Научная статья на тему 'Роль традиций в системе эстетического воспитания в образовательных учреждениях лицейского типа'

Роль традиций в системе эстетического воспитания в образовательных учреждениях лицейского типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА ЧУВСТВА / ВОСПИТАНИЕ / ФОРМЫ / МЕТОДЫ / СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ТРАДИЦИИ / UPBRINGING / FORMS / MEANS OF THE AESTHETIC EDUCATION / TRADITIONS / AESTHETICS / FEELINGS / METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савенко Татьяна Николаевна, Миронычева Ольга Александровна

В статье определена специфика организации эстетического воспитания в образовательных учреждениях лицейского типа, описаны традиции в УО «Мозырский государственный областной лицей», определена роль внеклассной работы по эстетическому воспитанию в форме традиций учебно-воспитательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савенко Татьяна Николаевна, Миронычева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of traditions in the system of the aesthetic upbringing in the educational organizations of the lyceum type

In this article the specific character of the aesthetic upbringing in the educational organizations of the lyceum type is defined, the traditions of Mozyr State Regional Lyceum are described, the role of extraclass work on the aesthetic education in the forms of traditions of teaching and educational institutions is defined.

Текст научной работы на тему «Роль традиций в системе эстетического воспитания в образовательных учреждениях лицейского типа»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ - ШКОЛЕ

ББК 74.200.54 УДК 371.036

Т.Н. САВЕНКО, О.А. МИРОНЫЧЕВА

РОЛЬ ТРАДИЦИИ В СИСТЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЛИЦЕИСКОГО ТИПА

T.N. SAVENKO, O.A. MIRONYCHEVA

THE ROLE OF TRADITIONS IN THE SYSTEM OF THE AESTHETIC UPBRINGING IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE LYCEUM TYPE

В статье определена специфика организации эстетического воспитания в образовательных учреждениях лицейского типа, описаны традиции в УО «Мо-зырский государственный областной лицей», определена роль внеклассной работы по эстетическому воспитанию в форме традиций учебно-воспитательного учреждения.

In this article the specific character of the aesthetic upbringing in the educational organizations of the lyceum type is defined, the traditions of Mozyr State Regional Lyceum are described, the role of extraclass work on the aesthetic education in the forms of traditions of teaching and educational institutions is defined.

Ключевые слова: эстетика чувства, воспитание; формы, методы, средства эстетического воспитания; традиции.

Key words: aesthetics, feelings, upbringing; forms, methods, means of the aesthetic education; traditions.

Проблема эффективной организации эстетического воспитания как важнейшего средства формирования всесторонне и гармонично развитой личности всегда была в центре внимания педагогов. Эстетическое воспитание не менее актуально, чем проблема развития мыслительной деятельности учащегося, так как человек утверждается в предметном мире не только посредством мысли, но и всех чувств. Задача совершенствования интеллекта школьника в основном решается в учебном процессе, в рамках учебных занятий.

Воспитание эстетических чувств - проблема более сложная и многогранная - реализуется с учетом целого ряда факторов в целостном педагогическом процессе. Эстетическому воспитанию в нем принадлежит ведущая роль. Многие выдающиеся люди, уделом которых была эстетическая деятельность (художники, музыканты, писатели, педагоги и психологи) постоянно подчеркивали важность формирования чувственной сферы человека. Известный

русский критик и общественный деятель В.Г. Белинский со всей категоричностью утверждал: «Только в гармонии ума и чувства заключается высочайшее совершенство человека» [1, с. 32].

Определенно высказывался в этом плане знаменитый советский педагог А.С. Макаренко: «Воспитать настоящий характер - значит воспитать человеческое чувство!» [2, с. 31]. Эстетическое воспитание способствует развитию чувства прекрасного, облагораживает душу человека, формирует в нем потребность строить свою жизнь по законам красоты и гармонии.

Анализ результатов педагогических исследований в этом направлении позволяет утверждать, что к настоящему времени определены сущность, содержание эстетического воспитания как основного направления в формировании базовой культуры личности, разработаны формы, методы и приемы, важнейшие средства его реализации в практике учебно-воспитательных учреждений (Ю.П. Азаров, Л.С. Выготский, К.В. Гавриловец, И.И. Казимирская, М.А. Кушаев, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, В.А. Салеев, И.Ф. Харламов и мн. др.).

В педагогике эстетическое воспитание определяется как «целенаправленный процесс организации педагогом разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства» [3, с. 214].

В настоящее время инновационные процессы, происходящие в образовательно-воспитательной системе, возникновение новых видов обучения, инвариантных типов учебных заведений требуют переосмысления, совершенствования сущности, содержания, форм и методов, средств эстетического воспитания, создания инновационных технологий по достижению его целей и задач. Изучение и обобщение системы эстетического воспитания в образовательных учреждениях лицейского типа, возникших в последние десятилетия в Республике Беларусь, позволяют на примере УО «МГОЛ» определить инновационный характер работы педагогов в этом направлении.

УО «МГОЛ» имеет свою специфику организации учебно-воспитательного процесса. Она проявляется в учебной загруженности лицеистов-старшеклассников в связи с углубленным изучением предметов по профилям, в нехватке времени для участия ребят во внеклассных мероприятиях эстетического характера, в специально организованной художественно-эстетической деятельности. Однако это обстоятельство не является препятствием для создания стройной, оптимальной системы эстетического воспитания.

Обобщение результатов ее изучения дает возможность представить следующие компоненты системы эстетического воспитания в образовательных заведениях лицейского типа:

1. Эстетизация лицейского быта, помещений учебного заведения, внешнего вида учащихся и преподавателей.

2. Гуманизация стиля отношений участников педагогического процесса, эстетика общения, взаимодейсвтия в системе «учитель - ученик», «учитель -учитель», «ученик - ученик».

3. Высокий уровень профессионализма педагогов, их готовности к осуществлению эстетического воспитания, что позволяет реализовывать эстетический компонент в преподавании и учении, добиваясь результативности учебной деятельности всех учащихся.

4. Руководство со стороны педагогического коллектива эстетическим самовоспитанием лицеистов.

5. Создание лицейских традиций, в рамках которых в полной мере реализуется художественно-эстетическое воспитание.

Значительная роль в данной системе принадлежит последнему компоненту. Традиции отражают социальную направленность, дух и стиль учебного заведения, оказывают огромное влияние на нравственно-эстетическое воспитание учащихся, способствуют сплочению классных коллективов. Лицейские традиции - это обычаи, которые оберегаются и поддерживаются коллективом учебно-воспитательного учреждения, передаются от одного поколения учащихся к другому. Их эмоциональное воздействие усиливается благодаря тому, что учащихся привлекает не только содержательная сторона традиционных воспитательных мероприятий, но и оригинальная форма. Наличие системы собственных традиций отличает лицей от других учебно-воспитательных учреждений.

Каждая лицейская традиция имеет свою историю. Если молодая, вновь возникшая традиция на первых порах может казаться не очень привлекательной со стороны формы, то с течением времени по мере внесения новыми поколениями школьников творческих решений она приобретает черты, которые обогащают и украшают воспитательные мероприятия. Каждое новое поколение лицеистов поддерживает те начинания, которые осуществляли старшие учащиеся. В традициях проявляется доверие новых членов коллектива к тому, что сделали предшественники, к их опыту. Традиции - это апробированный опыт, в них закрепляется то лучшее, что сложилось в предшествующие годы, ценное наследие, которое обогащается, обновляется и развивается вместе с развитием лицея и лицейского коллектива.

В лицее есть своя символика (герб, флаг, гимн), которая разрабатывалась художественно одаренными учащимися и педагогами. Принимая данную символику, лицеисты осознают, что их «alma mater» живет по общим законам и традициям красоты, интеллекта, коллективной деятельности. Это помогает почувствовать свою принадлежность к «лицейской семье». Учащиеся знают о традиционных мероприятиях, они готовятся к ним, ждут их, участвуют в проведении, стараются успешно проявить себя и в результате получают большое эмоциональное, эстетическое удовлетворение. Педагогический коллектив заботится о том, чтобы традиционные мероприятия в лицее были яркими и интересными. К ним относятся праздничная линейка, посвященная началу учебного года, вечер знакомств «На широте дружбы», День учителя, День матери, выборы в правительство Лицейской Республики, День лицеиста, Мистер и Мисс лицея, новогодний карнавал, презентации альманаха «На волнах Припяти». Многие из этих мероприятий являются традиционными во всех учебных заведениях, но в лицее существуют свои традиционные элементы. Например, на линейке, посвященной Дню знаний, обязательно исполняется гимн лицея, запускаются в небо шары, выпускаются голуби. Наличие традиционных блоков в каждом из праздников способствует их эффективности и еще более усиливает эмоциональное влияние торжеств.

Особое значение в ряде традиций лицея имеет акция «Ветеран живет рядом». В ходе шефской работы над ветеранами войны и труда у учащихся формируется бережное отношение к гражданским и государственным ценностям, воспитывается уважительное отношение к старшему поколению, осваиваются различные социальные роли, создаются условия для развития у юношей и девушек высоких нравственных качеств, инициативы. Ветераны - ча-

стые гости на всех праздничных мероприятиях. Стало традицией в День пожилых людей приглашать ветеранов педагогического труда на праздничный концерт и чаепитие. С их участием проводятся «уроки мужества», круглые столы. Ветераны входят в состав членов жюри на спортивных состязаниях, в различных конкурсах. Учащиеся лицея посещают ветеранов на дому, поздравляют их с праздниками. Эта традиция в большей степени способствует патриотическому и гражданскому воспитанию, но ее оформление всегда носит художественный характер, поэтому ее по праву можно считать средством нравственно-эстетического воспитания.

Осуществление экологического проекта «Сохраним Мозырские Яры» предполагает исследовательскую и природоохранную деятельность лицеистов, обучающихся по естественно-математическому, географическому профилю. Одновременно эта традиционная работа способствует развитию и формированию у учащихся эстетического восприятия природы - важнейшего источника эстетического наслаждения для человека.

Ежегодно в УО «МГОЛ» в конце января проходит День гения, приуроченный Дню белорусской науки. В коридорах лицея вывешиваются стенгазеты, в которых повествуется о достижениях лицеистов, принимающих участие в исследовательских проектах, в предметных олимпиадах. Инициативная группа на каждой перемене знакомит учащихся с жизнью и достижениями одного из великих ученых в той или иной научной области. Сам ученый (в роли ученых - учащиеся лицея) благодарит самых одаренных учеников за то, что они продолжают его дело, за их трудолюбие и усердие, желает всем удачи, вручает грамоты победителям городских, областных и республиканских олимпиад.

В лицее стало традицией проводить в феврале (ко Дню защитника Отечества) конференции отцов. К этому мероприятию проводится основательная предварительная подготовка. Всем отцам учащихся лицея рассылаются приглашения на конференцию, разрабатываются памятки «Психологические и педагогические рекомендации для родителей», составляются коллажи из се -мейных фотографий, проводится опрос учащихся с целью изучения мнения лицеистов о роли отца в жизни ребенка, пишутся сочинения в форме писем-обращений, посвященных отцам. Подготовка и проведение этого мероприятия носит творческий характер.

С целью предоставления информации о мире профессий, оказания психолого-педагогической поддержки учащимся в выборе жизненного пути, открытия перед ними перспектив дальнейшего личностного роста и оказания им помощи в определении своих жизненных планов в лицее традиционно проходят мероприятия «Ярмарка профессий» и «Нешуточное испытание». Открытие ярмарки начинается с приветствия консультантов и участников в форме небольшого концерта. Консультанты знакомят присутствующих со всеми направлениями специальностей, представленных на ярмарке, дают общую информацию о профессиях по каждому направлению, рассказывают о взаимосвязи учебных предметов и профессий, об учебных заведениях, в которых можно получить подготовку к той или иной профессии. В конце дня подводится общие итоги мероприятия, определяются наиболее активные участники ярмарки, самое интересное представление профессий.

В лицее формируются спортивные традиции, проводится много массовых спортивных мероприятий: «Вас вызывает Спортландия», «Новогодняя Спортландия», «А ну-ка, парни», «Спортивное многоборье ко Дню освобожде-

ния Мозыря», «Принцесса спорта», военизированная эстафета в День гражданской обороны. Для повышения эффективности работы в данном направлении активно привлекаются к участию в мероприятиях не только учащиеся, но и их родители, а также педагоги.

Ярким примером спортивной лицейской традиции может служить проведение «Малых олимпийских игр» на горнолыжном комплексе, в которых принимают участие дети, родители, педагоги и команда работников РСУП «Экспериментальная база «Криничная».

Интересной традицией УО «МГОЛ» является систематический выпуск газеты «Лицейский мудрец», которая была основана 19 октября 2006 года. День 19 октября - символическая дата, связанная со встречами друзей А.С. Пушкина в Царскосельском лицее в XIX веке. Эта дата отмечена в международном календаре как День лицеиста. В УО «МГОЛ» этот день особый: организовываются костюмированные представления, капустники, звучат стихи А.С. Пушкина и его друзей - создается атмосфера пушкинского времени под девизом «Друзья, прекрасен наш союз...».

Педагогический коллектив лицея большое внимание уделяет созданию ситуаций успеха для каждого участника лицейских традиций. Существующая система поощрений оказывает значительное влияние на учебно-воспитательный процесс, стимулирует познавательную, творческую активность старшеклассников. Поощрения умножают силы, активизируют желание двигаться вперед. Грамоты и благодарственные письма учащимся и их родителям, памятные призы, поздравительные плакаты, чаепитие в кабинете у директора, чествование победителей республиканской олимпиады, парад Звезд учебы на Лицейской аллее - это далеко не полный перечень приемов поощрения наиболее активных и творческих лицеистов. Сами учащиеся признаются, что наибольшей наградой для них является участие в традициях своего учебного заведения.

Добрые традиции - это то, что объединяет всех участников учебно-воспитательного процесса, на чем держится лицей. Поддерживать и закреплять традиции - не означает из года в год повторять одно и то же. Хорошим традициям чужды штампы. Отражая прошлое, лицейские традиции вместе с тем обновляются, потому что приходят новые ученики с яркими и оригинальными идеями. Реализация этих задумок требует творчества, умений творить доброе и прекрасное. Лицей растет, развивается, какие-то традиции со временем утрачиваются, но помять о них остается с выпускниками лицея навсегда. Работа педагогического коллектива по осуществлению нравственно-эстетического воспитания в системе лицейских традиций обусловливает высокий уровень личностного развития учащихся, дает им возможности развивать свои способности и успешно реализовывать их в жизни.

Литература

1. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений [Текст]: в 12 т. / В.Г. Белинский. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. - Т. 1. - 863 с.

2. Макаренко, А.С. Сочинения [Текст]: в 7 т. / А.С. Макаренко. - М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1952. - Т. 7. - 583 с.

3. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. - 3-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Юристъ, 1997. - 512 с.

ББК 74.268.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.