Научная статья на тему 'Сопровождение индивидуализации учащихся начальной школы через организацию пространства проявления познавательных инициатив'

Сопровождение индивидуализации учащихся начальной школы через организацию пространства проявления познавательных инициатив Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГ В ТЬЮТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ / DEVELOPMENTAL EDUCATION / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT / TUTOR SUPPORT / THE TEACHER IN A TUTOR POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владыкина Елена Николаевна

В данной статье автор указывает на необходимость создания условий для проявления и развития познавательной инициативы младшего школьника. Особое внимание уделяется созданию образовательной среды и содержанию деятельности педагога с тьюторскими компетенциями в пространстве урока.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article, the author points to the necessity of creating conditions for the manifestation and development of educational initiatives primary school children. Special attention is paid to the creation of the learning environment and content activities of teacher and tutor competences in the space of a lesson.

Текст научной работы на тему «Сопровождение индивидуализации учащихся начальной школы через организацию пространства проявления познавательных инициатив»

УДК 371.385

Владыкина Елена Николаевна

учитель начальных классов

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

предметов образовательной области "Технология "», Пермь, Россия 614051, Пермь, Старцева, 9, +7 (342) 266-69-67

СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОСТРАНСТВА ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ

Elena N. Vladykina

Primary School Teacher

High School with Profound Studying of Subjects of the Educational Area «Technology» 9, Srartseva, 614051, Perm, Russia

SUPPORT OF INDIVIDUALIZATION OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS THROUGH THE ORGANIZATION OF SPACE MANIFESTATIONS OF EDUCATIONAL INITIATIVES

Аннотация. В данной статье автор указывает на необходимость создания условий для проявления и развития познавательной инициативы младшего школьника. Особое внимание уделяется созданию образовательной среды и содержанию деятельности педагога с тьюторскими компетенциями в пространстве урока.

Ключевые слова: развивающее обучение, младший школьник, тьюторское сопровождение, педагог в тьюторской позиции.

Abstract. In this article, the author points to the necessity of creating conditions for the manifestation and development of educational initiatives primary school children. Special attention is paid to the creation of the learning environment and content activities of teacher and tutor competences in the space of a lesson.

Key words: developmental education, Junior high school student, tutor support, the teacher in a tutor position.

Процесс становления познавательных интересов происходит именно в младшем школьном возрасте. Для создания, поддержания и развития познавательного интереса ученика начальной школы очень важно, чтобы на

© Владыкина Е.Н., 2017

каждом уроке ребенок переживал радость «открытия» нового знания, чувствовал эмоциональный и интеллектуальный комфорт. Проявление познавательного интереса и успешность в учении являются основными параметрами, определяющими эффективное развитие младшего школьника, а также обозначают качество профессиональной работы учителя в тьюторской позиции.

Младший школьный возраст является периодом впитывания, накопления знаний об окружающем мире и формирования отношения к нему. Самостоятельный путь приобретения знаний и преодоления затруднений в начальной школе становится для школьника основным навыком умения учиться всю жизнь. Поэтому предметом деятельности учителя в тьюторской позиции становится познавательный интерес школьника, а объектом деятельности - сопровождение его индивидуальной образовательной программы.

Учитель в современной начальной школе выступает не как специалист, передающий программное содержание по предметам, а как помощник, направляющий ученика на добывание знаний, на достижение собственных целей. Теперь учитель выступает как организатор и создатель условий для развития ученика, проявляет себя в тьюторской позиции. Он понимает и знает, как использовать формат и пространство урока для развития общеучебных умений, регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель в тьюторской позиции в этом случае сопровождает индивидуализацию учащегося, помогает ему понять и определить личностные и познавательные интересы, определиться с информационными ресурсами, а также определиться, как дальше младшему школьнику использовать полученные образовательные результаты.

Педагог в тьюторской позиции организовывает ситуации, где возможно было бы проявить или сформировать «заказ» ученика на знания. Он создает образовательную среду, благоприятную для индивидуального участия, ориентирует учащегося в том образовательном пространстве, которое уже существует и может быть создано и реализовано самим учеником. Важно понимать, как образовательная среда урока формирует компетенции учащихся, способствует мотивации учения, росту самостоятельности в учебной деятельности, проявлению индивидуализированного запроса младшего школьника.

На необходимость создания условий для развития познавательного интереса указывал Л.С. Выготский: «... прежде чем ты захочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» [1, с. 125]. Поэтому одна из задач учителя в тьюторской позиции на этапе начального обучения состоит в том, чтобы поддержать интерес ребенка к образованию в любом его проявлении, дать ученику возможность получить

опыт отношения к своим образовательным пробам как к тому, что имеет настоящую ценность в жизни.

Небольшой личный опыт тьюторского сопровождения учащихся начальной школы показывает, что в начальной школе задача учителя в тьюторской позиции состоит в оказании помощи младшему школьнику в фиксации, реализации и осознании познавательного интереса, оформлении образовательного запроса на будущее.

Учитель в тьюторской позиции осуществляет в деятельности следующие практические шаги: «выявление, фиксацию и формирование познавательного интереса младшего школьника; выявление индивидуальных проблем учащегося, связанных с познавательным интересом; обучение младших школьников способам работы с познавательным интересом; проведение совместного анализа способов и ресурсов, использованных во время работы; содействие в определении необходимых "проб выбора"; организацию рефлексии учащимся своей деятельности; предоставление рекомендаций о способах получения необходимой информации» [2, с. 89]. Практика сопровождения индивидуализации учащихся начальной школы через организацию образовательной среды для проявления познавательных инициатив основана на принципах: индивидуализации, вариативности, открытости, избыточности, непрерывности, творческой активности, рефлексивности.

Понятие «ведущая деятельность» Д.Б. Эльконин использовал как критерий выделения психологических возрастов. Ведущая деятельность не возникает сразу в готовой форме под руководством взрослых, а проходит длительный путь становления и развития (см. таблицу).

Соотнесение возрастного периода обучающегося и специфики тьюторской деятельности

Период школьной жизни Ведущий тип деятельности Психические новообразования Специфика тьюторской деятельности

Начальная школа Учебная деятельность Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия Стихийная проба познавательных интересов

Основная школа (подростковая) Интимно-личностное общение Стремление к взрослости. Самооценка. Подчинение нормам коллективной жизни Оформление приоритетов познавательного интереса

Старшая школа Учебно- профессиональная деятельность Мировоззрение. Профессиональные интересы Профилизация познавательного интереса

Из соотношения периодов школьной жизни, ведущего типа деятельности выстраивается определенное содержание деятельности учителя с тьюторской компетенцией. Так, при организации деятельности с младшими школьниками целесообразно создавать и расширять образовательную среду для организации познавательных проб ребенка, отдавая приоритет игровым образовательным событиям. Не менее важно осуществлять индивидуальное сопровождение по развитию внутреннего мотива к познавательной деятельности через осознанное понимание учащимся своего интереса. Для этого необходимо создавать специально организованный образовательный процесс, включающий в себя следующие отличительные критерии:

- наличие деятельностного подхода в обучении;

- организацию учебного сотрудничества;

- работу по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;

- использование проектной и исследовательской деятельности.

В технологии тьюторского сопровождения познавательных интересов младших школьников решается основная задача деятельностного подхода -развитие субъективности ученика, осознающего, что и зачем он делает. Сопровождение учащихся учителем в тьюторской позиции на уроке может реализовываться на развитии у детей учебной самостоятельности, на формировании умения делать выбор, на реализации рефлексивных умений. В системе развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) примерами тьюторского сопровождения в образовательном пространстве урока являются:

- совместное с детьми построение карты маршрута-движения по предмету (строится в начале учебного года);

- самостоятельный выбор детьми заданий для самостоятельной работы;

- самостоятельный выбор вариантов творческих работ и домашних заданий;

- выбор формы работы - индивидуально, в паре, в группе (обучение способам взаимодействия в команде);

- наличие «листа вопросов» по теме урока для записи вопросов, которые возникли у детей и которые нужно решать в дальнейшем изучении;

- фиксация «открытий» в знаниях, способах деятельности, приобретенных навыках;

- самооценивание учебных и образовательных результатов в различных вариантах (самооценка по «волшебной линеечке» на уроках по критериям, которые вырабатывают дети сами; рефлексивные листы по предмету: «чему я научился», «что узнал», «в чем испытывал трудности», рефлексивное эссе по итогам обучения по предмету и др.);

- проектная деятельность (решение проектных задач).

У учащихся начальной школы в каждый момент жизни существуют вопросы, на которые самый ценный ответ можно получить именно тогда, когда

он возникает, так как его актуальность связана именно с этим моментом жизни. Поэтому в деятельности учителя в тьюторской позиции всегда важным остается работа с детскими вопросами и сопровождение поиска ответов на них, что становится личностно важным для ученика в его образовательной истории сейчас и в будущем. При организации такой работы важным моментом является позиция учителя, когда он обучает детей умению делать выбор, обосновывать и оценивать учащимися свои решения и действия. Тьюторская позиция педагога проявляется в сопровождении развития инициативы ребенка в учебной деятельности, предоставление учебной самостоятельности и не оценивание его результатов, а поддержка желания ребенка понимать про свои успехи и неудачи. Особое внимание в деятельности педагога в тьюторской позиции уделяется созданию образовательной среды, разработке образовательных событий и проектов, связанных с инициативой детей. Учащиеся готовят эти события, проводят их презентации, организуют открытую экспертизу с участием учеников, старшеклассников, педагогов, родителей и осуществляют рефлексию.

На практике учитель с тьюторской компетентностью умело сочетает такие современные образовательные технологии, как «Метод проектов», «Портфолио», «Образовательный квест», «Развитие критического мышления», «Технология организации образовательных событий (путешествий)». На данном этапе нами широко используются такие виды тьюторского сопровождения, как индивидуальные беседы-консультации с учащимися, работа с детской инициативой, организация образовательного события, консультирование семьи согласно заказу на индивидуальную образовательную программу ребенка.

Наиболее успешным в профессиональной деятельности педагогов в тьюторской позиции в нашей школе является организация образовательного путешествия с целью самоопределения учащихся в пространстве культуры, расширения образовательного пространства учащихся. А также это одна из форм проектной деятельности, обеспечивающей дополнительные возможности для развития информационных, коммуникативных, рефлексивных компетенций учащихся. Метод образовательного путешествия является «открытым» возрасту (с любым возрастом); учебному предмету (с любым предметом: по программе и интересам детей); организационно (работает не только на уроке, но и во внеурочной деятельности).

Совершая «образовательное путешествие», каждый ученик должен не только достигнуть своей цели (ответа на поставленный вопрос), но и иметь свой образовательный продукт - то, что может быть использовано в будущей образовательной истории, а также то, что может быть использовано другими.

Наши путешествия обычно рассчитаны на 1-2 недели, в течение которых, выбрав себе тему, ученики работают самостоятельно по составленному плану-маршруту. Деятельность учащихся в рамках образовательного путешествия организуется индивидуально и в групповой форме, с привлечением учителей-

предметников, родителей, старшеклассников, что позволяет развивать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях. А также образовательное путешествие как педагогический метод становится ресурсом для самопознания и самореализации учащихся, что становится наиболее важным в соответствии с требованиями ФГОС НОО в фокусе метапредметных и личностных результатов.

Анализируя деятельность педагогов в тьюторской позиции, следует отметить следующие достигнутые результаты по отношению к развитию учащихся:

- организованы условия для развития самостоятельности, творчества и инициативности младших школьников;

- организованы образовательные события, способствующие накоплению продуктивного образовательного и социального опыта, а также развитию личностной рефлексии;

- обозначены места презентаций собственной деятельности и творческих проб;

- зафиксированы индивидуальные точки успеха и напряжения учащихся;

- ученики ознакомлены со способами планирования, анализа, рефлексии результатов образовательной деятельности;

- осуществлено взаимодействие с родителями для мониторинга образовательного процесса развития ребенка и поддержания обратной связи.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.

2. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: материалы Всерос. науч.-метод. семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика». - М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.