Научная статья на тему 'Использование игровых технологий в туристско-краеведческой работе'

Использование игровых технологий в туристско-краеведческой работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1303
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР / ФОРМЫ / ВИДЫ / ТЕХНОЛОГИЯ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЛАГЕРЯ / GAME / DIDACTIC GAME / GAMES CLASSIFICATION / FORMS / TECHNOLOGY / TOURIST AND LOCAL LORE CAMPS / SORTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорченко Нина Ивановна, Рябых Светлана Николаевна

В статье обобщаются игровые формы, используемые методистами и руководителями туристско-краеведческих кружков Международного центра детского и юношеского туризма города Киева в организации работы в профильных туристских лагерях. Показано, что игровые методы и формы позволяют насытить учебно-воспитательную деятельность профильных лагерей романтикой. Рассматривается возможность игр для обеспечения оптимальных условий для самореализации детей и молодежи, реализации их творческого потенциала, расширения и углубления знаний, умений в спорте, туризме, краеведении и других видах познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорченко Нина Ивановна, Рябых Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Use of Game Technologies in Tourism and Local Lore Activities

The article gathers games, used by Methodists and heads of tourism and local lore hobby groups at the International Center of Children and Youth Tourism in Kiev within the organization of work at specialized tourist camps. It is shown that games enrich the education process at camps with romance. It is proved that games provide the appropriate conditions for the self realization of young people, the improvement of their knowledge, sports skills and other cognitive activities.

Текст научной работы на тему «Использование игровых технологий в туристско-краеведческой работе»

УДК 371.84; 351.855.3; 379.83/.84

Н. И. Федорченко, С. Н. Рябых

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЕ

В статье обобщаются игровые формы, используемые методистами и руководителями туристско-краеведческих кружков Международного центра детского и юношеского туризма города Киева в организации работы в профильных туристских лагерях. Показано, что игровые методы и формы позволяют насытить учебно-воспитательную деятельность профильных лагерей романтикой. Рассматривается возможность игр для обеспечения оптимальных условий для самореализации детей и молодежи, реализации их творческого потенциала, расширения и углубления знаний, умений в спорте, туризме, краеведении и других видах познавательной деятельности.

The article gathers games, used by Methodists and heads of tourism and local lore hobby groups at the International Center of Children and Youth Tourism in Kiev within the organization of work at specialized tourist camps. It is shown that games enrich the education process at camps with romance. It is proved that games provide the appropriate conditions for the self realization of young people, the improvement of their knowledge, sports skills and other cognitive activities.

Ключевые слова: игра, дидактическая игра, классификация игр, формы, виды, технология, туристско-краеведческие лагеря.

Keywords: game, didactic game, games classification, forms, sorts, technology, tourist and local lore camps.

Присмотритесь: не слишком ли рано угасает наш педагогический интерес к играм, которые верой и правдой всегда служили и призваны служить развитию смекалки и познавательного интереса детей на всех, без исключения, возрастных уровнях. Известно, что дети, из которых на уроке и слова не вытянешь, в играх активны. Они могут повернуть ход игры так, что некоторые отличники только руками разведут. Их действия отличаются глубиной мышления.

В. Ф. Шаталов

Профильные туристско-краеведческие лагеря являются учебно-воспитательными учреждениями, предназначенными для оздоровления детей и молодежи, организации их содержательного отдыха, физической закалки и удовлетворения духовных потребностей. Лагерь обеспечивает оптимальные условия для приобретения опыта в самоопределении, самореализации детей и молодежи, реализации их творческого потенциала, расширения и углубления знаний, умений в научном творчестве, спорте, туризме, краеведении и других видах познавательной деятельности, практическом использовании приобретенных навыков в производственном и общественно полезном труде.

Профильные туристские лагеря осуществляют принцип преемственности и непрерывности воспитания, выполняют по отношению к школе и внешкольным образовательным учреждениям компенсирующую функцию. Дают возможность детям не только отдохнуть, снять физические и психологические нагрузки учебного года, но и создают новые условия для обогащения их социального опыта, приобретения и применения новых знаний и умений в разнообразной практической деятельности, которая наполнена игрой, романтикой и базируется на развитии детской инициативы, самодеятельности. К особенностям детского туристского лагеря можно отнести также широкий выбор различных видов деятельности, богатство коллективных творческих дел, к которым привлекаются воспитанники, их разнообразие и яркую эмоциональную окраску, романтику, игру, интерес.

Оздоровительный и воспитательный процесс в лагере осуществляется в благоприятных условиях природного и социального окружения, которые могут стать «школой» под открытым небом. Детский профильный лагерь - прекрасное место для удовлетворения естественных потребностей ребенка: действовать и общаться. Жизнь лагеря отличается своим темпом и разнообразием. Здесь нет времени на длительную подготовку. Здесь никто не знает, как надо, здесь каждое новое дело - это открытие.

Игра относится к традиционным и признанным методам обучения и воспитания. Ценность этого метода состоит в том, что в игровой деятельности образовательная, развивающая и воспитательная функции действуют в тесной взаимосвязи. Игра как метод

обучения организует, развивает учащихся, расширяет их познавательные возможности, воспитывает личность.

В игре существует субъективная свобода для ребенка. Здесь дети могут самостоятельно (без помощи взрослых) распределять роли, контролировать друг друга, следить за точностью выполнения той или иной задачи. Здесь ребенок выполняет роль, которую взял на себя, учитывая свой опыт. Сегодня игра становится школой социальных отношений для каждого ребенка. Во время игры ребенок знакомится с большим диапазоном человеческих чувств и взаимоотношений, учится различать добро и зло. Благодаря игре у ребенка формируется способность проявлять свои особенности, определять, как они воспринимаются другими, появляется необходимость строить свое поведение с учетом возможной реакции других.

На протяжении жизни человек играет ту или иную социальную роль, которая отведена ему в обществе. При жизни человек проигрывает около ста ролей и к выполнению каждой из них готовится сам или его готовит общество.

Игра может быть включена в любой вид человеческой деятельности. В учебных играх нет победителей и проигравших, здесь выигрывают все. Их можно проводить на любом этапе учебно-воспитательного процесса. Это позволит выявить знания ученика и умение пользоваться ими.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, самостоятельно думать, развивать внимание. Увлекшись игрой, они не замечают, что учатся, к активной деятельности привлекаются даже пассивные ученики.

Современная дидактика обращается к игровым формам обучения, потому что видит в них возможности эффективного взаимодействия педагога и учащихся, продуктивные формы их общения с присущими для игры элементами соревнования, непосредственности, подлинного любопытства.

Дидактические игры, выполняя большую обучающую функцию, обеспечивают ребенку психологический комфорт, дают возможность применять знания на практике, следовательно, способствуют становлению его жизненной компетенции.

Дидактическая игра - это практическое групповое упражнение по выработке оптимальных решений, применение методов и приемов в искусственно созданных условиях, воспроизводящих

реальные обстоятельства. Во время игры у ученика возникает мотив, суть которого заключается в том, чтобы успешно выполнить взятую на себя роль. Итак, система действий в игре выступает как цель познания и становится непосредственным содержанием сознания воспитанника.

Психолого-педагогические особенности и учебные возможности дидактических игр, интерес детей к ним обусловливают необходимость включать игры в учебно-воспитательный процесс во внешкольных учреждениях в сочетании с другими методами обучения и воспитания.

Цель дидактических игр - формировать у учащихся умение сочетать теоретические знания с практической деятельностью.

Дидактическая игра состоит из следующих элементов:

- дидактическая задача;

- игровая задача;

- игровые действия;

- правила игры.

Дидактическая задача определяется целью учебного и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность учения на процессы познавательной деятельности учащихся.

Игровая задача выполняется воспитанниками в игровой деятельности. Эти две задачи отражают взаимосвязь обучения и игры.

Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а результат ее решения находится в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.

Игровые действия являются основой дидактической игры -без них невозможна сама игра. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить поставленную игровую задачу. Игровые действия - это не всегда практическая деятельность, когда надо что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это также тяжелая умственная работа, выраженная в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, повторения ранее усвоенного, - умственные действия, выраженные в процессах мышления.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности и коллектива, познавательным содержанием, игровыми задачами и действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Правила игры выполняют функцию организующего элемента и являются средством управления игрой. Они определяют способы действий и их последовательность, требования к поведению, регулируют взаимоотношения детей в игре, учат их соотносить свои действия с деятельностью других игроков, способствуют воспитанию настойчивости, честности, сообразительности и т. п.

Никакое нарушение правил не должно оставаться без внимания.

Финалом дидактической игры является определенный результат. Им может быть отгадывание загадок, выполнение определенных поручений и игровых задач, проявление смекалки, воспринимаемые как достижение. Для педагогов результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере их отношений с партнерами. Результатом дидактической игры кроме правильно выполненного задания является и удовольствие, которое она приносит участникам.

Если несколько игр объединены общей целью, то они образуют игровой модуль. И тогда следует рассмотреть варианты игровых программ:

- «Паровозик» - конкурс переходит из одного в другой.

- «Пирамида» - стартует несколько, а победитель - один.

- «Перевернутая пирамида» - начинает один, а затем набирает себе помощников.

- «Гонка» - стартует фиксированное количество команд, зарабатывает очки, и такое же количество команд приходит к финишу, определяется место каждой команды.

- «Турнир» - все желающие принимают участие на «вылет».

- «Лабиринт» - сюжетно-ролевая игра.

В методической литературе нет единого мнения относительно классификации игр. Одни ученые разделяют игры на три группы.

1. Игры с предметами. В таких играх используют дидактические игрушки (мозаику, кубики), реальные предметы, разнообразный природный материал (листья, плоды, семена).

2. Настольно-печатные игры. Они предусматривают действия не с предметами, а с их изображениями. Чаще всего они ориентированы на решение следующих игровых задач: отбор картинок по сходству (некоторые виды лото, парные картинки), карт - картинок во время очередного хода (домино), составление целого из частей (пазлы) и т. д. Благодаря таким действиям дети уточняют свои представления, систематизируют знания об окружающем мире, развивают мыслительные процессы и операции, пространственные ориентации, сообразительность, внимание, формируют организаторские умения.

3. Словесные игры. Они являются самыми сложными, поскольку заставляют детей оперировать представлениями, мыслить о вещах, с которыми во время игры они не работают, использовать полученные знания в новых ситуациях и связях.

Согласно другой классификации существует пять групп игр.

1. Игры-путешествия. Отражают реальные факты и события через необычное: простое - через загадочное, сложное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Они призваны усилить впечатление, придать познавательное содержание, сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что существует рядом, но они этого не замечают. Это может быть путешествие в намеченное место, преодоление пространства и времени, путешествие мысли, воображения и т. п.

2. Игры-поручения. Игровое задание и игровые действия в них основаны на предложении что-либо сделать.

3. Игры-предположения. Их игровое задание выражено в названиях: «Что было бы, если...?», «Что бы я сделал, если бы... ?» и др. Они побуждают детей к осмыслению следующего действия, что требует умения сопоставлять знания с обстоятельствами или предложенными условиями, устанавливать причинные связи, требуют активной работы воображения.

4. Игры-загадки. Развивают способность к анализу, обобщению, формируют умение рассуждать, делать выводы.

5. Игры-беседы. Основой является общение воспитателя с детьми, детей между собой в виде игрового обучения и игровой деятельности.

Игры могут быть индивидуальными и командными.

Зачем мы создаем команды? Казалось бы, для того, чтобы получать удовольствие от игры и побеждать. Но на практике оказывается, что эти два процесса часто не совпадают. С приятными для вас людьми вы можете раз за разом проигрывать, а с теми, кто не симпатичен вам, постоянно побеждать. Поэтому нужно сразу определить, что для вас важнее - спортивный результат или радость от общения.

Может сложиться мнение, что команду надо комплектовать по принципу «дополнения знаний»: если я хорошо знаю математику, а мой товарищ - биологию, то нам следует искать историка, филолога... Но простым сложением знаний вы ничего не добьетесь. В игре нужны не сумма знаний, а взаимодействие между игроками и приумножение их усилий. Поэтому нужно иначе распределять роли в команде.

Существует несколько подходов к идее построения команды. Подход первый (идейный). Здесь выделяют три основные роли: генератор, критик и синтезатор идей.

Второй подход психологический. Капитан цементирует команду, следит за настроениями, берет ответственность на себя. Эрудит - «кладезь» знаний. Весельчак поддерживает настроение команды, гасит очаги напряжения. Как показывает практика, именно жизнерадостный человек является самым продуктивным в команде. Молчун также вносит свою долю в создание благоприятного психологического климата в команде. Он заметен в ситуации, когда все начинают впадать в панику. Прекрасная дама - для того, чтобы вдохновлять мужчин на подвиги.

Третий подход функциональный, согласно которому в команде должны быть диспетчер, «том прямого доступа», логик, интуит и «холодная голова». Диспетчер - это и есть синтезатор идей. Он ответственен за выбор версии и руководит обсуждением. По своим психологическим функциям он молчун. «Том прямого доступа» -это примерно то же, что эрудит, и его знания должны работать. Логик должен стремиться понять логику вопроса, его содержание и идею, отсеять всё лишнее и учесть это в ответе. Интуит работает, когда не действуют ни логика, ни знания, а среди нескольких версий необходимо отыскать правильную. «Холодная» голова - это чаще всего капитан. Его функции подобны тем, которые выполняет психологический капитан: гасит нервозность в команде, руководит настроением команды.

Игра и ее элементы с точки зрения развития основных сфер жизнедеятельности человека могут дать научно обоснованные ответы на достаточно интересные вопросы, например: почему так трудно приучить ребенка к регулярному выполнению зарядки?

При механическом выполнении заранее известных движений активизируется только физическая сфера, а эмоциональная, интеллектуальная и духовная остаются преимущественно пассивными. Отсутствие переживания, эмоциональной окраски делают физическую зарядку малопривлекательной. Но достаточно добавить музыку, которая бы активизировала эмоциональные вкусы, и все меняется: аэробика или ритмическая гимнастика повышают настроение и пробуждают упорство.

С этой точки зрения «сухая задача» - это задача, которая включает в себя только информационную часть, то есть направлена только на работу интеллектуальной сферы личности. Понятно, что наибольшего интереса и максимальной работоспособности воспитанников можно достичь, воздействуя на все четыре сферы жизнедеятельности. Использование игры и игровых элементов позволяет сделать значительный шаг в этом направлении.

Игровые моменты используют для переключения внимания и снятия напряжения (физкультминутка).

К игровым приемам следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т. д.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от простого воспроизведения до творческо-поис-ковой деятельности.

Итак, технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить детей осознавать мотивы своего обучения, своего поведения в игре и в жизни, то есть формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.