УДК 37.036.5
Гюнтер Алена Владимировна
учитель начальных классов
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
предметов образовательной области "Технология "», Пермь, Россия 614051, Пермь, Старцева, 9, +7 (342) 266-69-67
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Alena V. Gunther
Primary School Teacher
High School with Profound Studying of Subjects of the Educational Area «Technology» 9, Srartseva, 614051, Perm, Russia
TUTOR SUPPORT CREATIVE ACTIVITIES OF STUDENTS IN ELEMENTARY SCHOOL
Аннотация. В данной статье рассматриваются этапы сопровождения творческой деятельности учащихся. Акцент в статье сделан на раскрытии содержания деятельности педагога в тьюторской позиции на различных этапах взаимодействия и сопровождения творческой деятельности учащегося (тьюторанта).
Ключевые слова: творческий интерес, внеучебная деятельность, начальная школа, тьюторское сопровождение, педагог в тьюторской позиции.
Abstract. This article discusses the maintenance phases of creative activity of students. The emphasis is made on disclosure of the activities of the teacher in a tutor position at different stages of interaction and maintenance of creative activity of the pupil (tutorat).
Key words: creative interest, extracurricular activities, primary school, tutor support, the teacher in a tutor position.
Творчество личности - это самореализация возможностей и способностей человека. Каждый человек от природы наделен потенциалом творчества. Способности к творчеству, способности к самостоятельному созиданию нового продукта носят индивидуальный и полимерный характер, они так же разнообразны, как разнообразны виды человеческой деятельности. Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации обучающихся
© Гюнтер А.В., 2017
в процессе внеучебной деятельности. Наиболее эффективную помощь в проявлении, раскрытии и развитии индивидуальных творческих способностей младших школьников оказывают различные тьюторские технологии. Учитель с тьюторской компетентностью не передает некоторую сумму знаний, а создает благоприятные условия для развития школьника в процессе познавательной и творческой деятельности, нацеливает на активное познание окружающего мира, позволяет самостоятельно осваивать новые знания, выстраивать собственную образовательную историю. Тьюторское сопровождение позволяет работать с интересами каждого ученика, помогает выстраивать процесс нахождения ответа на их конкретные запросы.
Педагог в тьюторской позиции придерживается следующих этапов сопровождения творческого интереса ребенка во внеурочной деятельности: ориентировочный, мотивационный и формирующий.
Задачей ориентировочного этапа является фиксация познавательного интереса, где работа педагога в тьюторской позиции заключается в проведении диагностики (тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа, работа с папкой личных достижений ученика), а работа учащегося (тьюторанта) -в рассказе о себе, об истории возникновения вопроса, представлении своих любимых занятий, желаний. Основной инструмент работы педагога на данном этапе - вопрос (открытые, ситуативные, проясняющие (уточняющие) вопросы).
Задача мотивационного этапа заключается в организации сбора информации относительно творческой деятельности учащегося. Работа педагога в тьюторской позиции основывается на организации деятельности по оказанию помощи тьюторанту в поиске информации, конкретизации творческих интересов, анализе ранее выполненных творческих работ учащегося, сужении или расширении темы. Работа тьюторанта заключается в сборе и анализе своих творческих работ, определении и отборе наиболее интересных и выполненных на достаточно высоком уровне творческих работ, а также в составлении ресурсной карты. Основными инструментами деятельности педагога на данном этапе становятся проведение тьюторской встречи и рефлексивные вопросы.
На формирующем этапе выделяются сразу две задачи - это организация и анализ представления творческой деятельности и определение дальнейших перспектив работы. Работа педагога в тьюторской позиции - это координационная помощь в представлении творческой деятельности тьюторанта, индивидуальная консультация по представлению работы и итогам. Работа тьюторанта - это составление плана деятельности, работа с трудностями, которые могут возникнуть во время работы, устный анализ полученного изделия. Одними из инструментов деятельности педагога на формирующем этапе значатся направленные вопросы, анкетирование (рефлексивное сочинение), позволяющие извлечь конкретную информацию и определить отношение к проведенной деятельности.
Процесс тьюторского сопровождения творческой деятельности представлен следующими этапами взаимодействия педагога в тьюторской позиции и тьюторанта:
1. Определение творческого интереса тьюторанта происходит прежде всего при заполнении индивидуального учебного плана внеурочной деятельности учащегося. На заметку берутся дети, посещающие кружки декоративно-прикладного характера. Творческий интерес учащихся определяется также через организацию презентаций опыта учащихся по прикладному творчеству, в рамках проектной деятельности на уроках технологии. Также выявление интереса младшего школьника происходит через индивидуальные беседы.
2. Формулирование цели и планирование творческой деятельности.
На данном этапе педагог в тьюторской позиции информирует о
положениях, видах номинаций, критериях оценивания работ на фестивалях, конкурсах, выставках, сроках их проведения. Организует просмотр материалов конкурсов прошлых лет. Происходит знакомство с новыми технологиями обработки материалов. Взаимодействует с родителями на предмет обеспечения материалами и инструментами.
Тьюторант сообщает о своем объекте деятельности, форме и месте презентации. Проводит исследовательскую деятельность для создания эскиза будущего изделия, подбирает материалы и инструменты. Определяется с вариантами получения практических навыков и теоретических знаний. Составляет технологическую карту на изготовление изделия.
3. Обсуждение хода и промежуточных итогов творческой деятельности. Деятельность педагога в тьюторской позиции заключается в наблюдении за тьюторантами и их способностями: умением выбирать изделие по степени сложности, при необходимости организовать проблемную ситуацию, позволяющую творчески, критически подойти к окончательному выбору. Оформить заявку на участие в конкурсе, оказать помощь в подготовке к участию в выбранных конкурсах. Тьюторант работает над изготовлением изделия. Готовится к участию в конкурсе. Презентует свою работу в классе, школе.
4. Рефлексия. Педагог в тьюторской позиции проводит анкетирование и фиксирует отношение тьюторанта к проделанной работе (интерес, трудности, положительные и отрицательные моменты). Организует беседу, помогающую увидеть изменения, произошедшие в учащемся.
Тьюторант проводит самоанализ проделанной работы, соизмеряя его с полученным результатом, планирует следующие шаги своей творческой деятельности.
Для успешной организации творческой деятельности и развития творческого интереса учащихся необходимо учитывать несколько организационных и педагогических условий. Творческая работа, позволяющая учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные
способности и таланты, обеспечивает возможность самореализации личности в учебном процессе. Для того чтобы школьники не утратили заинтересованности в творческой деятельности, как и в любой другой, необходимо помнить о том, что учащийся, как правило, стремится к решению максимально трудных для него задач. Творческая деятельность должна быть максимально трудной, но выполнимой, или, иными словами, деятельность должна находиться в зоне потенциального развития ребенка. При соблюдении этого условия необходимо от раза к разу при постановке творческих задач повышать их сложность. Еще одним важным условием для организации творческой деятельности должно быть развитие творческих способностей, что является неотъемлемой частью творческой деятельности, а не обучение только техническим навыкам и умениям. Качества, необходимые творческой личности (художественный вкус, умение и желание сопереживать, стремление к новому, чувство прекрасного), должны стать ключевыми. Творческие способности не даются от рождения и не возникают на пустом месте. А для их развития нужны специально созданные условия. Тьюторское сопровождение творческой деятельности учащихся позволяет в полной мере охватить данный аспект образования. При формировании личностных универсальных учебных действий оно может стать основным методом в развитии профессионального самоопределения, а также при установлении тьюторантами связи между целью и результатом творческой деятельности. Тьюторант усвоит действие нравственно-эстетического оценивания: содержание своей творческой деятельности, социальных и личностных ценностей, обеспечивающих его личностный моральный выбор.
Учитель, безусловно, работает над формированием у учащихся личностных универсальных учебных действий, но так как основная часть его работы проходит фронтально, проверить уровень их сформированности практически невозможно, чего не скажешь о работе педагога в тьюторской позиции, создающего среду для самораскрытия творческого потенциала учащегося, формирования осознанности действий, способности ставить цели и творческие задачи, развития рефлексивного мышления, самооценки.