Научная статья на тему 'Образовательный геокешинг - новая форма работы в дополнительном туристско-краеведческом образовании детей'

Образовательный геокешинг - новая форма работы в дополнительном туристско-краеведческом образовании детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1768
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ГЕОКЕШИНГ / EDUCATIONAL GEOCACHING / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL TRAINING / ИГРА / GAME / МНОГОВАРИАНТНАЯ ИГРА / MULTI GAME / ПРЕДМЕТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ / ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ / ATTRACTIONS / FOCUS / GAMBLING / GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панов Александр Анатольевич

Представлена методика организации и проведения геокешинга игры в форме «поиска сокровищ» с применением спутниковой GPS-навигации. Описаны варианты организации проектов многовариантных игр в форме образовательного геокешинга, показаны возможности технологии образовательного геокешинга, чтобы сделать процесс дополнительного туристско-краеведческого образования действительно актуальным, личностно значимым, интересным, творческим и в какой-то мере даже азартным для детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational geocaching - a new experience for the additional tourism and local lore children''s education

The technique of organization and conducting of Geocaching the game in the form of a "treasure hunt" using GPS satellite navigation is shown. The options of multi-choice games in the form of educational geocaching, the possibilities of technology educational geocaching how to make the process more tourist and local history of education is really relevant, personal, meaningful, interesting and creative, and to some extent even gambling for children and adolescents are described.

Текст научной работы на тему «Образовательный геокешинг - новая форма работы в дополнительном туристско-краеведческом образовании детей»

УДК 908; 379.83/.84; 379.85; 796.14

А. А. Панов

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ГЕОКЕШИНГ -НОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ

ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Представлена методика организации и проведения геокешинга - игры в форме «поиска сокровищ» с применением спутниковой GPS-навигации. Описаны варианты организации проектов многовариантных игр в форме образовательного геокешинга, показаны возможности технологии образовательного геокешинга, чтобы сделать процесс дополнительного турист-ско-краеведческого образования действительно актуальным, личностно значимым, интересным, творческим и в какой-то мере даже азартным для детей и подростков.

The technique of organization and conducting of Geocaching - the game in the form of a "treasure hunt" using GPS satellite navigation is shown. The options of multi-choice games in the form of educational geocaching, the possibilities of technology educational geocaching how to make the process more tourist and local history of education is really relevant, personal, meaningful, interesting and creative, and to some extent even gambling for children and adolescents are described.

Ключевые слова: образовательный геокешинг, дополнительное образование, игра, многовариантная игра, предметная направленность, игровое пространство, игровое задание, достопримечательности.

Keywords: Educational geocaching, additional training, game, multi game, focus, gambling, games, attractions.

Сегодня дополнительное образование призвано формировать компетентности, которые позволят каждому молодому человеку стать успешной личностью в самостоятельной жизни. Важным фактором эффективности образования становится внедрение новых педагогических технологий. А проблема заключается в том, что декларативное введение проектного метода в учебный процесс подчас приводит к формализации, заключающейся в том, что педагоги, вооруженные теорией, не всегда на практике могут применить данные педагогические технологии.

Во время курсов повышения квалификации «Проектно-иссле-довательская деятельность школьников на основе ИКТ» на факультете дополнительного образования при ГОУ высшего профессионального образования «Карельский государственный педагогический университет» мы познакомились с новой формой работы. Называлось это «Прогулка в стиле геокешинг». Геокешинг - игра, в которую играют во всем мире, это «поиск сокровищ» с применением достижений технического прогресса в области спутниковой ОРБ-навигации. Честно говоря, не сразу мы пришли к однозначному принятию новой идеи. Причина в том, что мы метались между новой (заинтересовавшей всех нас) формой и еще не понятой нами педагогической целесообразностью. Таким образом, мы решили, что надо брать на вооружение идею и положить ее на прочное методическое основание. Так и сделали!

Разработали первую игру - «Письмо зовет в дорогу, или Привет из XIX века». Апробировали ее с воспитанниками Республиканского центра детско-юношеского туризма (г. Петрозаводск) и студентами Петрозаводского педагогического колледжа. Следующий шаг - проведение данной игры в городе Петрозаводске для учебных заведений и организаций, которое было осуществлено успешно. В рамках Республиканской олимпиады по краеведению проведена многовариантная игра «Губернский Петрозаводск», к 23 февраля - игра «На войне как на войне». Основной задачей по внедрению геокешинга в образовательную среду стало аккумулирование опыта педагогов в этой области и создание методической копилки геокешинга: банка описаний проектов и структурированного банка «точек». Содержание копилки доступно педагогам Республики Карелия, желающим разработать собственный проект.

Вариантов организации проектов в форме образовательного геокешинга может быть очень много. Во-первых, проекты могут иметь различную предметную направленность (история, география, биология, литература и т. д.), а могут быть межпредметными или надпредметными. ОРБ-навигаторы помимо определения координат имеют и много других возможностей: определение расстояния, площади, скорости и времени. И вне зависимости от предметной области в рамках проекта можно развивать краеведческие, патриотические темы...

Во-вторых, участники могут самостоятельно разрабатывать маршруты и задания, что не менее интересно и познавательно, чем

определять объекты заданного маршрута и искать ответы на вопросы. Главное - определиться с задачами проекта и заранее продумать интересные для ребят исследовательские проблемы.

В-третьих, подобные проекты можно организовать между командами из разных городов.

Образовательный геокешинг - это действительно мощный инструмент, позволяющий поднять на качественно новый уровень и наполнить новым практическим содержанием организацию проектной деятельности воспитанников. Данная технология позволяет сделать процесс обучения действительно актуальным, личностно значимым, интересным и творческим, в какой-то мере даже азартным.

I форма. Проведение игр в стиле геокешинг

Игра «Письмо зовет в дорогу» - основана на историческом прошлом Петрозаводска. В XIX веке это был небольшой губернский город, центром которого являлся Александровский железоделательный завод, сыгравший для России немаловажную роль. В 2007 г. игра оформлена в стиле геокешинг, хотя уже на протяжении 10 лет ее содержание использовалось в краеведческих играх по городу на республиканских сборах, слетах, фестивалях.

Игра «Губернский Петрозаводск» - многовариантная игра с оформлением задания в предоставленном компьютерном классе в течение контрольного времени. Может использоваться для более глубокого изучения истории города Петрозаводска.

Игра «На войне как на войне» приурочена к Дню защитника Отечества, может использоваться к любым датам соответствующей тематики (День Победы, День призывника, освобождение города Петрозаводска и т. п.).

Общая информация по проведению игр

Место проведения: город Петрозаводск; общая встреча в здании РЦДЮТ (ул. Льва Толстого, д. 4), игра проводится на улицах центральной, исторической части города. Общая площадь игрового пространства - 12 кв. километров.

К участию в игре приглашаются школьники и студенты образовательных учреждений командами по 4-6 человек.

Регистрация участников: по электронной почте drawarf@yandex.ru или по тел. 56-21-18 (отдел туризма РЦДЮТ) с указанием ФИО членов команды и контактными телефонами капитана (руководителя, преподавателя и т. д.).

Основная идея игры. Геокешинг (geocaching от греч. geo - Земля, англ. cache - тайник) связан с поиском тайников или разгадыванием загадок, связанных с географическими координатами и объектами на местности. Участники игры выполняют задания на местности, осваивают возможности GPS-приемников, узнают о возможностях дополнительного образования и бесплатной досуговой деятельности, реализуемых отделом туризма РЦДЮТ. Организаторы игры составляют задания, указывают географические координаты путевых точек (waypoints), где участникам предстоит отыскать предварительную информацию. Команда получает на время игры GPS-навигатор, а также путеводитель с описанием игрового пространства. Задачи игроков: используя GPS-приемник, оказаться в заданных местах, выполнить игровые задания, сделать пометки в своем путеводителе, запечатлеть на фотоаппарат процесс поиска и найденные объекты. На завершающем этапе игры команды готовят презентации о своих приключениях во время игры и собранной информации. Победители выбираются по количеству найденных точек в контрольное время, правильности выполнения заданий. Каждый участник игры получает грамоту, сувенир, а победители - призы!

Регламент проведения игры

Сбор в помещении организаторов.

Знакомство с участниками игры - 10 мин.

Введение в игру - тематика, задание, маршрутный лист, контрольное время - 10 мин.

Информация о GPS-приемнике, основные функции, работа с интерфейсом, поиск и открытие точки - 15 мин.

Выполнение контрольного задания (практическая работа по поиску объекта)- 5-10 мин.

Старт участников по прибытии с контрольной точки, консультации по возникшим вопросам.

Работа участников на маршруте (согласно контрольному времени).

Возвращение участников, проверка приборов, оформление путевых дневников.

Выполнение задания, оформление электронной презентации по материалам игры - согласно условиям.

Обработка сданных материалов, опубликование на сайте РЦДЮТ результатов игры.

Подведение итогов, награждение победителей,

II форма. Обучающее занятие с последующей игрой с использованием GPS-навигатора

Структура: 1 - знакомство с прибором, 2 - область применения, 3 - устройство, 4 - основные функции, 5 - тренировочный маршрут, 6 - игра (соревнование). Игра основана на поиске КП с выполнением заданий на них.

Условия: безопасная местность, наличие объектов для легенды, время - от 20 мин до 1 часа.

Обучающие занятия с последующей игрой могут проводиться в любом оздоровительном лагере при наличии ограниченной территории, на любую тему, в рамках штатных мероприятий лагеря.

Регламент занятия с соревнованием

Сбор участников по графику отдельными отрядами, группами.

Информация о приборе и системе навигации - 5 мин.

Устройство навигатора, основные функции, работа кнопок, поиск и открытие необходимой точки - 10 мин.

Выполнение контрольного задания - 5 мин.

Старт на маршрут - 5-7 точек с различными заданиями (найти сумму цифр на всех точках, отгадать загадки и т. п. - зависит от фантазии организатора).

Работа на маршруте - до 20 мин (длина дистанции - до 1 км).

Финиш участников.

Подведение итогов по времени выполнения задания, правильности ответов и т. д.

Награждение победителей.

III форма. Участие в походах с поиском тайников

В походе появляется еще одна цель - поиск тайников, зарегистрированных на сайте игры геокешинг. Маршрут прокладывается через районы, где находятся тайники, их поиск - увлекательное мероприятие. Участники получают большой объем дополнительной информации об объектах, где находятся закладки. Расширяется кругозор и активизируется интерес к истории своей Родины. Для передвижного полевого лагеря можно заранее заложить тайники и потом, после обучающего занятия, организовать поход с выполнением заданий на местах закладки тайника.

IV форма. Создание игр в районах

Посещая другой город, ребята могут знакомиться с его достопримечательностями самостоятельно, пройдя по подготовленным

их сверстниками маршрутам или прокладывая собственные маршруты. Итог - интересная, современная, познавательная форма работы с детьми и молодежью.

Когда видишь детей с навигатором в руках, обращаешь внимание больше всего на интерес, светящийся в их глазах, и жажду открытий. Дети по-новому глядят на знакомые места и с удивлением приходят к выводу, насколько интересен и самобытен их город или поселок; понимают, что своей родиной они по праву могут гордиться.

Итоги игр, проведенных в нетрадиционной форме с использованием современных мобильных технологий, показали, что дети и молодежь не только получают новые знания из различных сфер жизни и предметных областей, но и повышают познавательную активность, учебную мотивацию, развивают коммуникативные навыки, учатся видеть проблемы и искать пути их решения, приобретают навыки поиска, систематизации и анализа полученной информации, а также опыт работы в команде.

УДК 910.3; 908; 377.131.14

Д. В. Буев

ДЕТСКОЕ НАУЧНО-ТВОРЧЕСКОЕ ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «КАМЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ»

Представлен опыт организации учебно-исследовательской деятельности со школьниками по палеонтологии. Описана совместная деятельность педагога, родителей и детей в палеонтологическом объединении по изучению объектов, поиску окаменелости, исследованию достопримечательностей посещаемой местности.

The experience of organization of educational research activity with students on paleontology is shown. The joint activity of teacher, parents and children in the palaeontological Association for the study of objects, finding fossils, the study of the attractions of the visited areas is described.

Ключевые слова: ископаемые останки, палеонтология, палеонтологические объекты, достопримечательности, коллекционные экспонаты, путешествия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.