Научная статья на тему 'К вопросу о приемах эстетического воспитания обучающихся в ходе занятий изобразительным искусством'

К вопросу о приемах эстетического воспитания обучающихся в ходе занятий изобразительным искусством Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
190
125
Поделиться
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / УЧАЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Маркова Екатерина Романовна

В статье рассматривается роль эстетического воспитания на занятиях по изобразительному искусству для формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности ребенка. Описываются приемы эстетического воспитания детей в художественных школах и школах искусств.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «К вопросу о приемах эстетического воспитания обучающихся в ходе занятий изобразительным искусством»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

электронно-звуковыми модулями (синтезаторами, звуковыми картами, семплерами) — современный инструментарий композиторского труда» [2; 18]. Вторые - что это, своего рода, начало вырождения музыкальной эстетики. Но, несмотря на полярность обозначенных взглядов, музыкально-компьютерные технологии уже плотно вошли в нашу жизнь. Современные педагоги имеют дело с «компьютеризированными» учениками, что и обуславливает необходимость введения в педагогический обиход музыкально-компьютерных технологий.

И. Б. Горбунова и А. В. Горельченко считают, что за компьютером в музыкальном образовании -перспектива обогащения музыкально-творческой деятельности учеников на уроках в детской школе искусств [1; 52].

В системе дополнительного образования пробуждение творческой активности ребенка особенно значимо, поскольку в ней можно встретить детей с различным уровнем музыкальных способностей, различной заинтересованностью к обучению. Школы искусств должны предпрофессионально подготовить своих учащихся, а также воспитать грамотного слушателя, любителя музыки, человека, умеющего слушать и понимать музыку.

Среди положительных факторов включения музыкально-компьютерных технологий в занятия в классе домбры можно отметить следующие:

• учащиеся глубже понимают изучаемые произведения;

• учащиеся демонстрируют наличие мотивации, направленной на включение в новую область знаний;

• знания, полученные детьми, закрепляются лучше, оставаясь в памяти на более долгий срок, легче восстанавливаются.

Итак, на сегодняшний день чрезвычайно важно осознание музыкально- компьютерных технологий как средства решения некоторых задач, зачастую дающих принципиально новые результаты, как один из новых инструментов обучения, как один из профессиональных инструментов в сфере музыкального образования и творчества.

Список использованной литературы:

1. Горбунова И. Б., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе: Уч. пособ. СПб., 2003.

2. Белов Г. Г. Композитор и компьютер: некоторые практические и педагогические аспекты // Материалы междунар. науч. сессии, посвященной 140-летию Консерватории, «Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе 1862-2002». СПб., 2002.

© Макишева С.Б., Бурлак О.А., 2016

УДК 37.018

Маркова Екатерина Романовна

магистрант Омского государственного педагогического университета,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

г. Омск, РФ E-mail: yecat2011@yandex.ru

К ВОПРОСУ О ПРИЕМАХ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ

Аннотация

В статье рассматривается роль эстетического воспитания на занятиях по изобразительному искусству для формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности ребенка. Описываются приемы эстетического воспитания детей в художественных школах и школах искусств.

Ключевые слова Эстетическое воспитание, изобразительное искусство, учащиеся.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Система эстетического воспитания, являясь важнейшим средством формирования духовно-практического отношения к действительности, играет важную роль в образовательном процессе. По мнению многих педагогов, психологов, таких как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.С. Кузин, С.П. Ломов [3], С.Е. Игнатьев, Б.М. Неменский, Л.Г. Медведев [8], Е.С. Лыкова [4] и др. формирование личности и эстетической культуры человека происходит наиболее благоприятно и эффективно именно в школьном возрасте. Б.Т. Лихачев указал, что с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни очень значимым является период дошкольного и младшего школьного детства [2].

От степени эстетической активности зависит уровень культуры человека, потому в процессе реализации воспитательных задач в образовательном учреждении педагогу важно развивать у учеников мотивацию к повышению своей эстетической и художественной культуры, стимулировать стремление к непрерывному разностороннему самовоспитанию и самообразованию. Центральным звеном системы эстетического воспитания является художественное воспитание, образование, развитие учащихся средствами искусства, позволяющими научить ребенка видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей его действительности [9].

Одним из компонентов системы эстетического воспитания является эстетическое сознание -активная творческая деятельность в сочетании с непосредственным общением человека с обществом, природой, искусством [6]. Значимым элементом эстетического сознания человека является художественно-эстетическое восприятие, проявляющееся в способности человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства, развитию которых способствует культура эстетического восприятия.

Под эстетическим чувством понимается субъективное эмоциональное состояние, которое вызвано оценочным отношением человека к какому-либо эстетическому явлению. Они порождают эстетические переживания, способствующие появлению и развитию духовно-эстетических потребностей. Потребность проявляется как устойчивая необходимость общения с художественно-эстетическими ценностями, в переживании духовно-эстетических состояний [2, с.321].

Наряду с эстетическим сознанием большую роль в учебно-воспитательном процессе школьников играет эстетическое воспитание - как целенаправленный процесс формирования у школьников нравственно-эстетического гуманистического идеала [5, 7]. Признаком эстетического воспитания служит эстетическая воспитанность человека с показателем - идеалы, ясное представление о красоте, искусстве и действительности, развитый художественный вкус. Данный критерии - база для проявления внешнего показателя - художественно-эстетического творчества [2, с.334]. Рисунок ученика - показатель уровня развитости его эстетической воспитанности [6]. Задачи эстетического воспитания решаются в школе каждодневно, но наиболее эффективно на основе художественно-творческой деятельности на занятиях по изобразительному искусству [1].

Эстетическое воспитание реализуется в системе дополнительного образования. Согласно Федеральным государственным требованиям в области искусства, обучение ориентировано на формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам. Так в БОУ ДО «ДШИ № 3» г. Омска цель дополнительной предпрофессиональной программы заключается в формировании целостной художественно-эстетически развитой личности и приобретении обучающимися теоретических знаний и художественно-исполнительских умений, и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи эстетического воспитания уместно решать посредством сочетания различных приемов: 1) показ и восприятие произведений искусства. Для повышения воздействия искусства на детей необходимо грамотно отобрать произведения искусства для восприятия их детьми, учесть особенности форм и методов учебной работы [9]. 2) посещение выставок, музеев позволяет учащимся лично познакомиться с произведениями искусства. 3) участие детей в конкурсах, выставках. Активная вовлеченность детей в проведение различных мероприятий способствует возникновению у них эмоционального отклика,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

формированию уважительного отношения к своему и чужому труду [10]. 4) беседы об искусстве -комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства [11]. 5) воспитание эстетических качеств через цвет на занятиях по колористике, развитие умения воспринимать тон, форму, линию.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Таким образом, система эстетического воспитания школьников служит основой для формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности, а учебные предметы художественного цикла, благодаря множеству форм и методов воздействия на человека, в наибольшей степени способствуют этому.

Список использованной литературы:

1. Исаев А.А., Деменёв Д.Н., Рябинова С.В., Савельева О.П. Основы творческого подхода в живописи: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. 224 с.

2. Лихачёв Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1985. 176 с.

3. Ломов С.П., Медведев Л.Г. Изобразительное искусство как фактор формирования научного мировоззрения школьников // Философия образования. 2015. № 6 (63). С. 168 - 180.

4. Лыкова Е.С. Изображение натюрморта школьниками младших классов // Образование и наука. 2014. № 8 (117). С. 136 - 148.

5. Лыкова Е.С. Развитие декоративности в изобразительной деятельности младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1996. 16 с.

6. Лыкова Е.С. Эстетическое воспитание детей на занятиях печатной графикой // Воспитание школьников. 2015. № 8. С. 28 - 33.

7. Медведев Л.Г. О состоянии художественного образования // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 8. С. 14-16.

8. Медведев Л.Г. Эстетическое воспитание в процессе художественного образования. Омск. 2015. 214 с.

9. Савельева О.П. Виртуальная выставка-конкурс детского творчества как современных социокультурный проект // Актуальные проблемы образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в контексте современного научного знания международная научно-практическая конференция: сборник статей. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2014. С. 245 -249.

10.Савельева О.П. Организация проверки знаний учащихся (на материале уроков изобразительного искусства) // Начальная школа плюс До и После. 2006. № 5. C. 7 - 13.

11. Семенова М.А. Мастер-класс как система творческого показа // Педагогика искусства. 2008. № 4. С. 98 -127.

© Маркова Е.Р., 2016

УДК 378

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Минеева Татьяна Алексеевна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой математики САФУ имени М.В. Ломоносова,

г. Северодвинск, Российская Федерация E-mail: mineeva7@yandex.ru Ершова Ирина Валерьевна старший преподаватель кафедры математики САФУ имени М.В. Ломоносова,

г. Северодвинск, Российская Федерация E-mail: Irina-124@yandex.ru

ПОДГОТОВКА КАДРОВ НОВОЙ ФОРМАЦИИ Аннотация

В статье рассматриваются мнения по вопросу возрождения ценности инженерной профессии и