#
так называемые кризисные периоды обучения. В среднем звене это пятый класс, куда дети приходят после трех-четырех лет начальной школы. Неизбежно возникают проблемы адаптации учащегося к новой системе работы, которые возможно решить только совместными усилиями.
III. Третьим блоком технологии взаимодействия является инструментальный блок, получивший свое название по формируемым в ходе его проведения чертам личности - психологи называют их инструментальными (Я. Л. Коломинский, И. С. Кон, А. А. Люблинская). Реализация основных функций этого блока осуществляется за счет привлечения к процессу взаимодействия воспитательных и формирующих резервов учебно-воспитательного процесса. Это позволит сделать семью полноправным участником педагогического процесса с учетом ее воспитательных традиций, личностных особенностей каждого из членов семьи. Помощь в создании ребенку комфортных условий для обучения на данном этапе технологии заключается в правильно сформулированной родительской позиции: если в кризисный период роди-
тели направляют все свои силы на поддержку и помощь ребенку, тем самым они обеспечивают условия для оптимальной его адаптации в дальнейшем обучении, воспитании и развитии.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Селевко Г. К. Педагогические технологии авторских школ. - М., 2005.
2. Миляева В. Р. Психолого-педагогическая технология взаимодействия школы и семьи. - Иркутск, 1998.
3. Недвецкая М. Н. Теория и технология повышения качества педагогического взаимодействия школы и семьи. - М., 2006.
4. Недвецкая М. Н, Овчарова А. А. Взаимодействие школы и семьи: от теории к практике. - М., 2008.
5. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: НОУ-ХАУ в образовании. - М., 2007.
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИИ
MODERN DIRECTIONS OF ARTISTIC DEVELOPMENT OF GRAMMAR SCHOOL STUDENTS
В. М. Подгорнев
В статье раскрыты теоретические положения организации художественно-творческого развития школьников в гимназии, представлены основные направления развития данного процесса, а также определены условия художественно-творческого развития школьников.
V. M. Podgornev
The article dwells upon theoretical base of organizng artistic development of grammar school students, presents basic directions of development of the given process, and defines conditions of students' artistic development.
Ключевые слова: творческое развитие, индивидуальность, творческое мышление, творческие способности.
Keywords: artistic development, individuality, creative thinking, creative abilities.
В опрос художественно-творческого развития личности в системе гимназического образования школьников в настоящее время приобрел особую актуальность. Реализуемые сегодня концепции художественно-творческого развития не в полной мере отвечают современным требованиям системы образования.
Как показал анализ генезиса школы, в различные периоды времени она ориентировалась на потребности государства, общества и очень редко - на интересы самого ребенка. Между тем, наилучших результатов достигали именно те школы, в центре внимания
которых находился ребенок: развитие его индивидуальных способностей, формирование внутреннего мира, то есть шла не подготовка к жизни в каком-либо обществе, а жизнь - здесь и теперь. Таким образом, в выборе концепций, обеспечивающих художественно-творческое развитие личности в условиях современной школы, особую роль будут играть те из них, в которых ребенок является целью педагогического процесса. К ним в первую очередь можно отнести гимназии.
В контексте гуманистической парадигмы образования основная задача гимназического образования состо-
7
ит в актуализации самоценности ребенка, развитии и совершенствовании его творческого начала.
Одной из гуманистических концепций методологического характера, наиболее полно соответствующей означенным требованиям, является концепция педагогики индивидуальности (О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк). Педагогика индивидуальности рассматривает как цель педагогического процесса развитие всех сфер психики школьника: волевой, интеллектуальной, мотивационной, экзистенциальной, эмоциональной, а также сферы саморегуляции. Использование данной концепции в учебно-воспитательном процессе позволяет реализовать важнейший принцип художественно-творческого развития школьников: обеспечить развитие индивидуальности школьника как цели педагогического процесса.
Однако процесс развития индивидуальности человека, его творческого начала должен быть дополнен процессом его социализации. Как отмечает А. В. Мудрик, «социализация - развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому он принадлежит» [1]. То есть интеграция индивида в общество рассматривается с позиций реалий современной жизни. Данная концепция акцентирует внимание на решении двух групп задач: социальной адаптации и социальной автономизации. Как отмечает М. И. Рожков, «социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономизация - реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которые соответствуют представлению личности о себе, ее самооценке» [2]. При этом проблема социальной активности личности рассматривается как преодоление противоречия в желании «быть со всеми» и в то же время «оставаться самим собой», что позволяет личности реализовать свой творческий потенциал. Процесс социализации и художественно-творческого развития личности осуществляется через включение в различные виды социальных отношений, которые возникают в процессе учения, общения, а также художественной деятельности.
Особое внимание в организации педагогического процесса в гимназии следует уделять развитию творческого мышления учащихся: ребенок должен иметь личную свободу мыслей, свободу, при которой не будет подавляться его интуиция. Часто встречаются ситуации, когда учащийся, высказывающий догадку или предположение, получает порицание от преподавателя за то, что не может логически обосновать их. Проверка интуиции логикой необходима, но это уже следующий этап творческого акта. Ребенка следует поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.
В процессе обучения желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции ученика
8
(удивление, радость, симпатия, переживание успеха и т. п.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.
Необходимо стимулировать стремление учащегося к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, теряет способность к творческой деятельности.
В рамках гимназического образования следует шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к творчеству Весьма полезно для развития творческого мышления обучение специальным эвристическим приемам решения задач различного типа.
Развитию творческих способностей школьников способствует совместная с учителем творческая деятельность. Особое значение здесь приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др. Сотрудничество между педагогом и ребенком является благоприятной почвой для становления творческого начала личности ребенка, тогда как закрытость, авторитарность педагогов приводит к снижению уровня творческих способностей у детей.
Процесс развития творческого потенциала учащихся гимназии строится с учетом их индивидуальных особенностей. Творческий потенциал школьников в данном случае рассматривается как синтетическое качество, характеризующее меру возможностей личности в осуществлении деятельности творческого характера; динамическое интегративное личностное свойство, определяющее потребность, готовность и возможность творческой реализации и саморазвития; совокупность реальных возможностей, умений и навыков; социально-психологическая установка на нетрадиционное разрешение противоречий объективной реальности; система личностных способностей, позволяющих оптимально менять приемы действия в соответствии с новыми условиями, в итоге побуждающих личность к самореализации, саморазвитию (а это возможно только при демократическом стиле взаимодействия педагога с ребенком, когда ребенок считается полноправной личностью) [3]. Педагоги, заинтересованные в творческом развитии ребенка, формируют социально-положительные мотивы реализации творческого потенциала, влияют на развитие устойчивого интереса и потребности к творческой деятельности, транслируя позитивное и доброжелательное отношение к деятельности ребенка.
Рассмотренные выше теоретические положения, при условии формулировки на их основе педагогических целей, содержания и методов гимназического образования, определяют основные направления художественно-творческого развития школьников. Данные положения могут стать основой для разработки системы художествен но-
#
творческого развития школьников; определения содержания и форм деятельности гимназии как организационной структуры, ориентированной на развитие творчества; поиска новых форм и методов работы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мудрик А. В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. - М., 1990.
2. Рожков М. И. Теоретические основы педагогики. - Ярославль, 1994.
3. Мартишина Н. В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога // Педагогика. - 2006. - № 3.
4. Волков И. П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1988.
5. Морозов А. В. Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология. - М., 2004.
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
PROBLEMS OF MODERN SCIENCE EDUCATION AND WAYS TO SOLVE THEM
С. М. Похлебаев
Анализируются методологические и содержательные основы концепций, направленных на модернизацию школьного естественнонаучного образования. Показаны преимущества новой концепции естественно-научного образования, предусматривающей опережающее изучение физики и химии перед курсом биологии. Данная концепция, построенная на основе общих законов развития природы, гарантирует единую стратегию формирования научного знания на теоретическом уровне и становится фундаментом научного мировоззрения учащихся.
S. M. Pokhlebayev
The article analyzes fundamental methodology and contents of the concepts directed at modernising school science education. The author shows advantages of the new concept of science education based on anticipatory studying physics and chemistry before biology. The concept built on the basis of fundamental laws of nature development guarantees a uniform strategy for the formation of scientific knowledge on a theoretical level and provides the foundation for their scientific outlook.
Ключевые слова: методология, наука, естествознание, концепция, интеграция, дифференциация, образование.
Keywords: methodology, science, natural science, concept, integration, differentiation, education.
Стратегические направления модернизации общеобразовательной школы касаются, прежде всего, естественно-научного образования в силу того, что именно эта область человеческих знаний в основном определяет темпы научно-технического развития любого государства и его статус на мировой арене. Новое качество естественно-научного образования может быть обеспечено лишь на основе современных обобщенных знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе различных видов учебно-познавательной деятельности учащихся, а впоследствии превращаются в универсальную систему познания и деятельности будущих специалистов. Это возможно лишь на базе принципиально новой системы обучения, результатом которой должны стать системные предметные и метапредметные знания, обобщенные экспериментальные умения и навыки, необходимые для решения не только традиционных задач, но и глобальных проблем, требующих сотрудничества в рам-
ках международного сообщества. Только на этой основе можно сформировать теоретическое естественно-научное мышление, которое является основным критерием качества естественно-научных знаний.
Вполне очевидно, что первоначальный фундамент интеграции научных знаний закладывается еще в школе. В этой связи исключительно важным является рассмотрение вопроса о том, насколько адекватно и диалектически отражается общая тенденция науки к ее интеграции в современных концепциях, направленных на модернизацию образования.
К настоящему времени ведущие специалисты не пришли к единому мнению в отношении стратегии по интеграции естественно-научного образования. Одни считают, что естественно-научное образование можно поднять на качественно новую ступень только с помощью интегративных курсов, другие стоят на противоположной точке зрения и усматривают в них негатив. Очевидно лишь то, что пробле-
9