Научная статья на тему 'Некоторые аспекты формирования эстетической культуры старшеклассников в условиях современной школы'

Некоторые аспекты формирования эстетической культуры старшеклассников в условиях современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эстетическая культура / формирование эстетической культуры

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грицай Л. А.

В статье рассмотрены педагогические условия, способствующие наиболее эффективному формированию эстетической культуры старшеклассников в учебно-воспитательном пространстве современной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aesthetic culture is a basic integral quality of a person. The author of the article considers pedagogical conditions that promote the most effective formation of senior pupils" aesthetic culture in teaching and educational space of modern school.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты формирования эстетической культуры старшеклассников в условиях современной школы»

Л. А. Грицай

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ

ШКОЛЫ

Работа представлена кафедрой педагогических технологий Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. К. Гребенкина

В статье рассмотрены педагогические условия, способствующие наиболее эффективному формированию эстетической культуры старшеклассников в учебно-воспитательном пространстве современной школы.

Aesthetic culture is a basic integral quality of a person. The author of the article considers pedagogical conditions that promote the most effective formation of senior pupils’ aesthetic culture in teaching and educational space of modern school.

В последние десятилетия в педагогической литературе достаточно широко обсуж-дается вопрос о необходимости культуроцентрической направленности учебно-воспитательного процесса в современной школе (В. С. Библер, М. С. Каган, В. А. Доман-ский). Данный факт объясняется многими причинами, главной из которых мы считаем потребность современного общества в воспитании человека культуры, личности, обладающей гуманистической системой ценностей, сформированным эстетическим сознанием и поведением, стремящейся к творческому освоению мира и максимальной самореализации.

На современном этапе в педагогической науке культуроцентрическая модель воспитания и образования предполагает формирование индивидуальной (базовой) культуры каждого ученика. Теория базовой культуры личности была разработана в советской педагогике в 80-х гг. XX в. О. С. Газ-маном. Данная теория получила свое дальнейшее развитие в трудах виднейшего отечественного ученого В. А. Сластенина. Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе В. А. Сластенин выделяет как одну из приоритетных целей воспитания и образова-

ния. Исследователь называет следующие составляющие данного процесса: «Философ ско-мировозренческую подготовку школьников, гражданское и трудовое воспитание, формирование основ нравственной культуры личности, профессиональную ориентацию, воспитание физической культуры и формирование эстетической культуры учащихся» 1 .

Когда-то еще античный философ Платон, размышляя о пути духовного развития личности, сравнивал его с восхождением по ступеням лестницы, ведущей к триединым ипостасям Истины, Добра и Красоты. В свою очередь В. А. Сластенин важнейшими компонентами базовой культуры считает нравственную, эстетическую и физическую культуры личностей учащихся. Эти три компонента находятся в неразрывном единстве, составляя вместе с философско-мировоззренческим осмыслени -ем мира суть этой нравственно-эстетической триады.

В современной научной педагогической литературе существует множество определений эстетической культуры. Опираясь на научные труды виднейших исследователей в этой области (Э. А. Верба, М. Э. Верба, М. С. Кагана, Л. П. Печко, Н. И. Киящен-

ко), мы определили эстетическую культуру личности как интегральную философскую категорию, обладающую положительной семантикой, содержательной и сущностной стороной. В содержание эстетической культуры входят эстетические знания, умения, навыки, переживания, суждения, убеждения, оценки, ценности, нормы и идеалы поведения, эстетическое сознание, эстетический вкус, творческие способности. Сущностный компонент заключается в определении исходного начала, источника изучения. Таким исходным началом, на наш взгляд, является творческая эстетическая деятельность людей по созданию прекрасного в жизни, осмыслению ее, сопровождающая человечество на всех исторических этапах его существования.

Организуя процесс формирования эстетической культуры, мы учитывали психологические возрастные особенности ребен-ка. В нашем исследовании это учащиеся старшего школьного возраста (ранняя юность). Л. И. Божович в своей книге «Личность и ее формирование в детском возрасте» выделяет две основные психологические черты этого возраста:

• обращенность в будущее, самоопределение, выбор жизненного пути, потребность определить свое место в труде, обществе, жизни;

• формирование мировоззрения, т. е. выработка своих собственных взглядов в области науки, общественной жизни и морали2 .

Формирование мировоззрения вместе с потребностью в самоопределении рождает определенную направленность личности старшего школьника и накладывает печать на все психические процессы и функции в этом возрасте.

Познание культурного наследия прошлых эпох способствует, с одной стороны, развитию познавательного потенциала личности, умению думать и анализировать, с другой - мир культуры дает взрослеющему человеку нравственные ориентиры, позволяющие найти свое место в жизни, по-

этому педагогами и психологами особо подчеркивается значение грамотно органи-зованного процесса нравственного и эстетического воспитания в старших классах. В. А. Сухомлинский напрямую связывает эстетическое развитие личности с ее нрав -ственным формированием. Размышляя об особенностях юношеского возраста, он особо подчеркивает роль эстетического воспитания в нравственном развитии старшеклассников, так как для «нравственного самоутверждения воспитанников в годы юности очень важно, чтобы каждый из них пережил, испытал красоту, возвышенность высоконравственного поступка»3.

На основе теоретического анализа нами была разработана и апробирована на базе МОУ № 67 г. Рязани модель формирования эстетической культуры старшеклассников, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы исследования.

На констатирующем этапе работы существенным являлся вопрос о критериях и уровнях индивидуальной эстетической культуры старшеклассников. Опираясь на научные источники (Р. X. Чернявский, Л. Н. Москвичева, Л. П. Печко), мы определили три основных критерия эстетического развития (общая эстетическая образованность; развитость основных форм эстетического сознания: чувств, вкусов, идеалов, потребностей; степень освоения эстетических норм, участия в эстетической творческой деятельности), на основе которых нами были выявлены четыре уровня (высокий, достаточный, промежуточный и недостаточный) сформированное™ эстетической культуры старшеклассников.

Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования представлены в следующей табл. 1.

Как мы можем наблюдать, число старшеклассников с промежуточным и недостаточным уровнем эстетического развития составляет больше чем две трети от общего числа опрошенных. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости

Таблица 1

Уровни сформированности эстетической культуры учащихся (сентябрь 2006 года)

Количество детей Уровни сформированности индивидуальной эстетической культуры

Группа 1-я группа, высокий уровень 2-я группа, достаточный уровень 3-я группа, промежуточный уровень 4-я группа, недостаточный уровень

Количество детей % Количество детей % Количество детей % Количество. детей %

Экспериментальная 15 1 6,6 3 20 6 40 5 33,3

Контрольная 106 4 3,7 22 20,7 46 43,3 34 32

совершенствования методики и технологии воспитания эстетической культуры школьников в образовательном пространстве учебных заведений, определения комплекса наиболее эффективных педагогических условий и средств, определяющих развитие эстетической культуры каждого ученика.

Формирующий этап опытно-экспериментального исследования опирался на результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента. В данном случае процесс эффективного формирования эстетической культуры основывается на органи-зации определенных педагогических условий, направленных на формирование целостной, гармонично развитой и творчески активной личности. Этот процесс рассматривается как поступательное развитие некой целостной системы взаимообусловленных компонентов. В ходе исследования нами были определены условия эффектив-ного формирования эстетической культуры старшеклассников. К ним относятся: эстетизация образовательной среды; развитие ребенка в системе эстетического воспи -тания; организация эстетически значимой деятельности; формирование атмосферы эмоционального благополучия как процесса оптимизирующего сознание ребенка и здоровьесберегающего фактора, формирование системы ценностей, нравственных императивов; высокий уровень сформиро-

ванности эстетической культуры педагогов, управляющих образовательным процессом в школе.

Реализация выявленных условий потребовала определения системы видов деятельности, способствующих эстетическому формированию личности, таких как изучение факультативного курса «Эстетика»; обеспечение интегрированного подхода к преподаванию предметов гуманитарно-эстетического цикла (литература, МХК, русский язык); организация внеклассной коллективно-творческую деятельности; выявление индивидуальных особенностей ребенка средствами искусства, их сохранение и развитие; взаимодействие с социокультурными учреждениями (театрами, музеями, библиотеками и т. д.).

Результативность определенных нами педагогических условий формирования эстетической культуры старшеклассников подтвердил контрольный этап исследования, в ходе которого мы наблюдали повы -шение уровня эстетической культуры школьников, что позволяет нам сделать вывод о том, что комплекс выбранных нами направлений деятельности способствует эстетическому развитию учащихся. Дальнейшее изучение проблемы исследования предусматривает работу по формированию эстетической культуры старшеклассников на более высоком уровне ее развития.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школьная пресса, 2004. С. 240.

2 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

3 Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М., 1961. С. 207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.