ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ
GENERAL PROBLEMS OF PEDAGOGY
УДК 3.036:371
ББК 74.200.54
Б 86 Н.П. Боташева
Старший преподаватель живописи Карачаево-Черкесского государственного университета; E-mail: [email protected]
РЕГИОНАЛЬНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ
(Рецензирована)
Аннотация. В данной статье раскрывается актуальность проблемы формирования эстетического вкуса подростков средствами регионального декоративно-прикладного искусства Карачаево-Черкесии в условиях поликультурной образовательной среды. Рассматривается воспитательный потенциал декоративно-прикладного искусства, представлена концептуальная модель, выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования эстетического вкуса в условиях поликультурной образовательной среды, включены обоснованные выводы, сделанные на завершающем этапе педагогического эксперимента.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, эстетический вкус, поликультурная
образовательная среда, концептуальная модель, педагогические условия, художественно-творческая деятельность.
N.P. Botasheva
Senior Teacher of Painting of Karachaevo-Circassian State University; E-mail: [email protected]
REGIONAL APPLIED ARTS OF THE KARACHAY-CHERKESSIA AS MEANS OF FORMATION OF AESTHETIC TASTE IN TEENAGERS IN A MULTICULTURAL EDUCATION ENVIRONMENT
Abstract. This paper discloses the urgency of formation of teenagers’ aesthetic taste by means of regional decorative applied art of the Karachay-Cherkessia in a multicultural education environment. The author shows the educational potential of applied arts, the conceptual model and the pedagogical conditions providing efficiency of formation of aesthetic taste in a multicultural education environment. The valid conclusions made at the final stage of pedagogical experiment are presented.
Keywords: aesthetic education, aesthetic taste, multicultural education environment, conceptual model, pedagogical conditions, art and creative activity.
Стратегической целью всей воспитательной работы является формирование всесторонне развитой личности, наполняющееся на современном этапе развития нашего общества новым содержанием, которое фокусирует свое внимание на развитии человека в поликультурной образовательной среде. России известны последствия секуляризации в развитии культуры. Нестабильность общественной жизни, кризис общества и его основных институтов, разрушение духовных идеалов привели к снижению уровня нравственности и духовности молодежи, уровня сформированности эстетического вкуса.
Имплицитными концепциями воспитания характеризуется и начало XXI века. Становится сложным отличить истинные эстетические ценности от мнимых, что говорит о недостаточной разработанности теории эстетического воспитания в педагогической науке и практики ее внедрения в учебно-воспитательный процесс. Результаты социологопедагогических исследований [1] констатируют, что активная деятельность человека наполняется феноменами редукции: наблюдается снижение ценности чтения и серьезной музыки, взаимодействия с подлинными произведениями искусства крайне редки или отсутствуют вообще. Нарастающая урбанизация подавляет индивидуальные качества человека, унифицирует его культурную микросреду, что способствует внедрению в сознание стереотипов мышления и поведения, идущих с потоком хаотичной телевизионной информации, Интернета. Сделать сознательный выбор трудно, особенно ребенку Подлинная культура становится дефициентной. В конечном итоге господствует разнузданность эстетических вкусов и низкий уровень эстетической культуры. В этой связи на первое место выходят ценности жестокости, грубости, насилия, ценности пассивных позиций учителя и ученика в учебном и воспитательном процессе, а также „...низкий уровень развития родительской мотивации, слабое владение навыками общения с детьми, плохая организация бытовой стороны жизни ребенка, его режима” [2, с.5]. Этап инноваций в педагогике сегодня направлен на изменение качества образования и воспитания подрастающего поколения. Потребность общества видится не столько в умелом исполнителе, сколько в созидателе, генераторе концепций и идей, личности инициативной, способной творить «по законам красоты», приводит к переосмыслению и переоценке роли и места эстетического компонента образования, поскольку сформировать такого человека способно эстетическое воспитание.
Суверенизация национальных республик бывшего СССР в последние десятилетия XX века привели к росту самосознания народов, к углубленному изучению их истории и культуры. Государство со своей стороны приняло ряд директивно-нормативных документов в целях поддержания этой тенденции. Это закон «Об образовании РФ» (ст. 29); «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г». Постановление Правительства России «О государственной поддержке художественных промыслов Российской Федерации» (2008); социальный заказ общества в области художественного воспитания и развития раскрывается в Концепции художественного образования Российской Федерации, разработанной на период до 2025 г., в которой очерчиваются следующие задачи: «формирование и развитие эстетических потребностей художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов» [3] и др. Все эти документы актуализируют проблему формирования эстетического вкуса школьников.
Новые образовательные императивы определяют учебный предмет как средство обучения и воспитания. Важнейшей целью признается формирование личности, в частности, формирование эстетической культуры подростка. Эстетическое воспитание через произведения народного декоративно-прикладного искусства нами рассматривается не как одно из маргинальных измерений, а как квинтэссенция познания, конститутивный элемент освоения эстетического.
С сожалением можно отметить, что в Карачаево-Черкесской республике эстетическое воспитание, как об этом свидетельствуют наши исследования, определяется как имплицитная концепция. Приобщение школьников к этнохудожественной культуре разных народов, проживающих в данном регионе, еще не в полной мере имеет приоритетную тенденцию в решении проблемы эстетического вкуса. Значительная часть подрастающего поколения республики маргинализирована в этническом аспекте, поэтому располагает дискретными знаниями об истории, культурном наследии не только своего, но и других народов. Поэтому диверсификация аксиосферы личности подростков требует активизации теоретикопрактических исследований в области эстетического воспитания, в частности, в решении проблемы формирования эстетического вкуса подростков в условиях поликультурной образовательной среды.
Таким образом, существует множество противоречий, главными из которых являются
высокая социализация потенциала поликультурной образовательной среды и недостаточное использование ее возможностей в процессе формирования эстетического вкуса учащихся; необходимость использования воспитательных возможностей регионального декоративноприкладного искусства Карачаево-Черкесии в формировании эстетического вкуса подростков и отсутствие комплексного подхода разработанности проблемы.
Значительное количество исследований (Г.Н. Волков, Б.М. Неменский, Б.Т. Лихачев, Ю.В. Максимов, А.С. Хворостов, ТЯ. Шпикалова и др.) в настоящее время указывают на то, что воспитывающий и развивающий потенциал произведений народного художественного творчества огромен. Они отображают историю, быт, мировоззрение и характер народа, дают широкие возможности для творческой самореализации личности.
Многие вещи народного творчества сегодня утрачивают свои утилитарные функции, превращаясь в сувениры, в которых дезинтегрирована духовно-практическая целостность результата труда ремесленника. Машинное производство сделало бездуховным промышленный фабрикат. Однако народное искусство в настоящее время живет в профессиональном творчестве. По мнению Н.В. Тертышник, мастер-профессионал, «... создавая вещи, лишенные утилитарной функции, нацеливает художника на усиление национально-маркировочной функции предмета», и изделие «начинает символизировать возрождение национальной культуры, позиционируется как предмет, призывающий.. .к изучению языка, исторического прошлого, традиций культуры» [4, с. 233]. Поэтому акцентуация значимости регионального декоративно-прикладного искусства Карачаево-Черкесии придает особую актуальность данной работе как важной константы сохранения их этнокультурного своеобразия и этнической самоидентификации.
Анализ философской, психологической, педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что современный процесс эстетического воспитания, в частности, формирование эстетического вкуса подростков, следует развивать по двум взаимосвязанным направлениям: совершенствование содержания обучения в рамках поликультурной
образовательной среды и поиск эффективных технологий.
Особую роль в формировании эстетического вкуса выполняет, с нашей точки зрения, интеграция различных школьных дисциплин, что обеспечивает качественно новый уровень их преподавания и является одной из актуальных задач современного обучения. Она открывает новые возможности перед педагогами и направлена на формирование мировоззрения учащихся. Ученики получают реальную возможность научиться синтезировать полученные знания, уметь видеть в них общие проблемы, находить оригинальные пути решения. В объединении, взаимопроникновении различных школьных дисциплин, в нашем исследовании «Изобразительного искусства» и «Технологии», ярче проявляется диалектичность познания: от частного к общему, от общего к частному, а также реализуется философское положение о единстве чувственного и рационального. В связи с тем, что рассматриваемые предметы являются предметами художественно-эстетического цикла, в процесс мышления вступает еще и чувственный опыт. Интеграция предметов «Изобразительное искусство» и «Технология» делает возможным создание благоприятной среды для формирования целостного восприятия произведений регионального декоративноприкладного искусства КЧР и раскрывает потенциал для успешного формирования эстетического вкуса школьника.
Особенно важно приобщать к народной культуре, искусству в подростковом возрасте, так как в этот возрастной период начинает формироваться самосознание, закладываются основы мировоззрения (а эстетические взгляды, эстетический вкус - это элементы мировоззрения как системы взглядов), развивается способность к культурной самоидентификации. Особенности эстетического развития подростков заключаются в незавершенности формирования системы эстетических ценностей; в неустойчивых содержательных идеальных представлениях об обществе, о человеке, об отношениях между людьми; в опоре на выбранные образцы, основой которой является стремление к подражанию; в высокой степени интенсивности эстетического развития.
Анализ научной литературы по исследуемой проблеме дает основание утверждать, что синкретичность регионального декоративно-прикладного искусства народов Карачаево-Черкесии (казаки, карачаевцы, черкесы, ногайцы, абазины) может способствовать решению широкого спектра задач эстетического воспитания в условиях поликультурной образовательной среды, одной из которых является формирование эстетического вкуса школьников, преодолению неупорядоченности сознания подростка в хаотичном потоке информации и стать позитивным ориентиром сегодняшнего дня, обогащая дух через сердечное созерцание, «переживание», дающих работу душе, повышая тем самым ее активность.
Формирование эстетического вкуса в условиях поликультурной образовательной среды мы рассматриваем как целостный педагогический процесс, основанный на специально организуемой деятельности, ориентированной на универсалии этнокультур региона и направленный на развитие эстетической культуры, целостной, креативной, действующей по законам красоты личности.
Системообразующие понятия процесса обучения и специфика содержания предметов «Изобразительное искусство» и «Технология» позволили нам определить совокупность педагогических условий, обеспечивающих успешность обучения и интенсивного формирования эстетического вкуса школьников средствами регионального декоративноприкладного искусства Карачаево-Черкесии. В качестве этих условий мы приняли следующую их совокупность:
1) ориентация процесса формирования эстетического вкуса подростков средствами регионального декоративно-прикладного искусства на системный, интегративный, аксиологический, личностно-деятельностный, диалогический, культурологический подходы;
2) обеспечение единства критериально-целевого, содержательного и процессуального аспектов, обуславливающих целостность формирования эстетического вкуса подростков и реализацию закономерных связей педагогических явлений;
3) учет психолого-педагогических особенностей подростков как предпосылок успешного формирования эстетического вкуса;
4) разработка и использование специальной технологии, адекватной концептуальной модели формирования эстетического вкуса подростков средствами регионального декоративно-прикладного искусства в поликультурном образовании.
Рефлексия результатов констатирующего этапа педагогического эксперимента и степень разработанности проблемы позволили определить потенциал регионального декоративно-прикладного искусства, структуру и содержание формирования эстетического вкуса в условиях поликультурной образовательной среды.
В ходе констатирующего этапа педагогического эксперимента установлено:
- сложившаяся в работе национальных образовательных школ система эстетического воспитания подростков средствами регионального декоративно-прикладного искусства Карачаево-Черкесии далека от совершенства, требует пересмотра и внесения весомых дополнений;
- учителя слабо подготовлены к решению задач эстетического воспитания в целом, к формированию эстетического вкуса подростков, в частности, в условиях поликультурной образовательной среды; выявлена недостаточность селекции исторической, этнографической, искусствоведческой литературы, которая могла бы быть использована для обучения, поэтому этот потенциал остается, к сожалению, невостребованным;
- анализ полученных в ходе эксперимента данных выявил дискретные знания учащихся в области регионального искусства и слабое понимание роли и значимости эстетической ценности изделий, созданных народными мастерами;
- развитие эстетического сознания, вкуса, чувств, оценок, идеалов в формировании личности учащихся происходит в отрыве от полинациональной художественной культуры;
- данные опроса установили низкий интерес школьников к другой культуре, одной из причин которого может быть нарушение связи обучения региональному декоративно-при-
кладному искусству и демонстрацией подлинных изделий народных мастеров; школьники городских школ немного больше заинтересованы в изучении народной культуры, чем сельские школьники;
- учащиеся 7-8 классов отдают предпочтение проектной, исследовательской деятельности, однако такая работа недостаточно воплощается в учебно-воспитательном процессе, в этой связи подростки не умеют ставить цели и соответствующие задачи на пути к решению проблемы; планировать и организовывать собственную деятельность; не умеют адекватно оценить собственный вклад и вклад других в дело; к поставленным целям не прилагают волевых усилий;
- выявленное состояние проблемы детерминирует острую необходимость более глубокого изучения всех возможностей регионального декоративно-прикладного искусства, способствующих формированию эстетического вкуса и созданию максимально благоприятных условий для учебно-воспитательного процесса с учетом этнопсихологических, возрастных особенностей подростков и современных достижений в области эстетического воспитания.
Реализация совокупности выделенных педагогических условий на формирующем этапе педагогического эксперимента была направлена на успешность формирования эстетического вкуса в условиях поликультурной образовательной среды.
Проведенный формирующий этап предусматривал апробирование и выявление эффективности разработанной концептуальной модели формирования эстетического вкуса подростков средствами регионального декоративно-прикладного искусства Карачаево-Черкесии.
Разработанная концептуальная модель представляет собой единство и взаимосвязь следующих компонентов: целевое обеспечение, включающее целеполагающую деятельность, инкорпорирующую таксономию целей обучения; критериальное обеспечение, включающее содержательную характеристику критериев, их показателей и уровней сформированности эстетического вкуса подростков; содержательное обеспечение, реализующееся в отборе и структурировании образовательной программы, интегрирующей этнокультурный материал народов Карачаево-Черкесии (казаки, карачаевцы, черкесы, ногайцы, абазины) по формированию эстетического вкуса; процессуальное обеспечение включает отбор и структурирование содержания учебного материала декоративно-прикладного искусства разных народов, разработку системы заданий, определение методов, форм, средств обучения. Теоретическое обоснование модели и экспериментальная ее проверка позволили изучить динамику формирования эстетического вкуса подростков в условиях поликультурной образовательной среды и обосновать условия для эффективной реализации данного процесса.
При проведении формирующего этапа эксперимента были поставлены следующие
задачи:
- изучение возможностей педагогического процесса с целью оптимизации художественно-творческой деятельности учащихся, направленной на совершенствование формирования эстетического вкуса в условиях поликультурной образовательной среды;
- реализация основных путей и направлений этого процесса;
- разработка содержания интегративной программы «Эстетическая шкатулка декоративно-прикладного искусства Карачаево-Черкесии» и внедрение ее в учебно-воспитательный процесс;
- экспериментальная проверка эффективности концептуальной модели формирования эстетического вкуса подростков, лежащей в основе достижения целей эксперимента;
- оценка соответствия гипотезы и результатов проведенного педагогического эксперимента.
В нашем исследовании обучение в условиях поликультурной образовательной среды строится на основе потенциала регионального декоративно-прикладного искусства, а также важности понимания национальных констант и доминант. В качестве национальной
константы следует рассмотреть национальный костюм каждого народа (казаки, карачаевцы, черкесы, ногайцы, абазины), выявить конвенциональные соответствия и дистинктивные национальные особенности. Под доминантой понимается особый вид народного промысла, которым славится каждый этнос, как наиболее ярким проявлением художественного творчества. В региональном декоративно-прикладном искусстве, которое является главной исследовательской единицей, мы остановили свой выбор на орнаменте как наиболее эвристическом направлении информационной трансмиссии из прошлого в настоящее специфических, самобытных черт каждого этноса.
Обучение проводилось при помощи определенных методов и форм. Во-первых, художественно-творческая деятельность школьников, направленная на формирование эстетического сознания, вкуса, идеала, оценки, воображения, осуществлялась на основе основных творческих принципов: повтора, вариации, импровизации. Во-вторых, творческий поиск был представлен следующими модулями: творчество через аналогии, конструктивное творчество, комбинаторное творчество, которые во многом способствовали повышению уровня сформированности эстетического вкуса подростков в том, что эстетическое воздействие красоты орнаментальных композиций, которая нашла свое воплощение в произведениях народного декоративно-прикладного искусства, следует понимать как своеобразный вектор организационного сигнала. Эмоциональное возбуждение в процессе художественно-творческой деятельности придает повышенный тонус, энергию и силу, желание выполнить работу лучше, со вкусом. Эвристическая беседа, деловая игра, декоративная интерпретация, антропотехника, неология и др. также явились методами, способствующими повышению уровня эстетического вкуса подростков.
В качестве форм обучения учащихся использовались урок-дискуссия, урок-викторина, урок-образ, урок-восхождение, урок-путешествие, проблемный урок, урок-вернисаж, деловая игра, дискуссия, проектная деятельность, экскурсии в этнографические музеи, к памятникам архитектуры, конкурсы, выставки и т.п.
Контрольное обследование формирующего этапа педагогического эксперимента подтвердило эффективность концептуальной модели формирования эстетического вкуса подростков средствами регионального декоративно-прикладного искусства Карачаево-Черкесии в условиях поликультурной образовательной среды. У большинства школьников, охваченных формирующим этапом эксперимента, наметились изменения всех показателей в лучшую сторону. Формирующий этап педагогического эксперимента показал:
- необходимость и эффективность интеграции учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Технология» к изучению регионального декоративно-прикладного искусства Карачаево-Черкесии, приобщения к истории и культуре этносов, проживающих в регионе, успешному формированию эстетического вкуса;
- переориентация содержания учебного материала на систематическое использование универсалий декоративно-прикладного искусства Карачаево-Черкесии способствовала интенсивному развитию интереса, внимания, восприятия, мышления, что позволило открыть для учащихся и учителей обширное поле проектно-исследовательской и художественно-творческой деятельности на основе богатейшего регионального материала, отличающегося ярким поликультурным характером;
- обогатилась культурно-эстетическая среда; в каждом классе создавался креативный уголок полинациональной культуры, экспозиция которого менялась, дополнялась изделиями самих школьников, что позволило учащимся почувствовать себя частью своего народа и по-ликультурного образования Карачаево-Черкесии;
- реализация интегративного курса «Эстетическая шкатулка декоративно-прикладного искусства Карачаево-Черкесии» показала, что региональное декоративно-прикладное искусство является эффективным средством формирования эстетического вкуса подростков. Результаты проведенного исследования подтверждают, что четко выстроенная система формирования эстетического вкуса в поликультурной образовательной среде способствует накоплению и расширению знаний о региональном декоративно-прикладном искусстве разных
народов, формирует эстетическое сознание, эстетический вкус, эстетические чувства, эстетические идеалы. В результате организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с разработанной моделью возросла позитивная этническая идентичность, учащиеся научились видеть красоту искусства разных национальных культур и воплощать ее в своих работах; школьники экспериментальных классов, занимаясь разнообразной художественно-творческой деятельностью, доказали, что эстетически воспитанная личность способна изменять мир вокруг себя и творить «по законам красоты»;
- проектная деятельность с защитой работ в экспериментальных классах способствовала развитию индивидуальной меры рефлексивности, которая заключалась в осознании структуры объекта, способности к целеполаганию, решению соответствующих задач, а также осознанию пробелов в этой структуре и стремлению к их устранению. У учащихся развились способности к самостоятельной работе, что выразилось в умении находить, анализировать, видеть общее и особенное в декоративно-прикладном искусстве разных народов, обобщать материал и делать выводы;
- для того чтобы формирование эстетического вкуса работало эффективно, необходимо не только рассматривать его содержательно, структурно, экономически и т.д., но и в сложном отношении с поликультурной образовательной средой;
- успешность процесса формирования эстетического вкуса подростков средствами регионального декоративно-прикладного искусства также обусловлена высокой профессиональной подготовкой учителя изобразительного искусства и учителя технологии, направленной на создание благоприятной мотивационной среды для формирования целостного восприятия народного творчества; компетентностью учителей в области регионального декоративно-прикладного искусства; владением специфическими методическими приемами;
- динамика произошедших изменений в экспериментальных группах свидетельствует о валидности разработанной концептуальной модели формирования эстетического вкуса подростков в условиях поликультурной образовательной среды средствами регионального декоративно-прикладного искусства региона (КЧР); совокупность выделенных педагогических условий обеспечивают успешность обучения и интенсивного формирования эстетического вкуса школьников средствами регионального декоративно-прикладного искусства Карачаево-Черкесии. Таким образом, гипотеза диссертационного исследования получила свое подтверждение.
Примечания:
1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д, 1999. 560 с.
2. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития. М.: Изд-во МПСИ, 2010. 16 с.
3. Концепция художественного образования в Российской Федерации. URL: http // www. gnes-
in. Ru
4. Тертышник Н.В. Национальное и интернациональное в декоративно-прикладном искусстве художников Адыгеи // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. № 1. С. 230-235.
References:
1. Bondarevskaya E.V., Kulnevich S.V. Pedagogy: a personality in humanistic theories and educational systems. Rostov-on-Don, 1999. 560 pp.
2. Feldstein D.I. The priority directions of psychologic and pedagogical researches in the conditions of significant changes of a child and his development situation. M.: MPSI publishing house, 2010. 16 pp.
3. The conception of artistic education in the Russian Federation. Url: http//www. gnesin. Ru
4. Tertyshnik N.V. National and international in decorative and applied arts of the artists of Adygheya // The Bulletin of the Adyghe State University. Series Region studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political sciences and Culturology. 2012. No. 1. P. 230-235.