Научная статья на тему 'Игровые формы как метод общения, обучения и накопления жизненного опыта'

Игровые формы как метод общения, обучения и накопления жизненного опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9126
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ / МЕТОДИКА / ТУРИСТСКИЙ ЛАГЕРЬ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИДАКТИКА ИГРЫ / ИГРОВЫЕ ПРОГРАММЫ / GAME FORMS / TECHNIQUE / TOURIST CAMP / DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY / GAME ACTIVITY / GAME DIDACTICS / GAME PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорченко Нина Ивановна, Рябых Светлана Николаевна, Стрижак Елена Анатольевна, Семенюк Владимир Евгеньевич, Лиховид Ольга Валерьевна

Представлена методическая разработка по использованию игровых технологий в туристско-краеведческой деятельности в международном центре детского и юношеского туризма г. Киева. Авторами обобщены игровые формы, используемые методистами и руководителями туристско-краеведческих кружков при организации работы в профильных туристских лагерях. Представлены разработки по насыщению учебно-воспитательной и досуговой деятельности профильных туристских лагерей романтикой и игрой. Даны методики использования игровых технологий, обеспечивающих создание оптимальных условий для самореализации детей, раскрытия их творческого потенциала, расширения и углубления знаний, умений в спорте, туризме, краеведении и других видах познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорченко Нина Ивановна, Рябых Светлана Николаевна, Стрижак Елена Анатольевна, Семенюк Владимир Евгеньевич, Лиховид Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Games as a method of communication, training and accumulation of life experience

The article presents methodical elaboration on the use of game technologies in tourism and local lore activities in the international center of children and youth tourism in Kiev. The authors generalized the game forms used by methodologists and heads of tourism and local lore groups while organizing the work in profile camps. There are mentioned achievements in filling the educational process with romanticism and game. There are give methods of using game technologies, which can provide creation of optimal conditions for self-realization of children, disclosures of their creative potential, knowledge expansion, skills in sport, tourism, study of local lore and other types of cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Игровые формы как метод общения, обучения и накопления жизненного опыта»

Представлены разработки по насыщению учебно-воспитательной и досуго-вой деятельности профильных туристских лагерей романтикой и игрой. Даны методики использования игровых технологий, обеспечивающих создание оптимальных условий для самореализации детей, раскрытия их творческого потенциала, расширения и углубления знаний, умений в спорте, туризме, краеведении и других видах познавательной деятельности.

The article presents methodical elaboration on the use of game technologies in tourism and local lore activities in the international center of children and youth tourism in Kiev. The authors generalized the game forms used by methodologists and heads of tourism and local lore groups while organizing the work in profile camps. There are mentioned achievements in filling the educational process with romanticism and game. There are give methods of using game technologies, which can provide creation of optimal conditions for self-realization of children, disclosures of their creative potential, knowledge expansion, skills in sport, tourism, study of local lore and other types of cognitive activity.

Ключевые слова: игровые формы, методика, туристский лагерь, развитие личности, игровая деятельность, дидактика игры, игровые программы.

Keywords: game forms, technique, tourist camp, development of the personality, game activity, game didactics, game programs.

Присмотритесь: не слишком ли рано угасает наш педагогический интерес к играм, которые верой и правдой всегда служили и призваны служить развитию смекалки и познавательного интереса детей на всех, без исключения, возрастных уровнях. Известно, что дети, из которых на уроке и слова не вытянешь, в играх активны. Они могут повернуть ход игры так, что некоторые отличники только руками разведут. Их действия отличаются глубиной мышления.

В. Ф. Шаталов

Игра как метод обучения и воспитания

Игра относится к традиционным и признанным методам обучения и воспитания. Ценность этого метода состоит в том, что в игровой деятельности обучающая, развивающая и воспитательная функции действуют в тесной взаимосвязи. Игра как метод обучения организует, развивает учащихся, расширяет их познавательные возможности, воспитывает личность.

В игре существует субъективная свобода для ребенка. Здесь дети могут самостоятельно (без помощи взрослых) распределять

роли, контролировать друг друга, следить за точностью выполнения той или иной задачи. Здесь ребенок выполняет роль, которую взял на себя, учитывая свой опыт. Сегодня игра становится школой социальных отношений для каждого ребенка. Во время игры ребенок знакомится с большим диапазоном человеческих чувств и взаимоотношений, учится различать добро и зло. Благодаря игре у ребенка формируется способность проявлять свои особенности, определять, как они воспринимаются другими, появляется необходимость строить свое поведение с учетом возможной реакции других.

На протяжении жизни человек играет ту или иную социальную роль, которая отведена ему в обществе. При жизни человек проигрывает около ста ролей, и к выполнению каждой из них готовится сам или его готовит общество.

Игра может быть включена в любой вид человеческой деятельности.

В учебных играх нет победителей и проигравших, здесь выигрывают все. Эти игры можно проводить на любом этапе учебно-воспитательного процесса. Это позволит выявить знания ученика и умение пользоваться ими.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, самостоятельно думать, развивать внимание. Увлекшись игрой, они не замечают, что учатся, к активной деятельности привлекаются даже пассивные ученики.

Современная дидактика обращается к игровым формам обучения, потому что видит в них возможности эффективного взаимодействия педагога и учащихся, продуктивные формы их общения с присущими для игры элементами соревнования, непосредственности, подлинного любопытства.

Дидактические игры, выполняя большую обучающую функцию, обеспечивают ребенку психологический комфорт, дают возможность применять знания на практике, следовательно, способствуют становлению его жизненной компетенции.

Дидактическая игра - это практическое групповое упражнение по выработке оптимальных решений, применение методов и приемов в искусственно созданных условиях, воспроизводящих реальные обстоятельства. Во время игры у ученика возникает мотив, суть которого заключается в том, чтобы успешно выполнить взятую на себя роль. Итак, система действий в игре выступает как

цель познания и становится непосредственным содержанием сознания воспитанника.

Психолого-педагогические особенности и учебные возможности дидактических игр, интерес детей к ним обусловливают необходимость включать игры в учебно-воспитательный процесс во внешкольных учреждениях в сочетании с другими методами обучения и воспитания.

Цель дидактических игр - формировать у учащихся умение сочетать теоретические знания с практической деятельностью.

Дидактическая игра состоит из следующих элементов:

- дидактическая задача;

- игровая задача;

- игровые действия;

- правила игры.

Дидактическая задача определяется целью учебного и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность учения на процессы познавательной деятельности учащихся.

Игровая задача выполняется воспитанниками в игровой деятельности. Эти две задачи отражают взаимосвязь обучения и игры.

Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а результат ее решения находится в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.

Игровые действия являются основой дидактической игры -без них невозможна сама игра. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить поставленную игровую задачу. Игровые действия - это не всегда практическая деятельность, когда надо что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это также тяжелая умственная работа, выраженная в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, повторение ранее усвоенного, умственные действия, выраженные в процессах мышления.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности и коллектива, познавательным содержанием, игровыми задачами и действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются за-

163

данными. Правила игры выполняют функцию организующего элемента и являются средством управления игрой. Они определяют способы действий и их последовательность, требования к поведению, регулируют взаимоотношения детей в игре, учат их соотносить свои действия с деятельностью других игроков, способствуют воспитанию настойчивости, честности, сообразительности и т. п.

Никакое нарушение правил не должно оставаться без внимания.

Финалом дидактической игры является определенный результат. Им может быть отгадывание загадок, выполнение определенных поручений и игровых задач, проявление смекалки, воспринимаемые как достижение. Для педагогов результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере их отношений с партнерами. Результатом дидактической игры кроме правильно выполненного задания является и удовольствие, которое она приносит участникам.

Если несколько игр объединены общей целью, то они образуют игровой модуль. И тогда следует рассмотреть варианты игровых программ:

- «Паровозик» - конкурс переходит из одного в другой.

- «Пирамида» - стартует несколько участников, а победитель - один.

- «Перевернутая пирамида» - начинает один, а затем набирает себе помощников.

- «Гонка» - стартует фиксированное количество команд, зарабатывает очки, и такое же количество команд приходит к финишу, определяется место каждой команде.

- «Турнир» - все желающие принимают участие на «вылет».

- «Лабиринт» - сюжетно-ролевая игра.

В методической литературе нет единого мнения относительно классификации игр. Одни ученые разделяют игры на три группы.

1. Игры с предметами. В таких играх используют дидактические игрушки (мозаику, кубики), реальные предметы, разнообразный природный материал (листья, плоды, семена).

2. Настольно-печатные игры. Они предусматривают действия не с предметами, а с их изображениями. Чаще всего они ориентированы на решение следующих игровых задач: отбор картинок по сходству (некоторые виды лото, парные картинки), карт-картинок во время очередного хода (домино), составление целого из частей (пазлы)ьи т. д. Благодаря таким действиям дети уточняют свои 164

представления, систематизируют знания об окружающем мире, развивают мыслительные процессы и операции, пространственные ориентации, сообразительность, внимание, формируют организаторские умения.

3. Словесные игры. Они являются самыми сложными, поскольку заставляют детей оперировать представлениями, мыслить о вещах, с которыми во время игры они не работают, использовать полученные знания в новых ситуациях и связях.

Согласно другой классификации существует пять групп игр.

1. Игры-путешествия. Отражают реальные факты и события через необычное: простое - через загадочное, сложное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Они призваны усилить впечатление, придать познавательного содержания, сказочной необычности, обратить внимание детей на то, что существует рядом, но они этого не замечают. Это может быть путешествие в намеченное место, преодоление пространства и времени, путешествие мысли, воображения и т. п.

2. Игры-поручения. Игровое задание и игровые действия в них основаны на предложении что-либо сделать.

3. Игры-предположения. Их игровое задание выражено в названиях: «Что было бы, если... ?», «Что бы я сделал, если бы... ?» и др. Они побуждают детей к осмыслению следующего действия, что требует умения сопоставлять знания с обстоятельствами или предложенными условиями, устанавливать причинные связи, требует активной работы воображения.

4. Игры-загадки. Развивают способность к анализу, обобщению, формируют умение рассуждать, делать выводы.

5. Игры-беседы. Основой является общение воспитателя с детьми, детей между собой, в виде игрового обучения и игровой деятельности.

Игры могут быть индивидуальными и командными.

Зачем мы создаем команды? Казалось бы, для того, чтобы получать удовольствие от игры и побеждать. Но на практике оказывается, что эти два процесса часто не совпадают. С приятными для вас людьми вы можете раз за разом проигрывать, а с теми, кто несимпатичен вам, постоянно побеждать. Поэтому нужно сразу определить, что для вас важнее - спортивный результат или радость от общения.

Может сложиться мнение, что команду надо комплектовать по принципу «дополнения знаний». То есть когда я хорошо знаю математику, а мой товарищ биологию, то нам следует искать историка, филолога... Но простым сложением знаний вы ничего не добьетесь. В игре нужна не сумма знаний, а взаимодействие между игроками и приумножение их усилий. Поэтому нужно иначе распределять роли в команде.

Существует несколько подходов к идее построения команды. Подход первый (идейный). Здесь выделяют три основные роли: генератор, критик и синтезатор идей.

Второй подход - психологический. Капитан цементирует команду, следит за настроениями, берет ответственность на себя. Эрудит - «кладезь» знаний. Весельчак - поддерживает настроение команды, гасит очаги напряжения. Как показывает практика, именно жизнерадостный человек является самым продуктивным в команде. Молчун также вносит свою долю в создание благоприятного психологического климата в команде. Он заметен в ситуации, когда все начинают впадать в панику. Прекрасная дама - для того, чтобы вдохновлять мужчин на подвиги.

Третий подход - функциональный, согласно которому в команде должны быть диспетчер, «том прямого доступа», логик, ин-туит и «холодная голова». Диспетчер - это и есть синтезатор идей. Он ответственен за выбор версии и руководит обсуждением. По своим психологическим функциям он молчун. «Том прямого доступа» - это примерно тоже, что эрудит, и его знания должны работать. Логик должен стремиться понять логику вопроса, его содержание и идею, отсеять всё лишнее и учесть это в ответе. Интуит работает, когда не действуют ни логика, ни знания, а среди нескольких версий необходимо отыскать правильную. «Холодная» голова - это чаще всего капитан. Его функции подобны тем, которые выполняет психологический капитан: гасит нервозность в команде, руководит настроением команды.

Игра и ее элементы с точки зрения развития основных сфер жизнедеятельности человека может дать научно обоснованные ответы на достаточно интересные вопросы, например: почему так трудно приучить ребенка к регулярному выполнению зарядки?

При механическом выполнении заранее известных движений активизируется только физическая сфера, а эмоциональная, интеллектуальная и духовная остаются преимущественно пассивными. 166

Отсутствие переживания, эмоциональной окраски делают физическую зарядку малопривлекательной. Но достаточно добавить музыку, которая бы активизировала эмоциональные вкусы, и все меняется: аэробика или ритмическая гимнастика повышают настроение и пробуждают упорство.

С этой точки зрения «сухая задача» - это задача, которая включает в себя только информационную часть, то есть направлена только на работу интеллектуальной сферы личности. Понятно, что наибольший интерес и максимальную работоспособность воспитанников можно достичь, воздействуя на все четыре сферы жизнедеятельности. Использование игры и игровых элементов позволяет сделать значительный шаг в этом направлении.

Игровые моменты служат для переключения внимания и снятия напряжения (физкультминутка).

К игровым приемам следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т. д.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от простого воспроизведения до творческо-поис-ковой деятельности.

Итак, технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить детей осознавать мотивы своего обучения, своего поведения в игре и в жизни, то есть формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Предпосылки применения игровых форм и приемов в работе профильных туристских лагерей

Профильные туристско-краеведческие лагеря являются учебно-воспитательными заведениями, предназначенными для оздоровления детей и молодежи, организации их содержательного отдыха, физической закалки и удовлетворения духовных потребностей.

Лагерь обеспечивает оптимальные условия для приобретения опыта в самоопределении, самореализации детей и молодежи, реализации их творческого потенциала, расширения и углубления знаний, умений в научном творчестве, спорте, туризме, краеведении и других видах познавательной деятельности, практическом использовании приобретенных навыков в производственном и общественно полезном труде.

Профильные туристские лагеря осуществляют принцип преемственности и непрерывности воспитания, выполняют по отношению к школе и внешкольным учебным заведениям компенсирующую функцию. Дают возможность детям не только отдохнуть, снять физические и психологические нагрузки учебного года, но и создают новые условия для обогащения их социального опыта, приобретения и применения новых знаний и умений в разнообразной практической деятельности, которая наполнена игрой, романтикой и базируется на развитии детской инициативы, самодеятельности. К особенностям детского туристского лагеря можно отнести также широкий выбор различных видов деятельности, богатство коллективных творческих дел, к которым привлекаются воспитанники, их разнообразие и яркую эмоциональную окраску, романтику, игру, интерес.

Оздоровительный и воспитательный процессы в профильном туристском лагере осуществляются в благоприятных условиях природного и социального окружения, которые могут стать «школой» под открытым небом.

Детский профильный лагерь - прекрасное место для удовлетворения естественных потребностей ребенка: действовать и общаться. Жизнь лагеря отличается своим темпом и разнообразием. Здесь нет времени на длительную подготовку. Здесь никто не знает, как надо, здесь каждое новое дело - это открытие.

Представляем вам методические разработки на общую тему «Использование игровых технологий в туристско-краеведческой работе». Материалы обобщают игровые формы, используемые методистами и руководителями туристско-краеведческих кружков МЦДЮТ г. Киева во время работы в профильных туристских лагерях.

ПЛАН РАБОТЫ

штшшштшт по шжнмдо

1 день^Дд заезд

день знакомств день

п

3 день ¿>о,день дружбы

день ЭКОЛОГИИ*0^4 день Л 5 день' & день ориентирования

день археологии

7 день

" ЯЙ

9 день

|® с

£

11 день

13-14 дни

О

6 день В А Н И

^ 8 День м * /

день географии й

Р

10 день §

Ы

X

ГОТОВИМСЯ В ПОХОД '^12 день Ф

п оход р

День знакомств «Разрешите познакомиться!»

Участники игры хаотично движутся по заранее определенной территории и сталкиваются друг с другом - «встретившись», знакомство начинают с вопроса: «Извините, Вы случайно не Иван (Мария)?» Второй участник отвечает: «Нет, вы ошиблись, я - Екатерина (Егор). У меня карие глаза, светлые волосы, курносый нос, веснушки» и т. п. Через 10 минут все участники игры садятся в общий круг и каждый по очереди называет свое имя, а другие участники рассказывают, по каким признакам его можно узнать.

Затем можно предложить два варианта продолжения игры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первый вариант. Участники игры становятся в круг, а ведущий дает одному из игроков мяч, предварительно назвав его имя. Тот в свою очередь бросает мяч кому-либо из участников игры, называя при этом его имя. Если имя, названо верно, то мяч бросается следующему участнику, предварительно назвав его. Если имя названо не верно, то тот участник, который ошибся, садится в центр круга. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся два игрока. Они начинают игру «Картошка», выбивая участников мячом.

Второй вариант. Каждый участник на бумажке записывает имя и кладет в «почтовый ящик». Один из участников становится почтальоном. Вынимает бумажку из ящика и вслух читает имя. Его задача состоит в том, чтобы доставить письмо адресату. Когда письмо доставлено верно, почтальон и участник меняются местами, игра продолжается.

«Таинственный незнакомец»

По прибытии в лагерь отряды получают задание: на «Вечере знакомств» представить определенных работников лагеря (директора, повара, воспитателя, медицинскую сестру и т. д.). Выполнение этого задания требует предварительного знакомства с данными работниками лагеря для получения необходимой информации.

Для проведения этой игры воспитанники садятся группами до 10 человек, так, чтобы они могли свободно общаться, не мешая другим группам. Суть игры заключается в том, что информация о таинственном незнакомце сообщается не сразу, а постепенно -порциями. Во время представления команды последовательно называют три характеристики внешнего вида, две характеристики черт характера, одну характеристику вида деятельности, представляют атрибут и дружеский шарж. Например, первая подсказка: «У 170

него серые глаза». После устных подсказок, демонстрируется атрибут (например, бухгалтер - калькулятор, директор - печать, воспитатель - кнут и пряник т. д.), а напоследок - дружеский шарж.

После каждой следующей порции информации игроки имеют 10 (20, 30) секунд на обдумывание и возможность дать ответ в письменной форме. Но информация подаётся в восемь приёмов, а возможность ответить лишь одна. Если ответ неправильный, то команда не получит баллов. Но интрига сохраняется до конца игры, поскольку ответы команд будут анализироваться только после того, как все команды используют свой шанс. Чем больше информации заслушали, тем меньшее количество баллов начисляется за правильный ответ. За правильный ответ после первой подсказки команда получает 40 баллов, с каждой последующей подсказкой количество баллов уменьшается на пять.

Игра должна вносить интригу, поэтому подсказки нужно составлять так, чтобы с первого и второго сообщенного факта ответить было реально, но очень рискованно. Для этого сообщается о таинственном незнакомце что-то такое, что могут знать лишь единицы. Или то, что может помешать найти правильный ответ среди нескольких. Информация постепенно упрощается. Последние сведения должны быть доступными большинству.

«Стройся!»

Игра происходит на стадионе, в спортивном зале или другом помещении, где отряды свободно могут перемещаться, не мешая друг другу.

Ведущий по очереди дает команды «Стройся в шеренгу!»

1. «По росту».

2. «По первой букве полного имени».

3. «По первой букве фамилии».

4. «По дате рождения: число и месяц».

5. «По длине волос».

6. «По цвету глаз (волос)».

Игра позволяет познакомиться с индивидуальными особенностями воспитанников.

«Посчитай- ка !»

Несмотря на то, что в основе игры лежит подсчет, она направлена на развитие внимания, взаимопомощи, командных действий.

Ведущий дает задание: «Подсчитать...»

1. Количество пуговиц в отряде.

2. Количество молний.

3. Количество карманов.

4. Количество шнурков.

5. Количество заколок для волос и т. д.

Далее ведущий предлагает каждому отряду выбрать наиболее выносливого участника для следующего этапа игры.

Ведущий объявляет условия задачи только после того, как представители отойдут от своих команд (чтобы команды не могли поменять представителя на другого участника).

Задания. 1. За 2 минуты команда надевает на своего представителя как можно больше предметов одежды.

2. За 3 минуты связать из предметов одежды самую длинную веревку. Если узлы при растяжении развязались, то результат не засчитывается.

(Продолжение в следующем номере)

УДК 371.4; 371.8; 908

А. А. Смирнов, М. А. Белашова

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ СРЕДСТВАМИ ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Представлен опыт работы по организации краеведческой деятельности в рамках организации и проведения мероприятий общественными объединениями, учреждениями образования и культуры на основе межведомственного взаимодействия.

Presented the experience of regional activities within the framework of the о^аш2айоп and activities of public associations, institutions of education and culture on the basis of interagency cooperation.

Ключевые слова: единое воспитательное пространство, краеведческая деятельность, проектная деятельность, конференция, интернет-игра, фестиваль. 172

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.