#
ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
GENERAL PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF DEVELOPING THE INTERACTION OF SCHOOL AND FAMILY
А. А. Овчарова
Характер и направленность технологии взаимодействия школы и семьи определяют следующие теоретические предпосылки и принципы, на которые опирается исследователь: системность, индивидуальный подход к участникам процесса взаимодействия, прогностичность результата, четкое определение границ и рамок (координация), иерархичность (разложимость структуры процесса на составляющие уровни) и взаимодоверие как базовый общепедагогический принцип.
A. A. Ovcharova
Character and orientation of school and family interaction technology define the following theo-retical preconditions and principles used by a researcher: systematic character, individual ap-proach to the participants of the interaction process, predictability of the result, precise definition of the borders and frames (coordination), hierarchy (ability to break down the structure of the process into its component levels) and mutual trust as the fundamental pedagogical principle.
Ключевые слова: педагогическая технология, взаимодействие школы и семьи, системность, качество взаимодействия, субъекты взаимодействия.
Keywords: pedagogical technology, school and family interaction, systematic character, interaction quality, subjects of interaction.
Актуальность построения эффективной педагогической технологии взаимодействия школы и семьи очерчивает круг проблем, связанных с ее решением, а именно поиском результативных форм и методов, которые позволят педагогу (в первую очередь классному руководителю) грамотно выстроить систему мероприятий по вовлечению семьи в учебно-воспитательный процесс.
В современной научной литературе еще четко не определены структура и функции педагогической технологии, ее существенные признаки, способы трансформации в другие образовательные сферы, не создана целостная теория конструирования и реализации подобных технологий. Проблемы методологического обоснования технологического процесса наши свое отражение в трудах В. П. Беспалько, Б. Т. Лихачева, П. И. Пидкасистого, Г. К. Селевко, Б. С. Скиннера, В. А. Сластенина, С. А. Смирнова и др. Применительно к сфере образования технология представляет собой систему функционирования «всех компонентов педагогического процесса, построенную на научной основе, запрограммированную во времени и приводящую к намеченным результатам» [1, с. 30].
Обобщая различные теоретические подходы к данной проблеме, а также опыт практической и экспериментальной деятельности в школах Москвы и Подмосковья, мы можем констатировать, что при грамотной, с точки зрения педагогической науки, организации технологического процесса взаимодействия между школой и семьей достигается важнейшая цель сущности взаимодействия: качественное развитие личностных и интеллектуальных способностей ребенка, то есть положительные изменения в его личностной сфере. Сама же технология обеспечивает создание оптимальных условий для
эффективности учебно-воспитательного процесса. При этом важнейшей задачей является создание прочных взаимосвязей между теоретическими знаниями, накопленными наукой в ходе изучения данной проблемы, и их реализацией в условиях современного образовательного пространства. Теоретической основой подобной технологии будут являться педагогические концепции активизации учебно-познавательной деятельности, познавательной самостоятельности и сотрудничества (И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина), концепции оптимизации и интенсификации общения (Ю. К. Бабанский, А. П. Беляева, Н. Е. Кузнецова, П. М. Эрдниев и др.). Успешная реализация технологии взаимодействия школы и семьи напрямую зависит от целесообразной организации семейного воспитания и учебно-воспитательного процесса, рациональной ско-ординированности и научно обоснованного управления процессом развития ребенка со стороны родителей и педагогов общеобразовательных учреждений.
Построение технологии не может быть осуществлено без опоры на теоретические предпосылки и принципы, определяющие ее характер и направленность.
Один из ведущих принципов, проходящий через всю работу педагога с семьей, - это системность. Только в системе, а именно в единстве всех составляющих ее компонентов, может быть осуществлен грамотный анализ взаимодействия школы и семьи как важнейших структурных компонентов педагогической системы и предложены оптимальные пути влияния на познавательную и личностную сферу детей как результат этого взаимодействия. Работа педагога с семьей специально организуется и ведется по всем направлениям воспитательной деятельности
5
по определенному графику, согласованному с педагогическим коллективом, учениками, родителями. Также со стороны руководителей взаимодействием необходимо обеспечение организованности и управляемости всего технологического процесса.
Система мероприятий по взаимодействию школы и семьи включает следующие основные направления оценки: качество потенциала взаимодействия, эффективность процесса взаимодействия, предполагающие готовность всех участников к конструктивному сотрудничеству (личностно-профессиональную готовность педагогов к работе с семьей, заинтересованность и мотивированность родителей, совершенствование системы управления школой), и качество результата взаимодействия, то есть характер изменений личностной сферы ребенка как субъекта педагогического процесса, повышение педагогической культуры родителей учащихся, профессиональной компетентности педагогов.
Личностно ориентированная парадигма современного образовательного процесса диктует индивидуальный подход к каждому его участнику. Педагог выбирает индивидуальную тактику общения с каждым ребенком, родителем. Только таким образом в школе будут созданы благоприятные условия для учащихся и семьи.
Следующим важнейшим принципом организации технологического процесса является прогностичность -обязательное составление прогноза развития для ребенка, его родителей, классного руководителя. В результате этот прогноз может осуществиться, и тогда технология будет признана эффективной, или не осуществиться - в этом случае необходим подробный педагогический анализ недостатков данной технологии, чтобы избежать их в будущем.
Принцип координации применительно к технологии взаимодействия школы и семьи предполагает четкое определение границ и рамок, в области которых строится технология, а также условий, регулирующих эту деятельность (действия руководства образовательного учреждения по поддержке педагога-организатора, поощрение детей, вовлечение родителей и т. д.).
Любая технология строится как алгоритм, представляющий собой совокупность действий, последовательно выполняя которые, исполнитель добивается намеченного результата. Отсюда вытекает принцип иерархичности. Каждый из уровней решает микрозадачи в рамках сверхзадачи всей технологии. Применительно к технологии взаимодействия школы и семьи сверхзадачей продуктивного взаимодействия является качественное изменение в сознании ребенка, достигаемое количественными мерами, объединяющими усилия школы и семьи. Микрозадачи каждого из уровней технологии достигаются за счет:
1) анализа противоречий, возникающих между теоретической и практической составляющими процесса взаимодействия школы и семьи;
2) выделения педагогических условий, обеспечивающих готовность обеих сторон взаимодействия к процессу;
6
3) обоснования значимости системного характера организации взаимодействия школы и семьи, с учетом построения системы управления качеством этого процесса;
4) разработки комплекса форм и методов сотрудничества институтов семьи и школы, который, в конечном итоге, приведет к разрешению имеющихся противоречий.
И, наконец, последний, но не менее важный принцип построения технологии - взаимодоверие (и взаимоуважение) всех субъектов взаимодействия. На этом основывается успешность любой совместной деятельности. Взаимоотношения родителей и педагогов должны не носить характер поучений или морали, но находиться под знаком совместного поиска оптимальных решений поставленной проблемы.
Все эти принципы поэтапно реализуются при системном подходе к конструированию взаимодействия семьи и школы. Подобный подход позволяет на практике выделить в данном процессе структурно-содержательные уровни, а также подуровни, составляющие систему интегрального образовательного процесса, и для каждого этапа определить условия и факторы, влияющие на их реализацию.
Эффективное построение технологии основывается на триаде составляющих ее структурных блоков, выделенных современными исследователями [2; 3]:
I. Информативный блок - носит характер педагогического просвещения родителей, формирования у них основ педагогического мышления, реализуемого посредством специально организуемых систематических мероприятий, цель которых - объединить усилия родителей и педагогов по воспитанию детей. Данный синтез родительских и педагогических сил дает качественный результат, когда идет по трем основным направлениям:
1) работа с семьей ученика;
2) работа с самим учеником;
3) работа с педагогическим коллективом.
Внутри каждого направления логично выделить наиболее рациональные формы и методы, позволяющие гармонично включить семью в учебно-воспитательную деятельность школы.
II. Аналитический блок технологии взаимодействия школы и семьи в рамках работы педагогического коллектива с детьми выступает связующим звеном между теоретическими знаниями, полученными в процессе педагогического просвещения семьи учащихся и коллектива учителей, и непосредственно процессом включения семьи в учебно-воспитательный процесс. Приступая ко второму этапу этой технологии, необходимо иметь данные о личностном состоянии ребенка, для их подробного психолого-педагогического анализа. Аналитический этап позволяет провести диагностическую работу, выявляющую уровень сформированности навыков межличностной коммуникации и особенности семьи и школы, обеспечивающие их эффективное взаимодействие. Наиболее важными для получения диагностических данных периодами считаются
#
так называемые кризисные периоды обучения. В среднем звене это пятый класс, куда дети приходят после трех-четырех лет начальной школы. Неизбежно возникают проблемы адаптации учащегося к новой системе работы, которые возможно решить только совместными усилиями.
III. Третьим блоком технологии взаимодействия является инструментальный блок, получивший свое название по формируемым в ходе его проведения чертам личности - психологи называют их инструментальными (Я. Л. Коломинский, И. С. Кон, А. А. Люблинская). Реализация основных функций этого блока осуществляется за счет привлечения к процессу взаимодействия воспитательных и формирующих резервов учебно-воспитательного процесса. Это позволит сделать семью полноправным участником педагогического процесса с учетом ее воспитательных традиций, личностных особенностей каждого из членов семьи. Помощь в создании ребенку комфортных условий для обучения на данном этапе технологии заключается в правильно сформулированной родительской позиции: если в кризисный период роди-
тели направляют все свои силы на поддержку и помощь ребенку, тем самым они обеспечивают условия для оптимальной его адаптации в дальнейшем обучении, воспитании и развитии.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Селевко Г. К. Педагогические технологии авторских школ. - М., 2005.
2. Миляева В. Р. Психолого-педагогическая технология взаимодействия школы и семьи. - Иркутск, 1998.
3. Недвецкая М. Н. Теория и технология повышения качества педагогического взаимодействия школы и семьи. - М., 2006.
4. Недвецкая М. Н, Овчарова А. А. Взаимодействие школы и семьи: от теории к практике. - М., 2008.
5. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: НОУ-ХАУ в образовании. - М., 2007.
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИИ
MODERN DIRECTIONS OF ARTISTIC DEVELOPMENT OF GRAMMAR SCHOOL STUDENTS
В. М. Подгорнев
В статье раскрыты теоретические положения организации художественно-творческого развития школьников в гимназии, представлены основные направления развития данного процесса, а также определены условия художественно-творческого развития школьников.
V. M. Podgornev
The article dwells upon theoretical base of organizng artistic development of grammar school students, presents basic directions of development of the given process, and defines conditions of students' artistic development.
Ключевые слова: творческое развитие, индивидуальность, творческое мышление, творческие способности.
Keywords: artistic development, individuality, creative thinking, creative abilities.
В опрос художественно-творческого развития личности в системе гимназического образования школьников в настоящее время приобрел особую актуальность. Реализуемые сегодня концепции художественно-творческого развития не в полной мере отвечают современным требованиям системы образования.
Как показал анализ генезиса школы, в различные периоды времени она ориентировалась на потребности государства, общества и очень редко - на интересы самого ребенка. Между тем, наилучших результатов достигали именно те школы, в центре внимания
которых находился ребенок: развитие его индивидуальных способностей, формирование внутреннего мира, то есть шла не подготовка к жизни в каком-либо обществе, а жизнь - здесь и теперь. Таким образом, в выборе концепций, обеспечивающих художественно-творческое развитие личности в условиях современной школы, особую роль будут играть те из них, в которых ребенок является целью педагогического процесса. К ним в первую очередь можно отнести гимназии.
В контексте гуманистической парадигмы образования основная задача гимназического образования состо-
7