ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012
Н. Ю. Шведова. — 4-е изд., доп. — М. : Азбуковник, 1999. —
944 с.
ФИРЕР Анна Владимировна, аспирантка кафедры теории и методики обучения математике Омского государственного педагогического университета, старший преподаватель кафедры высшей математики
и информатики, Лесосибирского педагогического института — филиала Сибирского федерального университета.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.07.2011 г.
© А. В. Фирер.
УДК 37.01:7.01 В. В. СВАХИНА
Средняя школа №29, г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан
СИСТЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ___________________________________
В статье рассмотрена одна из актуальных проблем современного образования — развитие эстетической культуры учащихся. Раскрыто содержание одного из компонентов данного понятия — системы культурных и нравственных ценностей, а также представлены результаты диагностических исследований в этом направлении. Статья представляет интерес для педагогов эстетического цикла общеобразовательных школ, а также учреждений дополнительного образования. Ключевые слова: эстетическая культура, система культурных и нравственных ценностей, эстетические эмоции, эстетические интересы.
Характерной особенностью системы образования последних лет является внедрение в массовую школу некоторых положений культурной парадигмы (культура общения, культурное самоопределение, культурная модель и др.). В связи с этим возникает потребность создания в массовой школе реальной культурной среды, которая могла бы стать альтернативой традиционному обучению и обеспечить полноценное развитие духовно-нравственной и эстетической культуры учащихся.
Однако сегодня образовательная система сталкивается с определёнными трудностями в реализации этой задачи. В связи с ориентацией школы только на обучение, способствующее излишней рационализации и интеллектуализации, предметы эстетического цикла не имеют достаточной представленности и должного внимания в учебных планах. Государственный общеобязательный стандарт среднего общего образования Республики Казахстан предполагает изучение всего двух предметов эстетической направленности — «Музыка» и «Изобразительное искусство» (1—6 классы), то есть фактически начиная с седьмого класса учащиеся лишены возможности полноценного художественно-эстетического воспитания и образования. Кроме того, ориентация на внешкольные и семейные формы эстетического воспитания, угасающие под воздействием рыночных отношений, сегодня себя не оправдывает. В результате возникает дефицит эмоционально-ценностного отношения личности к миру, сужение её образного мышления, что, в свою очередь, способствует примитивности в выборе жизненных ориентиров, бездуховности школьников. В связи с этим возникает существенное противоречие между необходимостью
формирования эстетической культуры учащихся как составной части общечеловеческой культуры и недостаточной теоретической и методической оснащенностью этого процесса в практике общеобразовательных школ.
Проведя анализ психолого-педагогической литературы по исследованию эстетической культуры, мы вслед за М.А. Верб, А.А. Веремьевым, Т.В. Шурта-ковой определяем «эстетическую культуру личности» как «интегральное личностное образование, совокупность качеств, свойств, проявлений, позволяющих человеку полноценно воспринимать прекрасное и участвовать в его создании» [1, 2]. Иными словами, эстетическая культура представляет собой диалектическое единство эстетического сознания, чувств и деятельности, которое образуется и проявляется в процессе активного общения с прекрасным.
В результате исследований эстетической культуры личности мы выявили и рассмотрели содержание её основных компонентов. Иными словами, нами предпринята попытка построения системной модели этого феномена. В этом системном образовании можно выделить ряд структурно-функциональных компонентов. Итак, в качестве компонентов эстетической культуры учащихся нами предложены следующие: эмоциональная восприимчивость к красоте; система духовно-нравственных ценностей; творческая активность; художественно-исполнительская деятельность; эстетическое самообразование и самовоспитание.
Безусловно, все данные компоненты взаимосвязаны, взаимообусловлены и находятся в диалектическом взаимодействии. Мы рассмотрим такой компонент эстетической культуры учащихся, как «система
Иерархия духовно-нравственных ценностей учащихся
Оцениваемые учащимися сферы своей жизнедеятельности Показатель ценностной ориентации Оценка достоверности выраженности ценностей Интерпретация широты интересов в уровнях выраженности ценности
Широта сфер интересов (в %) Значимость для учащихся сфер жизнедеятельности (в уровнях)
Общение 100 Высокий - 75% и выше -высокий уровень; 50-75% - средний уровень; до 50% - низкий уровень
Развлечения 87,69 Высокий Р<0,001; Х2=11,25; df= 1
Коллектив группы 66,92 Средний Р<0,001; Х2= 15,12; df= 1
Самовоспитание 47,69 Низкий Р>0,05; Х2 = 3,12; df= 1
Организуемый взрослыми труд 46,15 Низкий Р<0,01; Х2 = 9,03; df= 1
Творческая деятельность 22,31 Низкий Р>0,05; Х2=0,5^= 1
культурных, нравственных ценностей», который представляет собой комплекс собственных представлений, суждений о прекрасном, основанный на приобретённых знаниях, личных пристрастиях. Данный компонент является своеобразным фундаментом для дальнейшего формирования нравственной позиции, эстетического отношения к искусству, к людям и общественным отношениям, к природе и труду.
В систему духовно-нравственных ценностей учащихся в области эстетики входят, прежде всего, эстетические интересы, которые выражаются в стремлении использовать имеющиеся знания и умения на практике (самообразовании, творческой деятельности). Благодаря эстетическим интересам развиваются такие качества личности, как наблюдательность, интеллектуальная активность, воображение, восприятие, сосредоточенность. Как следствие развития эстетических интересов учащихся, в процессе общения с предметами и явлениями искусства формируются эстетическая критическая избирательность и собственный взгляд на произведения искусства. Их признаком является способность эстетического суждения об эстетических явлениях в искусстве, жизни, поведении, отношениях. На наш взгляд, особенную важность здесь представляет не только определённый багаж знаний и суждений об искусстве, но и умение отличать истинно духовные ценности от мнимых, давать им собственную оценку. Наиболее полно данный аспект представлен в процессе обучения на старшей ступени общеобразовательной школы в виде спецкурсов «Мировая художественная культура» и «История музыки», разработанных в рамках нашего исследования.
В эмоциональном опыте общения с художественноэстетическими ценностями формируется эстетический вкус, который можно определить как «способность человека к различению, пониманию и оценке эстетических явлений во всех сферах жизни и искусства» [3, с. 48]. Он проявляется в потребностях, интересах, идеалах человека, следовательно, а также определяет содержание и уровень развития его эстетической культуры. В результате общения учащихся с художественно-эстетическими ценностями, возникает актуализированная необходимость в культурном обогащении, стремление к достижению высокого нравственного и культурного уровня и, как следствие, происходит формирование духовно-нравственных и культурных ценностей.
Для определения уровней сформированности исследуемого компонента эстетической культуры, на констатирующем этапе эксперимента, мы провели тестирование учащихся 7 — 9 классов, используя методику «Сфера интересов» О.И. Моткова [4, с. 51 —53]. Цель: изучение широты сфер интересов учащихся, выраженности интересов к активным видам деятельности, общению, развлечению, творчеству (табл. 1). Данная методика направлена на выявление следующих ценностных ориентаций:
— активная деятельная жизнь — полнота и эмоциональная насыщенность;
— наличие хороших и верных друзей;
— познание — возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие;
— продуктивная жизнь — максимально полное использование своих возможностей, сил, способностей;
— развитие — работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование;
— развлечения — приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей;
— творчество — возможность творческой деятельности;
— красота природы и искусства — переживание прекрасного в природе и искусстве.
Проведя анализ диагностических данных по определению значимости сферы интересов учащихся, можно сделать выводы о том, что лидирующие позиции занимают такие сферы, как общение (100 %) и развлечения (87,69 %), что является отражением реальности в этом отношении современных подростков. Далее по степени значимости испытуемые отмечают такие позиции, как роль коллектива в жизни учащихся (66,92 %) и стремление к самовоспитанию (47,69 %). Достаточно низкий интерес выразили испытуемые в отношении трудовой деятельности. На последнем месте среди ценностных приоритетов испытуемых контрольной группы находится творческая деятельность (22,31 %). Результаты диагностического исследования отражают реальную картину относительно ценностных приоритетов современных подростков и свидетельствуют о недостаточной заинтересованности учащихся в творческой деятельности. Доверительная оценка различий сопоставля-
2
емых распределений производилась с помощью с — критерия К. Пирсона.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012
П
Е
д
А
Г
О
Г
И
Подходы: системный, культурологический, личностно-ориентированный, деятельностный
Принципы: гуманизации, индивидуализации, природосообразности, культуросообразности
Особенности воспитательного процесса школы:
- учет разноуровневого по своим способностям, потребностям и интересам контингента учащихся;
- осуществление воспитательного процесса с учетом социализации и индивидуализации;
- гуманистический характер воспитания;
- развитие творческого потенциала учащихся независимо от природных задатков с целью их успешной адаптации
Компоненты эстетической культуры учащихся:
Эстетическая образованность. Эмоциональная восприимчивость к красоте.
Система культурных, нравственных ценностей и эстетическая мотивация. Творческая активность. Художественно-исполнительская деятельность.
Эстетическое самообразование и самовоспитание
1 г
Деятельность, направленная на формирование эстетической культуры учащихся
/ ■ т ■ \
Учебная
Общеэстетический факультет. Предметы -музыка, ИЗО, хореография, этика и этикет, история музыки, МХК
Внеучебная
Организация и проведение внеклассных мероприятий эстетической направленности. Формы - фестиваль, конкурс, лекция-концерт и др.
Внешкольная
Работа школы искусств. Посещение занятий У ДО, участие в конкурсах, фестивалях детского творчества городского, областного, республиканского уровней
Самообразование
Посещение культурных центров, музеев, концертов; исследовательская работа, проектная деятельность
Педагогические условия: целенаправленный отбор содержания учебного материала с точки зрения его эстетической направленности; преемственность в реализации процесса эстетического воспитания и образования; комплексный и систематичный характер учебной и внеучебной деятельности; психологическая поддержка процесса развития творческого потенциала личности; создание воспитывающей социокультурной среды
У
ч
А
Щ
И
Е
С
Я
Критерии, показатели, уровни (высокий, средний, низкий) ЭКУ
Результат: повышение уровня эстетической культуры учащихся
Рис. 1. Схема модели системы развития эстетической культуры учащихся
В рамках формирующего этапа эксперимента, который предполагал разработку и внедрение в образовательный процесс школы системы развития эстетической культуры учащихся, а также обновление содержания (разработка программ, спецкурсов), методов и форм процесса развития эстетической культуры учащихся (рис. 1).
Главной целью опытно-экспериментальной работы стало создание воспитывающей социокультурной среды для успешного развития эстетической культуры учащихся с целью предоставления им широких возможностей для активного, самостоятельного творческого поиска, удовлетворения потребностей, склонностей и интересов школьников с разными уровнями способностей. Под «культурной средой» понимают конкретное, данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он включается в культур-
ные связи общества, где он приобретает первый опыт самостоятельной культурной деятельности [5, с. 191].
Среди основных задач опытно-экспериментальной работы необходимо отметить:
— расширение содержания базового и дополнительного эстетического воспитания и образования учащихся, направленного на развитие их эстетической культуры;
— включение учащихся в активную творческую среду, участие в различных конкурсах, фестивалях, концертах детского творчества, в соответствии с их склонностями и способностями;
— вовлечение школьников в индивидуальную, групповую и коллективную проектную деятельность.
На заключительном этапе эксперимента мы провели контрольный срез всех критериальных показателей эстетической культуры учащихся и в том
Таблица 2
Местоположение творчества в иерархии духовно-нравственных ценностей учащихся из экспериментальной и контрольной групп
Оцениваемые учащимися сферы своей жизнедеятельности Показатели ценностной ориентации Выборка Доверительная оценка различий ^= 1)
Экспериментальная группа Контрольная группа
Общение Широта интересов 100 % 100 % -
Значимость сферы высокий уровень высокий уровень
Творческая деятельность Широта интересов 75 % 22,31 % р<0,001; х2=71,1 (10,97)
Значимость сферы высокий уровень низкий уровень
Развлечения Широта интересов 72,66 % 87,69 % р<0,01; х2=9,19
Значимость сферы средний уровень высокий уровень
Коллектив группы Широта интересов 67,19 % 66,92 % р>0,05; х2=0,02
Значимость сферы средний уровень средний уровень
Самовоспитание Широта интересов 64,84 % 47,69 % р<0,01; х2=7,71
Значимость сферы средний уровень низкий уровень
Организуемый взрослыми труд Широта интересов 42,19 % 46,15 % р>0,05; х2= 0,41
Значимость сферы низкий уровень низкий уровень
числе уровня значимости ценностей и интересов испытуемых экспериментальной и контрольной групп. Результаты диагностики представлены в табл. 2.
Как свидетельствует табл. 2, положительная динамика имеется практически по всем показателям. Необходимо отметить, что наиболее высокое значение для старшеклассников остается «общение» (100 %). Из всех ценностей, которые представлены в данной диагностической методике, в большей степени нас интересовала «творческая деятельность», так как в современных условиях для старшеклассников не свойственно выделять ее в качестве значимых. А в рамках нашего исследования мы считаем необходимостью развитие творческого потенциала учащихся посредством побуждения их к творческой деятельности. Как показали результаты контрольного среза, 75 % испытуемых экспериментальной группы обозначили «творческую деятельность» в качестве значимой позиции, в то время как в контрольной группе данные составляют 22,31 % соответственно (прирост — 52,69 %).
При анализе документации средней школы № 29 г. Усть-Каменогорска, а именно — статистических отчетов, планов и анализов воспитательной работы, классных журналов, а также портфолио учащихся было выявлено, что за период эксперимента произошли следующие позитивные изменения:
— уменьшение количества учащихся с девиантным поведением (на 15 %);
— увеличение количества учащихся-призеров в городских, областных и республиканских конкурсах и фестивалях детского творчества (на 22 %);
— повышение качества знаний учащихся по предметам эстетического цикла (на 21 %);
— увеличение количества учащихся, посещающих занятия в кружках и студиях эстетического профиля в рамках дополнительного образования (на 25 %);
— увеличение количества учащихся, занятых исследовательской работой и проектами (на 58 %).
Таким образом, результаты эксперимента подтвердили наше предположение о том, что разработка содержания и внедрение системы развития эстетической культуры учащихся на всех ступенях общеобразовательной школы, нацеленной на включение в общую систему учебно-воспитательного процесса школы через органичное сочетание классно-урочных, внеклассных и внешкольных форм деятельности, способствует формированию системы духовнонравственных ценностей как одного из компонентов эстетической культуры учащихся.
Библиографический список
1. Верб, М. А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников / М. А. Верб. — Л., 1980. - 80 с.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012
СВАХИНА Виктория Валерьевна, заместитель директора по эстетическому воспитанию средней школы № 29, соискатель кафедры педагогики Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова, г. Усть-Каменогорск.
Адрес для переписки: [email protected] Статья поступила в редакцию 10.11.2011 г.
© В. В. Свахина
Информация
Конкурс на получение премии «Просветитель»
Фонд некоммерческих программ «Династия» объявил о приеме книг на конкурс в рамках премии «Просветитель».
Участвовать в конкурсе могут произведения объемом не менее 5 авторских листов (ранее к рассмотрению принимались произведения объемом не менее 8 авторских листов).
С этого года к рассмотрению принимаются и рукописи на стадии макета, вне зависимости от того, бумажное или электронное издание планируется выпустить.
Рукописи рассматриваются только по заявкам издательств.
Лауреаты премии получат по 720 тысяч рублей, авторы книг, вошедших в короткий список, — по 120 тысяч рублей, а издатели книг-лауреатов — по 130 тысяч рублей на продвижение победивших в конкурсе книг.
В 2012 году создан Совет премии — совещательный орган, который оказывает Оргкомитету консультативную помощь при отборе книг.
Совет выдвигает книги на премию, дает экспертную оценку поступивших на конкурс книг, помогает формировать длинный список.
Он может предлагать идеи по расширению иной деятельности в рамках премии в целом.
Совет премии формируется из членов жюри, лауреатов и финалистов премии прошлых лет, а также авторов, отмеченных спецпризами премии.
Совет премии — добровольное объединение, число членов совета постоянно увеличивается.
Произошли изменения и в составе жюри.
В новом сезоне его возглавит Борис Георгиевич Салтыков, генеральный директор Политехнического музея, он сменил на этом посту академика Юрия Алексеевича Рыжова.
У председателя жюри есть право второго голоса, однако Борис Салтыков выразил надежду на то, что ему не придется им воспользоваться, и обещал «править в жюри демократично».
Кроме того, лауреаты премии 2010 года, входившие в жюри, уступили место лауреатам 2011 года — Александру Маркову и Владимиру Плунгяну.
Жюри премии 2012 года:
— Борис Салтыков — председатель жюри
— Евгений Бунимович
— Илья Колмановский
— Максим Кронгауз
— Александр Марков
— Владимир Плунгян
— Алексей Семихатов
Книги на конкурс принимаются с 29 февраля до 15 мая 2012 года.
Информация о конкурсе опубликована на сайте фонда некоммерческих программ «Династия»
Источник: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/258/231615.php (дата обращения: 11.03.2012).
2. Веремьев, А. А. Эстетическая культура личности / А. А. Ве-ремьев // Искусство и образование. — 2004. — № 3. — С. 14-28.
3. Современный словарь по педагогике / сост. Рапоце-
вич Е. С. — Минск, 2001. — 928 с.
4. Нечаев, М. П. Практика управления воспитанием в школе / М. П. Нечаев. — М., 2005. — 152 с.
5. Крылова, Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Кры-
лова. — М., 2000. — 236 с.