Научная статья на тему 'Музыкально-эстетическое воспитание в профессиональном становлении бакалавров психолого-педагогического образования'

Музыкально-эстетическое воспитание в профессиональном становлении бакалавров психолого-педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1079
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / MUSICAL AND ESTHETIC EDUCATION / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / CULTURE OF THE PERSONALITY / УЧЕБНЫЙ КУРС / TRAINING COURSE / МЕТОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / METHODS OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ / INDIVIDUAL TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Груздова Инна Викторовна

Рассматриваются основные идеи музыкально-эстетического воспитания бакалавров психолого-педагогического образования в рамках изучения курсов «Творческое развитие младших школьников» и «Теории и методика музыкально-эстетического образования младших школьников». Предлагается содержание педагогических ситуаций, заданий для студентов, связанных с расширением опыта восприятия произведений искусства, анализом воспитательного потенциала музыкального искусства и его роли в становлении личности младшего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL AND AESTHETIC EDUCATION IN PROFESSIONAL FORMATION OF BACHELORS OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL EDUCATION

The main ideas of musical and esthetic education of bachelors of psychology and pedagogical education within studying of the courses "Creative Development of Younger School Students" and "Theories and Technique of Musical and Aesthetic Education of Younger School Students" are considered. The maintenance of pedagogical situations, tasks for the students connected with expansion of experience of perception of works of art, the analysis of educational potential of musical art and its role in formation of the identity of the younger school student is offered.

Текст научной работы на тему «Музыкально-эстетическое воспитание в профессиональном становлении бакалавров психолого-педагогического образования»

УДК 374. 082

МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2016

Груздова Инна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогика

и методики преподавания Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Рассматриваются основные идеи музыкально-эстетического воспитания бакалавров психолого-педагогического образования в рамках изучения курсов «Творческое развитие младших школьников» и «Теории и методика музыкально-эстетического образования младших школьников». Предлагается содержание педагогических ситуаций, заданий для студентов, связанных с расширением опыта восприятия произведений искусства, анализом воспитательного потенциала музыкального искусства и его роли в становлении личности младшего школьника.

Ключевые слова: воспитание, музыкально-эстетическое воспитание, культура личности, учебный курс, методы самостоятельной работы студентов, индивидуальные задания.

MUSICAL AND AESTHETIC EDUCATION IN PROFESSIONAL FORMATION OF BACHELORS OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL EDUCATION

© 2016

Gruzdova Inna Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the department

of pedagogy and teaching methods Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. The main ideas of musical and esthetic education of bachelors of psychology and pedagogical education within studying of the courses "Creative Development of Younger School Students" and "Theories and Technique of Musical and Aesthetic Education of Younger School Students" are considered. The maintenance of pedagogical situations, tasks for the students connected with expansion of experience of perception of works of art, the analysis of educational potential of musical art and its role in formation of the identity of the younger school student is offered.

Keywords: education, musical and esthetic education, culture of the personality, training course, methods of independent work of students, individual tasks.

Система высшего гуманитарного образования отражает уровень развития духовной культуры общества, поэтому среди основных целей профессиональной подготовки бакалавра психолого-педагогического образования следует назвать направленность на формирование личности, развитой в культурном, психологическом и социальном отношении. Современное профессиональное образование ориентировано не на усвоение определенного объема знаний, а на приобретение разностороннего жизненного опыта, основанного на общечеловеческих идеалах и ценностях, общение с которыми способствует духовному становлению личности [14]. В связи с этим процесс профессионального становления личности, ориентированный на обогащение внутреннего мира человека и формирование его культуры протекает в рамках культурологического подхода, применимого на всех ступенях образования.

Сущность культурологического подхода заключается в направленности образовательного процесса на становление культурной личности, независимо от ступени образования, получаемой профессии и специальности и состоит в соотнесении изучаемых явлений окружающего мира с пространством культуры, его «встраивания» в определенный историко-культурный контекст [14]. Культурологический подход в образовании, интегрируя в себе теорию культуры и искусства, реализуется как принцип культуросообразности воспитания. Следовательно, воспитание студентов будет тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано и интегрировано в контекст культуры, а студент будет активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры нации, страны, цивилизации и особую роль в этом процессе играет искусство. Специфика искусства состоит в том, что оно являясь способом целостного представления человека, его гуманитарного познания, обладает богатым развивающим потенциалом, способно глубоко воздействовать на процессы личностного становления, что позволяет нам говорить о необходимости дополнения современных представлений о содержании образования, о включении в его структуру человеческих состояний как формы проживания бытийных ситуаций в виде художественных образов.

В современном мире музыкальное искусство, являясь

частью общей мировой культуры, одновременно выступает как составной элемент общего процесса познания мира, обобщенно выражающее в звуковых образах существенные процессы жизни, и в то же время наделено специфической формой эстетической деятельности [1].

Музыкальное искусство как «выраженное эстетическое» явление в общественном сознании, наполнено общечеловеческими и личностными смыслами. Эстетическое в музыке переходит в художественный образ и возникает при его восприятии. Благодаря художественной форме воспитательное воздействие музыки на личность происходит ненавязчиво. Она способна обходить логические и аналитические процессы сознания и устанавливать прямой контакт с чувствами, проникающими в сознание из глубин души, памяти и воображения. Об этом писал Л.С. Выготский, обсуждая вопросы о соотношении искусства и процессов формирования личности. По его убеждению, любое художественное влияние обладает особенной силой воздействия - «катарсисом», что определяет высокие воспитательные возможности искусства. Б.М. Теплов, поддерживая позицию Л.С. Выготского отмечал, что музыкальное искусство глубоко захватывает самые различные стороны психики человека - воображение, чувства, мысли, волю. В результате происходит «эстетический эффект», т.е. переработка услышанной звуковой информации, ее эмоциональное проникновение во внутренний мир человека, в его личные отношения к действительности и к самому себе. Отсюда его огромное значение в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения личности.

Воздействие произведений искусства осуществляется в различных видах эстетической деятельности - исполнительской, творческой, в деятельности восприятия произведений искусства. Известно, что сфера проявления эстетического всеохватывающая. Предметом эстетической оценки, восприятия или деятельности может стать любое явление природы, окружающей действительности, человеческих взаимоотношений, т.е. весь чувственно-воспринимаемый мир. Там, где присутствует музыкально-эстетическое как ценностное взаимодействие в системе «человек-мир-музыка», присутствует и связь с бесконечно множественными эстетически-

ми явлениями, обусловленными многозначностью и смысловой многогранностью музыкального языка [2]. Основной целью музыкально-эстетического воспитания в высшей школе является разностороннее развитие личности студентов посредством усиления эмоционально-ценностного, воспитательного воздействия искусства на сознание и чувства обучающихся, формирование музыкально-эстетической культуры как части общей и духовной культуры человека [15].

Музыкально-эстетическое воспитание - это формирование и развитие ценностного отношения к явлениям окружающего мира на основе творческого освоения содержания музыкального произведения, несущего общечеловеческие ценности: мировоззренческие, этические, эстетические. Музыкально-эстетическое воспитание студентов в вузе рассматривается в широком и узком смысле.

В широком смысле музыкально-эстетическое воспитание предполагает включение студентов в разнообразные виды и формы музыкально-эстетической деятельности, в процессе которых эстетическое чувствование, переживание, познание, созидание и оценивание формируется при освоении различных видов искусства и в художественном творчестве.

В узком смысле музыкально-эстетическое воспитание - это целенаправленный и организованный процесс накопления опыта восприятия произведений музыкального искусства, результатом которого выступает музыкально-творческое развитие личности, развитость музыкальных интересов и потребностей общения с высокохудожественными произведениями музыкального искусства.

Процесс музыкально-эстетического воспитания студентов протекает в разнообразных формах музыкально-эстетической деятельности [3-12]. Специфика музыкально - эстетической деятельности заключается в том, что она содержит знания о «значениях», «смыслах», «ценностях» эстетических явлений для субъекта, включает субъективное личностное отношение к отражаемому содержанию и потому это отношение - творческое, ценностное, познавательное, художественное, осуществляемое в деятельности общения с прекрасным. Музыкально-эстетическая деятельность - это творческая активность студентов в области музыкального, изобразительного и других видов искусства, которая подчинена логике познания или создания музыкального образа. Музыкально-эстетическая деятельность отражает ценностное отношение студентов к музыке как виду искусства, является проявлением музыкальных интересов и потребностей в художественно-образном познании действительности, протекает в форме музыкальной игры или экспериментирования с музыкальным материалом в интеграционной связи с литературой, живописью, танцем, театром и другими видами творчества.

О.Е. Кучерова [13] выделяет формы музыкально-эстетической деятельности:

-познавательная деятельность (верное, адекватное или иллюзорное отражение действительности);

-прогностическая деятельность (отражение действительности в плане ее возможных изменений, идеальное предвосхищение результатов действия);

-ценностно-ориентировочная деятельность (отражение действительности в плане ценностей - того, что имеет для субъекта положительное значение, соответствует его идеалам и мировоззрению):

-этико-коммуникативная деятельность (отражение убеждений, эстетической развитости, художественного восприятия мира, оценки добра и зла).

Воспитательное воздействие музыкального искусства, несмотря на его уникальную специфичность, более плодотворно при поддержке со стороны других видов искусства, что позволяет во всем богатстве ощущений звуков, красок, движений и пр., прочувствовать и осмыслить целостность и многообразие художественной

картины мира, осознать универсальность законов его развития.

Критерием музыкально-эстетической воспитанности студентов выступает сформированность и действенность музыкально-эстетической культуры личности

[15].

Музыкально-эстетическая культура студентов представляет интегративное качество личности, основанное на опыте музыкально-эстетической деятельности, обеспечивающей развитие способности воспринимать, переживать и оценивать эстетические явления в жизни, природе, искусстве с позиции эстетических эталонов красоты, гармонии, соразмерности и совершенства.

Музыкально-эстетическая культура личности студента включает:

-нравственно-эстетические чувства, убеждения, вкусы и потребности;

-знания, умения, навыки в восприятии музыки и ее исполнительстве;

-музыкальные способности, определяющие успех музыкально-эстетической деятельности.

Музыкально-эстетическая культура студентов реализуется в двух основных аспектах.

Первый, эстетический аспект предусматривает способность ощущать, переживать и воссоздавать прекрасное в жизни и искусстве, оценивать явления и факты окружающего мира в соответствии с эстетическими эталонами красоты, гармонии, совершенства. Впечатления и переживания, вызванные музыкой, «оседают» в сознании человека и дают импульс к действию. Поэтому, эстетические качества личности, развиваясь, оказывают влияние на становление общей культуры человека, в частности культуры мышления и речи, культуры поведения и общения и др.

Второй, музыкальный аспект в структуре музыкально-эстетической культуры студентов, проявляется как эмоциональная отзывчивость на музыку высокохудожественного содержания, способность к художественно-образному восприятию и исполнению музыки, предполагает умение творчески применять музыкальные знания, умения и навыки в разнообразных видах учебно-профессиональной деятельности и жизненных ситуациях.

В рамках профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования на кафедре педагогики и методик преподавания Тольяттинского государственного университете в учебный план включены дисциплины профессионального цикла «Творческое развитие младших школьников», «Теории и методики музыкально-эстетического образования младших школьников», содержание которых ориентировано на создание педагогических условий, связанных с необходимостью самостоятельного обращения к классическому музыкальному наследию. При изучении курсов студенты выполняют серию индивидуальных заданий, требующих активного восприятия музыкальных художественных, литературных произведений.

Например, цикл практических занятиях был связан с необходимостью разработать музыкальную беседу и провести ее в группе сокурсников, применив методы интерактивной работы. Занятия были организованы в форме деловых игр, гостиных при свечах и музыкальных бесед - диалогов о прекрасном в музыке и жизни с применением видео- материалов и презентаций. Опыт показал, что студенты в процессе общения с музыкой и ведущим музыкальной беседы постепенно становились способными занять позицию активного слушателя, это проявилось в виде переживания, подключение к диалогу собственного эстетического опыта, собственной картины мира и т.п.

В ходе мастер- классов при знакомстве с музыкальным и декоративно-прикладным искусством, где ведущими были музыканты и художники, привлекающие студентов к сотворчеству и помогающие студентам по-

нять тайны и закономерности художественного и музыкального творчества. В ходе таких встреч студенты усваивали ключевые понятия, термины, определения, служащие основой для понимания музыкальных и художественных произведений или музыкально-исторических явлений.

Творческие задания, связанные с разработкой презентаций о музыкальных инструментах и великих музыкантах исполнителях, особенностях и истории создания детских музыкальных инструментов, серии экскурсий в Музей музыки и творчества, созданный на базе д/с № 175 «Полянка» города Тольятти, способствовали тому, что факты музыкально-исторической и художественной действительности, являющиеся первичными, базовыми для целостного осмысления студентами художественной картины мира включались в систему профессиональных знаний и связывались с методиками воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогическое обеспечение решения этой задачи активизировало внутренний психологический механизм культурно-эстетического развития студентов средствами искусства.

Следовательно, музыкально-эстетическое воспитание нацелено на формирование потребностей в творчестве, на воспитание эстетического вкуса молодежи, чтобы бакалавры психолого-педагогического образования были не только профессионально подготовлены к реализации задач музыкально-эстетического образования детей, но и могли противостоять навязыванию стандартов массовой культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Булатова Е.А. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. Екатеринбург, 2001. 145 с.

2. Коломиец Г.Г. Музыкально-эстетическое воспитание: аксиологический подход. Монография Г.Г. Коломиец.- Оренбург : Издательство ООИПКРО, 2001. 240 с.

3. Ульянова В.С. Структура профессионально-педагогической деятельности будущих учителей художественной культуры и будущих учителей музыки, этики и эстетики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 109-113.

4. Зайченко М.А. Специфика рекурсивного принципа в языке и в музыке // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 10-12.

5. Козий О.М. Моделирование процесса формирования образно-интонационных навыков у будущих учителей музыки // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 33-36.

6. Радзивил Т.А. Критериальный подход при определении уровней готовности студентов педагогического колледжа к обучению музыке младших школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 58-61.

7. Юдина В.И. Проблема локальности музыкального фольклора в культурологическом ракурсе // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 149-150.

8. Дубровина И.В. Уровни самообразовательной деятельности учителей музыки в системе последипломного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 2. С. 32-34.

9. Серебренникова О.Л. Основные направления содержания профессионально-личностного развития студентов средствами аутентичной англоязычной песенной музыки // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 64-68.

10. Мамчур Н.С. Ключевые компоненты воспитанности эстетических вкусов студентов-филологов средствами народного искусства // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 30-33.

11. Абасова У.Р. Концертные произведения как форма развития музыкального искусства // XXI век: итоги

прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 213-216.

12. Яковлева Е.Л. Аксиосфера инклюзивной модели культуры // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 106-109.

13. Кучерова, О.Е. Музыкально-эстетическая культура как интегративное свойство личности студента / О.Е. Кучерова// Гаудеамус: психолого-педагогический журнал. 2012. № 1 (19). С. 1-6.

14. Полиаспектная подготовка современного педагога: монография /под ред. Г.В. Ахметжановой //Г.В. Ахметжанова, И.В. Груздова, Е.Н. Дрыгина и др. М : Издательский дом «Академия естествознания», 2011. 174 с.

15. Современный воспитательный процесс в образовательной организации: в 2 ч./ под ред. И.В. Руденко, Л.В. Алиевой. Ч.2 : Словарь ключевых понятий. Тольятти : Кассандра, 2015. 69 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.