называют интонационными словами композитора, тоном ячейки (Б. Асафьев), - признаки, которые фиксируются в памяти детей и, становясь опорными точками при восприятии музыки, усиливают внутреннюю активность слуха, его инициативность - то, в результате чего маленькие музыканты постепенно научаются слушать музыку как мысль.
Литература
1. Яворский Б. Л. Строение музыкальной речи. М., 1908.
2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.
3. Гарбузов Н. А. Зонная природа звуковысот-ного слуха. М., 1948.
4. Музыкальный энциклопедический словарь / под ред. Г. В. Келдыша. М., 1990. С. 214.
5. Пиличяускас А. А. Познание музыки как воспитательная проблема: пособие для учителя. М., 1992.
6. Абдулин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1982.
7. Школяр Л. В., Красильникова М. С., Критская Е. Д. и др. Теория и методика музыкального образования детей: науч.-метод. пособие. М., 1998.
8. Критская Е. Д., Сергеева Г. П. Музыка 1-4-й класс: метод. пособие. М., 2004.
i. a. blynskaya. intonational and stylistic comprehension of music at the lessons of choral singing in children's music school
The author reveals the notion «intonation» and offers her own methods of intonational and stylistic comprehension of music.
Key words: musical intonation, intonational and stylistic comprehension, children's musical pedagogy.
Н. П. ПИВОВАРОВА
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ДШИ
КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
В статье рассматриваются современные подходы к развитию художественно-творческих потребностей в процессе музыкальной деятельности школьников ДШИ, их самореализации как способа выражения творческого потенциала.
Ключевые слова: музыкальная деятельность школьников, художественно-творческие потребности, творческие способности.
Основной целью педагогического образования является подготовка специалистов, свободно владеющих исполнительскими умениями и навыками. Но усвоения этих качеств, необходимых в области исполнительского искусства, недостаточно для формирования творчески активного и всесторонне развитого музыканта, круг задач должен быть расширен за счет художественно-творческой деятельности школьников в условиях реализации программ образования.
Развитие художественно-творческих потребностей в учебном и внеучебном процессе - важный путь организации музыкальной деятельности школьников. В процессе обучения любому виду исполнительского искусства существенная роль в формировании этих потребностей отводится целенаправленному педагогическому воздействию, установке на творчество.
Изучением феномена человеческих потребностей занимались представители многих отраслей общественного и научного знания: этими потребностями опосредованы отношения человека к окружающей действительности, связь организма с жизненно важными объектами и обстоятельствами, от удовлетворения потребностей зависит само существование организма, а, говоря в применении к человеческому обществу, - место индивида в социуме.
Заложенные природой потенциальные способности к восприятию прекрасного требуют целеустремленного развития и совершенствования. Известно, что потребность в творчестве и самовыражении свойственна каждому человеку как стремление реализовать заложенный творческий потенциал. Потребность в самореализации как предъявлении собственной уникальности определяет смысл жизни человека, значимость личностного «Я» для окружающего мира. Отсюда и вытекает значимость комплекса социально-педагогических проблем, предъявляемых сегодня системе воспитания и образования в связи с развитием способности личности к творческой самореализации, с формированием потребности в ней.
В современных исследованиях личности развитие способности к творчеству признано многомерным явлением, включающим в себя интеллектуальные, личностные и социальные факторы. Их рассматривают с разных сторон [1]. Б. Г. Ананьев пишет, что творчество - это процесс обьективации внутреннего мира человека, в нем происходит интеграция всех форм жизни человека, всех проявлений его индивидуальности [2]. Л. Рубинштейном отмечен другой важный аспект творческой деятельности: производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам, изменяет себя [3].
Творчество представляет собой возникшую в
"Культурная жизнь Юга России" 86 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
№ 3 (50), 2013
процессе эволюционного развития человека способность создавать новую реальность на основе материала, доставляемого действительностью. Оно направлено на удовлетворение многообразных общественных потребностей и основывается на познании закономерностей объективного мира [4]. Вместе с тем, творчество не только удовлетворяет потребности общества и отдельных личностей, но и само, как проявление специфической человеческой деятельности, базируется на фундаменте потребностей. По К. Роджерсу, именно острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах оправдывает разработку теории творчества - природы творческого акта, условий его осуществления и средств, способствующих его успешному развитию [5].
По нашему мнению, развитие творческих способностей ребенка было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания. Подчеркивая воспитательную ценность детского творчества, Б. В. Асафьев утверждал: «Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу» [6]. Многие психологи и педагоги отмечают, насколько близко духовной сущности ребенка само желание творить: «Раннее вовлечение детей (и не только особо одаренных) в творческую деятельность очень полезно для общего художественного развития» [7]. Применительно к учащимся ДШИ потребность в творчестве есть умение предъявить окружающим свою индивидуальность, способность выразить свои чувства и мысли, используя выразительные средства разных видов искусств, и прежде всего музыки.
Музыкальное искусство благоприятствует активизации творческих способностей, формированию художественно-образного мышления и воображения. Это связано с большой вариативностью музыкальной образности, высокой абстрактностью языка звуков, особенностями выразительных средств. Еще Л. С. Выготский указывал: «Музыкальное произведение вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувства, творческая его перестройка и составляет психологическую основу искусства музыки» [8].
Музыкальная деятельность школьников включает в себя различные способы познания музыкального искусства, которые влияют на музыкальное и общее развитие детей. Ребенок приобщается к музыке, исполняя произведения не только по заданному образцу, но и вкладывая в процесс обучения свое отношение к изучаемому материалу путем создания новых образов и действий. В момент работы над каким-либо музыкальным произведением у ученика существует возможность активно развивать фантазию, воображение и умение проявить себя в начальных формах музыкального творчества: песенного, игрового, танцевального и т. д.
Творческие проявления личности маленького музыканта тем богаче, чем лучше он овладел музыкальными представлениями, умениями и опы-
том; чем свободнее оперирует ими в различных видах деятельности, к компонентам которой принадлежат:
- песенное творчество. Можно предложить ученику придумать свою мелодию на заданный текст; воспроизвести несложный мотив без слов, учитывая жанровый характер (марш, вальс, полька), передать грустное или веселое настроение;
- танцевальное творчество. Л. Стоковский писал: «И взрослые, и дети, слушая музыку, нередко ощущают желание двигаться в ее ритме. Они начинают делать движения руками, притопывают ногами, покачивают головой. Это - бессознательный танец» [9];
- музицирование. Как музыкальная деятельность оно выстраивает синтез двух моментов, а именно - систематического развития музыкальности детей и импровизационно-творческой деятельности (играть на инструменте в ансамбле, читать с листа, петь и самим себе аккомпанировать), что позволяет детям находиться «внутри музыки, а не снаружи ее» [10].
- импровизация - особый вид музыкальной деятельности, в котором сочинение и исполнение музыки происходят одновременно. В содержательном плане импровизация, как правило, выражает непосредственно возникающие эмоциональные состояния, образы, музыкальные «мысли». В ее основе лежит творческое воображение, и ученики ее воспринимают как игру. Характеризуя детское художественное творчество и его непосредственную связь с игрой, Л. С. Выготский подчеркнул: «Ребенок редко работает над своим произведением долго, чаще творит его в один прием» [11].
Музыкально-творческая деятельность позволяет оптимизировать образовательный процесс, заинтересовать ребенка, увлечь его в мир творчества и игры. Современная гуманистическая психология и педагогика исходят из постулата о том, что каждый ребенок от природы талантлив; необходимо лишь создать условия, чтобы имеющиеся способности проявили себя и развились до максимально возможного уровня. Детство -уникальный период человеческой жизни, когда творчество становится универсальным и естественным способом существования, - стимулирует активность воображения и изобретательности. Если ребенок однажды пережил эмоцию в творчестве, велика вероятность того, что он будет искать творчества и дальше. Рациональной и высшей формой удовлетворения этой потребности является творческий труд в любой отрасли, как сказал А. Маслоу, «эти яркие эмоционально насыщенные мгновения только и имеют право называться лучшими мгновениями человеческой жизни» [12]. Необходимо только создать условия, чтобы имеющиеся способности проявили себя и развились до максимально возможного уровня. Дети, попав в атмосферу творческого успеха, приобретают уверенность в своих силах, смелость и независимость. Формирование у школьников потребности в творческом самовыражении и самореализации, по нашему мнению, способствует раскрытию творческого потенциала детей.
Литература
1. Лебедева В. П., Орлов В. А. Учителю о развитии творческих способностей. URL: http://www. inim-rao.ru/2010-lebedeva
2. Ананьев Б. В. Задачи психологии искусства. URL: http://www.aquarun.ru/psih/tvor/tvor24.html
3. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности. URL: http://tovievich.ru/ book/19/192/1.htm
4. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М., 2001. С. 554.
5. Роджерс К. К теории творчества: Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
6. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкаль-
ном просвещении и образовании. Л., 1973. С. 554.
7. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Вопросы художественного воспитания. М.; Л., 1947. С. 16.
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в школьном возрасте. М., 1980. С. 92.
9. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1967. С. 99.
10. Тютюнникова Т. Э. Элементарное музицирование с дошкольниками // Музыкальный руководитель. № 2. 2004. С. 2.
11. Выготский Л. С. Воображение и творчество в школьном возрасте ... С. 56.
12. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2001. С. 94.
n. p. pivovarova. musical activity of pupils of children's school of arts as formation factor of artistic and creative necessities
Modern approaches to the development of artistic and creative necessities in the process of musical activity of pupils of children's school of arts and their self-realization as a way of expression of creative potential are considered in the article.
Key words: musical activity of pupils, artistic and creative necessities, creative ability.
О. В. БОТВИНА
ВОСПИТАНИЕ СЛУХО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО
В статье рассматривается вопрос о контроле над слухо-двигательными представлениями при работе над музыкальным произведением с начинающими пианистами.
Ключевые слова: слухо-двигательные представления, мысленная работа, единство музыкальной формы.
Впечатления, полученные при знакомстве с музыкальной грамотой, оказываются решающими для дальнейшего обучения. Представляя его конечную цель, педагог должен опираться на анализ музыкального языка, мотивную структуру, понимание законов построения формы. Практика подтверждает, что без всестороннего музыкального развития и постоянного расширения кругозора невозможно успешное продвижение учащегося. Нужно в первую очередь приобщать ребенка к внутреннему содержанию музыки, а не к техническим приемам, поскольку «главным стимулом к творчеству служит накопленный духовный опыт, а не запас ремесленных навыков» [1]. Необходимо совершенствовать слуховые представления, изучать музыкальную литературу, осваивать одновременно несколько произведений одного автора, причем одна из главных задач преподавателя - воспитывать сознательность и внимание детей, воздействуя на их эмоции. Особое внимание необходимо уделять формированию творческого мышления, исполнительски-творческому, содержательно-творческому пониманию музыки. Не случайно Ф. Лист, подчеркивая важность системной работы, обращался к своим ученикам с требованием заниматься внимательно и осмысленно, а Г. фон Бюлов благодарил своего учителя Ф. Вика: «Вы <...> вывели мой талант из сферы инстинктивного к свету осознанного» [2].
Чтобы понять музыкальное произведение и создать его мысленный образ, необходимо овладеть целым комплексом слуховых и двигательных ощущений. При этом тесная связь музыкально-исполнительских и слухо-двигательных представлений обеспечивает единство телесного и духовного. Данные психологии свидетельствуют: ответная реакция мышц происходит вследствие возбуждения слухового нерва, поэтому необходимо с первых уроков заботиться о гибкости не только пальцев, но и всего тела. Это следует учитывать при подготовке начинающего музыканта.
Высказывания о соотнесенности двигательных и слуховых представлений мы находим в трудах И. М. Сеченова, Б. М. Теплова, А. А. Шмидт-Шкловской, С. С. Карась. «Только тогда возникает естественное и органичное фортепианное искусство, когда тело исполнителя достаточно тренировано и гибко, чтобы своими напряжениями и расслаблениями чутко реагировать на смену душевных переживаний пианиста», - подчеркивал К. А. Мартинсен [3].
Однако преподаватель просто просит ученика не напрягать руку или отпустить плечи (не поясняя, какими должны быть ощущения, какие мышцы следует расслабить, как распорядиться качеством звучания, найти соответствующую звуковую характеристику, сформировать музыкально-исполнительское представление). Из-за отсутствия