Научная статья на тему 'Становление готовности студентов к развитию художественно-творческого по тенциала младших школьников средствами музыкального искусства'

Становление готовности студентов к развитию художественно-творческого по тенциала младших школьников средствами музыкального искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / СТУДЕНТЫ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / РАЗВИТИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / CREATIVE POTENTIAL / MUSICAL ART / STUDENTS / JUNIOR PUPILS / DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Наталья Владимировна

В данной статье раскрыта организационно-педагогическая модель становления готовности студентов-музыкантов к развитию художественно-творческого потенциала младших школьников средствами музыкального искусства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of setting of student's abilities to the development of artistic creative potential of junior pupils by means of musical art

The article describes the pedagogical model of organization of the process of setting of students learning music to the development of creative potential of pupils. The article deals with the theoretical approaches and aspects of the notion "artistic creative potential" and the actuality of the problem.

Текст научной работы на тему «Становление готовности студентов к развитию художественно-творческого по тенциала младших школьников средствами музыкального искусства»

ности, данные исследования отражают показатели 2-й группы спортсменов. Психологопедагогическое исследование личностных особенностей спортсменов позволяет обнаружить те их стабильные характеристики, которые демонстрируют свое влияние при возникновении психических состояний до появления стойкого снижения спортивных результатов, что является одним из необходимых этапов в психолого-педагогическом сопровождении спортсменов во время спортивной деятельности. Знание их позволит как педагогу-психологу, так и тренеру не только индивидуальный подход к каждому спортсмену, но также определять пути коррегиро-вания тех личностных особенностей, которые негативно влияют на результативность в спорте и развитие личности в целом.

Литература

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

2. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2000. - 288 с.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

4. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.

5. Пуни А.Ц. Некоторые психологические вопросы готовности к соревнованиям в спорте (избранные лекции). -Л., 1973. 31 с.

6. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2004. - 576 с.

7. Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. - СПб.: Речь, 2003. - 219 с.

8. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 335 с.

9. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собр. соч. - М.; Л.: Изд-во Академии пед. наук, 1950. - Т.8. - 648 с.

Нежкина Лариса Юрьевна, аспирант кафедры физического воспитания Иркутского государственного технического университета. Е-mail: n.l.v@mail.ru

Подлиняев Олег Леонидович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Иркутского государственного педагогического университета. Е-mail: pol@psv.isu.ru

Лебединский Владислав Юрьевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры физического воспитания Иркутского государственного технического университета. Е-mail: shporin@ru

Nezhkina Larisa Yurievna, post-graduate student of department of physical education of Irkutsk State Technical University. Е-mail: n.l.v@mail.ru

Podlinyaev Oleg Leonidovich, doctor of pedagogical science, professor of department of pedagogv of Irkutsk State Technical University. Е-mail: pol@psv.isu.ru

Lebedinsky Vladislav Yurievich, doctor of medical science, professor of department of phvsical training of Irkutsk State Technical University. Е-mail: shporin@.ru

УДК 378.016.78

Н.В. Новикова

СТАНОВЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

В данной статье раскрыта организационно-педагогическая модель становления готовности студентов-музыкантов к развитию художественно-творческого потенциала младших школьников средствами музыкального искусства

Ключевые слова: творческий потенциал, музыкальное искусство, студенты, младшие школьники, развитие, организационно-педагогическая модель.

NV Novikova

THE PROCESS OF SETTING OF STUDENT’S ABILITIES TO THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC CREATIVE POTENTIAL OF JUNIOR PUPILS BY MEANS

OF MUSICAL ART

The article describes the pedagogical model of organization of the process of setting of students learning music to the development of creative potential of pupils. The article deals with the theoretical approaches and aspects of the notion “artistic creative potential” and the actuality of the problem.

Key words: creative potential, musical art, students, junior pupils, development, pedagogical model.

В условиях становления новой системы образования наряду с усилением статуса и интеллекта не менее значимым фактором актуализации подрастающего человека выступает воспитание креативных качеств личности как сущностной характеристики любой человеческой деятельности. Поэтому развитие творческого потенциала личности во всем богатстве и многообразии, создание условий для наиболее полной и успешной самореализации школьников являются первоочередной задачей системы образования и воспитания.

Наиболее благоприятные условия для творческого развития личности ребенка создают занятия искусством, различными видами художественной деятельности, среди которых детское музыкальное творчество занимает важное место как особое сосредоточение способов и средств активизации художественно-творческого потенциала. Эта роль определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста - с другой.

На протяжении всей истории человечества музыка занимала одно из основных мест в теме формирования и развития личности. Она рассматривалась как часть мироздания, подчиненная всеобщим законам Вселенной: «Законы вселенной - законы музыки» (Маркето Падуанский). Музыка в силу своей природы позволяет познать, эмоционально пережить явления окружающего мира в их диалектической взаимосвязи.

Существенная особенность музыки как вида искусства в ярко выраженном эмоциональном характере воздействия, музыка не учит и тем более не поучает, а предлагает модели эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира. Определяющим фактором в музыкальном искусстве является его гуманистическая направленность, присвоение личностью извечных человеческих ценностей — любви, красоты, добра, достоинства, жизнелюбия. Музыка - предмет и источник духовного общения, совершенствования. Огромна ее роль в передаче народных, национальных ценностей и патриотических традиций. Музыкальное искусство способствует нравственному становлению человека, формированию его как личности. Замечательный советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» [4, с. 36]. Музыку называют зеркалом души человеческой. Это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, так как в нем оп-редмечены человеческие эмоции. Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. Благодаря столь замечательной особенности она становится, по выражению Б.М. Теплова, «эмоциональным познанием» и дает ни с чем не сравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, в особенности в младшем школьном возрасте, наиболее восприимчивом из всех возрастов [2].

Такая многозначность и многофункциональность музыкального искусства актуализирует необходимость его полноценного использования для решения широкого спектра педагогических задач и вызывает потребность в подготовке специалистов, обладающих профессиональной компетентностью и педагогической направленностью на художественно-творческое развитие включенных в музыкальную деятельность детей.

В настоящее время в педагогической теории и практике накоплены значительные знания и созданы методологические предпосылки, в которых вопросы профессионального становления будущего учителя изучены достаточно глубоко (О.А. Абдуллина, Ю.П. Азаров, Н.К. Бакланов, А.А. Вербицкий, С.Б. Елканов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.). Особо следует выделить исследования, в которых педагогическая деятельность трактуется как личностная категория, созидательный и творческий процесс (А.И. Прихожин, В.И. Загвя-зинский, В.Я. Ляудис, М.В. Кларин, Л.С. Подымова, М.М. Поташник и др.).

Различные аспекты развития творческого потенциала личности освещены в работах отечественных ученых-философов, психологов, педагогов: В.И. Андреева, Т.Г. Браже, Н.Н. Вересова, Ю.Н. Кулюткина, М.С. Кагана и др., а также в трудах основоположников западной гуманистической психологии: А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм. Значительный вклад о художественном творчестве как механизме развития личности внесли: Д.Б. Богоявленская, Л.Б. Ермалаева-Томина, Я.А. Пономарев, В.С. Шубинский и др.

На основе анализа общефилософских и психолого-педагогических исследований относительно понятия «творческий потенциал» нами выявлено, что ученые характеризуют его как интегративное социально-личностное свойство, выражающееся в отношении (направленности, позиции, установки) человека к творчеству; систему знаний, убеждений, на основе которой базируется развитое чувство нового, способность быстро ориентироваться в новых условиях; динамическое интегративное личностное свойство, определяющее потребность, готовность и возможность творческой самореализации и саморазвития; как реализацию человеком собственной индивидуальности, самодостаточным проявлением которой являются эмоциональные реакции и состояния человека [3].

Понятие «творческий потенциал» приобретает конкретизацию исходя из специфики художественной деятельности. Если в любой деятельности присутствуют элементы творчества, то художественная деятельность является особым видом человеческой деятельности, в которой творчество является основой, поскольку продуктом художественной деятельности, ее материализованной формой является художественное произведение, синоним которого - искусство; процесс создания, а также процесс художественного восприятия является творческим процессом; в процессе художественной деятельности развиваются и формируются творческие способности человека; художественная деятельность основана на принципах творчества; художественная деятельность, как и творческая - полифункциональна.

Таким образом, художественная (а именно музыкальная) деятельность является особым видом творческой деятельности человека и представлена как художественно-творческая деятельность. Соответственно первая часть «художественно» в определении «художественнотворческий потенциал», означает принадлежность искусству, направленность реализации внутренних сил, собственной уникальности в художественной деятельности.

Анализ научной литературы, посвященной исследованиям сложности и многоаспектности понятия «художественно-творческий потенциал», позволяет нам предложить следующую формулировку данного понятия: художественно-творческий потенциал - совокупность внутренних возможностей, потребностей, ценностей и присвоенных средств достижения личностью таких состояний сознания, которые выражаются в отношении (направленности, позиции, установки) человека к художественному творчеству; в готовности и возможности личности к творческой самореализации и саморазвитию; в реализации личностью собственной индивидуальности, самодостаточным проявлением которой являются эмоциональные реакции и состояния человека.

Обращаясь к анализу художественно-творческой деятельности, необходимо отметить, что учащиеся в подавляющем большинстве случаев не создают новых для общества ценностей, но важна воспитательная доминанта процесса, которая направлена на решение творческих задач, ориентированных на использование возможностей личности, результатом которой является значимость для личностного роста. Художественно-творческий потенциал включает не только природные ресурсы и резервы личности, но и те образования, которые формируются у ребенка в результате социализации и непрерывного образования. Наличие творческого потенциала не является «милостью природы», а выступает итогом кропотливой совместной деятельности педагога и учащихся над развитием творческих способностей. Для формирования активности необходимо как можно более активное и раннее включение ребенка в самые разнообразные виды художественной деятельности.

Изучение психолого-педагогической литературы, раскрывающей проблемы начальной ступени образования, позволяет выделить ряд возрастных особенностей, имеющих важное значение для активизации и развития художественно-творческого потенциала младших школьников средствами музыкального искусства. В этот период потребность детей в занятиях музыкой особенно высока, а психофизические особенности младших школьников — открытость эмоциональных реакций, эстетическая восприимчивость, доминирование образного мышления - наиболее благоприятны для формирования основ музыкальной культуры.

Исследованием установлено, что важными педагогическими условиями, обеспечивающими успешность развития художественно-творческого потенциала младших школьников в музыкальной деятельности, являются: благоприятно развивающая среда; целенаправленное руководство, стимулирующее творческие проявления детей; сотрудничество и сотворчество педагогов с воспитанниками, что подтверждает необходимость специальной подготовки учителей музыки для начальной школы.

Процесс подготовки будущего учителя музыки к развитию художественно-творческого потенциала детей должен рассматриваться, с одной стороны, как составная часть профессионально-педагогической подготовки студентов, а с другой - как становление - самостоятельный процесс «вызревания», саморазвития, «выращивания» в себе творческого, самоценного и ответственного человека, обладающего стратегией продуктивного развития подрастающего поколения.

Проблема становления готовности студентов к профессиональной деятельности является многоаспектной, охватывающей широкий круг вопросов (личностного и конкретнопредметного характера), среди которых особо значимым является вопрос формирования педагогической направленности будущего учителя музыки, что служит важным фактором продуктивного развития учеников. Педагогическая направленность учителя на ребенка в условиях музыкальной деятельности преследует цель содействия целостному развитию личности ребенка, вырабатывать у ученика мотивацию творчества, познания окружающего мира, людей, самого себя, что соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, ориентированность на интересы ребенка, способность видеть в нем личность, достойную и талантливую.

В работах ученых, посвященных проблеме готовности, существует большое разнообразие в определении сущности этого понятия, среди которых выделяются три основных подхода: функциональный, личностный и функционально-личностный. С позиции функциональноличностного подхода, рассматривающего профессиональную готовность как взаимосвязь психической предрасположенности и подготовленности, включающей необходимый объем приобретенных специальный знаний, умений, навыков, мы предлагаем следующее определение данного понятия: готовность студентов к развитию художественно-творческого потенциала учащихся есть интегративное качество личности, характеризующееся направленностью на педагогическую и художественно-творческую деятельность и представляющее собой сложное личностное образование, длительно и специально формируемое в результате целенаправленного профессионального обучения и творческого саморазвития, проявляющегося на субъективном уровне целостной системы, включающей в себя личностно-смысловой, теоретический, процессуальный и рефлексивный компоненты, обеспечивающие эффективность художественнотворческого развития детей.

Обучение в педагогическом вузе необходимо рассматривать как ситуацию жизнедеятельности студента, которая создана целенаправленно, как дидактическое пространство его саморазвития, в котором он является субъектом своего профессионального становления. При этом в качестве стратегических ориентиров данного исследования, определяющих теоретикометодологическую базу разрабатываемой проблемы, нами были выбраны личностноориентированный, культурологический, контекстный, оптимизационный и системный научные подходы. Данные подходы позволили рассмотреть подготовку учителя музыки как систему, включающую целевой, содержательный, организационный, результативно-оценочный компоненты и спроектировать ее теоретическую модель.

Под моделью мы понимаем специально спроектированный объект, обладающий необходимой степенью подобия исходному объекту и адекватным целям исследования [1]. Созданная модель включает четыре блока: целевой, содержательный, организационный, результативнооценочный, что позволяет не только увидеть процесс становления готовности студентов к развитию художественно-творческого потенциала учащихся в его целостности, но и оценить эффекты продуктивной педагогической деятельности, отражающиеся предположительно в новообразованиях личности детей.

Целевой компонент модели включает социальный заказ, цель и задачи процесса формирования профессиональной готовности.

Содержательный блок представляет структуру «готовности» как профессионально значимое качество личности будущего педагога-музыканта, образующее систему знаний, общих интеллектуальных, практических навыков и умений, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-волевого отношения к миру на основе рефлексивного самоанализа и самооценки личностных достижений.

Учет специфики музыкальной деятельности и понимание процесса становления профессиональной готовности как смены определенных состояний, которые выражаются в образе практической деятельности, позволили нам выделить четыре этапа процесса становления готовно-

сти студентов к развитию художественно-творческого потенциала детей: адаптационнотехнологический; нормативный; креативный; рефлексивный. Смена этих этапов отражает динамику изменений всех компонентов готовности и уровни их сформированности.

Оценочно-результативный блок в экспериментальной модели представлен уровнями, критериями и показателями готовности студентов-музыкантов к развитию художественнотворческого потенциала младших школьников.

Эффективность функционирования любой модели возможна при соблюдении комплекса условий. В результате системного анализа специфики профессиональной музыкальной деятельности, разработанной нами структуры готовности и целенаправленного отбора, конструирования и применения содержания и форм обучения выделяется комплекс организационнопедагогических условий: развитие педагогической направленности студентов-музыкантов на художественно-творческую деятельность с детьми; ориентацию содержания предметной подготовки на овладение методиками и механизмами, стимулирующими развитие художественнотворческих способностей учащихся; стимулирование творческой активности и развитие художественно-творческих способностей самих студентов; формирование у студентов опыта педагогического взаимодействия с детьми с целью развития художественно-творческого потенциала; развитие рефлексивной позиции студентов и способности к моделированию профессионального творчества путем раннего вовлечения в исследовательскую деятельность.

Экспериментальной базой исследования стали ВСГАКИ и следующие школы: Сотниковская средняя общеобразоватедьная школа Иволгинского района Республики Бурятия, средняя общеобразовательная школа №8 г. Улан-Удэ.

Организационным контекстом взаимодействия студентов и учащихся на этапах реализации спроектированной модели стала программа «Повсюду музыка слышна». Данная программа раскрывает содержание и основные методические аспекты организации процесса развития художественно-творческого потенциала детей во внеурочной музыкальной деятельности в начальной школе.

Учитывая специфику музыкального творчества, а также приоритетность будущего специалиста, для реализации содержания данной программы наряду с обычными видами занятий активно использовались специальные нетрадиционные формы обучения: конкурсы музыкантов, лекции вдвоем, деловые игры, педагогические тренинги, драматизация, лабораторные работы в микрогруппах, защиты проектов занятий, методические конференции, игротеки, что требовало от студентов не только проявления художественных способностей, но и творческого поиска и познавательной рефлексии.

Особое значение для изучаемой готовности студентов имело обогащение собственного музыкального опыта, связанного с расширением знаний в области музыкального искусства. В течение каждого семестра студенты выполняли постановочную работу с постепенно усложняющимися заданиями, что, безусловно, пошагово способствовало освоению общего механизма творческой деятельности и развитию их художественно-творческого мышления. В процессе целенаправленной работы постепенно убывал и сокращался удельный вес подражательного компонента, а на старших курсах уже большая часть студентов демонстрировала творческий уровень самостоятельной музыкальной деятельности.

Отсроченный эксперимент, проведенный со студентами, показал достаточно высокий уровень их профессиональной адаптации в условиях начальной школы, активную позицию, увлеченность и незаурядный творческий подход к решению художественно-педагогических задач. Настоящим событием для учеников базовых школ стали презентации детских музыкальных сказок: «Гуси-лебеди», «Приключения Незнайки», поставленные в тесном творческом союзе студентов, руководителей-педагогов и детей, которые с огромным интересом включились в увлекательный процесс создания музыкальных мелодий, подбирали музыкальные инструменты и сочиняли костюмы для персонажей сказок.

Таким образом, продуктивность педагогической деятельности начинающих музыкантов проявляется в развитии художественно-творческого потенциала своих подопечных и выражается предположительно в таких новообразованиях личности ребенка, как способность к осуществлению художественно-творческой деятельности, высокий уровень творческой активности, актуализации потребности в саморазвитии, разнообразии творческих проявлений личности.

С.Л. Новолодская. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В СФЕРЕ СЕРВИСА И ТУРИЗМА

В заключение отметим, что развитие художественно-творческого потенциала учащихся становится неотъемлемой частью содержания современного образования. Это обстоятельство требует соответствующей подготовки студентов к организации музыкальной деятельности школьников.

Литература

1. Бондаревская Е.В. Концепция личного ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности. - 1999. - №5. - С.25-28.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1987. - 238 с.

3. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.

4. Сухомлинский В.А. Избранные произведения. - М., 1979. - Т.2.

Новикова Наталья Владимировна, музыкальный руководитель муниципального дошкольного образовательного учреждения №33 г. Улан-Удэ.

Novikova Natalia Vladimirovna, musical instructor of Municipal preschool educational establishment №33 of Ulan-Ude.

УДК 37+378

С.Л. Новолодская ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В СФЕРЕ СЕРВИСА И ТУРИЗМА

Потребности образовательной практики порождают необходимость в поликультурном образовании специалистов. Чтобы эффективно осуществлять профессиональную деятельность в условиях поликуль-турного общества, будущему менеджеру в сфере сервиса и туризма необходимо наличие поликультур-ных компетенций, ценностных ориентаций, знаний об истории и культуре, обычаях и традициях разных народов, осознание поликультурности социума. Поликультурное образование в вузе может послужить основой в содержании подготовки личности будущего профессионала.

Ключевые слова: поликультурное образование, этнический, межнациональный конфликт, многонациональный, интеграция, поликультурное общество, профессионал, адаптация, компетентность.

S.L. Novo/odsAaya

POLY CULTURAL EDUCATION OF FUTURE MANAGERS OF SERVICE AND TOURISM

Needs of educational practice bring forth the necessity in polycultural education of specialists. Future managers of service and tourism should have polycultural competence, value guides, knowledge of history and culture, customs and traditions of different peoples, realization of society polyculture to effective realization of professional activity. Polycultural education in the university may serve as the base in the lead up of the personality future specialist, directed to the integration of culture and peoples with an eye to their further convergence and spiritual enrichment.

Key words: polycultural education, ethnic, international conflict, multinational, integration, polycultural society, professional, adaptation, competence.

Актуальность проблемы обусловлена реальными потребностями современного российского общества и в целом мирового сообщества в развитии поликультурного образования как одного из главных факторов освоения, сохранения и развития культурного наследия человечества и укрепления межнационального сотрудничества.

Поликультурное образование оформилось в отдельную область педагогической теории и практики в последней четверти ХХ в. Оно возникло и развивается на фоне резко обострившихся глобальных социальных, экономических, этнических и духовно-нравственных проблем.

Межнациональные конфликты и войны, кризис политической власти, ориентация экономики на рыночные отношения вызвали мощный накал социальных проблем, негативные явления в духовной жизни общества, отдельного человека породили настораживающую тенденцию к национальной нетерпимости и разобщенности, обострили проблемы адаптации человека к ино-культурной среде. Данные обстоятельства усугубляются социальной отчужденностью молодо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.