Научная статья на тему 'Художественно-образовательная среда как условие развития творческой активности школьников'

Художественно-образовательная среда как условие развития творческой активности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1947
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческая активность / развитие творческой активности / художественное образование / художественно-образовательная среда

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахомова О. Ф.

В статье рассматриваются актуальные проблемы развития творческой активности школьников, важным фактором эффективности который является, по мнению автора, художественная-образовательная среда школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пахомова О. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problems of developing students" creative skills. According to the author"s opinion, one of the main effective factors, which contribute to the process, is essential educational artistic environment.

Текст научной работы на тему «Художественно-образовательная среда как условие развития творческой активности школьников»

Становление детской психологии в Германии (конец XIX - начало XX века)

О. Ф. Пахомова

ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Работа представлена факультетом развития профессионального образования Ленинградского областного института развития образования. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор С В Тарасов

В статье рассматриваются актуальные проблемы развития творческой активности школьников, важным фактором эффективности который является, по мнению автора, художественная-образовательная среда школы.

The article deals with the problems of developing students' creative skills. According to the author's opinion, one of the main effective factors, which contribute to the process, is essential educational artistic environment.

В условиях социально-экономического развития современного общества особенно востребованным являются творческие возможности человека, так как социальный и научный прогресс определяется степенью подготовленности людей к творческой деятельности.

Формирование творческой активности личности, способной отвечать на вызовы современности и требованиям социального заказа общества, одна из важнейших задач современной школы, в силу того что творчество считается неотъемлемой характеристикой развития личности. Наряду с уровнем обученности творческая активность, как один из показателей личностного роста учащихся, влияет на качество их образования1.

Развитие творческой активности личности можно отнести к разряду наиболее актуальных проблем педагогики, поскольку сегодня человек вынужден в большей чем когда бы то ни было степени определять векторы своего развития и конструировать мир, в котором живет, а также активно влиять на среду своего существования.

Такая ситуация современного мира требует постановки и научно-практического решения целого ряда вопросов: об изменении социокультурной образовательной среды, о ее влиянии на развитие детей и подростков, о возможностях развития внутреннего мира школьника, связанных с развитием творческой активности.

Понятие «развитие» характеризуется в педагогике как «изменение», представляющее собой переход от простого к все более сложному, от низшего к высшему, как процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных2. Применительно к

личности важнейшим фактором «развития» является ее изменение в результате социализации во взаимодействии с окружающим миром. В самом общем виде развитие личности может быть представлено как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграцию в ней, как результат этого процесса.

Мы рассматриваем творческую активность учащихся в художественно-образовательной среде школы, как составную часть общего развития, включающую обогащение содержания творческих качеств (эмоционального восприятия, вкуса, художественно-образного мышления, эстетических потребностей и творческих способностей) и сущностных сил личности, как процесс их становления.

Творческая активность личности проявляется в ее стремлении к преобразовательной деятельности в соответствии со своими целями, потребностями, в применении новых приемов преодоления затруднений, в способности вносить элементы новизны для выполнения заданий учебно-воспитательного характера3.

В процессе развития творческой активности учащихся особая роль принадлежит образовательной среде, представляющей совокупность социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых происходит становление личности4.

Многие современные исследователи при изучении образовательной среды применяют теорию систем, рассматривая человека как сложную, открытую, саморазвивающуюся систему (В. Г. Воронцова, Г. А. Ковалев, А. А. Макареня, С. В. Тарасов и др.).

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

В исследовании мы обосновываем особую роль художественно-образовательной среды, влияющей на целостное развитие творческого сознания учащегося, на познание им жизни средствами искусства, предметов быта, эстетически организованного пространства.

Художественно-образовательная среда школы рассматривается нами как системный объект исследования, как подсистема социокультурной среды, которая характеризуется разными типологическими особенностями по характеру отношений, по степени творческой активности, стилю взаимодействия с внешней средой и включает несколько взаимосвязанных систем. В узком смысле слова к художественно-образовательной среде можно отнести лишь непосредственное ближайшее окружение индивида. В широком смысле художественно-образовательная среда школы - это целостное, эстетически организованное учебно-воспитательное пространство, построенное на интеграции и диалоговом взаимодействии искусств и содействующее развитию творческой активности личности в различных видах и формах деятельности.

Главную задачу в процессе формирования художественно-образовательной среды школы мы видим в том, чтобы вовлечь максимально большее количество учащихся и учителей в творческую деятельность освоения искусства. При этом основой развития и его движущей силой становится потребность в творчестве, тяга к знаниям, к самоутверждению и самовыражению, что дает широкий простор для формирования личности.

Как показало исследование, художественно-образовательная среда способствует развитию у учащихся восприятию красоты, умению демонстрировать свое творчество, сравнивать его с эталонами, дает возможность включения в общую творческую среду. У учащихся творческая активность в значительной степени обусловлена социальным контекстом развития индивида и его вовлеченностью в.процессы конструирования собственной окружающей художественно-образовательной среды. Такая среда создает условия для овладения различными способами познавательной и социальной преобразующей деятельности, межличностного взаимодействия представителей разных возрастных групп.

Развитие творческой активности учащихся тесно связано с творческими способностями, которые в педагогической, фило-

софской, социальной литературе имеют множество определений. Понятие творческой личности и творчества многогранно по своей сути. Для одних авторов, творчество -это проявление собственной индивидуальности (Е. Яковлева). Для других творчество - это деятельность, дающая оригинальные продукты материальных и духовных ценностей, имеющих не только личное, но и социальное значение (Б. Теплое). А. Б. Галин представляет творчество как процесс, в котором учитель и учащийся утверждают и реализуют свои собственные силы и способности, одновременно переживая различные психологические состояния.

По мнению психологов, творчество -высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека, в которой творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности, новизне (Я. Полонский, Б. А. Лезин, А. Я. Пономарев, Б. М. Кедров и др.).

В работах многих философов, деятелей культурыи искусства (И. Бергман, Н.А. Бердяев, Л. Витгенштейн, Р. Декарт, А. Камю, М. Пруст, А. А.Тарковский и др.) в той или иной форме утверждается мысль о том, что предметом творчества являются законы художественного освоения мира, изучение прекрасного во всех его проявлениях, обоснование природы искусства и закономерностей его развития, то есть науки о законах искусства и теории художественного творчества. При этом выделяются, как правило, следующие аспекты: объективная составляющая (сущность, многообразие и единство эстетических свойств); субъективная сторона (восприятие, переживание, вкус) и художественная характеристика (специфика творчества, содержание и форма, закономерности развития).

Развитие творческой активности учащихся происходит под воздействием воспитания, окружающей действительности, среды, искусства. В связи с этим важное значение приобретает понимание цели художественного воспитания, которая состоит, прежде всего, в расширении познания людей о действительности, в формировании мира их чувств, в развитии активного творческого отношения к жизни.

Авторы В. В. Ванцлов, А. И. Буров, М. С. Каган, Д. Б. Кабалевский, Б. М. Йеменский, Б. Т. Лихачев, Т. И. Сухова, Г. П. Шевченко, Б. П. Юсов, исследуя вопросы детского творчества, отмечают его синтетический характер, стремление ребенка одновременно

Художественно-образовательная среда как школьников

к нескольким видам искусства, особенно в младшем возрасте, теоретически

обосновывают методические приемы, методы обучения и формирования творческих способностей учащихся. Комплексное воздействие искусства на учащихся создает тот эмоционально-эстетический настрой, без которого невозможно всестороннее и глубокое восприятие действительности. Системный подход в организации художественного творческого процесса учащихся обеспечивает введение их в художественную культуру и освоение материала через восприятие образа и его воссоздание. В такой деятельности совершается внутренняя работа учащегося, он познает мир и осознает себя в нем, овладевает умением ладить с природой, людьми, с окружением. Учащийся переходит на сознательный творческий уровень, в нем развивается навык практического воплощения замысла, формируются навыки творческой активности.

Эффективность художественно-образовательной среды школы определяется по изменениям, происходящим в личностной сфере учащегося и его мировосприятии (мотивация, ценности, преобладающее настроение, познавательная активность, результаты учебной деятельности, самооценка, рефлексия собственной деятельности); по отношению участников образовательного

условие развития творческой активности

процесса (учащиеся, педагоги, родители) к деятельности в художественно-образовательной среде школы.

В основу создания модели развития творческой активности учащихся в художественно-образовательной среде школы положен принцип интеграции и взаимодействия искусств, требующий совершенно нового подхода к обучению и воспитанию учащихся, а также принципиально отличной от прежней системы подготовки учителей, что является одним из важнейших условий эффективности процессов развития творческой активности учащихся.

Профессионализм педагога рассматривается как интегративная характеристика человека, связанная со становлением определенного образа жизни, в котором творчество занимает одно из ведущих мест и выступает как неотъемлемая характеристика, представленная профессией.

Таким образом, как показало исследование, художественно-образовательная среда должна быть достаточно гибкой и управляемой, как со стороны учащегося, так и со стороны педагога. Это дает возможность субъектам образовательного процесса участвовать в создании среды, способствующей развитию творческой активности учащихся.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 ВербМ. А. Формирование эстетических ориентации старших школьников. Л., 1976. С. 3.

2 Атсгшов В. В. Общие основы педагогики: Учеб. для вузов/ В. В. Анисимов, О. Г Грохольская, Н. Д. Никандров. М.: Просвещение, 2006. С. 13.

'Психология. Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. С. 15.

4 Тарасов С. В. Образовательная среда и развитие школьника. СПб.: ЛОИРО, 2003. С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.