Научная статья на тему 'Профессионально-ориентированная математическая подготовка учащихся СПО экономического профиля'

Профессионально-ориентированная математическая подготовка учащихся СПО экономического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL SECONDARY EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONALLY-ORIENTED MATHEMATICAL TRAINING OF STUDENTS / БУДУЩИЕ ЭКОНОМИСТЫ / FUTURE ECONOMISTS / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зейналова И.Д.

Среднее профессиональное образование является одной из важнейших составляющих современного образовательного пространства РФ, в значительной мере влияющего на развитие инновационной экономики страны, решение указанной задачи применительно к подготовке специалистов в учреждениях среднего профессионального образования приобретает особую значимость. Математика принадлежит к числу тех дисциплин общеобразовательного блока, которые имеют большие возможности для развития личности. В статье делается вывод о необходимости создания практических механизмов для реализации технологии профессионально-ориентированной математической подготовки будущих экономистов в системе среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALLY FOCUSED MATHEMATICAL TRAINING OF COLLEGE STUDENTS IN ECONOMICS

The article discusses the process of organization of secondary vocational education in the development of models and technology of mathematical training of economists based on computer technologies. Vocational secondary education is one of the most important components of the modern educational space of the Russian Federation, greatly influencing the development of innovative economy, the solution of this problem in relation to the training of specialists in institutions of secondary vocational education is of particular importance. Mathematics is among the subjects of general education block, which have great potential for personal development. The article concludes on the need of creating practical mechanisms for introduction of the technology of professionally-oriented mathematical training of future economists in the system of secondary professional education.

Текст научной работы на тему «Профессионально-ориентированная математическая подготовка учащихся СПО экономического профиля»

внесюжетная, обобщенно-сюжетная, последовательно сюжетная) помогает активно развивать творческую мысль, усиливает эмоции, активизирует мысли композитора и слушателя.

Таким образом, своеобразие педагогического метода М.А. Балакирева проявляется в триединстве интонация-импровизация-программность. Он реализуется в процессе творческого взаимодействия, соучастия в дружественной, располагающей к созиданию атмосфере. Особую значимость педагогический метод М.А. Балакирева приобретает в современном обществе, в котором человек вырван из традиционной национальной культуры общения, имеет поверхностные представления о мире, ограниченные возможностями «всемирной паутины», дающие обманчивое ощущение универсальности знаний. Современное образование нуждается в педагогическом инструментарии, который вбирает опыт прошедшего времени и актуален для современного мира.

Рассмотренный педагогический метод применяется нами в системе дополнительного образования по направлению музыка в качестве инновационного пути воспитания, обучения и развития учащихся, так как дополнительное образование - это «поисковое, вариативное образование, апробирующее иные, не общие пути выхода из различных неопределенных ситуаций в культуре и предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития» [6].

Особенности педагогического метода М.А. Балакирева созвучны целям системы Он является устойчивой опорой, которая способствует построению эффективного взаимодействия участников образовательного процесса. На основе выделенного триединства педагогического метода М.А. Балакирева мы обозначили основные педагогические принципы воздействия на музыкально-эстетическое развитие подрастающего поколения. К ним относятся: интонация как камертон авторской (творческой) мысли; импровизация как способ усвоения нового; программность как акт сотворчества. Поясним сказанное.

Интонация как камертон авторской (творческой) мысли является импульсом к проникновению в глубины авторской композиторской мысли, позволяет постичь его истоки, услышать ее современное звучание. Импровизация как способ усвоения нового помогает почувствовать себя творцом, раскрыть свои созидательные возможности и умения, проявить свою инициа-

Библиографический список

тивность, познакомится с особенностями творческого процесса. Программность как акт сотворчества усиливает образное мышление детей, фокусирует и концентрирует их на одной теме, направляет ход творческой мысли. Триединство интонация-импровизация-программность стало фундаментом для создания нами системы педагогической деятельности преподавателя по музыкально-эстетическому развитию подрастающего поколения, и дало возможность построить на ее основе эффективный образовательный процесс.

Выявление возможностей музыкальной педагогики прошлого и их использование с учетом современных требований к образованию, позволит достичь главной цели созданной педагогической системы - активизировать музыкально-эстетическое развитие подрастающего поколения, путем вовлечения в актуальные формы деятельности.

К числу основных педагогических задач системы, решение которых приведет к поставленной цели, относятся:

• развитие эстетического отношения подростка к жизни и искусству (воспитание эстетического вкуса на основе проверенных временем классических образцов, научение критическому подходу и оценке к опытам современного искусства, умение видеть и различать категории эстетического не только изучая произведения искусства, но и искать и находить их в реальной жизни);

• накопление практического опыта в процессе музыкально-эстетической деятельности (получение образования: большого объема теоретических и практических знаний, применение их на практике в ходе учебного процесса, пользование ими вне стен учебного заведения);

• формирование творческого отношения к жизни и искусству (демонстрация силы и значимости активной творческой позиции, как в учебе, так и в быту, развитие культуры).

Привести к заданной цели и решить обозначенные задачи, позволит педагогическое воздействие на параметры формирующейся личности: воспитание, образование и культуру. Равносильная направленность на каждый из этих параметров позволяет сформировать гармонично развитую личность. Этот сплав воспитание - образование - культура является педагогической платформой, опора на которую и комплексное системное воздействие на составляющие которой, позволит обеспечить эффективный личностный рост подрастающего поколения.

1. Палий Е.Н. Типы и виды салонов в России XVIII-XIX вв. Международный научно-исследовательский журнал. 2012; № 5 (5). Available at: http://research-journal.org/hist/tipy-i-vidy-salonov-v-rossii-xviii-xix-vv/

2. Зайцева Т.А. Милий Алексеевич Балакирев: Истоки. Санкт-Петербург: Канон, 2000.

3. Холопова В.Н. Теория музыкального содержания как наука. Available at: http://2010.gnesinstudy.ru/wp-content/uploads/2010/02/ Kholopova.pdf

4. Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. Москва: Музыка, 1980.

5. Слонимский С.М. Балакирев-педагог. Советская музыка. 1990; 3.

6. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. Стенограмма межрегионального совещания-семинара по проблеме «Повышение уровня управления развитием дополнительного образования детей. Петрозаводск, 1996.

References

1. Palij E.N. Tipy i vidy salonov v Rossii XVIII-XIX vv. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2012; № 5 (5). Available at: http:// research-journal.org/hist/tipy-i-vidy-salonov-v-rossii-xviii-xix-vv/

2. Zajceva T.A. MilijAlekseevich Balakirev: Istoki. Sankt-Peterburg: Kanon, 2000.

3. Holopova V.N. Teoriya muzykal'nogo soderzhaniya kak nauka. Available at: http://2010.gnesinstudy.ru/wp-content/uploads/2010/02/ Kholopova.pdf

4. Rimskij-Korsakov N.A. Letopis'moejmuzykal'nojzhizni. Moskva: Muzyka, 1980.

5. Slonimskij S.M. Balakirev-pedagog. Sovetskaya muzyka. 1990; 3.

6. Asmolov A.G. Dopolnitel'noe obrazovanie kak zona blizhajshego razvitiya v Rossii: ot tradicionnoj pedagogiki k pedagogike razvitiya. Stenogramma mezhregional'nogo soveschaniya-seminara po probleme «Povyshenie urovnya upravleniya razvitiem dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Petrozavodsk, 1996.

Статья поступила в редакцию 09.11.17

УДК 378

Zeynalova I.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Economics, Natural and Mathematical Disciplines,

Derbent branch of Dagestan State University (Derbent, Russia), E-mail: S-708@BK.RU

PROFESSIONALLY FOCUSED MATHEMATICAL TRAINING OF COLLEGE STUDENTS IN ECONOMICS. The article discusses the process of organization of secondary vocational education in the development of models and technology of mathematical training of economists based on computer technologies. Vocational secondary education is one of the most important components of the modern educational space of the Russian Federation, greatly influencing the development of innovative economy, the solution of this problem in relation to the training of specialists in institutions of secondary vocational education is of particular importance.

Mathematics is among the subjects of general education block, which have great potential for personal development. The article concludes on the need of creating practical mechanisms for introduction of the technology of professionally-oriented mathematical training of future economists in the system of secondary professional education.

Key words: vocational secondary education, professionally-oriented mathematical training of students, future economists.

И.Д. Зейналова, канд. пед. наук, доц. каф. экономических, естественных и математических дисциплин,

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», филиал в г. Дербенте, Е-mail: S-708@BK.RU

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ СПО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Среднее профессиональное образование является одной из важнейших составляющих современного образовательного пространства РФ, в значительной мере влияющего на развитие инновационной экономики страны, решение указанной задачи применительно к подготовке специалистов в учреждениях среднего профессионального образования приобретает особую значимость. Математика принадлежит к числу тех дисциплин общеобразовательного блока, которые имеют большие возможности для развития личности. В статье делается вывод о необходимости создания практических механизмов для реализации технологии профессионально-ориентированной математической подготовки будущих экономистов в системе среднего профессионального образования.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, профессионально-ориентированная математическая подготовка, студенты, будущие экономисты.

Современное среднее профессиональное образование должно быть нацелено на подготовку компетентного специалиста, что связано с необходимостью формирования умений широкого профиля, и психологической готовности специалиста пополнять свои знания, повышать квалификацию, осваивать новое технологическое оборудование, компьютерные программы. Современные ссузы призваны воспитывать активность, инициативность и развивать творческие профессиональные способности учащихся, поэтому в структуру профессиональной подготовки специалиста в СПО включены гуманитарная, естественнонаучная, математическая составляющие.

В силу специфики своего содержания данный учебный предмет формирует способность к усвоению новой информации, умение планировать и адекватно оценивать свои действия, развивает силу и гибкость ума, способность к аргументации и другие качества, необходимые современному специалисту.

Основные задачи профессионального образования сводятся к формированию системы профессиональных знаний и умений и созданию положительного эмоционального настроя по отношению к избранной профессии. Работа, направленная на решение указанных задач, должна осуществляться на протяжении всего курса обучения. Однако на практике при изучении общеобразовательных дисциплин в целом и математики в частности четко прослеживается отсутствие связей с дисциплинами специальности

Требования к уровню математической подготовки будущих экономистов возрастают. Выделим основные из них:

1. технологические факторы, которые связаны с изменением технологии расчетов, внедрением компьютерной техники во все сферы жизни и экономики страны;

2. социально-экономические факторы порождены требованиями рыночной экономики, которые определяют государственный заказ на подготовку экономиста высокой квалификации;

3. предметные факторы связаны с широким спектром использования методов математических исследований с применением компьютерных средств обучения для решения профессиональных задач.

Многочисленные опросы выпускников СПО показали, что они оценивают уровень своей профессионально-ориентированной математической подготовки как средний или низкий, что существенно снижает эффективность их профессиональной деятельности.

В результате изучение особенностей профессионально-ориентированной математической подготовки будущих экономистов, моделирование образовательного процесса и создание методического обеспечения успешной реализации педагогических моделей в СПО, разработка оценочных измерителей математической подготовки учащихся, является своевременным.

Наряду с теоретическими, сформировались и практические предпосылки. К ним необходимо отнести следующие программные документы в сфере образования:

- Концепцию долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года.

- Национальную доктрину образования в Российской Федерации,

- Стратегию социально-экономического развития России до 2020 года,

Главная цель данных стратегических документов - приведение количественных и качественных параметров существующей системы профессионального образования в Российской Федерации в соответствие с требованиями личности, общества, государства. Ключевая задача, стоящая перед СПО - это повышение качества подготовки специалистов, приведение уровня их профессиональной подготовленности в соответствие с требованиями профессиональной деятельности и нормативными правовыми актами Российской Федерации в области среднего профессионального образования.

Таким образом, педагогическая наука и практика свидетельствуют об актуальной потребности в разработке технологии профессионально направленной математической подготовки будущих экономистов, в создании и научно-теоретическом и практическом обосновании методического обеспечения модели и технологии профессионально направленной математической подготовки в образовательном процессе СПО.

В образовательной практике возникает необходимость в решении следующих задач:

- изучить сущность профессионально-ориентированной математической подготовки будущих экономистов и обосновать возможность использования названной подготовки в СПО;

- разработать критерии, показатели и уровни математической подготовки будущих экономистов.

В соответствии с этим необходимо:

- выделить социально-экономические, технологические, организационные и предметные факторы, определяющие требования к качеству математической подготовки учащихся и определены компоненты профессионально-ориентированной математической подготовки будущих экономистов к профессиональной деятельности;

- обосновать и экспериментально проверить технологию профессионально-ориентированной математической подготовки будущих экономистов в системе СПО, в котором среднее профессиональное образование строится как пространство имитационного воспроизведения различных профессиональных ситуаций, в ходе которого формируются компетентные специалисты в сфере экономики.

Тем самым профессиональная направленность преподавания математики в СПО имеет своей целью формирование высокого уровня математических знаний учащихся, так как математические знания являются важным компонентом в системе подготовки выпускника к будущей профессиональной деятельности.

Как отмечает Т.Н. Маркова, методика реализации профессионально-личностного обучения может состоять из следующих основных этапов:

1. диагностику компонентов субъектного опыта;

2. формирование групп студентов с учетом таких критериев, как социально-познавательные мотивы, уровень сфор-

мированности приемов мыслительной деятельности и видов мышления, уровень усвоения математических знаний, умений и навыков, наличие профессиональной направленности предметных знаний;

3. отбор и конструирование учебных материалов, соответствующих показателям критериев обучаемых;

4. организация дифференцированного обучения согласно результатам, полученным на первых двух этапах;

5. диагностика конечных результатов работы со студентами;

6. подведение итогов работы, рефлексия.

Обучающийся, обладающий хорошей математической подготовленностью, способен оценить значение математики в развитии научно-технического прогресса, ее значимость в изучении дисциплин экономического образования, ее прикладные возможности.

Резюмируя вышеизложенное отметим, что профессионально-ориентированная математическая подготовка -это целенаправленный технологически и методически обеспеченный процесс обучения математике в современном СПО, направленный на овладение выпускниками:

- основами математической культуры (владение терминами и понятиями, символическим языком математики);

- прочными математическими знаниями, соответствующими требованиям (требованиям ФГОС СПО);

- навыками математического и графического моделирования (владение способами создания и исследования разно-

Библиографический список

образных (реальные и идеальные) математических и графических моделей);

- умениями применять полученные математические знания и приобретенные навыки в будущей профессиональной деятельности.

Обучение математике формирует следующие профессионально-личностные качества: усвоение рациональных методов математического вычисления и умение применять их на практике; умение производить анализ и синтез производственной ситуации и на основании этой оценки построить соответствующую математическую модель; овладение рациональными методами решений математических моделей реальных ситуаций; овладение методами рационального сочетания теории и практики в математическом образовании, умение оценить эффективность использования природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Обучение математике в СПО требует оптимизации процесса преподавания-учения. В данном случае уместно использовать прикладные задачи и упражнения, содержание которых должно отражать межпредметные связи дисциплин, входящих в цикл среднего профес-сионльного образования.

Тем самым профессионально-ориентированная математическая подготовка будущих экономистов является важной проблемой в образовании. Теоретически она разработана и в настоящий момент требует создание практических механизмов для её реализации.

1. Чомаева Л.Х. Об особенностях использования компьютерных технологий в обучении: гуманитарные и экономические проблемы информатизации современного общества. Москва - Ставрополь, 2006: 60 - 65.

2. Блощинский А.И. Проблемы среднего профессионального образования в системе многоуровневой подготовки специалистов. Многоуровневое профессиональное образование в контексте Болонского процесса: материалы 1 Всерос. научно-практ. конф., Казань, 26 - 27 мая 2004 г. Казань: Новое издание, 2005: 75 - 77.

3. Маркова Т.Н. Роль математики в среднем профессиональном образовании. Available at: www.методкабинет.рф/

References

1. Chomaeva L.H. Ob osobennostyah ispol'zovaniya komp'yuternyh tehnologij v obuchenii: gumanitarnye i 'ekonomicheskie problemy informatizacii sovremennogo obschestva. Moskva - Stavropol', 2006: 60 - 65.

2. Bloschinskij A.I. Problemy srednego professional'nogo obrazovaniya v sisteme mnogourovnevoj podgotovki specialistov. Mnogourovnevoe professional'noe obrazovanie v kontekste Bolonskogo processa: materialy 1 Vseros. nauchno-prakt. konf., Kazan', 26 - 27 maya 2004 g. Kazan': Novoe izdanie, 2005: 75 - 77.

3. Markova T.N. Rol'matematiki vsrednem professional'nom obrazovanii. Available at: www.metodkabinet.rf/

Статья поступила в редакцию 09.11.17

УДК 378.14.015.62

Kazakov R.H., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Physics, Methods of Control and Diagnostics, Tyumen

Industrial University (Tyumen, Russia), E-mail: kazakovrh@yandex.ru

Muratov K.R., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Department of Physics, Methods of Control and Diagnostics,

Tyumen Industrial University (Tyumen, Russia), E-mail: muratows@mail.ru

THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF PHYSICAL PROBLEMS AS DEDUCTIVE CONSEQUENCES OF FUNDAMENTAL PHYSICAL THEORIES. The article considers the methodical problem of implementation of the professional orientation of physical problemss of general physics course in a technical university in the context of deductive consequences of fundamental physical theories. This methodological problem can be solved, if it is based on the structural and gnoseological analogy of engineering research and the cognitive dynamics of the solving physical problemsprocess. Examples of these analogies are given. Based on the hypothetical-deductive structure of physical theories and their epistemological functions, the content of practical and laboratory studies with the methodological goal of implementation of the professional orientation of physical tasks of general physics course in a university is considered.

Key words: professional orientation of physical problems of general physics course, physical theory as a hypothetical-deductive model of scientific knowledge, gnoseological functions of physical theory, cognitive analogies of engineering research and physical problems.

Р.Х. Казаков, д-р пед. наук, проф. каф. физики, методов контроля и диагностики Тюменского индустриального

университета, г. Тюмень, E-mail: kazakovrh@yandex.ru

К.Р. Муратов, канд. техн. наук, доц. каф. физики, методов контроля и диагностики Тюменского индустриального

университета, г. Тюмень, E-mail: muratows@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

КАК ДЕДУКТИВНЫХ СЛЕДСТВИЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ

В статье рассматривается методическая проблема реализации профессиональной направленности физических задач курса общей физики технического вуза в контексте дедуктивных следствий фундаментальных физических теорий. Данная методическая проблема может быть решена с опорой на структурную и гносеологическую аналогию инженерных изысканий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.