Научная статья на тему 'Синтез ретроспективных и актуальных педагогических идей: теоретические и практические аспекты'

Синтез ретроспективных и актуальных педагогических идей: теоретические и практические аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.А. БАЛАКИРЕВ / M.A. BALAKIREV / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕТОД / PEDAGOGICAL METHOD / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / ВАРИАТИВНОСТЬ / VARIABILITY / CREATIVITY / ИНТОНАЦИЯ / INTONATION / ИМПРОВИЗАЦИЯ / IMPROVISATION / FIGURATIVE / КОЛЛЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COLLECTIVE ACTIVITY / СОТВОРЧЕСТВО / ПРОГРАММНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дробот О.Е.

В этой статье автор раскрывает некоторые особенности педагогического метода М.А. Балакирева, на основе анализа практической педагогической деятельности и научных исследований. Подчёркивается важность знания исторической ретроспективы при создании новых педагогических разработок. Выделяются опорные точки педагогического метода, которые создают фундамент для создания авторской системы педагогической деятельности преподавателя по музыкально-эстетическому развитию подрастающего поколения. Определяются условия, необходимые для реализации данного метода. Отмечается особая эффективность данного метода в системе дополнительного образования, созвучного его целям и задачам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYNTHESIS OF HISTORICAL AND ACTUAL PEDAGOGICAL IDEAS: THE THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS

In the article the author reveals some features of the pedagogical method of M. A. Balakirev, based on the analysis of practical teaching activities and scientific research. The researcher stresses the importance of knowledge in historical retrospective in the creation of new pedagogical developments. The work highlights reference point of pedagogical methods that create a foundation for the author of the system of pedagogical activity of the teacher on the musical-aesthetic development of younger generation. The paper defines such conditions that are necessary for the implementation of this method. The author notes particular effectiveness of this method in the system of additional education, consonant with its goals and objectives.

Текст научной работы на тему «Синтез ретроспективных и актуальных педагогических идей: теоретические и практические аспекты»

60700% 50,00% 40,00% 30,00%

£

п о

Р =

0

1

и О

£ 20,00%

о

X

О

10,00% 0.00%

49,0

32,4 33,7

22,5 19,4 19,5

14,4 ■ 9,1

Начало ПЭ I Конец ПЭ

высокий продвинутый пороговый низкии Уровни операцнонально-деятельностной состаляющей

Рис.1. Динамика сформированности у студентов операционально-деятельностной составляющей химических компетенций

на разных этапах эксперимента

Данные педагогического исследования операционельни-дь-ятельностной составляющей химических компетенций можно считать стиииидическидостовернымд

Проведенная математическая обработка полученных данных свидетельствует о статистической значимости результатов. Использованные намиметодикиявляютсяобъ-

Библиографическийсписок

ективными, могут применяться в любых учебных заведениях, где операционально-деятельностная составляющая значима для освоения будущей профессии. Объективная картина исходного уровня позволяет корректировать и оптимизировать пути управления процессом обучения химии.

1. Авдеев В.М. Компетентностный подход в конструировании современных образовательных моделей. Социально-гуманитарные знания. 2006;6:235 -240.

2. Агафонова, И.П. Методика проблемно-интегративного обучения химическим дисциплинам студентов - будущих фармацевтов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Казань, 2014.

3. Гринченко Е.Л. Формирование и развитие предметных компетенций у студентов в процессе самообразовательной деятельности по химии в медицинском вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2016.

4. Аскеров Э.М. Многокритериальная модель оценивания профессиональной компетенции специалистов. Информатика и образование. 2009; 8: 110 - 112.

5. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. Москва: Знание, 1987.

6. Шелонцев В.А., Шелонцева Л.Н., Ольхович И.П. Анализ результатов педагогического эксперимента: учебное издание. Омск: ООО Гуманит. центр «Альфа и Омега», 2008.

References

1. Avdeev V.M. Kompetentnostnyj podhod v konstruirovanii sovremennyh obrazovatel'nyh modelej. Social'no-gumanitarnye znaniya. 2006; 6: 235-240.

2. Agafonova, I.P. Metodika problemno-integrativnogo obucheniya himicheskim disciplinam studentov - buduschih farmacevtov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2014.

3. Grinchenko E.L. Formirovanie i razvitie predmetnyh kompetencij u studentov v processe samoobrazovatel'noj deyatel'nosti po himii v medicinskom vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2016.

4. Askerov 'E.M. Mnogokriterial'naya model' ocenivaniya professional'noj kompetencii specialistov. Informatika i obrazovanie. 2009; 8: 110 - 112.

5. Usova A.V., Bobrov A.A. Formirovanie u uchaschihsya uchebnyh umenij. Moskva: Znanie, 1987.

6. Sheloncev V.A., Shelonceva L.N., Ol'hovich I.P. Analiz rezul'tatov pedagogicheskogo 'eksperimenta: uchebnoe izdanie. Omsk: OOO Gumanit. centr «Al'fa i Omega», 2008.

Статья поступила в редакцию 08.11.17

УДК 37.036

DrobotO.E., teacherof theoreticaldisciplines,Children's ArtSchooln.a. M.A.Balakirev(Moscow, Russia),

E-mail: olya_drobot@mail.ru

THE SYNTHESIS OF HISTORICAL AND ACTUAL PEDAGOGICAL IDEAS: THE THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS.

In the article the author reveals some features of the pedagogical method of M. A. Balakirev, based on the analysis of practical teaching activities and scientific research. The researcher stresses the importance of knowledge in historical retrospective in the creation of new pedagogical developments. The work highlights reference point of pedagogical methods that create a foundation for the author of the system of pedagogical activity of the teacher on the musical-aesthetic development of younger generation. The paper defines such conditions that are necessary for the implementation of this method. The author notes particular effectiveness of this method in the system of additional education, consonant with its goals and objectives.

Key words: M.A. Balakirev, pedagogical method, additional education, variability, creativity, intonation, improvisation, figurative, collective activity.

О.Е. Дробот, преп. теоретических дисциплин, ГБУДО «Детская школа искусств имени М.А. Балакирева», г. Москва,

E-mail: olya_drobot@mail.ru

СИНТЕЗ РЕТРОСПЕКТИВНЫХ И АКТУАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В этой статье автор раскрывает некоторые особенности педагогического метода М.А. Балакирева, на основе анализа практической педагогической деятельности и научных исследований. Подчёркивается важность знания исторической ретроспективы при создании новых педагогических разработок. Выделяются опорные точки педагогического метода, которые создают фундамент для создания авторской системы педагогической деятельности преподавателя по музыкально-эстетическому развитию подрастающего поколения. Определяются условия, необходимые для реализации данного метода. Отмечается особая эффективность данного метода в системе дополнительного образования, созвучного его целям и задачам.

Ключевые слова: М.А. Балакирев, педагогический метод, дополнительное образование, вариативность, сотворчество, интонация, импровизация, программность, коллективная деятельность.

Развитие всех сфер человеческого бытия, включая художественное творчество и образование, культурное развитие и установление гуманных человеческих отношений, невозможно без знания и анализа исторического опыта. В области русской музыкальной культуры есть знаковые фигуры, повлиявшие и изменившие ее ход и развитие. К таким значимым личностям относится М.А. Балакирев, чья деятельность осознаётся в наше время в новом звучании и масштабах. Он являл собой пример самоотверженной любви к Родине, к отечественной и мировой культуре, к своим единомышленникам не словами, но всей своей жизнью. Сам - служитель искусства, он и других учил служению не себе, но высшим целям и идеям, народу и его будущему.

Музыкальная педагогическая общественность узнала М.А. Балакирева как талантливого творческого педагога по его работе в Бесплатной музыкальной школе, содружестве «Могучая кучка», Русском музыкальном обществе, Придворной певческой капелле, каждая из этих форм деятельности имела чёткую структуру воспитания и образования и яркие результаты. М.А Балакирев не оставил теоретического описания своей педагогической концепции, но благодаря анализу эпистолярного наследия, воспоминаниям современников, критическим статьям, трудам исследователей его творчества, вычисляется концепция, система взглядов, педагогический метод, реализуемые в многочисленных направлениях деятельности М.А. Балакирева.

Проанализируем и выделим главные особенности его педагогики, опираясь на самые яркие результаты педагогической деятельности М.А. Балакирева, которые проявились в содружестве «Могучая кучка». Оно являло собой удивительный пример творческого сотрудничества и соучастия. Собрания кружка «Могучая кучка» под руководством М.А. Балакирева его участники сравнивали с прохождением консерватории, как учебного заведения, готовящего профессионалов высшей квалификации в музыкальном образовании. Целью этого объединения стало создание русской национальной композиторской школы. Его задачами стали: собирание и сбережение наследия русского народного музыкального искусства; сохранение и развитие традиций М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского; изучение лучших образцов современной европейской музыки; распространение и пропаганда русской музыки, опирающейся на национальные истоки; созидание на этих основах своеобразного уникального и оригинального стиля для каждого члена содружества. Выявим и обозначим особенности педагогического инструментария (совокупности форм, методов, приемов, средств), применяемого на собраниях «Могучей кучки» для достижения цели и решения поставленных задач.

Организация собраний «Могучей кучки» была типичной формой общения для любителей искусства XIX века. Это был своеобразный «передвижной» салон, проводимый то одним, то другим участником содружества. В популярных и прогрессивных салонах того времени «можно было запастись сведениями обо всех вопросах дня, начиная от политической брошюры и парламентской речи французского и английского оратора, и кончая романом или драматическим творением одного из любимцев той литературной эпохи. А какая была непринужденность, терпимость, вежливая, и себя и других уважающих свобода в этих разнообразных разноречивых разговорах. Это был мирный обмен мнений, воззрений, оценок, система free trade, приложенная к разговору» (П.А. Вяземский) [1]. Собрания музыкальных салонов «в высшей степени и привлекательны, и интересны, собирался всегда небольшой кружок людей, но людей страстно преданных музыке и жаждавших знакомиться и изучать все, что в ней было лучшего и что появлялось новейшего; исполнение было очень хорошее, тонкое, увлекательное и собиравшиеся люди друг другу симпатизировали, и это были действительно замечательные собрания! Сколько тут сообщалось сведений музыкальных о

том, как стоит музыкальное дело и музыка вообще и у нас, и в Европе» [2, с.183 - 184].

Как и музыкальные салоны, так и собрания «Могучей кучки» были творчески содержательны, насыщены, актуальны. «Могучая кучка» была одним из тех вольных содружеств, которые противопоставляли себя академической рутине, отрицали отрыв искусства от жизни, ратовали за близость к современности. Такая организация встреч людей, объединенных общими идеями и идеалами, позволяла проявлять свободу мыслей, открытость взглядов, расширять и углублять знания, открывать истину в процессе творческого общения.

Особое внимание на собраниях содружества уделялось работе над интонацией, она становилась развивающим зерном произведений «Новой русской музыкальной школы». Как специфическое музыкальное проявление исторически изменчивой и общественно детерминированной деятельности индивида (Б.В. Асафьев) музыкальная интонация в движении выявляет заложенный композитором смысл. Музыкальная интонация композиторов «Могучей кучки» опирается на фольклор, не только раскрывая национальную принадлежность, но и неся ключевой смысл их идей о сохранении, развитии и распространении русской музыки. Родная интонация как специфическая форма проявления мысли (Б.В. Асафьев) доносит до слушателей богатство и мощь национального искусства и приобщает к его истокам. Она помогает раскрыть «выразительно-смысловую сущность» музыки, ее содержание [3]. Кроме того сама интонация предопределяет выбор иных музыкальных выразительных средств. Таким образом, интонация является одной из опор педагогического метода М.А. Балакирева.

Собрания содружества фактически являлись учебными занятиями по теории композиции, на которых всякий раз приносились находящиеся в работе сочинения, сильный пианист (М.А. Балакирев или М.П. Мусоргский) читал его с листа, «всякую минуту готовый фантазировать с величайшим вкусом на свою или чужую тему, Балакирев, моментально схватывавший недостатки в чужих сочинениях и на деле готовый показать, как следует исправить то или другое, как надо продолжать такой-то подход или как можно избежать пошлого оборота, лучше гармонизовать фразу, расположить аккорд» играл уже исполненное произведение в отрывках, по тактам, вразбивку, «немедленно вносил поправки, указывая, как следует переделать подобный зачаток; критиковал его» [4, с. 31]. «А критик, именно технический критик, он был удивительный. Он сразу чувствовал техническую недоделанность или погрешность, он сразу схватывал недостаток формы», «садясь за фортепиано, импровизировал, показывая, как следует исправить или переделать сочинение» [4, с. 30].

В процессе мастерской импровизации обнажались недостатки создаваемого сочинения, выкристаллизовывалась необходимая интонация - зерно, из которого родится целое, в процессе импровизационного художественного интонирования рождалась верная форма, намечались контуры инструментовки оркестровых произведений. Благодаря импровизационной природе и строению творческих встреч участников содружества, импровизации, как одной из основ педагогического метода М.А. Балакирева, каждая из встреч была уникальна, неповторима, невероятно продуктивна. Изучая творчество М.А. Балакирева, С.М. Слонимский писал, что целью таких уроков-импровизаций было научить ученика сначала летать, а уже затем ходить [5].

Еще одна опора творчества композиторов «Могучей кучки» программность как основа композиционной и смысловой цельности произведения. Содержание музыкального произведения сложно обозначить исключительно средствами музыки, литература помогает восполнить и конкретизировать создаваемый музыкой образ. Каждый из видов программности (обобщенная

внесюжетная, обобщенно-сюжетная, последовательно сюжетная) помогает активно развивать творческую мысль, усиливает эмоции, активизирует мысли композитора и слушателя.

Таким образом, своеобразие педагогического метода М.А. Балакирева проявляется в триединстве интонация-импровизация-программность. Он реализуется в процессе творческого взаимодействия, соучастия в дружественной, располагающей к созиданию атмосфере. Особую значимость педагогический метод М.А. Балакирева приобретает в современном обществе, в котором человек вырван из традиционной национальной культуры общения, имеет поверхностные представления о мире, ограниченные возможностями «всемирной паутины», дающие обманчивое ощущение универсальности знаний. Современное образование нуждается в педагогическом инструментарии, который вбирает опыт прошедшего времени и актуален для современного мира.

Рассмотренный педагогический метод применяется нами в системе дополнительного образования по направлению музыка в качестве инновационного пути воспитания, обучения и развития учащихся, так как дополнительное образование - это «поисковое, вариативное образование, апробирующее иные, не общие пути выхода из различных неопределенных ситуаций в культуре и предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития» [6].

Особенности педагогического метода М.А. Балакирева созвучны целям системы Он является устойчивой опорой, которая способствует построению эффективного взаимодействия участников образовательного процесса. На основе выделенного триединства педагогического метода М.А. Балакирева мы обозначили основные педагогические принципы воздействия на музыкально-эстетическое развитие подрастающего поколения. К ним относятся: интонация как камертон авторской (творческой) мысли; импровизация как способ усвоения нового; программность как акт сотворчества. Поясним сказанное.

Интонация как камертон авторской (творческой) мысли является импульсом к проникновению в глубины авторской композиторской мысли, позволяет постичь его истоки, услышать ее современное звучание. Импровизация как способ усвоения нового помогает почувствовать себя творцом, раскрыть свои созидательные возможности и умения, проявить свою инициа-

Библиографический список

тивность, познакомится с особенностями творческого процесса. Программность как акт сотворчества усиливает образное мышление детей, фокусирует и концентрирует их на одной теме, направляет ход творческой мысли. Триединство интонация-импровизация-программность стало фундаментом для создания нами системы педагогической деятельности преподавателя по музыкально-эстетическому развитию подрастающего поколения, и дало возможность построить на ее основе эффективный образовательный процесс.

Выявление возможностей музыкальной педагогики прошлого и их использование с учетом современных требований к образованию, позволит достичь главной цели созданной педагогической системы - активизировать музыкально-эстетическое развитие подрастающего поколения, путем вовлечения в актуальные формы деятельности.

К числу основных педагогических задач системы, решение которых приведет к поставленной цели, относятся:

• развитие эстетического отношения подростка к жизни и искусству (воспитание эстетического вкуса на основе проверенных временем классических образцов, научение критическому подходу и оценке к опытам современного искусства, умение видеть и различать категории эстетического не только изучая произведения искусства, но и искать и находить их в реальной жизни);

• накопление практического опыта в процессе музыкально-эстетической деятельности (получение образования: большого объема теоретических и практических знаний, применение их на практике в ходе учебного процесса, пользование ими вне стен учебного заведения);

• формирование творческого отношения к жизни и искусству (демонстрация силы и значимости активной творческой позиции, как в учебе, так и в быту, развитие культуры).

Привести к заданной цели и решить обозначенные задачи, позволит педагогическое воздействие на параметры формирующейся личности: воспитание, образование и культуру. Равносильная направленность на каждый из этих параметров позволяет сформировать гармонично развитую личность. Этот сплав воспитание - образование - культура является педагогической платформой, опора на которую и комплексное системное воздействие на составляющие которой, позволит обеспечить эффективный личностный рост подрастающего поколения.

1. Палий Е.Н. Типы и виды салонов в России XVIII-XIX вв. Международный научно-исследовательский журнал. 2012; № 5 (5). Available at: http://research-journal.org/hist/tipy-i-vidy-salonov-v-rossii-xviii-xix-vv/

2. Зайцева Т.А. Милий Алексеевич Балакирев: Истоки. Санкт-Петербург: Канон, 2000.

3. Холопова В.Н. Теория музыкального содержания как наука. Available at: http://2010.gnesinstudy.ru/wp-content/uploads/2010/02/ Kholopova.pdf

4. Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. Москва: Музыка, 1980.

5. Слонимский С.М. Балакирев-педагог. Советская музыка. 1990; 3.

6. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. Стенограмма межрегионального совещания-семинара по проблеме «Повышение уровня управления развитием дополнительного образования детей. Петрозаводск, 1996.

References

1. Palij E.N. Tipy i vidy salonov v Rossii XVIII-XIX vv. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2012; № 5 (5). Available at: http:// research-journal.org/hist/tipy-i-vidy-salonov-v-rossii-xviii-xix-vv/

2. Zajceva T.A. MilijAlekseevich Balakirev: Istoki. Sankt-Peterburg: Kanon, 2000.

3. Holopova V.N. Teoriya muzykal'nogo soderzhaniya kak nauka. Available at: http://2010.gnesinstudy.ru/wp-content/uploads/2010/02/ Kholopova.pdf

4. Rimskij-Korsakov N.A. Letopis'moejmuzykal'nojzhizni. Moskva: Muzyka, 1980.

5. Slonimskij S.M. Balakirev-pedagog. Sovetskaya muzyka. 1990; 3.

6. Asmolov A.G. Dopolnitel'noe obrazovanie kak zona blizhajshego razvitiya v Rossii: ot tradicionnoj pedagogiki k pedagogike razvitiya. Stenogramma mezhregional'nogo soveschaniya-seminara po probleme «Povyshenie urovnya upravleniya razvitiem dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Petrozavodsk, 1996.

Статья поступила в редакцию 09.11.17

УДК 378

Zeynalova I.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Economics, Natural and Mathematical Disciplines,

Derbent branch of Dagestan State University (Derbent, Russia), E-mail: S-708@BK.RU

PROFESSIONALLY FOCUSED MATHEMATICAL TRAINING OF COLLEGE STUDENTS IN ECONOMICS. The article discusses the process of organization of secondary vocational education in the development of models and technology of mathematical training of economists based on computer technologies. Vocational secondary education is one of the most important components of the modern educational space of the Russian Federation, greatly influencing the development of innovative economy, the solution of this problem in relation to the training of specialists in institutions of secondary vocational education is of particular importance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.