Научная статья на тему 'Взаимодействие образовательной организации и семьи для развития субъектов образовательного процесса'

Взаимодействие образовательной организации и семьи для развития субъектов образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
550
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СЕМЬЯ / FAMILY / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / TEACHER INTERACTION / СУБЪЕКТ / SUBJECT / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ACTIVITY-BASED APPROACH / ТРИНИТАРНАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / TRINITARIAN MODEL OF INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронкова Г.В.

В статье на основе субъектно-деятельностного подхода рассматривается метатеоретический аспект проблемы образования (обучения и воспитания) детей в формирующихся информационных обществах, основанных на знаниях, описывается в развитии тринитарная модель взаимодействия субъектов образовательного процесса. Показана сопряженность уровней модели с возрастными и когнитивными показателями субъектов образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of educational organizations and families for development of educational process subjects

The article, on the basis of subject-activity approach, considers meta-theoretical aspects of education of children in emerging knowledge-based information societies, describes development of the Trinitarian model of interaction of subjects of educational process, shows conjugation of model levels with age and cognitive performance of subjects of educational activities.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие образовательной организации и семьи для развития субъектов образовательного процесса»

7. Терещенко В.И. Курс для высшего управленческого персонала. М.: Экономика, 1970.

8. Щедровицкий Г.П. Методология и философия оргуправленческой деятельности. М., 2003.

9. Щедровицкий Г.П. Проблемы методологии системного исследования. М., 1978.

10. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Взаимодействие образовательной организации и семьи для развития субъектов образовательного процесса.

Воронкова Г. В.

Кадетская школа №1770 «Московский кадетский музыкальный корпус» Аннотация. В статье на основе субъектно-деятельностного подхода рассматривается метатеоретический аспект проблемы образования (обучения и воспитания) детей в формирующихся информационных обществах, основанных на знаниях, описывается в развитии тринитарная модель взаимодействия субъектов образовательного процесса. Показана сопряженность уровней модели с возрастными и когнитивными показателями субъектов образовательной деятельности.

Ключевые слова: образование, обучение, развитие, социализация, семья, педагогическое взаимодействие, субъект, компетенция, деятельностный подход, тринитарная модель взаимодействия.

Требования, предъявляемые информационным обществом к современной школе, определены в документе «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (ФГОС). Одним из важных условий реализации ФГОС является взаимодействие образовательной организации и семьи, установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Актуальность исследования определяется ведущей стратегией современного образования и направлена на построение системы, которая бы формировала человека для жизни в информационном обществе, основанном на знаниях.

Объектом исследования является система взаимодействия образовательной организации и семьи.

Предмет исследования - субъект-субъектноевзаимодействие учащегося, образовательной организации и семьи как фактор развития образовательного пространства.

Новизна исследования заключается в создании тринитарной модели среды разноуров-невогосубъект-субъектноговзаимодействия образовательной организации, учащегося и семьи, раскрытии ее структуры и определении содержания каждого компонента.

На основе полученных результатов подтверждена гипотеза и разработана технология взаимодействия образовательной организации и семьи, определены ее функции и значение для развития мотивации субъектов образовательных отношений; полученные результаты применены в практике работы школы, разработаны программы сотрудничества с семьей для вовлечения родителей в совместный воспитательно-образовательный процесс с использованием возможностей реализации взаимодействия образовательной организации и семьи как фактора развития образовательного пространства.

Поскольку интеллектуальное развитие - это результат взаимодействия наследственных факторов и окружающей среды, задачей родителей и школы является поддержание естественного хода становления ребенка и формирование эстетического интеллекта сначала в действии, и только потом через нравственное воспитание.

Семья, безусловно, является ведущим субъектом воспитания в процессе взросления, поскольку транслирует моральные и ценностные установки, закладывает основные черты характера и служит первым звеном на пути социализации. Одновременно с этим влияние на

Известия МГТУ «МАМИ» № 1(19), 2014, т. 5 Ш

рост личности и становление компетенций оказывает образование и окружающая среда. Целью образовательного процесса является формирование компетенций и их развитие «от всходов - до семян». Личность, своеобразие которой определяется и задается духовностью, рождается в свободе и творчестве. В связи с этим, целью образования является формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности через мотивационное дея-тельностное начало.

Ни образовательная организация, ни семья в отрыве друг от друга не смогут полноценно реализовать задачи образования детей и подростков. Ведущим принципом общения семьи и школы является взаимодействие. В основе педагогического взаимодействия лежит совместная деятельность педагога и учащегося, учащихся и родителей, учащихся в группе, школы и семьи, вовлеченность родителей в учебно-воспитательный процесс. Основными параметрами взаимодействия являются взаимоотношение, взаимоприятие, поддержка, доверие, терпение, терпимость, синтонность (греч. syntonia - созвучность, согласованность) - сочетание внутренней уравновешенности с эмоциональной отзывчивостью и общительностью и др.[4; 5].

Педагогическое взаимодействие направлено на преобразование когнитивной, креативной и духовной сфер всех субъектов взаимодействия. Это значит, что в процессе педагогического взаимодействия у всех субъектов возникают различные психологические новообразования личностного и межличностного характера. Следствиями конструктивных изменений становятся сотрудничество и партнерство, дающие возможность всем субъектам взаимодействия проявить активность, творчество, самостоятельность, изобретательность, креативность. По мере роста и развития учащегося структура взаимодействия учитель-ученик-родитель меняется - из пассивного объекта педагогического воздействия ученик «превращается» в творческую личность, способную осуществлять регламентируемые действия и готовую задавать направление собственного развития.

Учет всех этих параметров определил необходимость построения тринитарной модели развития взаимодействия образовательной организации, учащегося и родителей, отражающей запросы информационного общества, основанного на знаниях. Построенная модель является реализацией методологии, разработанной В.С. Меськовым и А.А. Мамченко [3].

Первый уровень траектории относится к дошкольному возрасту. Ведущая деятельность в этот период детства характеризуется непосредственно эмоциональным общением ребенка и взрослого, предметно-манипулятивной деятельностью и сюжетно-ролевой игрой. В дошкольном возрасте происходит усвоение социального опыта через внешние впечатления, общение, взаимодействие, двигательную активность. Для реализации социальных потребностей ребенка в этом возрасте необходимо взаимодействие со взрослыми и со сверстниками через игровую, познавательную и трудовую деятельность, через выбор объектов подражания, игрового действия, наличия примеров безопасного и нравственного поведения людей (или сказочных героев). Выслушивая ответы на свои множественные вопросы, ребенок требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему как к товарищу, партнеру. Усвоение детьми требований взрослых превращает их в цели и задачи ребенка, что способствует развитию его субъектности.

Второй и третий уровни модели соответствуют возрасту младшего школьника. Ведущей в этот период является учебная деятельность школьников, центром социальной ситуации становится учитель. Новообразованиями данного периода являются: обучение как новый вид деятельности; развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов; развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться; раскрытие индивидуальных особенностей и способностей; развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; усвоение социальных норм нравственного развития. При активном взаимодействии образовательной организации и семьи до подросткового возраста ребенка закладываются основы характера законопослушного гражданина.

Уровни 4-6 соответствуют подростковому возрасту (учащиеся среднего звена). Это пе-

Серия «Социально-гуманитарные науки». риод перехода от детства к самостоятельной и ответственной жизни. У подростка развивается чувство взрослости, он занимает промежуточное положение между детством и зрелостью. Подросток требует к себе отношения как к взрослому, но он еще не отвечает требованиям, предъявляемым зрелому человеку, он еще не выработал в себе такие качества, как самостоятельность, ответственность, серьезное отношение к своим обязанностям. Поэтому относиться к нему так, как он хочет, пока невозможно. Ведущей деятельностью является общение со сверстниками, так подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу. В этом возрасте происходят изменения уровня познавательных интересов и интеллекта: учащиеся способны на самостоятельную проектную деятельность, у них формируются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессии. Важнейшим личностным новообразованием этого возраста является овладение нравственными нормами, формируются системы личностных ценностей. У старших подростков начинается процесс профессионального самоопределения, развиваются организаторские способности, деловитость, предприимчивость, умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределять обязанности и др. К 15-16 годам происходит изменение приоритетов: отношения со сверстниками выстраиваются на более высоком уровне

Задачей взрослых в этот период является приобщение подростка к совместной деятельности, при которой будут совершенствоваться знания, умения, навыки, где на него будет возложена определенная ответственность в самостоятельном принятии посильных его возрасту решений. За работу, выполненную хорошо и правильно, «по-взрослому», подросток ожидает получить одобрение окружающих, что приводит к самоутверждению и стимулирует к самообразованию и самосовершенствованию. Взрослым необходимо научиться выстраивать отношения с подростком на основе доверия, уважения, дружбы, относиться к нему особенно, стараться общаться на равных, но не допускать панибратства, помнить, что это еще ребенок, который нуждается в помощи и поддержке.

Седьмой, восьмой и девятый уровни траектории соответствуют юношескому возрасту (10-11 класс и студенчество). На этом этапе происходит формирование всесторонне развитой личности, способной к практическому применению полученных знаний и умений, стремящейся к саморазвитию, самосовершенствованию. Образовательная организация для учащегося становится пространством творчества, помогает самореализации личностного потенциала. Учащийся, обладая качествами творческой личности, становится субъектом, осуществленным в эстетической деятельности; родители как соратники по творчеству реализуют морально-этические ценности и «родительство» как таковое. В этом возрасте учащийся определяет направление жизненного пути и выбор профессии, приобретает психическую, идейную и гражданскую зрелость, происходит формирование мировоззрения, морального сознания и самосознания. Будущее становится главным измерением, личность устремляется в будущее. Основной задачей образования является формирование образовательных компетенций учащихся через приобретение опыта деятельности и применение знаний, развитие способностей и формирование мотивации получения образования в течение всей жизни.

Вывод

Итак, рассматривая проблемы образования детей, мы построили тринитарную модель взаимодействия субъектов образовательного процесса, описали данную модель с учетом возрастных особенностей развития обучаемого через организацию педагогического взаимодействия в условиях развития обществ, основанных на знаниях.

Литература

1. Меськов В.С. Философия образования // Наука - образованию. 2012. № 1(1).

2. Меськов В.С., Мамченко А.А. Образование для общества знания: когнитивно-компетентностная парадигма образовательных процессов // Ценности и смыслы. 2010. № 2(5).

3. Меськов В.С., Мамченко А.А. Образование для общества знания: постнеклассическая мо-

дель образовательных процессов // Ценности и смыслы. 2010. № 3(6).

4. Педагогика : теории, системы, технологии : учебник для студентов высш. и сред. учеб. заведений / [С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др] ; под ред. С.А. Смирнова. - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 512 с.

5. Сергеева В.П. Основы семейного воспитания. М.: Академия, 2010, 192 с.

6. Эльконин, Д.Б., Давыдов, В.В. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников [Текст] / Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1962. - С. 25-49, 50-184, 224-258.

Становление философских оснований психологической концепции

одаренности

д.ф.н. к.психол.н. проф. Ивлева М.Л., к.ф.н. доц. Иноземцев В.А.

Университет машиностроения, 8(499)2671640, marinanonna@yandex.ru

Аннотация. В статье исследуются философские основания психологической концепции одаренности (ПКО). При изучении процесса формирования философских оснований ПКО применяются парадигмальный и линеарный подходы.

Ключевые слова: психологическая концепция одаренности (ПКО), концепция, теория, парадигма, философские основания, философские основания ПКО, парадигмальный подход, линеарный подход.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований («Психологическая концепция одаренности: теоретико-историческое исследование»), проект № 14-06-00460.

Необходимость исследования философских оснований психологической концепции одаренности (далее - ПКО) обусловлена существованием противоречия между, с одной стороны, наличием эмпирической базы исследований одаренности и значительного опыта работы с одаренными детьми, накопленного практической психологией, с другой стороны, отсутствием единой психологической теории одаренности, адекватно объясняющей собранные эмпирические данные и обосновывающей опыт практической работы.

Это противоречие проявляется в отсутствии единого категориального аппарата теоретической, эмпирической и прикладной психологии одаренности; наличии в рамках самой теоретической психологии различных категориально несовместимых подходов к исследованию одаренности; отсутствии единых критериев истинности и эмпирической верифицируе-мости. Оценивая в целом современное состояние исследований одаренности, не будет ошибкой сказать, что в психологической науке сформировалась исследовательская область, в которой разнородные частные научные разработки не имеют под собой не только единой теоретической основы, но и методологических принципов, которые способствовали бы их теоретической интеграции. Вследствие этого существующие теории одаренности являются крайне разнородными в содержательном и методологическом плане.

Сложность исследования формирования и развития психологической концепции одаренности обусловлена тем, что данная концепция формировалась не только в рамках психологии как уже сложившейся науки. Становление и развитие этой концепции происходило задолго до того, как психология выделилась в качестве самостоятельной науки, характеризующейся собственным предметом и собственными специфическими методами исследования. В генетическом смысле понятие одаренности не является специфическим психологическим понятием. Вопросы, связанные с введением понятия одаренности и его определением в психологии были рассмотрены авторами статьи в монографиях [2, 3].

Как форма научного знания научная концепция не может не опираться на некоторые философские основания. При этом ее философские основания, как правило, представлены лишь имплицитно, в виде сложной совокупности воззрений на мир в целом, возможности его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.