4. Buyakova E.V. Teoreticheskie aspekty issledovaniya tsennostey [Theoretical aspects of values]. Kontsept: nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal [Concept. Scientific-methodical electronic journal], 2016, vol. 15, pp. 231-235. (In Russ.). Available at: http://e-koncept.ru/2016/86947.htm (accessed 29.05.2017).
5. Vindel'band V. Izbrannoe: Dukh i istoriya [Favorites: the Spirit and history]. Moscow: Yurist Publ., 1995. 684 p. (In Russ.).
6. Zakon RF ot 9 oktyabrya 1992 g. N 3612-I "Osnovy zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii o kul'ture" [The law of the Russian Federation from October 9, 1992 N 3612-I "bases of the legislation of the Russian Federation about culture"]. (In Russ.). Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/104540/paragraph/37616:0.
7. Minenko G.N. Dukhovnaya kul'tura obshchestva: soderzhanie ponyatiya [The spiritual culture of society: the content of the concept]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University of Culture andArts], 2015, no. 31, p. 97. (In Russ.).
8. Moskvina I.K. Ponyatie "kul'turnaya tsennost'": filosofsko-kul'turologicheskie aspekty [The Concept of "cultural value": philosophical and cultural aspects]. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [The works of Saint-Petersburg State University ofCulture and Arts], 2015, vol. 210, pp. 237-245. (In Russ.).
9. Fayzullin F.S. Natsional'nye tsennosti i tsennostnye orientatsii [National values and value orientation]. Vestnik Bashkirskogo universiteta [Bulletin of the Bashkir University], 2012, no. 1, vol. 17, pp. 685-688. (In Russ.).
10. Flier A.Ya., Poletaeva M.A. Tezaurus osnovnykh ponyatiy kul'turologii [Thesaurus of the main concepts of cultural studies]. Moscow, MGUKI Publ., 2008, pp. 216-217. (In Russ.).
УДК 008
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
Яковлева Дарья Евгеньевна, аспирант, преподаватель, кафедра музыкознания и музыкально-прикладного искусства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Дегуманизация ряда сфер культуры на рубеже тысячелетий актуализирует проблему духовных ценностей. В настоящее время в контексте поиска национальной идентичности особую значимость получает процесс возрождения лучших отечественных музыкально-просветительских традиций, полномасштабное развитие которых в России относится ко второй половине XIX - первым десятилетиям XX века. Это не только время подъема во всех областях научного знания и экономики, но также художественной культуры, музыкальной жизни. Своеобразную духовную летопись русского искусства в историко-культурном пространстве создавали Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой, И. Е. Репин и В. И. Суриков, М. И. Глинка и М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков и П. И. Чайковский, многие другие самобытные мастера. Это время мощного расцвета национальной композиторской школы, представители которой своей деятельностью активизировали театрально-концертную жизнь, музыкальное образование. Становясь трансляторами культурно-музыкальной информации, композиторы и исполнители осознавали важность проблемы духовных констант, связывая их с попыткой осмысления мира и человеческого бытия в мире, с поиском этических ориентиров и высоких духовных идеалов. Им были близки ценности европейского просвещения, идеалами которого выступали свобода и демократия, возможность всеобщего приобщения к знаниям, образованию и др. Идеи просветительства благодаря музыкально-коммуникативным структурам на протяжении многих десятилетий оказывали влияние на развитие общественной мысли, повышая культурный уровень людей, приобщая их к мировой музыкальной культуре посредством ценностей. Рассмотрение формирования ценностей в отечественной музыке в контексте историко-культурного развития для данной статьи является базовым вопросом.
Ключевые слова: музыкальная культура, ценности музыкальной культуры, традиционные, художественные, эстетические, этические, духовные ценности.
THE FORMATION OF VALUES IN RUSSIAN MUSICAL CULTURE
Yakovleva Darya Evgenyevna, Postgraduate, Instructor, Department of Musicology and Musical Arts, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Dehumanization of a number of cultural industries at the turn of the Millennium actualizes the problem of spiritual values. Currently, in the context of a search for national identity of particular significance, it gets the revival of the best domestic musical and educational traditions, the full development of which in Russia belongs to the second half of the 19th and the first decades of the 20th century. It is not only a time of climbing in all areas of scientific knowledge and the economy but the artistic culture, musical life. A kind of spiritual Chronicle of Russian art in historical and cultural space was created by F.M. Dostoevsky and L.N. Tolstoy, I.E. Repin and VI. Surikov, and Mikhail Glinka and Modest Mussorgsky, Nikolai Rimsky-Korsakov and Pyotr Tchaikovsky, as well as many other original masters. That time was powerful heyday of national composer school, whose members have stepped up their activities, theatrical and concert life, musical education. The ideas of enlightenment through the musical communication structures for decades influenced the development of social thought, raising the cultural level of the people by introducing them to the world musical culture through the values. Consideration of formation values in patriotic music in the context of the historical and cultural development for this article is the underlying issue.
Keywords: musical culture, values musical culture, traditional, artistic, aesthetic, ethical, spiritual values.
Современное состояние отечественной музыкальной культуры требует глубокого и всестороннего изучения ее влияния на процессы развития общественного сознания. С одной стороны, это связано с определенным влиянием музыкальной культуры на духовную атмосферу общества, собственно на общественное бытие человека. С другой стороны, получившая широкое развитие массовая музыкальная культура приводит повсеместно к распаду в повседневной жизни людей сложившихся на протяжении многих веков музыкально-коммуникативных структур, к подмене духовно-эстетических характеристик музыкальной культуры. Однако музыку нельзя отграничить от человеческого бытия, поскольку понимаемая «многомерным развёртыванием звуковой субстанции» (Ю. Холопов), она способна воздействовать на благосостояние всей системы государственных отношений, на развитие не только духовных приоритетов, но и всех сторон жизни российского народа. Влияя на развитие всей духовной культуры социума, музыкальная культура аккумулирует и транслирует ценности, тем самым обусловливает взгляды, вкусы, нравы и идеалы общества. Справедливо мнение Л. П. Шиповской о том, что «музыка не только может быть коррелятом определенных жизненных ситуаций человеческого бытия, но также способна оказывать обратное воздействие на социальные процессы
развития человека, через самого человека, через его эмоциональный мир» (см. [13]). В контексте общественного сознания человека музыкальная культура приобретает определенное идейное значение.
Музыкальная культура представлена единством музыкально-коммуникативных структур (создание и исполнение музыки, музыкальное просвещение и музыкальное образование) [9; 10]. Проникая во все сферы человеческой жизнедеятельности, «язык» музыки позволяет осознать ценности человеческого социокультурного бытия. Подтверждает это и высказанная М. Ю. Долгушиной мысль о том, что музыкальная культура может пониматься как «совокупность музыкальных ценностей, их производство, хранение и распространение» [4]. Ценности музыкальной культуры формируются в ее культурно-историческом развитии. Как широкое явление художественной культуры, музыкальная культура включает в себя многообразные формы деятельности, различные виды и жанры музыкального искусства, композиторское и исполнительское творчество, функционирование в системе общественных, образовательных и государственных учреждений, бытовое и домашнее музицирование [5]. По мнению Р. Н. Шафеева, музыкальная культура - это целостная система диалектически связанных структурных элементов:
«1) музыки как носителя духовных ценностей;
2) музыкальной теории и музыкальной критики;
3) музыкального образования; 4) музыкального воспитания» (см. [13, с. 10]).
Исследования в области музыкальной культуры дают возможность изучения ценностной и эмоциональной динамики народа, национального колорита [7], поскольку общечеловеческое в конкретных условиях жизни каждой нации в содержании музыкальных произведений приобретает своеобразный колорит. В одном из последних культурологических исследований музыкальная культура характеризуется как «совокупность духовных ценностей в области музыки в их многообразном проявлении, а также деятельность людей по созданию и потреблению музыкальных ценностей» [13]. Проблемы ценности музыки анализируются в феноменологическом ракурсе и как часть художественной культуры в работах М. Ю. Долгушиной, В. Ю. Тюриной, других авторов. Внимание к музыкальным ценностям в своих научных трудах привлекали философы [14; 16], социологи [1], музыковеды Б. В. Асафьев [2], А. Н. Сохор [9], М. Е. Тараканов [10], В. Н. Холо-пова [13] и др.
При рассмотрении исторической обусловленности формирования ценностей отечественной музыкальной культуры на первый план выходит проблема ценности традиций, понимаемая как ценность, имеющая истоки в прошлом, результат исторического саморазвития ценностной системы, обеспечивающая идентификацию нации среди других, обуславливающая иерархию ценностей. Культурные ценности российского общества, объединяющие в себе стереотипы поведения и сознания, образцы, оценки, образы, порой своеобразны, что связано с особенностями формирования на пересечении западного и восточного миров. Размышления Н. А. Бердяева о месте русской культуры в контексте культуры европейской сформулированы в его работе «Русская идея»: «...в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории - Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ» [3, с. 31]. Музыкальная культура - динамично развивающееся явление, не может развиваться замкнуто, изолированно. Для ее нормального существования необходимы межнациональные контакты, взаимные влияния различных, порой противоположных,
школ, течений, направлений. Истоки отечественной музыкальной культуры лежат в совокупности отечественного фольклорного наследия и духовных достижений древних цивилизаций.
Огромное влияние на музыкальную культуру Киевского государства в Х веке оказало общение с Византией. Элементом духовной культуры Средневековья явилось христианство, которое значительно перестроило отношения человека с миром и другими людьми. В средние века Церкви принадлежали область просвещения и образования, она была единственной обладательницей музыкальной письменности. Сама же письменность - крюки, знамена - имела функционально-семантическое значение и духовно-смысловое начало. Перенесение акцента с внешней красоты на внутреннюю, умопостигаемую, связь прекрасного и нравственного становятся для Средневековья необходимыми и важнейшими условиями существования искусства. Для отечественной музыкальной культуры этот период связан с формированием певческого канона, в основе которого лежит эстетика музыкальной культуры византийского канона. Свойственное византийской эстетике единство осмысленности, красоты и порядка позволило сравнивать его с «ангело-гласным пением». На Руси оно было не только воспринято, но и творчески переработано, а главное - закрепило связь древнерусского певческого канона с духовными ценностями, поскольку его назначением было облагораживать, воспитывать и возвышать душу.
Не менее значимым этапом, повлиявшим и изменившим ценностные ориентиры, в том числе и в музыкальной культуре, явилось время правления Петра I. Петровские реформы были направлены на европеизацию страны, поэтому крепли и ширились взаимосвязи русской музыкальной культуры с европейской. Россия стремилась во всем походить на просвещенную Европу, соприкосновение с Западом проявилось и в музыкальной жизни. Введенные Петром I Ассамблеи способствовали развитию бытового светского и домашнего музицирования. Из Европы привозились музыкальные инструменты известных мастеров, даже монтировались небольшие домашние органы, тем самым расширялось представление о материальных ценностях. Ведь, как правило, народные музыкальные инструменты того времени были просты и не являлись изящно
украшенными предметами. Музыка, которая звучала во время застолий, а также танцы не только объединяли людей, но и развивали их представления о красоте, утверждали эстетические ценности. Правда, новые формы музицирования коснулись, прежде всего, небольшой дворянской верхушки. Подобно европейской традиции, в России получило распространение усадебное музицирование. Так, в дворянских поместьях силами крепостных музыкантов создавались театры, хоровые капеллы, оркестры. Наиболее знамениты большим числом постановок (более пятидесяти) были графские театры Н. П. Шереметева и А. Р. Воронцова, где регулярно звучала инструментальная музыка, которую охотно исполняли сами дворяне. Важно, что музыка, выполняя функцию развлечения, а также гедонистическую, коммуникативную и релаксационную, формировала эстетическую культурную потребность.
Убежденность Екатерины II в том, что российскому обществу необходим человек просвещенный, сочетающий общую образованность с профессиональной выучкой, сформировалась не без воздействия идей западноевропейских просветителей. Как известно, во второй половине ХУШ века в Россию активно приглашались итальянские композиторы (Б. Галуппи, Дж. Паизиел-ло, Дж. Сарти, Д. Чимароза, Ф. Арайя), которые знакомили русскую публику с оперным искусством. Именно этот жанр в годы правления Екатерины II занял ведущие позиции на сценах императорских театров. Опера послужила импульсом для развития отечественного композиторского творчества: М. Соколовский, В. Пашкевич, Е. Фомин, Д. Бортнянский утверждали профессиональную музыкальную культуру на национальной основе, что в свою очередь способствовало трансляции национальных ценностей. Важно и то, что опера и другие новые формы музыкального быта - концерты, домашнее музицирование - благоприятствовали появлению собственных певцов и инструменталистов. Профессиональные музыканты (композиторы и исполнители), совершенствуясь в своей деятельности, в своем творчестве стремились к максимальному раскрепощению духовных сил, утверждая тем самым индивидуальные ценности. И все же у подавляющего большинства людей еще не было досту-
па к великим произведениям искусства; музыка, как и живопись, и даже книги были источниками эстетического наслаждения богатых людей.
В XIX веке домашнее музицирование широко входит в быт и приобретает более массовый, демократический характер. Рядом с великосветскими салонами возникали музыкальные кружки и собрания в слоях среднего и мелкопоместного дворянства, в интеллигентской, «служилой» среде (об этом см. подробнее [6]). Настоящим культурным центром Москвы 20-х годов был дом братьев Вильегорских, творческое содружество страстных любителей музыки: М. Балакирева, Ц. Кюи, М. Мусоргского, А. Бородина и Н. Рим-ского-Корсакова - «русская шестерка» более известна как «Могучая кучка». В творческом общении формировалось мастерство будущих композиторов, определялась идейная направленность искусства великих русских музыкантов, формировались традиции национальной композиторской школы, немногим ранее заложенные М. Глинкой. Ценность творческой свободы проявляется в многогранной активности «кучкистов»: артистический авторитет (выступление в качестве солистов, дирижеров) неотделим от педагогической деятельности. Более того, «практически каждый из русских композиторов как XIX, так и XX веков был учителем в высшем смысле слова. М. И. Глинка и М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков и П. И. Чайковский, С. И. Танеев и Н. Я. Мясковский, В. В. Щербачев и Д. Д. Шостакович, многие другие не только не чуждались педагогической деятельности, но считали вопросы воспитания и просвещения значимыми» [11]. Представляется, что именно со второй половины XIX века отечественная музыкальная культура оказывается тесно связанной с ценностями просвещения и образования.
Открытие в 1859 году в Москве по инициативе А. Г. Рубинштейна Императорского Российского музыкального общества (ИРМО, затем РМО) и его активная концертная и педагогическая деятельность способствовали демократичному широкомасштабному распространению музыкального просвещения по всей Российской империи. РМО стало одним из первых социальных институтов, который не только влиял на формирование музыкальной культуры, но и транслировал культуру посредством большого
числа просветительских публичных концертов. Ярким примером такого рода концертной деятельности стал цикл знаменитых выступлений А. Г. Рубинштейна, которые с триумфом прошли в 1885-1889 годах в России и за рубежом и получили название «Исторические концерты». Как уже отмечалось нами ранее, «это был совершенно новый тип музыкального просветительства, предполагающий глубокое и серьезное эстетическое воспитание публики. Артист-исполнитель также должен был выступить в качестве комментатора-оратора, носителя пламенного слова о музыке и исследователя...» [17, с. 249]. Импульсом стало желание Рубинштейна популяризировать творчество композиторов прошлых эпох, а также своих современников. С деятельностью РМО, а также в связи с открытием при его содействии профессиональных музыкальных учебных заведений во многих крупных городах России зародились еще два направления. Во-первых, имеется в виду лекторская просветительская деятельность маститых искусствоведов и художественных критиков, выступавших перед концертами. Второе демонстрирует просветительские намерения учащихся и студентов музыкальных учебных заведений, которые часто при поддержке их преподавателей выступали с концертами-лекциями.
Выдающимся достижением музыкального просветительства в дореволюционной России стала деятельность на протяжении 55 лет Бесплатной музыкальной школы (БМШ), организованной М. А. Балакиревым и Г. Я. Ломакиным в 1862 году. Безусловно, открытие такого учреждения могло состояться только при наличии особого просветительского таланта его организаторов. Известно следующее мнение Ломакина: «Школа открывается для народа совершенно невежественного в деле искусства» (см. [12, с. 27]). Известно стремление Балакирева открыть бесплатные музыкальные школы не только по всей России, но и в Европе, в целях приобщения к духовным и эстетическим ценностям как можно большего числа людей из разных сословий и разных возрастов. М. А. Балакирев внедрение «музыкальной культуры в быт связывал с борьбой за определенные художественные идеалы, за воспитание публики и музыкантов - профессионалов в духе принципов народности, национальности и реализма» (см. [12, с. 6]). Однако БМШ просу-
ществовала до 1917 года, утвердив на практике два вида просветительской деятельности: с одной стороны, обучение самых широких демократичных слоев населения основам музыкального искусства; с другой - концертная деятельность талантливых учащихся [12]. Идеи Балакирева и Ломакина получили продолжение в деятельности сестер Гнесиных - Елены, Евгении и Марины, которые в 1895 году основали детскую частную музыкальную школу в Москве. Талантливые музыканты создали трехступенчатую систему музыкального образования, которая объединила детскую школу, специализированное профессиональное училище и вуз.
Таким образом, музыкальная культура, посредством музыкально-коммуникативных структур формирует и транслирует традиционные, художественные, эстетические, этические, духовные ценности. Трансляторами ценностей выступает система общественных, образовательных и государственных учреждений и такие формы деятельности музыкальной культуры, как композиторское и исполнительское творчество. Главной задачей музыкальной культуры является сохранение богатых духовных и традиционных ценностей. Музыка, звучащая в концертных залах, в медиапространстве, - важнейший фактор формирования эстетического сознания современного человека. Музыкальная культура должна помочь услышать, что подлинно ценно и глубоко, а также воспитать восприимчивость к прекрасному.
Воздействие музыки на человека, ее роль в духовной жизни личности и общества является комплексной проблемой. Воспитанная у слушателя культура восприятия создает своеобразный иммунитет против бездуховности. Творчество, производство в музыке и вообще в искусстве, прежде всего, определяется противоположностью потребительскому товару культуры. Тем не менее, его можно непосредственно отождествлять с материальным производством [1]. Материальные ценности являются необходимым условием и способом реализации и трансляции ценностей музыкальной культуры. К ценностям музыкальной культуры относятся духовные, этические, художественные, эстетические, традиционные. Рядом ценнейших качеств, востребованных в духовной и культурной жизни современного общества, обладает музыка отечественных композиторов
XIX и ХХ веков, а также наших современников: бор свойств и качеств, указывающих на уникаль-
гуманизм, правдивое отражение жизни, интерес к ную социокультурную значимость, выражены
внутреннему миру человека, верность националь- через композитора и его сочинения, исполнителя
ным традициям, сохранение народно-песенных в роли транслятора и интерпретатора, слушателя,
основ в музыкальном творчестве и т. д. Художе- способного насладиться эстетической ценностью
ственные ценности музыкальной культуры как на- исполняемого музыкального сочинения.
Литература
1. Адорно Т. В. Избр.: Социология музыки. - М.; СПб.: Университет. кн., 1998. - 445 с.
2. Асафьев Б. В. История музыки и музыкальной культуры. (Важнейшие этапы): краткий конспект лекций проф. Б. В. Асафьева. - Ленинград: Гос. воскрес. рабоч. ун-т, 1929. - 23 с.
3. Бердяев Н. А. Русская идея. - СПб.: Азбука, 2012. - 318 с.
4. Долгушина М. Ю. Музыка как феномен художественной культуры [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии. - 2009. - № 14. - URL: http://cyberleninka.rU/article/n/muzyka-kak-fenomen-hudozhestvennoy-kultury (дата обращения: 24.05.2017).
5. Екатеринбург: энцикл. / гл. ред. В. В. Маслаков. - Екатеринбург: Академкнига, 2002. - 728 с.
6. История русской музыки: в 10 т. / ВНИИ искусствознания; редкол.: Ю. В. Келдыш и др. - М.: Музыка, 1983. -384 с.
7. Корганов Т., Фролов И. Кино и музыка. Музыка в драматургии фильма. - М., 1964.
8. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: сб. ст. / сост. и ред. А. Готсдинер. - Л.: Музыка, 1980. - 104 с.
9. Сохор А. Н. Музыка как вид искусства. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Музыка, 1970. - 192 с.
10. Тараканов М. Е. Музыкальная культура РСФСР. - М.: Музыка, 1987. - 365 с.
11. Умнова И. Г. К вопросу становления личности композитора в эпоху постмодерна // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2016. - № 37-2. - С. 89.
12. Фрид Э. Л. Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910) // Милий Алексеевич Балакирев: исслед. и ст. / Науч.-исслед. ин-т театра, музыки и кинематографии; редкол.: Ю. А. Кремлёв, А. С. Ляпунова, Э. Л. Фрид. -Л.: Гос. муз. изд-во, 1961. - С. 5-75.
13. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. - 2-е изд. - М.: Консерватория, 1994. - Ч. 1-2. - 261 с.
14. Шафеев Р. Н. Музыкальная культура как система: автореф. канд. дис. ... филос. наук: 24.00.01. - Казань, 2007. - 27 с.
15. Шиповская Л. П. Музыка и общество: социологический аспект (развитие и состояние музыкального общественного сознания) // Сервис plus. - 2013. - № 1. - С. 3-9.
16. Шиповская Л. П. Музыка как феномен духовной культуры духовной культуры: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.04. - Москва, 2005. - 383 с.
17. Яковлева Е. Н. Музыкальное просветительство в динамике отечественной музыкальной культуры // Вестн. Адыгей. гос. ун-та. - 2015. - Вып. 1 (152). - С. 248-253.
References
1. Adorno T.V. Izbrannoe: Sotsiologiya muzyki [Favorites: Sociology of music]. Moscow, St. Peterburg, University book Publ., 1998. 445 p. (In Russ.).
2. Asafyev B.V. Istoriya muzyki i muzykal'noy kul'tury. (Vazhneyshie etapy): kratkiy konspekt lektsiyprof. B.V. Asafyeva [The History of music and musical culture. (Most important): brief abstract of lectures of Professor B.V. Asafyev]. Leningrad, State University for work on Sunday Publ., 1929. 23 p. (In Russ).
3. Berdyaev N.A. Russkaya ideya [Russian idea]. St. Petersburg, Azbuka Publ., 2012. 318 p. (In Russ).
4. Dolgushina M.Yu. Muzyka kak fenomen khudozhestvennoy kul'tury [Music as a phenomenon of artistic culture]. Analitika kul'turologii [Analytics of cultural science], 2009, no. 14. (In Russ.). Available at: http://cyberleninka.ru/ article/n/muzyka-kak-fenomen-hudozhestvennoy-kultury(accessed 24.05.2017).
5. Ekaterinburg: entsiklopediya [The encyclopedia]. Ed. by V.V. Maslakov. Ekaterinburg, Akademkniga Publ., 2002. 728 p. (In Russ).
6. Istoriya russkoy muzyki: v 10 t [History of Russian Music. In 10 volumes]. Ed. by V. Keldysh and others. Moscow, Muzyka Publ., 1983. 384 p. (In Russ).
7. Korganov T., Frolov I. Kino i muzyka. Muzyka v dramaturgii fil'ma [Movies, and music. Music in drama film]. Moscow, 1964. (In Russ).
8. Rol' muzyki v esteticheskom vospitanii detey i yunoshestva [The role of music in the aesthetic education of children and youth]. Leningrad, Muzyka Publ., 1980. 104 p. (In Russ).
9. Sokhor A.N. Muzyka kak vid iskusstva [Music as an art form]. Moscow, Muzyka Publ., 1970. 192 p. (In Russ).
10. Tarakanov M.E. Muzykal'naya kul'tura RSFSR [The Musical culture of the RSFSR]. Moscow. Muzyka Publ., 1987. 365 p. (In Russ).
11. Umnova I.G. K voprosu stanovleniya lichnosti kompozitora v epokhu postmoderna [Formation of the personality of the composer in the postmodern era]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2016, no. 37-2, pp. 89. (In Russ).
12. Frid E.L. Miliy Alekseevich Balakirev (1837-1910) [Miliy Alekseevich Balakirev (1837-1910)]. Miliy Alekseevich Balakirev: issledovaniya i stat'i [Miliy Alekseevich Balakirev: research & articles]. Ed. by Yu.A. Kremlev, A.S. Ly-apunova, E.L. Frid. Leningrad, State musical Publ., 1961, pp. 5-75. (In Russ).
13. Kholopova V.N. Muzyka kak vid iskusstva [Music as an art form]. Moscow, Conservatory Publ., 1994, part 1-2. 261 p. (In Russ).
14. Shafeev R.N. Muzykal'naya kul'tura kak Sistema: avtoref. kand. dis. filos. nauk: 24.00.01[Musical culture as a system. Author's abstract of diss. PhD in philosophy: 24.00.01]. Kazan', 2007. 27 p. (In Russ).
15. Shipovskaya L.P. Muzyka i obshchestvo: sotsiologicheskiy aspekt (razvitie i sostoyanie muzykal'nogo obshchest-vennogo soznaniya) [Music and society: ociological aspect (the development and condition of music in the public consciousness)]. Servis plus [Service plus], 2013, no. 1, pp. 3-9. (In Russ).
16. Shipovskaya L.P. Muzyka kak fenomen dukhovnoy kul'tury dukhovnoy kul'tury: dis. d-ra filos. nauk: 09.00.04 [Music as a phenomenon of spiritual culture spiritual culture. Dis. Dr offilosophical sciences: 09.00.04]. Moscow, 2005. 383 p. (In Russ).
17. Yakovleva E.N. Muzykal'noe prosvetitel'stvo v dinamike otechestvennoy muzykal'noy kul'tury [Musical enlightenment in the dynamics of Russian musical culture]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Adyghe state University], 2015, iss. 1 (152), pp. 248-253. (In Russ).
УДК 159.922.4
ТОЛЕРАНТНОСТЬ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ СУЩЕСТВОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Ефимова Ольга Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и клинической психологии, Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова (г. Чебоксары, РФ). E-mail: [email protected]
Григорьева Нина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной и клинической психологии, Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова (г. Чебоксары, РФ). E-mail: [email protected]
Самсонова Алевтина Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и клинической психологии, Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова (г. Чебоксары, РФ). E-mail: [email protected]
Толерантность рассматривается как противоречивое и спорное явление, требующее дополнительного анализа в изучении его феномена. Она возникает в условиях существования разнообразия культур на фоне общей унификации общества. Толерантность не уменьшает социальных противоречий, а, скорее, объясняет некоторые причины их возникновения. Толерантность - это скорее вынужденное, пассивное поведение, основанное на индифферентном отношении к инаковости, принятии других, через отказ от оценок.
Социокультурная идентичность способствует активному пониманию того, что разные народы объединяют разные традиции и обряды (в этом творчество и оригинальность народов), но все они закрепляют общие ценности (любовь к родине, к матери, родной земле). Осознание необходимости принадлежать к какому-либо народу, роду, семье дает человеку чувство защищённости, самодостаточности.