом произведении и его создателях, сосредоточение восприятии художественного произведения;

• проявление в соответствующих формах собственной активности участников театральной постановки;

32

• анализ воплощения идеи произведения в театральной постановке.

Драматизация как экспонирующий метод основана на моделировании ситуаций, в

которых дети сами создают или воссоздают художественные ценности. Примером может служить участие школьников в постановке в качестве актеров, сценаристов, композиторов, режиссеров, драматургов, дирижеров.

Применение драматизации как практического метода способствует реализации знаний, умений и навыков учащихся в различных видах творческой деятельности (в музыкальной, изобразительной, актерской), где каждый ребенок может применить свои способности. Благодаря такому подходу драматизация как практическая деятельность превращается в субъективный фактор формирования индивидуальности ребенка.

Важность использования драматизации в процессе обучения музыке подчеркивали такие ученые, как О. А. Апраксина, В. И. Адищев, Л. В. Горюнова, В. Г. Ражников, К. В. Тарасова.

Выделим функции метода драматизации - воспитательную, развивающую, коммуникативную, гносеологическую, компенсаторную, обучающую, терапевтическую и эстетическую - для выявления особенностей его применения в музыкальном обучении.

Воспитательная функция метода драматизации состоит в том, что у учащихся вырабатываются ценностные ориентации, развивается самостоятельность, инициатива, взаимопомощь, класс объединяется в единый коллектив. Игры-драматизации, которые являются различными по содержанию, способствуют воспитанию у школьников эстетических вкусов и потребностей, волевых качеств, формированию мировоззрения. В процессе драматизации у школьников развиваются гибкость ума и поведения, память, мышление, внимание, быстрота реакции, художественные способности. Это позволяет выделить развивающую функцию в методе драматизации, которая способствует развитию образно-ассоциативного мышления, воображения и фантазии с помощью различных ролей.

С развивающей функцией тесно связана коммуникативная функция драматического метода. Играя определенную роль, учащийся взаимодействует с другими участниками представления, приобретая, таким образом, навыки общения.

Познание явлений окружающей жизни с помощью зрительного, слухового и музыкального восприятия, в воспитании умения «наблюдать» за развитием музыкально-сценического образа и драматического действия, новых фактов, событий - все это относится к гносеологической функции метода драматизации.

Драматизация компенсирует у школьников потребность в эмоциональной сфере общения, а также создает оптимальные условия для развития художественных способностей, так как учащийся может проявить себя одновременно в нескольких видах художественной деятельности, таким образом, драматизация выполняет компенсаторную функцию.

Одна из важнейших функций драматического метода - эстетическая. Учащиеся не только получают впечатления от произведений литературы и искусства, но и учатся воспринимать окружающую действительность по законам эстетики, что, в свою очередь, активизирует формирование и развитие их художественных интересов, вкусов и потребностей, помогает в создании художественных образов.

Метод драматизации предполагает:

• определенную музыкально-образовательную и драматургическую цель;

• сочетание индивидуальных и групповых форм музыкально-сценической деятельности;

• наличие сюжета, в рамках которого развивается музыкально-познавательная деятельность школьников;

33

• исполнение всеми участниками музыкально-сценического действия

определенных ролей;

• использование аксессуаров и элементов атрибутики.

По сравнению с другими видами музыкальной деятельности в процессе обучения музыке драматизация имеет ряд преимуществ: мало утомляет младших школьников, развивает музыкальные и художественные способности, активизирует их эмоции и интеллект, помогает моделировать урок музыки в игровой форме. Драматизация является одним из косвенных методов музыкальной работы, поскольку результат усвоения знаний о музыке, формирование музыкального вкуса и потребности общения с художественно ценными образцами происходит на подсознательном уровне.

Отметим, что основой любой игры-драматизации является музыкальный репертуар: попевки, народные и авторские песни, классическая вокальная и инструментальная музыка [2, с. 14]. Развитие музыкального мышления младших школьников, усвоение новых знаний о музыке, проникновение в сущность музыкального искусства - это главные цели использования игр-драматизаций на уроке музыки.

Исходя из всего сказанного, можно сделать следующий вывод: программа по музыке Т. В. Надолинской в некоторой степени отвечает целям разностороннего развития личности учащегося, обеспечивает усиление эмоционально-нравственного, воспитательного воздействия музыки. Методическая ценность данной программы заключается в том, что игровое моделирование становится важным фактором музыкально-творческого саморазвития младших школьников. Это создает педагогические условия для использования на уроке музыки игр-драматизаций.

Литература

1. Надолинская Т. В. Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе. М. 2003.

2. Надолинская Т. В. Методические рекомендации к учебному комплекту «Музыка» (1-3 класс). - «Айкен». 1998.

3. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990. Стр. 271.

4. Теплое Б. М. Психология музыкальных способностей. М-л., изд-во АПН, 1947. -335 с.

34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.