Научная статья на тему 'Современное состояние системы педагогического взаимодействия школы и семьи в России и за рубежом: сравнительный аспект'

Современное состояние системы педагогического взаимодействия школы и семьи в России и за рубежом: сравнительный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ОБЩЕСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ / КАЧЕСТВО ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / THE EDUCATIONAL STRATEGY OF THE SOCIETY / THE EDUCATIONAL POLICY OF THE STATE / THE SYSTEM OF PEDAGOGICAL INTERACTION BETWEEN THE SCHOOL AND THE FAMILY / THE QUALITY OF THE INTERACTION / THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE TECHNOLOGY INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчарова Анастасия Александровна

В условиях современного образовательного пространства принцип тесной корреляции категорий качества и педагогического взаимодействия активно внедряется в образовательные системы Европы, США и России. Основными направлениями педагогического взаимодействия школы и семьи учащегося в мире являются как традиционные, так и формирующиеся в настоящее время в семье, образовательном учреждении, сфере дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current state of the system of pedagogical interaction of school and family in Russia and abroad: a comparative aspect

In today’s educational environment close correlation principle categories of quality and educational cooperation is being promoted in the educational systems in Europe, USA and Russia. The main areas of pedagogical interaction between the school and the student’s family in the world are both traditional and emerging that have occurred in the family, educational institution, the field of further education.

Текст научной работы на тему «Современное состояние системы педагогического взаимодействия школы и семьи в России и за рубежом: сравнительный аспект»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 37.01

А. А. Овчарова

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

В условиях современного образовательного пространства принцип тесной корреляции категорий качества и педагогического взаимодействия активно внедряется в образовательные системы Европы, США и России. Основными направлениями педагогического взаимодействия школы и семьи учащегося в мире являются как традиционные, так и формирующиеся в настоящее время в семье, образовательном учреждении, сфере дополнительного образования.

In today's educational environment close correlation principle categories of quality and educational cooperation is being promoted in the educational systems in Europe, USA and Russia. The main areas of pedagogical interaction between the school and the student's family in the world are both traditional and emerging that have occurred in the family, educational institution, the field of further education.

Ключевые слова: воспитательная стратегия общества, образовательная политика государства, система педагогического взаимодействия школы и семьи, качество процесса взаимодействия, условия реализации технологии взаимодействия.

Keywords: the educational strategy of the society, the educational policy of the state, the system of pedagogical interaction between the school and the family, the quality of the interaction, the conditions of implementation of the technology interaction.

Постоянное реформирование форм и методов учебно-воспитательной стратегии образовательных учреждений как исполнителей социального заказа государства во всём мире привело к необходимости пересмотра основ организации педагогического взаимодействия с семьёй как приоритетного направления современного образовательного процесса. Анализ состояния проблемы эффективной организации педагогического взаимодействия в разных странах мира позволяет выделить следующие актуальные тенденции взаимодействия школы и семьи в мировом образовательном процессе:

1. Осознание необходимости тесной интеграции социальных институтов школы и семьи для

© Овчарова А. А., 2011

достижения качественного результата взаимодействия - взаимных положительных изменений субъектной сферы участников процесса.

2. Выработка научной основы педагогического взаимодействия - опора на принципы и положения, изложенные современной педагогической наукой.

3. Рассмотрение взаимодействия школы и семьи как социально-деятельностной системы, принципиально открытой и существующей по законам функционирования деятельностных систем подобного типа [1].

4. Разработка общепедагогической теории эффективного управления системой педагогического взаимодействия школы и семьи [2].

5. Обоснование системно-деятельностного подхода к организации взаимодействия школы и семьи в современных условиях [3].

Рассмотрим наиболее значимые аспекты образовательной политики ведущих мировых государств в области взаимодействия с семьёй.

Наиболее прочная и древняя традиция взаимодействия с семьёй наблюдается в странах Западной Европы, и особенно Франции, которая долгое время была центром общепедагогической и философской жизни. Незыблемой считалась идея о невмешательстве семьи в учебно-воспитательный процесс, и одновременно признавался приоритет нравственного воспитания личности в пределах семьи как обязательное условие становления личности.

Европейские педагоги сходятся во мнении, что обязательным условием гармоничного развития личности ребёнка является тесное сотрудничество школы и семьи.

Так, во Франции интересы детей в области образования представляют три общенациональных объединения родителей при общеобразовательных учебных заведениях: два связаны со сферой общественного и одно - со сферой частного образования. Привлечение усилий родителей призвано обеспечить комфортные условия для обучения и воспитания детей. Федерация родителей решает такие важные вопросы школьной жизни, как назначение стипендий, создание комиссий по контролю за правовым обеспечением образовательного процесса, финансирование дополнительного образования, проведение внешкольных воспитательных мероприятий, организация факультативных занятий и пр. Девизом

таких родительских ассоциаций можно считать слова активиста Федерации родителей во Франции С. Оноре: «Воспитание слишком серьезное дело, чтобы доверять его только педагогам».

В демократических школах США семья - активный общественный субъект, что подтверждается наличием в каждой школе филиала общенациональной Ассоциации педагогов и родителей. Такой подход к организации взаимодействия позволяет каждой семье осознавать себя преобразователем педагогической действительности. Роль данной ассоциации - привлечение ресурсов семьи к педагогическому процессу, гарантия открытости и гласности системы общешкольного образования. Задача родителей, входящих в такую ассоциацию, заключается в нормировании учебной нагрузки, выборе вариативных программ и методов обучения, утверждении кандидатуры педагога на должность. Отношения между школой и семьей в американском образовании отнюдь не формальные: регулярно осуществляется аудиенция родителей, собираются представители родительской общественности, школой отслеживаются проблемы, с которыми сталкивается ребёнок в школьной жизни.

Для увеличения удельного веса работы семьёй в некоторых школах США создаются так называемые «горячие линии», предполагающие создание экстренного телефона для родителей, которые нуждаются в срочной беседе с учителем, консультации психолога или социального педагога и др. Информация, предоставляемая нашими соотечественниками, чьи дети получают образование в школах США, подтверждает высокий процент взаимодействия школы и семьи. Так, в школах зачастую составляется график посещения родителями уроков своих детей, также между родителями распределяются обязанности помогать при организации экскурсий, в проведении акций и внешкольных мероприятий. Кроме того, распространена практика проведения родителями занятий и бесед о профессиональном самоопределении. Такие встречи носят не только развлекательный, но и нравственный характер - учащиеся с детства усваивают трудовую модель жизни в обществе.

Безусловно, в системе взаимодействия школы и семьи в США есть моменты, требующие усовершенствования, например, спорным является вопрос о полномочиях, предоставляемых родительской общественности в образовании. Однако те результаты, которых удалось достичь с помощью такой организации образования в США, позволяют говорить о достаточно высоком уровне развития системы взаимодействия школы и семьи.

В традициях восточного воспитания человека семья имеет приоритетное право на формирование основ будущей личности. На примере школ

видно, насколько серьёзно подходят родители к вопросу воспитания. Так, родительницу, слишком трепетно относящуюся к воспитанию ребёнка, в Японии называют «кеику-мама». В случае болезни ребёнка она учится за него в прямом смысле: занимает его школьную парту, выполняет учебные задания. В присутствии ребенка родители никогда не подвергнут сомнению суждения педагога. Они всегда могут рассчитывать на обстоятельную беседу с учителем.

Японское общество чётко дифференцирует педагогические обязанности семьи и школы: семья выполняет функции воспитания, привития нравственных качеств личности, педагог же является ретранслятором научного знания. Японские ученые Т. Эндо и Ч. Накаучи считают семью главным источником самопознания личности, главнейшим фактором нравственного формирования человека. Массовый опрос 1994 г. показал, что 64% родителей считают себя в большей степени ответственными за воспитание ребёнка, нежели школа, примечательно, что остальные респонденты сочли воспитание полностью делом семьи. Таким образом, японская школа практически полностью отстранена от семьи и воспитания ребёнка. Исключение составляет теория профессора Ю. Мурата, считающего, что школа имеет право на реализацию воспитательной политики государства: обучать правилам поведения в обществе, на улице, в экстренной ситуации и т. д.

Взаимодействие родителей с коллективом учителей в России как система мероприятий, направленных на повышение эффективности педагогического процесса, берёт своё начало с середины XIX - начала XX в. До этого периода отношения родителей и педагогов предполагали взаимную отстранённость друг от друга. Независимо от выбранного способа образования для своего ребёнка (будь то закрытое учебное заведение для мальчиков или девочек или приглашённый на дом гувернёр) родители не вмешивались в воспитательную систему учебного заведения, предоставляя педагогам право обеспечить полноценное социальное становление будущего гражданина.

В связи с общими тенденциями либерализации во всех общественных сферах в 1860-1870-е гг. сословное образование уступило место общегражданскому воспитанию. Период рубежа XIX-XX вв. является важным в становлении плодотворного взаимодействия институтов школы и семьи. В этот время в трудах таких отечественных педагогов, как В. П. Вахтёров, К. Н. Вентцель, П. Ф. Кап-терев, В. П. Кащенко, П. Ф. Лесгафт, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и другие, появляется идея всестороннего взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания ребенка, понимаемого как сотрудничество, направленное на положительные изменения в сознании ребёнка.

Школа советского периода позиционировала себя как официальный «заказчик» воспитания человека социалистического общества. Семье была отведена второстепенная роль в воспитании ребёнка, поэтому двустороннего процесса взаимодействия институтов школы и семьи как такового не было.

В 1980-е гг. в связи с широкими общественно-политическими процессами и общей тенденцией гуманизации и демократизации образования категория взаимодействия школы и семьи приобрела особое значение. Теперь решение педагогических задач принадлежит уже не только и не столько ведомству школы как главного «заказчика» образованного поколения, сколько обозначает продуктивное сотрудничество педагогов и родителей для решения общих задач социализации и воспитания личности. Авторитарный стиль воспитания перестаёт быть преобладающим в советской педагогике. Всё большую популярность приобретает демократический характер решения образовательных проблем, заключающийся в постулировании всеобщего плюрализма и вариативности в образовании. Развитие демократического направления связано с поиском путей сотрудничества институтов школы и семьи. Всё большую необходимость обретает повышение педагогической культуры учителя и развитие педагогического мышления у родителей.

Гармоничное и всестороннее развитие личности за счёт раскрытия всех способностей, склонностей и талантов - вот главный постулат гуманистического образования. Содействие достойному проживанию школьного периода может быть достигнуто при помощи эффективного сотрудничества педагогов и родителей в процессе взаимодействия школы и семьи.

В современных педагогических концепциях термин «педагогическое взаимодействие» понимается как «обусловленное социокультурной и образовательной ситуацией, специально организованная целенаправленная система работы» педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей учащихся, реализующаяся на основе общих педагогических интересов и приводящая к качественным изменениям в структуре личности [4].

На сегодняшний день проблема организации взаимодействия школы и семьи находит своё отражение в трудах не только крупных педагогов, но и психологов (А. Я. Варга, В. Р. Миляева, Е. Т. Соколова, О. Л. Хромова и др.). Столь пристальное внимание к этому вопросу не привело, однако, к желаемому разрешению всех имеющихся в данной проблеме противоречий. По-прежнему требования, предъявляемые к развитию ребёнка, не соответствуют желаемым и остаются абстрактно недостижимыми даже после

реализации эффективных педагогических процедур. Переживаемый в настоящее время социально-экономический кризис ещё сильнее усугубляет разрушение морально-нравственной составляющей отечественного обучения и воспитания будущего поколения, что приводит к практически полному отсутствию целенаправленных усилий со стороны родителей и педагогов для формирования базовых человеческих ценностей.

Решение данной проблемы видится в системном подходе к организации процесса взаимодействия школы и семьи, предполагающем целостное описание педагогического процесса как системы и выделение эффективных мер взаимодействия в каждом звене данного процесса.

Высшее учебное заведение как государственное образовательное учреждение выполняет социальный заказ государства в области образования, реализуя воспитательную стратегию современного общества. Одним из приоритетных направлений современного образования, как в России, так и за рубежом, заявленных в образовательных инициативах, является взаимодействие школы и семьи [5]. Качественная реализация данной категории в условиях реального образовательного процесса оказывается особенно актуальной в условиях современной жизни.

В современном образовательном пространстве принцип тесной корреляции категорий качества и педагогического взаимодействия активно внедряется в образовательные системы Европы, США и России. Реализация данного принципа заключается в следующем постулате: современное взаимодействие школы и семьи требует такой эффективной организации, которая обеспечивает качественный результат - положительные изменения в личностной сфере субъектов взаимодействия.

Таким образом, анализ состояния педагогического взаимодействия школы и семьи учащегося показал, что данная категория включает следующие виды совместной деятельности субъектов взаимодействия:

- информативная, содержащая разнообразные формы педагогического просвещения, обеспечивающая родителей и учащихся научно-педагогическими данными о семье как педагогической системе;

- обучающая, способствующая развитию у родителей готовности и умения быть учителями своих детей, выработать собственную педагогическую позицию, единую со школьной стратегией воспитания;

- воспитывающая, способствующая повышению воспитательного потенциала семьи;

- развивающая, оказывающая влияние на личностный рост участников взаимодействия;

- исследовательская, проявляющаяся в умении диагностировать проблемы семьи, изучать ее вос-

питательный потенциал, а также в способности преобразовывать педагогическую действительность;

- прогностическая, проявляющаяся в способности предвидеть траекторию развития личности ребенка при сложившемся укладе семейного воспитания, спланировать совместно с родителями перспективу этого развития;

- организационная, проявляющаяся в умении организовать разнообразные формы сотрудничества родителей и детей, вовлекая в это взаимодействие внешкольные и внеучебные учреждения;

- координирующая, проявляющаяся в способности привлечь к проблемам семьи разных специалистов (психологов, социальных работников и др.) и координировать их усилия, направленные на гармонизацию семьи как открытой педагогической системы.

Перечисленные функции положены в основу деятельностной системы педагогического взаи-

модействия, на которую следует ориентироваться при планировании организации педагогического взаимодействия с семьей учащегося. Основными направлениями педагогического взаимодействия школы и семьи учащегося являются как традиционные, так и формирующиеся в настоящее время в связи с коренными изменениями, произошедшими в семье, образовательном учреждении, сфере дополнительного образования.

Примечания

1. Недвецкая М. Н., Овчарова А. А. Взаимодействие школы и семьи: от теории к практике. М., 2008.

2. Симонов В. П. Управление социальными (педагогическими) системами: учеб. М., 2005.

3. Недвецкая М. Н, Овчарова А. А. Указ. соч.

4. Banks J. Multiethnic Education: Theory and Practice. Boston, 1988. 156 p.

5. Baruth L, Manning L. Multicultural Education. Boston, 1992. 102 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.