Л. А. Грицай
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ
ШКОЛЫ
Работа представлена кафедрой педагогических технологий Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. К. Гребенкина
В статье рассмотрены педагогические условия, способствующие наиболее эффективному формированию эстетической культуры старшеклассников в учебно-воспитательном пространстве современной школы.
Aesthetic culture is a basic integral quality of a person. The author of the article considers pedagogical conditions that promote the most effective formation of senior pupils’ aesthetic culture in teaching and educational space of modern school.
В последние десятилетия в педагогической литературе достаточно широко обсуж-дается вопрос о необходимости культуроцентрической направленности учебно-воспитательного процесса в современной школе (В. С. Библер, М. С. Каган, В. А. Доман-ский). Данный факт объясняется многими причинами, главной из которых мы считаем потребность современного общества в воспитании человека культуры, личности, обладающей гуманистической системой ценностей, сформированным эстетическим сознанием и поведением, стремящейся к творческому освоению мира и максимальной самореализации.
На современном этапе в педагогической науке культуроцентрическая модель воспитания и образования предполагает формирование индивидуальной (базовой) культуры каждого ученика. Теория базовой культуры личности была разработана в советской педагогике в 80-х гг. XX в. О. С. Газ-маном. Данная теория получила свое дальнейшее развитие в трудах виднейшего отечественного ученого В. А. Сластенина. Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе В. А. Сластенин выделяет как одну из приоритетных целей воспитания и образова-
ния. Исследователь называет следующие составляющие данного процесса: «Философ ско-мировозренческую подготовку школьников, гражданское и трудовое воспитание, формирование основ нравственной культуры личности, профессиональную ориентацию, воспитание физической культуры и формирование эстетической культуры учащихся» 1 .
Когда-то еще античный философ Платон, размышляя о пути духовного развития личности, сравнивал его с восхождением по ступеням лестницы, ведущей к триединым ипостасям Истины, Добра и Красоты. В свою очередь В. А. Сластенин важнейшими компонентами базовой культуры считает нравственную, эстетическую и физическую культуры личностей учащихся. Эти три компонента находятся в неразрывном единстве, составляя вместе с философско-мировоззренческим осмыслени -ем мира суть этой нравственно-эстетической триады.
В современной научной педагогической литературе существует множество определений эстетической культуры. Опираясь на научные труды виднейших исследователей в этой области (Э. А. Верба, М. Э. Верба, М. С. Кагана, Л. П. Печко, Н. И. Киящен-
ко), мы определили эстетическую культуру личности как интегральную философскую категорию, обладающую положительной семантикой, содержательной и сущностной стороной. В содержание эстетической культуры входят эстетические знания, умения, навыки, переживания, суждения, убеждения, оценки, ценности, нормы и идеалы поведения, эстетическое сознание, эстетический вкус, творческие способности. Сущностный компонент заключается в определении исходного начала, источника изучения. Таким исходным началом, на наш взгляд, является творческая эстетическая деятельность людей по созданию прекрасного в жизни, осмыслению ее, сопровождающая человечество на всех исторических этапах его существования.
Организуя процесс формирования эстетической культуры, мы учитывали психологические возрастные особенности ребен-ка. В нашем исследовании это учащиеся старшего школьного возраста (ранняя юность). Л. И. Божович в своей книге «Личность и ее формирование в детском возрасте» выделяет две основные психологические черты этого возраста:
• обращенность в будущее, самоопределение, выбор жизненного пути, потребность определить свое место в труде, обществе, жизни;
• формирование мировоззрения, т. е. выработка своих собственных взглядов в области науки, общественной жизни и морали2 .
Формирование мировоззрения вместе с потребностью в самоопределении рождает определенную направленность личности старшего школьника и накладывает печать на все психические процессы и функции в этом возрасте.
Познание культурного наследия прошлых эпох способствует, с одной стороны, развитию познавательного потенциала личности, умению думать и анализировать, с другой - мир культуры дает взрослеющему человеку нравственные ориентиры, позволяющие найти свое место в жизни, по-
этому педагогами и психологами особо подчеркивается значение грамотно органи-зованного процесса нравственного и эстетического воспитания в старших классах. В. А. Сухомлинский напрямую связывает эстетическое развитие личности с ее нрав -ственным формированием. Размышляя об особенностях юношеского возраста, он особо подчеркивает роль эстетического воспитания в нравственном развитии старшеклассников, так как для «нравственного самоутверждения воспитанников в годы юности очень важно, чтобы каждый из них пережил, испытал красоту, возвышенность высоконравственного поступка»3.
На основе теоретического анализа нами была разработана и апробирована на базе МОУ № 67 г. Рязани модель формирования эстетической культуры старшеклассников, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы исследования.
На констатирующем этапе работы существенным являлся вопрос о критериях и уровнях индивидуальной эстетической культуры старшеклассников. Опираясь на научные источники (Р. X. Чернявский, Л. Н. Москвичева, Л. П. Печко), мы определили три основных критерия эстетического развития (общая эстетическая образованность; развитость основных форм эстетического сознания: чувств, вкусов, идеалов, потребностей; степень освоения эстетических норм, участия в эстетической творческой деятельности), на основе которых нами были выявлены четыре уровня (высокий, достаточный, промежуточный и недостаточный) сформированное™ эстетической культуры старшеклассников.
Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования представлены в следующей табл. 1.
Как мы можем наблюдать, число старшеклассников с промежуточным и недостаточным уровнем эстетического развития составляет больше чем две трети от общего числа опрошенных. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости
Таблица 1
Уровни сформированности эстетической культуры учащихся (сентябрь 2006 года)
Количество детей Уровни сформированности индивидуальной эстетической культуры
Группа 1-я группа, высокий уровень 2-я группа, достаточный уровень 3-я группа, промежуточный уровень 4-я группа, недостаточный уровень
Количество детей % Количество детей % Количество детей % Количество. детей %
Экспериментальная 15 1 6,6 3 20 6 40 5 33,3
Контрольная 106 4 3,7 22 20,7 46 43,3 34 32
совершенствования методики и технологии воспитания эстетической культуры школьников в образовательном пространстве учебных заведений, определения комплекса наиболее эффективных педагогических условий и средств, определяющих развитие эстетической культуры каждого ученика.
Формирующий этап опытно-экспериментального исследования опирался на результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента. В данном случае процесс эффективного формирования эстетической культуры основывается на органи-зации определенных педагогических условий, направленных на формирование целостной, гармонично развитой и творчески активной личности. Этот процесс рассматривается как поступательное развитие некой целостной системы взаимообусловленных компонентов. В ходе исследования нами были определены условия эффектив-ного формирования эстетической культуры старшеклассников. К ним относятся: эстетизация образовательной среды; развитие ребенка в системе эстетического воспи -тания; организация эстетически значимой деятельности; формирование атмосферы эмоционального благополучия как процесса оптимизирующего сознание ребенка и здоровьесберегающего фактора, формирование системы ценностей, нравственных императивов; высокий уровень сформиро-
ванности эстетической культуры педагогов, управляющих образовательным процессом в школе.
Реализация выявленных условий потребовала определения системы видов деятельности, способствующих эстетическому формированию личности, таких как изучение факультативного курса «Эстетика»; обеспечение интегрированного подхода к преподаванию предметов гуманитарно-эстетического цикла (литература, МХК, русский язык); организация внеклассной коллективно-творческую деятельности; выявление индивидуальных особенностей ребенка средствами искусства, их сохранение и развитие; взаимодействие с социокультурными учреждениями (театрами, музеями, библиотеками и т. д.).
Результативность определенных нами педагогических условий формирования эстетической культуры старшеклассников подтвердил контрольный этап исследования, в ходе которого мы наблюдали повы -шение уровня эстетической культуры школьников, что позволяет нам сделать вывод о том, что комплекс выбранных нами направлений деятельности способствует эстетическому развитию учащихся. Дальнейшее изучение проблемы исследования предусматривает работу по формированию эстетической культуры старшеклассников на более высоком уровне ее развития.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школьная пресса, 2004. С. 240.
2 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
3 Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М., 1961. С. 207.