Научная статья на тему 'Развитие взаимодействия образовательной организации и семьи в современном обществе'

Развитие взаимодействия образовательной организации и семьи в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. / PEDAGOGICAL INTERACTION.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронкова Г.В.

В статье рассматривается категория «педагогическое взаимодействие» образовательной организации и семьи в историческом аспекте через систему общих ценностей школы и семьи, способствующих развитию мотивации обучения субъектов образовательного процесса и формированию когнитивных потребностей и интересов учащихся при организации учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interaction development between the educational institution and the family in the modern society

The article deals with the “pedagogical interaction” between the educational institution and the family in historical perspective by means of value system of school and family providing the motivation development in the educational process as well as shaping the cognitive needs and interests of students during the organization of educational activity.

Текст научной работы на тему «Развитие взаимодействия образовательной организации и семьи в современном обществе»

1УДК 37.01 ББК 74

РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Г. В. Воронкова

В статье рассматривается категория «педагогическое взаимодействие» образовательной организации и семьи в историческом аспекте через систему общих ценностей школы и семьи, способствующих развитию мотивации обучения субъектов образовательного процесса и формированию когнитивных потребностей и интересов учащихся при организации учебной деятельности.

Ключевые слова: образование, обучение, развитие, мотивация, социализация, педагогическое взаимодействие.

THE INTERACTION DEVELOPMENT BETWEEN THE EDUCATIONAL INSTITUTION AND THE FAMILY IN THE MODERN SOCIETY

G. V. Voronkova

The article deals with the "pedagogical interaction" between the educational institution and the family in historical perspective by means of value system of school and family providing the motivation development in the educational process as well as shaping the cognitive needs and interests of students during the organization of educational activity.

Keywords: education, training, development, motivation, socialization, pedagogical interaction.

Требования, предъявляемые информационным обществом к современной школе, определены в документе «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (ФГОС). Одним из важных условий реализации ФГОС является взаимодействие образовательной организации и семьи, установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Семья, безусловно, является ведущим субъектом воспитания в процессе взросления, поскольку транслирует моральные и ценностные установки, закладывает основные черты характера и служит первым звеном на пути социализации. Одновременно с этим влияние на рост личности и развитие компетенций оказывает образование и окружающая среда. Целью образовательного процесса является формирование компетенций и их развитие «от всходов до семян». Личность, своеобразие которой определяется и задается духовностью, рожда-

ется в свободе и творчестве. В связи с этим целью образования является формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности через мотивационное деятельност-ное начало.

В середине XX в. представители Московской школы, последователи и ученики Л. С. Выготского разработали учение о социально-историческом происхождении и развитии психики, где высшие психологические процессы не даны человеку от рождения, а заданы как общественные образцы. Развитие ребенка происходит в форме обучения и усвоения общественно-исторического опыта в процессе коллективно распределенной деятельности в сотрудничестве со взрослыми. Отсюда вытекает роль обучения в психическом развитии, ориентировка в предметах и явлениях, на которую особенно опирались А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов.

Результатом образовательного процесса является не только развитие и социализация учащихся, но и сотворчество на уровне идей,

где участники педагогического процесса выступают как когнитивные субъекты взаимодействия [1].

Педагогическое взаимодействие - одно из ведущих категорий педагогики. В основе взаимодействия лежит совместная деятельность педагога и учащегося, учащихся и родителей, учащихся в группе, школы и семьи, вовлеченность родителей в учебно-воспитательный процесс. Основными параметрами взаимодействия являются взаимоотношение, взаимоприятие, поддержка, доверие, терпение, терпимость, синтон-ность (греч. Буп1:оп1а 'созвучность, согласованность') сочетание внутренней уравновешенности с эмоциональной отзывчивостью и общительностью и др. В педагогике взаимодействие как категория явления в сфере образования стала проявляться с середины XX века. В дидактических трудах С. П. Баранова, М. А. Данилова, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, Б. Т. Лихачева, П. И. Пидкасистого и других взаимодействие служит для обоснования принципов обучения (связь теории с практикой, принцип воспитывающего обучения, принцип сочетания индивидуального и коллективного в организации обучения и т. д.); методов обучения (их сочетаемость и оптимальность); комплексного воздействия форм учебно-воспитательной работы на формирование личности школьника (учебной, внеклассной и внешкольной; семейной, социальной, органи заци он но-педагогической).

Опыт Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского, П. П. Блонского и П. Ф. Каптерева нашли свое отражение в идее взаимодействия как совместного творческого сотрудничества учителя и учащихся, направленного на освоение учебных предметов. Во второй половине XX в. раскрыта сущность новых методов личностно-деятель-ностного подхода обучения и воспитания в работах Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занкова, Д. Б. Эль-конина, В. В. Давыдова, А. А. Леонтьева и т. д. Исследования по организации педагогического взаимодействия образовательной организации и семьи проводились Л. В. Байбородовой, М. Н. Недвецкой, М. И. Рожковым, В. П. Сергеевой. В. А. Барабохина исследовала проблему персонифицированной поддержки социализации младших школьников через организацию педагогического взаимодействия школы и семьи. К. В. Романов рассматривал школу и семью

с точки зрения культурной антропологии и доказал, что взаимодействие культуры семьи и образования может рассматриваться только как единая система на основе общих ментальных, духовных и практических ценностей. К ментальным ценностям относятся ценности, направленные на сохранение культуры нации, традиций и национального облика. Философ В. П. Петров, проводя социально-философский анализ особенностей формирования личностей в современной России, показал, что в историческом процессе становления ее многовековой истории сформировался национальный облик, присущий «большой, сильной, одаренной, трудолюбивой, соборной, православной стране с огромной территорией и богатыми природными ресурсами: сформировалось общественное сознание нации, отражающее многообразие его бытия». К духовным ценностям относятся общение, человеческие добродетели и красота как результаты коммуникативной, ценностно-ориентированной и эстетической деятельности. К практическим ценностям относят творчество и здоровье как результат трудовой и физической деятельности. Эти ценности являются общими ценностями школы и семьи, они заложены в основу ФГОС и находят свое отражение в содержании образования и его реализацию в каждом учебном предмете.

Педагогическое взаимодействие осуществляется на основе ценностей, в процессе образовательной деятельности у всех субъектов возникают различные психологические новообразования личностного и межличностного характера. По мере роста и развития учащегося структура взаимодействия учитель-ученик-родитель меняется - из пассивного объекта педагогического воздействия ученик «превращается» в творческую личность, способную осуществлять регламентируемые действия и готовую задавать направление собственного развития.

Основной задачей образования является формирование образовательных потребностей и интересов учащихся через организацию деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями; приобретение опыта деятельности и применение знаний в повседневной жизни, развитие способностей и формирование у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Мотивацию

МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Мотивация педагогического взаимодействия

Рис. Мотивация обучения

обучения будем рассматривать как методы и средства побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному усвоению содержания образования. Мотивация обучения складывается из мотивации педагога в отношении к профессиональным обязанностям, мотивации учащихся, основанной на интересе и мотивации родителей, активной заинтересованности в получении детьми качественного образования (см. рисунок). Процесс взаимодействия образовательной организации и семьи для развития образовательных отношений будем рассматривать с позиции способности, готовности и мотивации его участников. Ведущая роль в этом процессе отводится педагогу, его стремлению развивать и совершенствовать свою собственную профессиональную деятельность, творчески относиться к выявлению и разрешению проблем образования учащихся и нахождению способов их эффективного решения при взаимодействии с семьей.

Заключение

Итак, рассматривая проблему взаимодействия образовательной организации и семьи, мы составили схему мотивации обучения через формирование когнитивных потребностей и интересов субъектов образования при организации учебной деятельности в условиях развития современного общества.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Меськов, В. С. Философия образования?!.. [Текст] / В. С. Меськов // Наука - образованию. - 2012. - № 1 (1).

2. Меськов, В. С. Образование для общества знания: когнитивно-компетентностная парадигма образовательных процессов [Текст] / В. С. Меськов, А. А. Мамченко // Ценности и смыслы. - 2010. - № 2 (5).

3. Меськов, В. С. Образование для общества знания: постнеклассическая модель образовательных процессов [Текст] / В. С. Меськов, А. А. Мамченко // Ценности и смыслы. -2010. - № 3 (6).

4. Педагогика: теории, системы, технологии : учебник для студентов высш. и сред. учеб. заведений [Текст] / [С. А. Смирнов, И. Б. Ко -това, Е. Н. Шиянов и др] ; под ред. С. А. Смирнова. - 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 512 с.

5. Сергеева, В. П. Основы семейного воспитания [Текст] / В. П. Сергеева. - М.: Академия, 2010. - 192 с.

6. Эльконин, Д. Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников [Текст] / Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. -М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1962. - С. 25-49; 50-184; 224-258.

REFERENCES

4. Smirnov S. A., Kotova

1. Meskov V. S. Filosofiya obrazovaniya?!.. (Philosophy of education?!..). Nauka - obrazovani-yu (Science - to the education), 2012, 1 (1).

2. Meskov V. S., Mamchenko A. A. Obrazovanie dlya obshchestva znaniya: kognitivno-kompe-tentnostnaya paradigma obrazovatelnykh pro-tsessov (Education for knowledge society: cognitive and competence-based paradigm of educational processes). Tsennosti i smysly (Values and senses), 2010, 2 (5).

3. Meskov V. S., Mamchenko A. A. Obrazovanie dlya obshchestva znaniya: postneklassicheska-ya model obrazovatelnykh protsessov (Education for knowledge society: post-non-classical model of educational processes). Tsennosti i smysly (Values and senses), 2010, no 3 (6).

I. B., Shiyanov E. N. et al. Pedagogika: teorii, sistemy, tekhnologii: uchebnik dlya studentov vyssh. i sred. ucheb. zavedeniy (Pedagogics: theories, systems, technologies: manual for students of higher and secondary educational institutions). Ed. Smirnov S. A. 8th edition. Moscow: Akademiya, 2008. 512 p.

5. Sergeeva V. P. Osnovy semeynogo vospitaniya (Foundations of family education). Moscow: Akademiya, 2010. 192 p.

6. Elkonin D. B., Davydov V. V. Voprosy psik-hologii uchebnoy deyatelnosti mladshikh shkolnikov (Topics of psychology of younger pupils' educational activity). Moscow: Izd-vo Akad. ped. nauk, 1962, pp. 25-49; 50-184; 224-258.

Воронкова Галина Викторовна, учитель Кадетской школы № 1770 «Московский Кадетский Музыкальный корпус», соискатель кафедры Управления развитием образовательных систем Московского института открытого образования e-mail: galina_voronkova@mail.ru

Voronkova Galina V., Teacher, Cadet School No. 1770 "Moscow Cadet Music Corps"; Post-Graduate Student, Department of Management of Developing the Educational Systems, Moscow Institute of Open Education e-mail: galina_voronkova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.