Научная статья на тему 'К вопросу о приемах эстетического воспитания обучающихся в ходе занятий изобразительным искусством'

К вопросу о приемах эстетического воспитания обучающихся в ходе занятий изобразительным искусством Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
686
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / УЧАЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Екатерина Романовна

В статье рассматривается роль эстетического воспитания на занятиях по изобразительному искусству для формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности ребенка. Описываются приемы эстетического воспитания детей в художественных школах и школах искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о приемах эстетического воспитания обучающихся в ходе занятий изобразительным искусством»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

электронно-звуковыми модулями (синтезаторами, звуковыми картами, семплерами) — современный инструментарий композиторского труда» [2; 18]. Вторые - что это, своего рода, начало вырождения музыкальной эстетики. Но, несмотря на полярность обозначенных взглядов, музыкально-компьютерные технологии уже плотно вошли в нашу жизнь. Современные педагоги имеют дело с «компьютеризированными» учениками, что и обуславливает необходимость введения в педагогический обиход музыкально-компьютерных технологий.

И. Б. Горбунова и А. В. Горельченко считают, что за компьютером в музыкальном образовании -перспектива обогащения музыкально-творческой деятельности учеников на уроках в детской школе искусств [1; 52].

В системе дополнительного образования пробуждение творческой активности ребенка особенно значимо, поскольку в ней можно встретить детей с различным уровнем музыкальных способностей, различной заинтересованностью к обучению. Школы искусств должны предпрофессионально подготовить своих учащихся, а также воспитать грамотного слушателя, любителя музыки, человека, умеющего слушать и понимать музыку.

Среди положительных факторов включения музыкально-компьютерных технологий в занятия в классе домбры можно отметить следующие:

• учащиеся глубже понимают изучаемые произведения;

• учащиеся демонстрируют наличие мотивации, направленной на включение в новую область знаний;

• знания, полученные детьми, закрепляются лучше, оставаясь в памяти на более долгий срок, легче восстанавливаются.

Итак, на сегодняшний день чрезвычайно важно осознание музыкально- компьютерных технологий как средства решения некоторых задач, зачастую дающих принципиально новые результаты, как один из новых инструментов обучения, как один из профессиональных инструментов в сфере музыкального образования и творчества.

Список использованной литературы:

1. Горбунова И. Б., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе: Уч. пособ. СПб., 2003.

2. Белов Г. Г. Композитор и компьютер: некоторые практические и педагогические аспекты // Материалы междунар. науч. сессии, посвященной 140-летию Консерватории, «Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе 1862-2002». СПб., 2002.

© Макишева С.Б., Бурлак О.А., 2016

УДК 37.018

Маркова Екатерина Романовна

магистрант Омского государственного педагогического университета,

г. Омск, РФ E-mail: yecat2011@yandex.ru

К ВОПРОСУ О ПРИЕМАХ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ

Аннотация

В статье рассматривается роль эстетического воспитания на занятиях по изобразительному искусству для формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности ребенка. Описываются приемы эстетического воспитания детей в художественных школах и школах искусств.

Ключевые слова Эстетическое воспитание, изобразительное искусство, учащиеся.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Система эстетического воспитания, являясь важнейшим средством формирования духовно-практического отношения к действительности, играет важную роль в образовательном процессе. По мнению многих педагогов, психологов, таких как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.С. Кузин, С.П. Ломов [3], С.Е. Игнатьев, Б.М. Неменский, Л.Г. Медведев [8], Е.С. Лыкова [4] и др. формирование личности и эстетической культуры человека происходит наиболее благоприятно и эффективно именно в школьном возрасте. Б.Т. Лихачев указал, что с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни очень значимым является период дошкольного и младшего школьного детства [2].

От степени эстетической активности зависит уровень культуры человека, потому в процессе реализации воспитательных задач в образовательном учреждении педагогу важно развивать у учеников мотивацию к повышению своей эстетической и художественной культуры, стимулировать стремление к непрерывному разностороннему самовоспитанию и самообразованию. Центральным звеном системы эстетического воспитания является художественное воспитание, образование, развитие учащихся средствами искусства, позволяющими научить ребенка видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей его действительности [9].

Одним из компонентов системы эстетического воспитания является эстетическое сознание -активная творческая деятельность в сочетании с непосредственным общением человека с обществом, природой, искусством [6]. Значимым элементом эстетического сознания человека является художественно-эстетическое восприятие, проявляющееся в способности человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства, развитию которых способствует культура эстетического восприятия.

Под эстетическим чувством понимается субъективное эмоциональное состояние, которое вызвано оценочным отношением человека к какому-либо эстетическому явлению. Они порождают эстетические переживания, способствующие появлению и развитию духовно-эстетических потребностей. Потребность проявляется как устойчивая необходимость общения с художественно-эстетическими ценностями, в переживании духовно-эстетических состояний [2, с.321].

Наряду с эстетическим сознанием большую роль в учебно-воспитательном процессе школьников играет эстетическое воспитание - как целенаправленный процесс формирования у школьников нравственно-эстетического гуманистического идеала [5, 7]. Признаком эстетического воспитания служит эстетическая воспитанность человека с показателем - идеалы, ясное представление о красоте, искусстве и действительности, развитый художественный вкус. Данный критерии - база для проявления внешнего показателя - художественно-эстетического творчества [2, с.334]. Рисунок ученика - показатель уровня развитости его эстетической воспитанности [6]. Задачи эстетического воспитания решаются в школе каждодневно, но наиболее эффективно на основе художественно-творческой деятельности на занятиях по изобразительному искусству [1].

Эстетическое воспитание реализуется в системе дополнительного образования. Согласно Федеральным государственным требованиям в области искусства, обучение ориентировано на формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам. Так в БОУ ДО «ДШИ № 3» г. Омска цель дополнительной предпрофессиональной программы заключается в формировании целостной художественно-эстетически развитой личности и приобретении обучающимися теоретических знаний и художественно-исполнительских умений, и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи эстетического воспитания уместно решать посредством сочетания различных приемов: 1) показ и восприятие произведений искусства. Для повышения воздействия искусства на детей необходимо грамотно отобрать произведения искусства для восприятия их детьми, учесть особенности форм и методов учебной работы [9]. 2) посещение выставок, музеев позволяет учащимся лично познакомиться с произведениями искусства. 3) участие детей в конкурсах, выставках. Активная вовлеченность детей в проведение различных мероприятий способствует возникновению у них эмоционального отклика,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

формированию уважительного отношения к своему и чужому труду [10]. 4) беседы об искусстве -комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства [11]. 5) воспитание эстетических качеств через цвет на занятиях по колористике, развитие умения воспринимать тон, форму, линию.

Таким образом, система эстетического воспитания школьников служит основой для формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности, а учебные предметы художественного цикла, благодаря множеству форм и методов воздействия на человека, в наибольшей степени способствуют этому.

Список использованной литературы:

1. Исаев А.А., Деменёв Д.Н., Рябинова С.В., Савельева О.П. Основы творческого подхода в живописи: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. 224 с.

2. Лихачёв Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1985. 176 с.

3. Ломов С.П., Медведев Л.Г. Изобразительное искусство как фактор формирования научного мировоззрения школьников // Философия образования. 2015. № 6 (63). С. 168 - 180.

4. Лыкова Е.С. Изображение натюрморта школьниками младших классов // Образование и наука. 2014. № 8 (117). С. 136 - 148.

5. Лыкова Е.С. Развитие декоративности в изобразительной деятельности младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1996. 16 с.

6. Лыкова Е.С. Эстетическое воспитание детей на занятиях печатной графикой // Воспитание школьников. 2015. № 8. С. 28 - 33.

7. Медведев Л.Г. О состоянии художественного образования // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 8. С. 14-16.

8. Медведев Л.Г. Эстетическое воспитание в процессе художественного образования. Омск. 2015. 214 с.

9. Савельева О.П. Виртуальная выставка-конкурс детского творчества как современных социокультурный проект // Актуальные проблемы образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в контексте современного научного знания международная научно-практическая конференция: сборник статей. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2014. С. 245 -249.

10.Савельева О.П. Организация проверки знаний учащихся (на материале уроков изобразительного искусства) // Начальная школа плюс До и После. 2006. № 5. C. 7 - 13.

11. Семенова М.А. Мастер-класс как система творческого показа // Педагогика искусства. 2008. № 4. С. 98 -127.

© Маркова Е.Р., 2016

УДК 378

Минеева Татьяна Алексеевна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой математики САФУ имени М.В. Ломоносова,

г. Северодвинск, Российская Федерация E-mail: mineeva7@yandex.ru Ершова Ирина Валерьевна старший преподаватель кафедры математики САФУ имени М.В. Ломоносова,

г. Северодвинск, Российская Федерация E-mail: Irina-124@yandex.ru

ПОДГОТОВКА КАДРОВ НОВОЙ ФОРМАЦИИ Аннотация

В статье рассматриваются мнения по вопросу возрождения ценности инженерной профессии и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.