УДК 371.39
Пигарева Наталья Геннадьевна
аспирантка, кафедра педагогики
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 6140990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-44
учитель начальных классов
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов образовательной области "Технология "», Пермь, Россия 614051, Пермь, Старцева, 9, +7 (342) 266-69-67
ПРОЯВЛЕНИЕ ТЬЮТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ МАОУ «СОШ № 135» Г. ПЕРМИ)
Nataliya G. Pigareva
Postgraduate Student, Department of Pedagogy
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia
Primary School Teacher
High School with Profound Studying of Subjects of the Educational Area «Technology» 9, Srartseva, 614051, Perm, Russia
THE MANIFESTATION OF THE TUTOR POSITION IN ACTIVITY OF TEACHERS OF INITIAL CLASSES (FOR EXAMPLE, HIGH SCHOOL № 135, PERM)
Аннотация. В данной статье представлены результаты теоретического осмысления и практический опыт деятельности педагогов начальных классов в тьюторской позиции по сопровождению различного рода деятельности учащихся. Обобщены действия педагога в тьюторской позиции в общеобразовательной организации.
Ключевые слова: тьюторская позиция педагога, учитель начальных классов.
© Пигарева Н.Г., 2017
Abstract. This article presents the results of a theoretical understanding and practical experience of primary school teachers in tutoring positions for support of various student activities. The generalizations of the actions of the teacher in tutoring positions in educational organizations.
Key words: tutor position teacher, elementary school teacher.
Система образования по своей основной функции направлена на развитие обучающей деятельности педагога (объяснение учебного материала). В связи с этим одна из наблюдаемых проблем учащихся сейчас - неумение учиться самостоятельно, искать необходимую информацию и анализировать ее, осмысленное чтение текстов, понимание графических данных (таблицы и диаграммы), освоение алгоритма решения. Современная система образования, несомненно, изменяется. Изменение самой организации системы образования становится ключевым условием ее развития. Все больше развивается тьюторство в российском образовании, происходит профессиональное становление педагогической позиции - тьюторство в различных его проявлениях в образовательном контексте. Оказание помощи, поддержки учащемуся, создание предметных и организационных условий для его саморазвития ученые определяют термином «тьюторство» (Т.М. Ковалева, Н.В. Рыбалкина, П.Г. Щедровицкий, Б.Д. Эльконин и др.). Деятельность педагогов становится ориентированной на самостоятельное «открытие» знаний учащимися, на поддержку познавательного интереса и пробуждение образовательной инициативы ученика.
Образовательные учреждения, принявшие идеи тьюторства, изменяют реальность образовательного процесса. Педагоги в различных учебных заведениях развивают практику тьюторского действия, тьюторского сопровождения. Прежде всего это реализация программ развивающего обучения, организация внеурочной деятельности, «событийных» форм образовательной деятельности, организационно деятельностных игр, проектной работы и др. При этом в образовательной организации сохраняется классно-урочная система обучения, реализуются ФГОС. Педагоги в тьюторской позиции в своей деятельности прежде всего выделяют метапредметное содержание и деятельностную основу обучения, наличие рефлексивных моментов, формирование учебной самостоятельности младшего школьника. Однако представление о специфике тьюторской деятельности, ее инструментарии до сих пор понимается неоднозначно в педагогической науке и практике.
В педагогике множество вариантов позиций, в которых есть место проявлению тьюторских действий. Эффект «узнавания» данных действий может быть в ряду таких педагогических позиций, как учитель-предметник, классный руководитель и прочих, так как наряду с базовыми профессиональными компетенциями специалисты могут обладать «тьюторской компетентностью». Например, учитель помогает выявить и обеспечивает выявление индивидуальных способностей и особенностей обучающихся. Но в
тьюторской позиции учитель поддерживает выявленные способности и организует совместный поиск ресурсов и возможных видов деятельности, в которых ребенок может самореализоваться. Таким образом, обучающая деятельность педагога в своей тактической направленности меняется на формирование и развитие не только общеучебных умений, но и на предоставление возможности учащемуся становиться способным самостоятельно учиться, на проявление новой роли ученика: от «меня учат» -к «я учусь».
Можно ли обнаружить признаки, характеристики тьюторской позиции у педагогов-практиков? Целесообразно обозначить это через описание практического опыта и направленность деятельности педагогов в образовательной организации на новые результаты: сопровождение индивидуального образовательного движения, достижение метапредметных результатов в начальной школе. Важно понимать, как образовательная среда школы, урока, внеурочного занятия способствует мотивации учения, росту самостоятельности, проявлению индивидуального запроса школьников. Деятельностная основа педагогов направлена на переконструирование образовательного пространства урока, на создание условий для свободного образовательного выбора намерений и действий учащимися и проявления деятельностной пробы в урочном и внеурочном пространстве. Обозначенные выше наблюдения сформулированы на основе теоретического материала описания практического опыта деятельности педагогами школы № 135 г. Перми.
Учебная и внеурочная деятельность, ее тьюторское сопровождение в начальной школе строится на удержании опыта индивидуальности и фиксировании субъективного начала обучающихся (активность, познавательный интерес, инициативное действие). Так, в тьюторской позиции педагоги начальных классов МАОУ «СОШ № 135» г. Перми работают в различных направлениях и организационных форматах. Опыт работы с познавательным интересом учащихся представлен в материале педагогов Татьяны Васильевны Алешкиной («Тьюторское сопровождение исследовательской деятельности учащихся в начальной школе») и Елены Николаевны Владыкиной («Сопровождение индивидуализации учащихся начальной школы через организацию пространства проявления познавательных инициатив»). Создавая образовательное пространство урока, наполняя его событиями, педагоги создают возможности для проявления активности и инициативы, запросов учащихся. Это позволяет выйти на индивидуальные образовательные проекты детей в предметном содержании и за его рамками. Иной опыт по сопровождению проектной работы учащихся рассматривается в деятельности Алены Владимировны Гюнтер («Тьюторское сопровождение творческой деятельности учащихся в начальной школе»), который раскрывает построение пространства самостоятельной ответственности учащихся и развития творческого потенциала. Деятельность учителя и классного
руководителя Любови Степановны Яблоковой направлена на поиск и организацию образовательных событий, взаимодополняющих урочное и внеурочное образовательные пространства школьников («Тьюторское сопровождение спортивного класса»). Тем самым педагог работает с процессом самоопределения учащихся, выясняет намерения детей и их родителей в планировании будущего.
Педагоги проектируют пространства движения и самоопределения учащихся. Ключевой характеристикой в тьюторской деятельности педагогов является тьюторское сопровождение и степень применения данной технологии на практике. Под тьюторским сопровождением педагоги понимают деятельность, направленную на создание ситуации, образовательной среды, в которой ученик оформляет собственный «заказ» на знания, в которой педагог ориентирует ребенка в образовательном пространстве, помогает ему совершить образовательную «пробу». Учителя также отмечают, что сопровождение как тьюторская технология позволяет работать с познавательными интересами и детской инициативой как классного коллектива, так и каждого ученика.
Важно отметить, что тьюторское сопровождение обучающихся (как вид педагогического сопровождения) реализуется как в учебной, так и внеурочной деятельности. При этом деятельность учителя в тьюторской позиции направлена на обучение способам взаимодействия в команде, самооценивания образовательных результатов, на разработку образовательных событий, связанных с запросами детей, на сопровождение индивидуальных познавательных мотивов. В своем сопровождении педагоги выделяют несколько этапов: мотивационный, или определение интереса учащегося; проектировочный, или формулирование цели и планирование деятельности; деятельностный, или реализация, обсуждение хода и промежуточных результатов деятельности; аналитический, или рефлексия результатов.
В определении успешности собственной работы важным становится способность педагогов размышлять над ходом и результатом собственной деятельности. Так, эффективность деятельности педагога начальных классов в тьюторской позиции, по мнению учителей-практиков, заключается в том, что они активно работают с детскими вопросами, формируют познавательный интерес и выявляют индивидуальные проблемы в образовании младших школьников, развивают культуру выбора и рефлексию учащимися своей деятельности. Технология тьюторского сопровождения позволяет организовывать творческую, проектную и исследовательскую деятельность в формате урока и вне его, осуществлять развитие классного коллектива, а также отслеживать метапредметные и личностные результаты обучающихся.
Профессионализм педагога в тьюторской позиции проявляется через рефлексию своей деятельности, эффективное решение затруднений в деятельности и направлен на создание условий по развитию следующих ключевых образовательных компетенций [3] у учащихся (табл. 1) и собственных общепрофессиональных компетенций, выступающих как задачи (действия), в которых проявляются профессиональные действия (табл. 2):
Таблица 1
Ключевые образовательные компетенции учащихся (по А.В. Хуторскому, 2011)
Компетенции Характеристика умений учащихся
Ценностно-смысловые Самоопределение ученика в ситуациях учебной и иной деятельности; выбор целевых и смысловых установок для своих решений и действий, принятие решения
Общекультурные Владение эффективными способами организации свободного времени
Учебно-познавательные Организация самостоятельной познавательной деятельности (знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности)
Информационные Навыки деятельности по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире (умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее)
Коммуникативные Взаимодействие с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе (умение представить себя, задать вопрос и др.)
Социально-трудовые Владение навыками социальной активности и функциональной грамотности
Компетенции личностного самосовершенствования Способы деятельности в собственных интересах и возможностях, непрерывное самопознание, развитие личностных качеств, формирование культуры мышления и поведения
Таблица 2
Общепрофессиональные компетенции педагога в тьюторской позиции
Компетенции Характеристика умений педагога
Ценностно-ориентационная Определение цели собственной деятельности
Реализация исследовательской задачи в профессиональной деятельности
Выработка собственной стратегии и тактики, проведение диагностики, оценки сделанного, корректировка ранее приятого типа деятельности [1]
Гностическая (познавательная) Постоянное изучение изменений в системе образования, выявление закономерностей в их динамике, умение прогнозировать и на этой основе создавать педагогические проекты [1] по сопровождению различной деятельности обучающихся
Технологическая (организационно- управленческая) Мотивация учащихся, создание образовательной среды и разнообразных видов (форматов) деятельности, позволяющих формировать различные компетенции
Организация своей профессиональной деятельности
Управление своим профессиональным развитием и саморазвитием, организация своего самодвижения
Коммуникативная Способность строить и перестраивать коммуникативное поле во взаимодействии с участниками образовательного процесса
Подводя итоги вышеизложенному, отметим, что в тьюторской позиции педагога заложен огромные потенциал личностного и профессионального развития. Педагог в тьюторской позиции сопровождает процесс самостоятельной познавательной деятельности учащихся, создает условия для формирования различных компетентностей. В результате своей работы педагоги школы отмечают, что деятельность учителя в тьюторской позиции является профессиональным развитием педагогической деятельности и формированием саморазвивающейся компетентности [2], умением изменяться в современной образовательной среде.
Список литературы
1. Косолапова Л.А. Профессионально-исследовательская деятельность современного учителя [Электронный ресурс] // Наука и школа. - 2011. - № 3. -С. 49-55. - URL: http://eHbrary.ru/item.asp?id=17042155 (дата обращения: 24.08.2017).
2. Косолапова Л.А. Системность и целостность профессиональной деятельности педагога как условие развивающего образования [Электронный ресурс] // Непрерывное образование. - 2016. - № 2(16). - С. 30-34. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27184923 (дата обращения: 03.09.2017).
3. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. - 2011. - №1. - URL: http://eidos-institute.ru/journal/2011/103/ (дата обращения: 17.09.2017).