10. Абашкина О. А. Советский пионерский лагерь: от послевоенного к позднесоветскому (опыт качественного исследования) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: «Социология. Политология». 2013. Т. 13. № 4. С. 55.
11. Там же. С. 59.
12. Цит. по: там же. С. 57.
13. Трудовые ресурсы курортов Крыма и их использование. Симферополь: СГТ, 1983. С. 21.
14. По декрету Ильича. С. 122.
15. Ефимова Е. А. Игры в «Артеке» (исторический экскурс по материалам и публикациям). URL: http://www.artek.ua/upload/Efimova.docx (дата обращения: 15.06.2014).
16. Жид А. Возвращение из СССР // Два взгляда из-за рубежа: Переводы. М.: Политиздат, 1990. С. 81.
17. Табакян В. Артек. Перезагрузка [интервью]. URL: http://zerkalokryma.ru/lenta/people/interview/artek_perezagruzka/ (дата обращения: 17.07.2014).
18. Теория развития детского коллектива «Артек»: учеб.-метод. пособие для педагогов-организаторов МДЦ «Артек». Б.м., 2005. С. 3-4.
19. Концепция развития Международного детского центра «Артек». URL: http://www.artek.ua/information/Project%20Development%20Concept% 20Artek/artek2.pdf (дата обращения: 18.06.2014).
20. Там же.
21. Там же.
22. В «Артек» вернутся космонавты и воспитанники прошлых лет. URL: http://news.mail.ru/inregions/crimea/110/economics/18974108/?frommail=1 (дата обращения: 23.07.2014).
23. Каспржак А. «Артек» должен стать лучшим детским городом мира [интервью]. URL: http://ria.ru/interview/20140616/1012167648.html# 14060556785154&message=resize&relto=login&action=removeClass&value=reg istration#ixzz38E3CO9fV (дата обращения: 20.06.2014).
УДК 351.855.3; 379.84;
Н. Э. Андреева
ОСТРОВА РОБИНЗОНОВ
Раскрыта методика с игровыми компонентами формирования навыков безопасной жизнедеятельности в природной среде у младших подростков. Предложен курс занятий по выживанию для системы дополнительного образования в туристских и краеведческих кружках первого года обучения, в
школах - на уроках ОБЖ, на классных часах. Игры предусматривают развивающую интеллектуальную, познавательную и творческую активность подростков. Обосновывается необходимость соблюдения «правила трех изюминок» в подростковых туристских группах, а также обязательного проведения анализа отношений в группе обучающихся.
The technique with game components forming life skills in the natural environment in younger adolescents is shown. The course for survival for a system of additional education in tourism and local history circles first year of teaching in schools on the lessons of life safety, the classroom hours is proposed. Games include developing intellectual, cognitive and creative activity in adolescents. The necessity of adherence to the "rule of three highlights" in the teenage tourist groups is substantiated, as well as the obligatory analysis of relations in the group of students.
Ключевые слова: туризм, краеведение, игра, туристско-краеведческая деятельность, безопасная жизнедеятельность, детско-юношеский туризм, игровая методика, «правило трех изюминок».
Keywords: tourism, study, game, regional tourist activities, secure livelihoods, youth tourism, gaming methodology, "the rule of three highlights".
Итак, начало нового учебного года. Вот и новый набор: шустрые и спокойные, пушистые и колючие - в общем, неизвестные миры. Дети из разных классов, школ, семей. Конечно, какие -то проблемы неизбежны. Но я уверена, к окончанию обучения это будет слаженный, дружный коллектив единомышленников! А все потому, что у нас есть мощный инструмент воспитания! Туристская деятельность!
Однажды на перроне кто-то из провожающих сказал, что дети наши просто поражают своей духовностью. Это было удивительно и странно. Ведь никакого духовного воспитания у нас не предусмотрено! Ответ я нашла через какое -то время, услышав фразу: Бог общается с людьми и через природу. И все встало на свое место! Природа - вот мощный источник наших замечательных результатов. Природа - она и воспитывает, она и укрепляет и тело, и душу! Но бывает, что подросток оказывается с природой один на один, причем неожиданно или вынужденно. По данным статистики, именно младшие подростки - это одна из тех категорий, которая наиболее часто оказывается в экстремальных и опасных ситуациях.
Автономное существование человека в природе, какие бы причины к нему ни привели, всегда оказывает серьезное влияние на его состояние, прежде всего потому, что в повседневной жизни мы привыкли к определенным законам, хорошо нам известным. А «правила леса» нам не знакомы. Бывали случаи, когда заблудившиеся подростки в страхе убегали от спасительного убежища, не зная, что соорудившие его охотники (или рыбаки) оставляют там все необходимое на случай, если кому-то потребуется помощь. А подростки постарше посчитали, что входить в чужое жилище нельзя, и обрекли себя на длительные голодные скитания. Тем не менее в экстремальной ситуации человек вынужден действовать в нескольких направлениях: оказывать медицинскую помощь, строить укрытия, принимать решения и т. д. Однако человек, особенно если это подросток, поддавшийся панике, не в состоянии определить первоочередность стоящих перед ним задач и правильно распределить время. Не хватает специальных навыков. Экстремальные ситуации не такие редкие, поэтому необходимо отрабатывать правила поведения в них. Тем более, что именно у младших подростков наиболее сильная мотивация к таким занятиям. Здесь и романтика ЧС, и интрига игр в спасателей! Курс занятий по выживанию предусмотрен в системе дополнительного образования в туристских и краеведческих кружках. В школах - на уроках ОБЖ. При отсутствии таковых полезно давать этот курс на классных часах.
Проблема многих занятий дополнительного образования состоит в том, что дети приходят на аудиторные занятия после школьных уроков. Это же можно сказать и о классных часах. Метод словесного обучения, который обычно используют педагоги, здесь совершенно не подходит, потому что уставшие дети с трудом усваивают полученную информацию. Так появилась идея использовать в группах первого года обучения игровую методику.
Для подготовки урока с использованием игровой деятельности необходимо тщательно готовиться. Важно, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал уроков следует включать четкие, конкретные образы, примеры поведения детей и подростков в экстремальных ситуациях. Необходимо также продумать групповую форму учебно-познавательной деятельности. На таких занятиях подростки учатся вместе получать знания, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллектуальную, познавательную и творческую активность подростка:
I группа - предметные игры, включающие в себя манипуляции с предметами. Например, использование веревочек для отработки узлов, используемых в туристской технике, для сооружения укрытия, плота или гамака.
II группа - сюжетно-ролевые игры. Те же «казаки-разбойники» или более современная - «ночной дозор».
III группа - это игры с готовыми правилами, обычно называемые дидактическими. К ним относятся развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, ребусы, шарады, топографические диктанты. Пример - составление топографического письма-легенды, с помощью которого можно найти клад, зарытый на острове.
IV группа игр - это игры-упражнения, игры-тренинги. Примеры: соревнования по ориентированию на местности, пантомима у костра. Или в качестве тренинга - беговая (русская) лапта.
V группа игр - строительные, конструкторские, спасательные. Примером таких игр являются игры-путешествия. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей, их устными сообщениями, переживаниями. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Пример - игра-путешествие «Острова робинзонов». Именно эта игра идеально подходит для аудиторных занятий.
Итак, игра начинается! Что делает любой путешественник, оказавшийся на острове, особенно необитаемом? Конечно, он изучает его и пытается составить карту. На своем острове «робинзон» ведет дневник. В нем он делает различные записи и зарисовки. Первая запись - первое занятие. Это карта острова, выполненная в условных топознаках, принятых в спортивном ориентировании. Необходимые условия: размеры острова не должны быть более 2-3 километров в длину или в диаметре, высота холмов должна быть соизмерима с размерами острова. Кроме того, необходимо использовать не менее 10 топографических знаков. Можно давать названия острову и объектам на нем.
На втором занятии ребенок узнает, что, оказавшись в экстремальной ситуации, далеко не каждый способен к немедленным и правильным действиям. Большая часть пострадавших (50-70%) оказывается в состоянии своеобразного ошеломления - остаются относительно спокойными, но активных действий не предпринимают. 15-25% проявляют истерическую реакцию, сильно возбуждены, или же они находятся в состоянии полного безразличия и неспособны к каким-либо действиям. Только единицы, сохранив самообладание, быстро оценивают сложившуюся обстановку, действуют решительно и разумно. Однако не все так плохо - через некоторое время все люди, за небольшим исключением, успокаиваются и постепенно начинают действовать. А сколько будет продолжаться это время, зависит от физической и психологической подготовленности. Как действовать в такой ситуации? Иногда достаточно просто задать себе вопрос или команду или сосчитать до десяти. Желательно выработать своеобразный рефлекс на любую стрессо-
вую ситуацию. Подростку предоставляется возможность самому оценить свою возможную реакцию на стресс.
Следующее занятие посвящено немаловажной теме: при каких условиях можно покинуть место своей вынужденной стоянки. Решение об уходе с места стоянки (или с точки потери ориентировки) может быть принято:
- если точно известно местонахождение ближайшего населенного пункта и состояние здоровья членов группы позволяет преодолеть это расстояние за светлое время суток;
- в случае непосредственной угрозы жизни (лесной пожар, наводнение и т. п.);
- когда люди не могут быть обнаружены с воздуха из-за густой растительности, тумана, а средства сигнализации отсутствуют;
- если в течение трёх суток нет связи и помощи.
При этом необходимо знать и уметь применять сигнальные символы.
Темы дальнейших занятий:
- Выбор места для бивуака с точки зрения безопасности. Виды временных укрытий (шалаш, снежная пещера и др.).
- Типы костров (сигнальный, колодец, нодья и др.).
- Приготовление обеда из растений Острова. Знакомство со съедобными растениями средней полосы. Из чего можно приготовить хлеб?
- Приемы оказания доврачебной помощи (остановка кровотечений, обработка ран и т. п.). Знакомство с лекарственными растениями средней полосы.
- Спрятать клад на своем острове - любимое занятие. При этом составляется легенда кратчайшего пути от легко угадываемого объекта. Побеждает тот, чей клад товарищи смогут отыскать!
Чтобы создать у учащихся состояние интеллектуального напряжения, подготовлены проблемные задания. Сущность их сводится к тому, что на занятии преднамеренно создается проблемная ситуация, при которой необходимо самостоятельно воспользоваться несколькими мыслительными операциями: прогнозированием, анализом, сравнением и обобщением.
Проблемные ситуации-предупреждения «робинзоны» получают от таинственного покровителя (капитана Немо), это сведения о грозящих катастрофах:
- Надвигается цунами, волна высотой три метра.
- Пепел и пыль от извержения вулкана засыплют Остров двухметровым слоем.
- Снегопад покроет Остров метровым слоем снега.
- Приближается ураган с силой ветра 30 м/с.
Эти ситуации требуют от «робинзонов» ответа на вопрос «Что делать?». Но бывает, таинственный покровитель подбрасывает и подарки: ящик с веревками, непонятные приборы и инструменты. Возникают вопросы: как это работает и что с этим можно сделать? Решая проблемные задачи, учащийся приобретает знания, которых ему недоставало. Проблемная задача имеет поисковый характер, иногда - оригинальное решение; для ее решения нет образцов или алгоритмов.
Очень важна работа по командам. Исследования педагогов и психологов показывают, что кооперативная форма обучения благоприятно влияет на развитие речи, коммуникативности и интеллекта. Кроме того, она приносит более высокие учебные результаты по сравнению с традиционными формами и методами. Оптимальный размер малой группы, как показали многолетние наблюдения, должен составлять четыре человека. Такая группа обладает наивысшей степенью работоспособности, а также наиболее удобна для группового общения. Команда может выполнять различные задания, в том числе и проблемные. Но в основном для командной деятельности предлагаются конструкторские задания:
- соорудить укрытие в снежных горах или на пустынном (без деревьев) берегу океана,
- сконструировать устройство для добывания огня,
- разработать фильтр для очистки воды и т. д.,
- соорудить приспособления для ловли рыбы, мелких животных, птиц.
Знания и умения, полученные на аудиторных занятиях, отрабатываются на практике во время туристских походов, соревнований по ориентированию, тренировок и упражнений. Отработка идет до тех пор, пока умения не переходят на бессознательный уровень и выполняются автоматически.
Турпоход для младших подростков имеет свои особенности. Дети устают от монотонности пути. А вот более сложный путь с преодолениями препятствий в виде ручейков или возвышенностей проходят легко и весело! Здесь обязательно должно выполняться
«правило трех изюминок», то есть во время дневного перехода должно быть не менее трех интересных мест. Но что делать, если местность плоская, как ладонь? Придумать заранее или импровизировать! Увидели необычное дерево - сочинили легенду. Увидели лягушку - проследили, куда она стремится, и обсудили, к земноводным или пресмыкающимся она относится, и т. п.
По завершении этого курса полезно провести анализ отношений в группе обучающихся. Подростки получают задание составить команду (5-6 человек), с которой можно выжить на необитаемом острове без проблем. Причем каждый ребенок должен оценить своих товарищей с точки зрения психологической устойчивости (будет носиться по острову с криками «я все знаю, что надо делать» и ничего не делать), но и с позиций его умений и навыков. Предлагается также самого надежного участника выбрать в командиры. В какой-то степени это тест на адаптацию к социуму.
Этот тест исключительно для «служебного пользования». Ни в коем случае нельзя оглашать результаты участникам, так как можно вызвать не совсем адекватную реакцию и ухудшить отношения между подростками.
В результате проведённого тестирования можно выявить, у кого больше всех друзей, с которыми он готов пройти испытания автономного существования, кто является лидером, а кто не получил ни одного приглашения в путешествие. Неумение таких детей приспособиться к социуму ведёт к ухудшению их здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу. Успешному протеканию социальной адаптации может способствовать правильно организованная система взаимодействий со стороны родителей и педагога, направленная на формирование и развитие социальных качеств личности подростка для постепенной интеграции его в социум как в школьной среде, так и за ее пределами.
Изучение курса позволяет получить систематизированное представление об опасностях и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения.
И все же через весь процесс обучения выживанию красной нитью должно идти предостережение от попадания в экстремальную ситуацию. Изучая с младшими подростками способы выжива-
ния, нужно учитывать их возрастные и психологические особенности и постоянно обращать внимание на сложность тех или иных процессов. Это должно быть не запугиванием, а объективным ознакомлением с предстоящими трудностями жизнеобеспечения в условиях автономного существования.
УДК 796.015.5; 001.895
В. М. Клёнов
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ ЮНЫХ ТУРИСТОВ
На основе обобщения многолетнего педагогического опыта автор предлагает использование индивидуальных и современных педагогических технологий при проведении занятий по физической подготовке для юных туристов. Рассмотрены современные технологии, которые позволяют сделать процесс развития физических качеств у юных туристов более эффективным. Проанализированы характерные особенности использования в педагогической деятельности ряда технологий при проведении занятий по физической подготовке для юных туристов.
The author proposes the use of individual and modern educational technologies at the lessons of physical training for young tourists, based on the compilation of many years of teaching experience. The modern technologies are considered which make the process of development of physical qualities in young tourists more effective. The characteristic features used in pedagogical activity of a number of technologies at the lessons of physical training for young tourists are analyzed.
Ключевые слова: физическая подготовка, педагогические технологии, метод проектов, срочная информация, предписание алгоритмического типа, эффективность.
Keywords: physical education, educational technology, project method, urgent information, instruction algorithmic type, efficiency.
В программах по детскому туризму на физическую подготовку, как правило, отводится от 6 до 12 часов в год, в зависимости от возраста и года обучения. Независимо от количества часов цель физической подготовки юных туристов должна быть направлена на форми-