98 нии
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
УДК 37.036.5
И. Б. Дегтева
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: организационно-содержательная модель художественно-эстетической деятельности; педагогическая модель; проектная деятельность; самореализация творческого потенциала; эстетическая активность; эстетический опыт.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается проблема педагогического сопровождения учащихся в процессе формирования эстетического опыта в условиях образовательной среды интегративного курса МХК. Описывается опыт использования технологий формирования содержания образования, основанных на деятельностном подходе при создании программы, ориентированной на характеристики деятельности обучаемого с учетом его личностных интересов и особенностей. Приводится обширный материал, посвященный использованию педагогических возможностей искусства. Освещаются структурные составляющие, обосновываются принципы и предлагается педагогическая модель организации художественно-эстетической деятельности.
B. Degteva
THEORETICAL MODEL AND TEST RESEARCH OF ART AND AESTHETIC ACTIVITY AMONG SENIOR SCHOOLCHILDREN
KEY WORDS: organizational and content model of art and aesthetic activity; educational model; project activity; self-realization of creative potential; aesthetic activity; aesthetic experience.
ABSTRACT. The article discusses the issue of students pedagogical support in the process of aesthetic experience formation in educational environment of integrated MHKK course. The experience of technology using of content education formation is described. Technologies are based on action approach. Information on the use of pedagogical opportunities of art is presented. Structure components are examined, principles are grounded, pedagogical model of art and aesthetic activity is offered.
Одной из ключевых позиций обновления содержания и принципов преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла в школе является ориентация на развитие творческих качеств детей, их эстетической воспитанности. Дискуссии о содержании учебных дисциплин предметной области «Искусство» по-прежнему актуальны и остры. Интересы авторов, работающих в этой области, сосредоточены, в основном, на определении методологии и методики их преподавания.
Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является эстетическая активность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса.
Художественно-эстетическая деятельность обеспечивает проявление инициативы, самостоятельности, творческого начала, создает положительную мотивацию для самообразования учащихся.
Педагогические технологии могут быть основаны на принципах личностноориентированного и развивающего обучения и разработаны в трех взаимосвязанных направлениях:
1. Диагностика начального уровня развития основных компонентов способностей и отслеживание динамики их развития;
2. Корректировка учебной программы и отбор содержания учебного предмета в соответствии с его особенностями, начальным уровнем развития компонентов способностей;
3. Подбор средств, форм и методов организации обучения, отработки учебного материала и контроля уровня его усвоения.
Условием самореализации учащихся в учебном процессе выступает уровневая
дифференциация, которая реализуется с помощью комплекса следующих педагогических средств: вариативность организации учебной деятельности, набор уровневых заданий, создание ситуации выбора, разработка учебных инструкций. Использование этих средств позволяет развивать позицию школьника от объектной к авторской через субъектную.
Специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является ее активизирующее влияние на развитие творческой направленности личности и обеспечение творческого характера освоения действительности. Метод творческих проектов позволяет выбирать каждому школьнику формы эстетической деятельности в соответствии с его способностями с учетом личностных возможностей и потребностей. Опираясь на наличный уровень развития самосознания учащегося, проектная деятельность оказывает значительное влияние на формирование регулятивных компонентов, что эмпирически проявляется в достижении более высокого уровня личностной зрелости школьников в ее развитых формах. Обучение школьников в условиях деятельности способствует становлению познавательной сферы и развивает творческие (творческое воображение, невербальная креативность) и образные (пространственное мышление и воображение, образное мышление и память) характеристики познавательных процессов.
На основании анализа определений проектной деятельности и общей культуры личности (О. С. Газман, И. А. Зимняя и др.), и опираясь на концептуальные положения теории деятельности, которые помогли проанализировать творческую, проектную сущность деятельности мы можем сделать вывод о том, что художественно-эстетическая проектная деятельность старшеклассника основывается на:
100
а) компетентности старшеклассника, включающей в себя знания и умения по проектированию;
б) эстетическом отношении к среде жизнедеятельности, предполагающем творческую активность в преобразовательской деятельности, направленной на ее оптимизацию и эстетическую организацию;
в) сформированности творческих качеств и способностей личности, ее умении самостоятельно конструировать собственные технологические подходы к решению задач в динамично меняющихся нестандартных ситуациях.
Процесс становления художественноэстетической деятельности старшеклассника — это непрерывный, сложный динамический процесс, определяющийся в большей мере активностью самого ученика, его субъектной позицией.
Предполагается поэтапное его осуществление на основе комплексного подхода к организации учебно-воспитательного процесса, единства теоретической и практической подготовки и направленности на последовательное развитие всех компонентов проектной художественноэстетической деятельности.
В основу педагогической модели становления эстетической культуры старшеклассников мы закладывали принципы культуросообразности, комплексности; использовали средовый, личностнодеятельностный, системный подход к образованию и воспитанию старших школьников.
На основе разработанной модели была сконструирована технология становления эстетической культуры старших школьников, которая представлена системой взаимодействующих структурных элементов (цели, содержания, условий, методов, организационных форм, результатов), где рефлексивные процессы являются системообразующими факторами, определяющими личностноориентированный характер обучения.
В процессе исследования нами выявлен ряд условий, от которых зависит эффективность становления эстетической культуры ученика.
В практике образования можно встретить различные подходы к воплощению модели культурологического образования в учебных заведениях. Наиболее распространенными являются две модели, в первом случае под культурологической составляющей школы понимается цикл предметов культурологического характера, введенный в учебные планы в виде основных и элективных курсов.
Среди таких учебных предметов чаще всего представлены: мировая художественная культура, краеведение, собственно культурология, а также основы православной культуры.
Во втором случае упор делается на создание в школе целостной «культурологической среды», вовлекающей потенциал как учебной, так и внеучебной деятельности.
Программа по предмету «МХК» отражает особенности становления личностной культуры в определенной области знания. Мир культуры является креативным компонентом становления личности старшего школьника. Учебный материал предмета превращается в средство для самораскрытия и познания учащимися себя.
Метод проектов является одним из основных методических инструментов, позволяющих разрешить противоречие между объективной необходимостью реализации личностно ориентированного подхода в образовании, с одной стороны, и находящимися в стадии разработки методической системой и дидактическими средствами обучения МХК.
На начальном этапе исследования были поставлены задачи:
1. Проанализировать основные тенденции развития дисциплины «Техноло-
гия», содержание обучения в средней школе.
2. Спроектировать с позиции личностно-ориентированного подхода содержание курса МХК для старших классов, учитывающее современные тенденции и требования к подготовке выпускников, отражающее фундаментальность и мировоззренческую направленность курса.
3. Изучить современное состояние проблемы использования метода проектов в обучении.
4. Разработать методику и содержание художественно-эстетической деятельности, учитывающих развитие творческой и познавательной активности учащихся в процессе обучения МХК.
Методическая система обучения (в дальнейшем МСО) является совокупностью пяти иерархически взаимосвязанных компонентов: целей, содержания, методов, организационных форм и средств обучения данному предмету.
Задача проектирования (развития) МСО разбивается на две больших подзадачи: постановка педагогической задачи и разработка дидактического процесса.
Постановка педагогической задачи включает в себя:
— анализ целей обучения и определение на их основе содержания учебного предмета;
— структурирование содержания учебного предмета и его представление в виде системы учебных элементов;
— задание уровней усвоения учебных элементов;
— определение исходного уровня обученности школьников, характеризующего уровень освоения ими учебного материала, на котором базируется содержание учебного предмета. Разработка дидактического процесса
заключается в формировании методов, форм и средств обучения. Одной из основных целей настоящего исследования состоит в рассмотрении использования
101
одного из методов обучения — метода проектов, его реализация в рамках преподавания «МХК» в 10—11 классах общеобразовательной школы.
Педагогическое сопровождение учащихся в процессе формирования эстетического опыта в условиях образовательной среды курса «МХК» включает в себя индивидуальную и групповую диагностику в приращении опыта учащимися, мониторинг эффективности использования программы, построенной на деятельностной основе и осуществляемой при персонализации педагогического вз аимодействия.
Предметом диагностики являются: эмоционально-психологический комфорт в творческой группе; уровень коммуникативных отношений; степень активности участников педагогического процесса; степень расширения знаний в сфере культуры и искусства.
В соответствии с современной концепцией преподавания предметов художественно-эстетического цикла, модульное представление изучаемых предметных областей «Искусство» и «Технология», использование технологий формирования содержания образования, основанных на деятельностном подходе, позволяет сформировать программу, ориентированную на характеристики деятельности обучаемого с учетом его личностных интересов и особенностей.
Структура основного содержания учебного предмета «МХК» наглядно демонстрирует включение в состав учебного материала данных отдельных наук (культурология, искусствоведение, психология, мировая художественная культура, эстетика).
Объединяющим звеном выступает творческая художественно-эстетическая деятельность и системы ценностей.
В состав учебного материала входят его отдельные виды.
102 ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
Виды учебного материала
Теоретический материал (теория культуры и искусства) Знания о природе, человеке, обществе и предметной среде (культурология)
Методический материал (методика творческой деятельности) Опыт творческой деятельности
Технический материал (техника искусства) Опыт способов практической деятельности
Проблемы материальных отношений предметов (предметный мир). Опыт способов практической деятельности
Проблемы духовных отношений (мир человеческих отношений). Опыт эмоциональноценностного отношения к миру и своей деятельности (воспитание неравнодушного деятельного человека)
Весь материал, который усваивается длительное время на многих занятиях, может быть представлен в виде следующих линий обучения:
1. Психология творческой деятельности.
2. Технология. Основы проектной деятельности.
3. Культура как смысловой мир человека.
4. Искусство как моделирование картин мира. Художественная деятельность.
5. Наука. Общая методология мышления.
6. Эстетическая деятельность Организационно-содержательная модель художественно-эстетической проектной деятельности старших школьников.
1) овладение приемами деятельности в сфере постижения художественноэстетических явлений, т. е. приобретение умений, навыков восприятия и оценки;
2) на этой основе обогащение эмоциональных реакций и опыта общения с искусством;
3) накопление знаний о художественно-эстетических явлениях;
4) овладение ценностными ориентирами вкусовых предпочтений; развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами;
5) овладение многообразием способов образно-эмоционального мышления в художественно-эстетической сфере;
6) развитие предпочтительных форм культурного творчества.
Все указанные выше аспекты образуют модель последовательных ступеней системы единой художественно-
эстетической деятельности школьников 10—11 классов в условиях изучения культуры и искусства на занятиях по МХК.
Таким образом, эта модель включает 6 слоев, каждый из которых «впитывает» предыдущие и незаменим в общей системе.
На этапе опытного изучения и формирования обоснована динамическая модель, которая конкретизирует содержание и формы художественно-эстетической деятельности и позволяет реализовать ее в конкретных условиях.
Педагогическое исследование процесса художественно-эстетической деятельности старшеклассников проводилось в МОУ «Гимназия № 11 им. С. П. Дягилева» — одном из старейших учебных заведений на западном Урале. В настоящее время в гимназии работает несколько творческих направлений: музыкально-хоровое, хореографическое, театральное, камнерезное, краеведческое, экскурсионное, этнографии и основ народных ремесел, действующих в системе основного и дополнительного образования. Создана система клубов. Целостная система художественно-эстетического образования в гимназии включает уроки искусства, занятия в системе дополнительного образования, а также внеклассные мероприятия. Все это способствует разностороннему развитию личности учащегося. Отдельные выпускники в дальнейшем выбирают профессии в сфере культуры и
искусства. Многие учащиеся, занимаясь в гимназических студиях, развивают свой талант и активно проявляют себя в творчестве. Юная поэтесса Анна Пепе-ляева автор стихотворения о Перми.
ТРИПТИХ О ГОРОДЕ БУДУЩЕГО
(отрывок)
В сочетании жесткого холода С романтичностью старых домов Мы — певцы уникального города Из числа современных умов.
Все, что станет впоследствии дорого,
Мы отсюда впитали детьми.
Мы — певцы уникального города, Нестареющей древней Перми.
Нас в безумном потоке несущая,
Ты сплотила в едином кольце.
Как туманное время грядущее На твоем отразится лице?
В то же время существует проблема формирования эстетической культуры учащихся и художественно-эстетической деятельности гимназистов. Вот почему появилась необходимость создать интегрированную авторскую программу, логически вычленив и творчески переработав теоретический материал по соответствующим разделам программ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «МХК», «Культурология», «Эстетическая культура личности».
Функция предмета «МХК», в рамках художественно-эстетического цикла гимназии, заключается в том, чтобы дать сбалансированное образование и стимулировать: развитие эстетической отзывчивости по отношению к природе и созданному человеком миру культуры, обострение ощущения его многообразия и взаимообусловленности; понимание связи между мастерством, сноровкой, опытом, изобретательностью, остротой восприятия, с одной стороны, и духовным самоощущением индивида — с другой;
103
приобретение непосредственного опыта общения с искусством; широким кругом материалов, технологий, инструментов и средств, понимание их возможностей; приобретение навыков разработки и презентации проектных идей различными средствами; овладение методами и способами интеграции знаний различных школьных дисциплин вокруг какой-либо выбранной учащимися проектной проблемы, относящейся к миру культуры и искусства.
В связи с этим главной целью образовательной программы является создание условий, в которых можно научить учащихся вести исследования доступных им проблем, развить их воображение и мышление, способность организовать свою работу, оценивать ее результаты и воплощать их в жизнь, представлять и защищать свои проекты, быть активным участником культуро-творческой деятельности.
Важным для создания этих условий является решение следующих задач:
• создание эстетического пространства и среды, способствующей эстетическому воспитанию, развитию самостоятельности, ответственности, культуры поведения и бесконфликтного общения;
• обеспечение учащимся возможности самопознания, самореализации;
• развитие эстетического чувства и художественной инициативы гимназиста;
• разработка методических рекомендаций (стратегия организации содержания образования, отбор и использование различных приемов и методов подачи учебного материала). Большое значение имеет комплексность обучения, то есть обучение практическим и теоретическим основам на каждом занятии одновременно. Предлагаемые в программе упражнения и творческие задания разного уровня рассчитаны на проведение экспериментов, от-
работку навыков и умений, развитие художественного творчества.
Методы преподавания «МХК» определяются:
• возрастными особенностями учащихся и общей воспитательной направленностью данной дисциплины, которая может играть важнейшую мировоззренческую роль в современной российской школе;
• спецификой интегративного содержания данного курса, предполагающего изучение художественных произведений разных видов искусств с единых культурологических позиций и духовно-нравственных оценок;
• активным использованием творческих методов обучения проблемнопоискового характера, основанных на включении школьников в самостоятельную исследовательскую деятельность, связанную с анализом и оценкой художественных явлений.
• использованием проектного метода обучения.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы обосновали и проверили следующие педагогические условия: прак-тико-ориентированный характер обучения старших школьников и их личностноориентированное информирование; персонализация педагогического взаимодействия; организация педагогического сопровождения учащихся в художественноэстетической деятельности. Ход формирующего эксперимента показал, художественно-эстетическая деятельность учащихся старших классов может быть организована и активизирована если:
1) будет осуществляться учет психоло-го-возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в ходе творческого освоения проектной деятельности на основе целостного подхода к проектированию данного процесса.
2) построение модели активизации познавательной и творческой деятельно-
сти учащихся в процессе освоения новых знаний и умений о культуре и искусстве станет опорой для эстетического развития старшеклассника.
3) стимулирование потребности учащихся в накоплении эстетического опыта будет осуществляться с помощью системы заданий, способствующих обогащению творческого понимания искусства.
Свидетельством эффективности предложенной модели проектной художественно-эстетической деятельности стало участие старшеклассников в краевых конкурсах научно-исследовательских работ, активное участие в городских творческих конкурсах и фестивалях.
Об эффективности предложенной модели свидетельствуют результаты контрольного этапа опытно-экспериментального исследования. В завершающей стадии формирующего эксперимента была проведена комплексная диагностика, включающая анкетирование, анализ результатов проектной (творческой или исследовательской) деятельности учащихся, собеседование. Оценка уровня развития художественно-эстетической деятельности учащихся осуществлялась по ранее разработанным критериям.
Теоретическое обоснование структурных составляющих процесса художественно-эстетического воспитания старших школьников предполагает, что: а) художественно-эстетическое воспитание осуществляется в процессе художественноэстетической деятельности путем повышения уровня мотивации, развития эстетической культуры и творческого воображения; б) культурно-педагогическое воспитательное пространство занятий обладает следующими возможностями:
1) формирует ценностное отношение к произведениям искусства; 2) расширяет круг художественных интересов, а также художественно-теоретических знаний;
3) побуждает к творческой деятельности на основе развития творческих способно-
стей, и систематизирующим компонентом которых является художественно-образное мышление; 4) развивает способность и стремление к познанию и развитию. Динамику взаимодействия в культурнопедагогическом воспитательном пространстве характеризуют методологические подходы: интеграционный, полихудожествен-ный, поликультурный, ценностно-мотивационный, интерпретационный.
Художественно-эстетическая деятельность учащегося — это целенаправленный процесс реализации собственных потенциальных возможностей в эстетическом освоении и преобразовании окружающего мира, протекающий в специфических условиях образовательной среды. Использование возможностей искусства в образовательном процессе школы — одно из условий становления культуры старшеклассника, содержательными компонентами которой являются: развитие творческих качеств и способностей; ценностно-эстетическое отношение к среде жизнедеятельности.
Педагогические условия эффективного художественно-эстетического развития учащихся: создание духовной атмосферы в школе; личностно-творческая организация учебно-воспитательного процесса; вовлечение учащихся в активную творческую деятельность, а также: организация образовательного процесса на основе интегративного подхода; разви-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
105
тие предрасположенности учащихся к художественно-эстетической деятельности.
Основными составляющими модели эффективной организации и активизации художественно-эстетической проектной деятельности являются: 1) цель;
2) основные задачи; 3) компоненты художественно-эстетической деятельности;
4) основные критерии сформированно-сти художественно-эстетической деятельности; 5) педагогические условия и методы организации учебно-воспитательного процесса; 6) основные виды и формы творческой деятельности.
Таким образом, теоретическое обоснование структурных составляющих процесса художественно-эстетического воспитания старших школьников путем повышения уровня мотивации, развития эстетической культуры и творческого воображения. Построенное нами культурно-педагогическое воспитательное пространство занятий обладает следующими возможностями: формирует ценностное отношение к произведениям искусства; расширяет круг художественных интересов, а также художественнотеоретических знаний; побуждает к творческой деятельности на основе развития творческих способностей, так как систематизирующим компонентом является художественно-образное мышление; развивает способность и стремление к познанию и развитию.
1. БЫЧКОВ, В. В. Эстетика : учебник/ В. В. Бычков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Гардарики, 2006.
2. ВЫГОТСКИЙ, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М., 1991.
3. ВЫГОТСКИЙ, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — 2-е изд. — М., 1968.
4. ГРЕБЕНЩИКОВА, В. Ю. Информационно-образовательные технологии как фактор развития творчества учащихся в проектной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Великий Новгород, 2003.
5. ГУЗЕЕВ, В. В. Метод проектов как частный случай интерактивной технологии обучения / В. В. Гузеев // Директор школы. — 1995.— № 6.
6. КАЙДАЛОВ, В. А. Философия и педагогическая теория / В. А. Кайдалов, В. Н. Железняк, В. Р. Имакаев ; Перм. гос. техн. ун-т. — Пермь, 2005.
7. КОЧЕРОВА, Е. Исследовательская деятельность учащихся в процессе освоения курса МХК : по материалам московского конкурса творческих проектов «Культура XXI века : между прошлым и будущим» / Е. Кочерова, М. Фоминова // Искусство в школе. — 2003. — № 6.
8. КРЫЛОВА, Н. Б. Формирование эстетической культуры личности : школа, трудовой коллектив, вуз / Н. Б. Крылова, Л. П. Печко. — М. : Знание, 1986. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика»; № 2).
9. КРЫЛОВА, Н. Б. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования / Н. Б. Крылова // Народное образование. — М., 2005. — № 2.
10. ЛЕОНТЬЕВ, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М., 1977.
11. ЛЕРНЕР, И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. — М. : Знание, 1974.
12. ЛУШНИКОВ, И. Д. Технология развития индивидуальных творческих способностей учащихся / И. Д. Лушников. — Вологда. 2005.
13. МАТВЕЕВ, А. В. Уровневая дифференциация как условие самореализации подростков в учебном
процессе [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — 13.00.01— общая педагогика, история педагогики и образования / А. В. Матвеев ; РАО ; Гос. науч. пед. библиотека им.
К. Д. Ушинского. — Ярославль, 2001. — Режим доступа: http: //www.gnpbu.ru/katal0g/kat_0.htm -
14. МЕЙЛАХ, Б. С. Процесс творчества и художественное восприятие / Б. С. Мейлах. — М., 1985.
15. НЕМЕНСКИЙ, Б. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания : книга для учителя / Б. М. Неменский. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1987.
16. ПЕЧКО, Л. П. Искусство в развитии художественно-эстетического опыта формирующейся личности / Л. П. Печко // Эстетический опыт как источник активности творческого воображения в художественном образовании : сб. науч. тр. и мат. науч.-практ. конф. — М., 2006.
17. САВЕНКОВА, Л. Г. Проблемы дидактики образовательной области «Искусство». Педагогические технологии и механизмы художественно-творческого развития детей : интегрированные формы обучения / Л. Г. Савенкова, Н. В. Богданова. — М. : Изд. дом РАО, 2006.
18. СЕЛЕВКО, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. — М. : Народное образование, 1998.
19. СОВРЕМЕННЫЕ подходы к теории эстетического воспитания: (материалы и тезисы Буров-ских чтений). — М. : ИХО РАО, 1999.
20. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ воспитание: опыт, проблемы, перспективы : (ежегодник Института художественного образования РАО). — М., 2001.
21. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ опыт личности как условие освоения культуры в образовательном процессе школы и вуза : сб. науч. тр. / Ин-т художественного образования РАО ; Владимирский гос. ун-т. — М., 2003.
22. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ опыт личности как источник активности творческого воображения в художественном образовании : сб. науч. тр. и мат. науч.-практ. конф. — (переизд. сб. — М. : ИД «Секрет фирмы», 2004). — М., 2006.
23. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ среда и развитие культуры личности (в школе и педвузе). — Вып. 2 : межвуз. сб. науч. тр. / Ин-т художественного образования РАО ; Луганский гос. ун-т им. Т. Шевченко. — Москва ; Луганск, 2000.
24. ЮСОВ, Б. П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» / Б. П. Юсов // Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожест-венного воспитания детей. — М. : Компания Спутник+, 2004.
Получено 12.11.08 © Дегтева И. Б., 2009