Научная статья на тему 'Подготовка квалифицированных рабочих в современных условиях развития среднего профессионального образования'

Подготовка квалифицированных рабочих в современных условиях развития среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6985
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СПО ПО ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / SISTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / TRAINING OF SKILLED WORKERS / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD IN THE PROFESSION / PROFESSIONAL STANDART / PROFESSIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Алла Александровна

В статье рассматривается подготовка квалифицированных рабочих в образовательных организациях среднего профессионального образования в современных условиях. Описываются изменения в системе подготовки, в связи с принятием новых нормативно-правовых актов. Раскрываются актуальные проблемы профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of Skilled Workers in Modern Conditions of Development Secondary Vocational Education

This article deals with some areas of skilled workers training in educational institutions of secondary vocational education in modern conditions. It describes the changes in the training system in connection with new state normative legal acts adoption. Actual problems of training skilled workers and ways of their solutions are disclosed here.

Текст научной работы на тему «Подготовка квалифицированных рабочих в современных условиях развития среднего профессионального образования»

11. Cukerman G. A., Kovaleva G. S., Kuznecova M. I. Pobeda v PIRLS i porazhenie v PISA: sud'ba chi-tatel'skoj gramotnosti 10-15-letnih shkol'nikov // Voprosy obrazovaniya. 2011. № . 2. S. 123-150.

12. Shamova T. I. Aktivizaciya ucheniya shkol'nikov. M.: Pedagogika, 1982. 208 s.

13. Shchukina G. I. Problema poznavatel'nogo interesa v pedagogike. M.: Pedagogika, 1971. 352 s.

А. А. Васильева

ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Статья победителя конкурса публикационной активности молодых исследователей РГПУ им. А. И. Герцена)

В статье рассматривается подготовка квалифицированных рабочих в образовательных организациях среднего профессионального образования в современных условиях. Описываются изменения в системе подготовки, в связи с принятием новых нормативно-правовых актов. Раскрываются актуальные проблемы профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и пути их решения.

Ключевые слова: система среднего профессионального образования, подготовка квалифицированных рабочих, федеральный государственный образовательный стандарт СПО по профессии, профессиональный стандарт, профессиональные компетенции.

A. Vasil eva

TRAINING OF SKILLED WORKERS IN MODERN CONDITIONS OF DEVELOPMENT SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

This article deals with some areas of skilled workers training in educational institutions of secondary vocational education in modern conditions. It describes the changes in the training system in connection with new state normative legal acts adoption. Actual problems of training skilled workers and ways of their solutions are disclosed here.

Keywords: sistem of secondary vocational education, training of skilled workers, federal state educational standard in the profession, professional standart, professional competences.

Социально-экономические изменения в нашей стране, инновационные процессы и модернизация производства требуют наличия квалифицированных рабочих кадров и специалистов, которые могут гибко адаптироваться к новым условиям труда. Современное производство повышает требования не только к уровню квалификации, но и широте профессионального поля специалиста. Быстро увеличивается объем информации, необходимой в области профессиональной деятельности работника, что

предполагает формирование его способности к постоянному самообразованию, умению найти и использовать новые приемы и технологии труда, свободное владение компьютерными технологиями [2].

Повышение требований к работникам производства создает предпосылки для изменений в профессиональной подготовке квалифицированных рабочих, которая до 2013 года осуществлялась в образовательных учреждениях системы начального профессионального образования. Важным

этапом, характеризующим изменения в системе профессионального образования, можно обозначить вступление в силу Федерального закона от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации», который изменил уровни профессионального образования.

Наше исследование направлено на решение научной педагогической задачи поиска эффективных средств профессионального обучения будущих рабочих, способствующих повышению качества их профессиональной подготовки.

Поэтому рассмотрим основные изменения нормативно-правовой базы подготовки рабочих и служащих, произошедшие в связи с введением закона «Об образовании в РФ», которые необходимо учитывать в процессе профессионального обучения (табл. 1).

На изменение содержания среднего профессионального образования повлияли федеральные государственные образовательные стандарты, вступившие в силу в 2013 году. В них было четко определено развитие общих и профессиональных компетенций, а предметы профессионального цикла были объединены в профессиональные модули. По этой причине произошли изменения в структуре учебного плана и распределения учебных часов по предметам, которые обязательно включают в себя часы на аудиторные занятия, практические и лабораторные занятия и внеаудиторную самостоятельную работу, которая составляет около 50% от всей нагрузки. Основное требование к процессу обучения заключалось в том, что он должен быть практико-ориентированным.

Таблица 1

Основные изменения нормативно-правовой базы профессиональной подготовки рабочих и служащих

До введения закона «Об образовании в РФ» После введения закона «Об образовании в РФ»

1. Нормативные документы, определяющие деятельность организаций СПО

Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»

Типовое положение об образовательном учреждении начального профессионального образования (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 521)

2. Статус учебных заведений

Образовательные учреждения системы начального профессионального образования: - профессионально-технические училища - профессиональные лицеи - техникумы Образовательные организации системы среднего профессионального образования, в число которых вошли образовательные учреждения системы начального профессионального образования: - профессиональные лицеи - колледжи

3. Уровни профессионального образования

Начальное профессиональное образование Уровень начального профессионального образования включен в систему среднего профессионального образования как уровень подготовки рабочих

Среднее профессиональное образование Среднее профессиональное образование: - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; - программы подготовки специалистов среднего звена

До введения закона «Об образовании в РФ» После введения закона «Об образовании в РФ»

4. Обязательные требования к содержанию НПО по профессии

Перечень профессий начального профессионального образования, утвержденный постановлением Правительства РФ от 08.12.1999 г. № 1362 Общероссийский классификатор профессий рабочих и должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) ОК 016-94 — http://professions.org.ru/

Государственные образовательные стандарты начального профессионального образования* Федеральные государственные образовательные стандарты СПО по профессии

5. Сроки обучения

Основной срок 2 года10 месяцев 2 года 5 месяцев

По ступеням (срок устанавливается образовательным учреждением на основании Типового положения об образовательном учреждении НПО и письма Комитета по образованию от 25.05.2005 г. № 04-01739/0.0.) 2 года 10 месяцев (с 01 сентября 2015 года)

6. Документ об образовании

Свидетельство с присвоением квалификации по рабочей профессии по 1 ступени образовательной программы. Диплом по профессии установленного образца с присвоением квалификаций

Диплом установленного образца — полное освоение образовательной программы

* Для каждой профессии государственные образовательные стандарты НПО имели разные сроки утверждения (период с 1995 до 2001 года).

В требованиях к условиям реализации стандарта были определены квалификации педагогических кадров, которые должны иметь среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь квалификацию по профессии рабочего на 1-2 разряда выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт педагогической деятельности преподавателей профессионального цикла в организациях соответствующей профессиональной сферы, является обязательным. Преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

Таким образом, можно говорить о том, что к преподавателям и мастерам производственного обучения были предъявлены высокие требования, выполнение которых

должно было обеспечивать качество подготовки рабочих кадров.

В Законе (ст. 2) под профессиональным образованием понимается вид образования, который направлен на приобретение обучающимся в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности.

Под профессиональным обучением понимается обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего, по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих (ст. 2). Профессиональное обучение направлено на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, слу-

жебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Также в Законе отмечается, что основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования подразделяются с учетом установленных уровней среднего профессионального образования на программы подготовки квалифицированных рабочих и программы подготовки специалистов среднего звена [8].

В системе среднего профессионального образования особое место занимает подготовка квалифицированных рабочих, которая является первой ступенью получения профессии. Под профессиональной подготовкой мы понимаем систему организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающую формирование профессиональной направленности личности будущего рабочего, знаний, навыков, умений и профессиональной готовности к осваиваемой профессии.

Важнейшим признаком соответствия образовательного учреждения новым реалиям является его способность быстро развернуть подготовку по требуемым специальностям и введение новых направлений перспективной подготовки кадров, способных своевременно реагировать на изменения в производстве, владеющих многофункциональными умениями и навыками, адаптированных к быстроменяющимся условиям рынка труда. Сегодня востребован особый интегративный тип работника — субъект социально-профессиональной деятельности, самобытная, активная личность и индивидуальность.

Таким образом, в современном понимании квалифицированный — это компетентный в сфере своей деятельности рабочий, способный расширять свои знания и обладающий умением нестандартно подходить к решению трудовых задач, а необходимые компетенции приобретаются в процессе профессиональной подготовки.

В соответствии с Докладом Минобрнау-ки РФ «О приоритетных направлениях раз-

вития образовательной системы Российской Федерации» (доклад одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 года) одним из приоритетов государственной политики в сфере образования было обозначено повышение качества профессионального образования на основе компетентностного подхода. Начался переход на новую профессионально-квалификационную структуру подготовки кадров, соответствующей уровням образования.

В настоящее время в нашей стране развивается Единая система квалификаций (ЕСКРФ), на основе действующей Европейской системы квалификаций (ЕСК), которая не только систематизирует по уровню и описывает признаваемые квалификации, но и позволяет системно осуществлять измерение и взаимосвязь результатов обучения и устанавливать соотношение документов об образовании и обучении работника. Поэтому при определении функциональной структуры ЕСКРФ и разработке её основных элементов на данном этапе было признано целесообразным, ориентироваться на соответствующие рекомендации ЕСК, определяющие цели и структуру национальных рамочных квалификаций.

В ЕСКРФ вошли отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальная система оценки результатов образования и сертификации, предусматривающая единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях [5]. Это очень важный шаг в намерении законодательно приблизить профессиональное образование к потребностям рынка труда. На сегодняшний день уже разработаны и приняты профессиональные стандарты, например по профессии «сварщик», но ряд профессиональных стандартов, в их число входит и стандарт по профессии «автомеханик», все еще находятся на стадии утверждения.

Профессиональным стандартом определяются следующие параметры профессиональной деятельности:

- основная цель вида профессиональной деятельности;

- описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности);

- характеристика обобщенных трудовых функций.

По каждой трудовой функции закрепляются показатели уровней квалификации, характер умений и знаний, требуемых для ее осуществления.

Профессиональные стандарты описывают требования к качеству и содержанию труда в определенной области профессиональной деятельности. Э. В. Балакирева отмечает, что профессиональный стандарт, описывающий профессию по различным квалификационным уровням, несомненно, должен стать основой для формирования программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, проведения аттестации и сертификации персонала, планирования его профессионального роста. Тогда в процессе развития структуры квалификаций станет возможным наполнять содержанием каждый квалификационный уровень в зависимости от приращения новых компетенций, учитывать эти процессы в образовательных программах [1].

Таким образом, переход от знаний, умений и навыков к компетенциям, по нашему мнению, не будет формальным, если образовательный стандарт будет ориентирован на учет требований работодателей к видам деятельности в рамках конкретной профессии.

Проблемы повышения качества профессиональной подготовки рабочих требуют постоянного поиска оптимальных решений. Одним из таких решений в истории развития профессионального образования является объединение образовательных организаций по отраслям промышленности и

создание ресурсных центров. В рамках эксперимента Минобразования РФ в период 1998-2008 годов с целью совершенствования подготовки и переподготовки рабочих кадров стали открываться первые региональные ресурсные центры начального профессионального образования (Самарская, Новгородская, Тамбовская, Свердловская и др.).

В 2010 году Распоряжением Комитета по образованию «О регулировании инновационной деятельности в системе образования Санкт-Петербурга», было утверждено Положение о деятельности образовательного учреждения Санкт-Петербурга в режиме ресурсного центра по отрасли системы начального и среднего профессионального образования.

Ресурсный центр выполнял образовательные, методические, информационные и маркетинговые функции. Одной из задач ресурсного центра было обеспечение доступа к профессиональным образовательным ресурсам молодежи, взрослого населения и персонала образовательных учреждений. Чтобы получить статус ресурсного центра, образовательные учреждения разрабатывали инновационную программу, методическую документацию к ней и предоставляли материально-техническую базу для ее реализации.

В начале 2012 года Министерство экономического развития России инициировало конкурсный отбор проектов по развитию кластеров в регионах России. С 2013 года в нашей стране и, в частности, в Санкт-Петербурге стали создаваться территориальные отраслевые кластеры: энергомашиностроительный; судостроительный; автомобильный; медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий; инновационный территориальный кластер радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелеком-муникаций, аэрокосмический и др. Объединение областей экономики и промышленности по кластерной структуре повлияло на инновационную деятельность ре-

сурсных центров. Так с 1 сентября 2013 года, в Санкт-Петербурге на базе учреждений среднего профессионального образования были созданы 13 отраслевых ресурсных центров, реализующих определенные инновационные программы. Их деятельность условно можно разделить на следующие направления:

- повышение качества подготовки рабочих кадров;

- сертификация профессиональных квалификаций на основе социального партнерства и международных стандартов качества;

- повышение качества подготовки педагогических кадров.

Ресурсные центры следует считать инновационной составляющей в развитии профессионального образования, так как они реализуют инновационную модель опережающего непрерывного образования в условиях всестороннего развития гибкого взаимодействия с региональными рынками труда. Ресурсные центры представляют собой элементы инфраструктуры межрегиональной сети учреждений профессионального образования. Они ориентированы на формирование у обучающихся готовности к освоению новых знаний, приобретение многофункциональных умений, профессиональной мобильности и конкурентоспособности в соответствии с запросами современного и перспективного рынка труда [4].

Потребность в высококвалифицированных и инициативных работниках обостряется в новых условиях, ведет к естественной интеграции и взаимодействию вуза и работодателей — основных потребителей их услуг. Настоящее время можно охарактеризовать как период осмысления опыта и вычленения наиболее удачных форм сотрудничества. Процесс согласования позиций субъектов взаимодействия всегда очень труден, но в последние годы развиваются новые формы сотрудничества вузов с работодателями.

В качестве фактора, влияющего на качество профессиональной подготовки на со-

временном этапе можно отметить роль в деятельности образовательных организаций среднего профессионального образования социальных партнеров — представителей промышленно-производственных кластеров экономики. Для системы среднего профессионального образования социальное партнерство является естественной формой развития в условиях рынка. Партнеры могут оказывать помощь не только в информировании о потребностях в профессиях на рынке труда, но и принимать активное участие в учебном процессе, принимать участие в организации производственной практики и дальнейшем трудоустройстве выпускников.

Большую роль социальное партнерство играет в реализации обучения на действующем на предприятиях оборудовании, а также ознакомлении с новыми технологиями. Поскольку еще продолжается процесс разработки и утверждения профессиональных стандартов, социальное партнерство может внести неоценимый вклад в создание механизма оценки качества рабочего, служащего и измерительных материалов для независимой экспертизы. Социальные партнеры активно участвуют:

- в разработке учебно-программной документации, в частности вариативной части содержания программы;

- в рецензировании требований к выпускнику по уровню компетентностей;

- в рецензировании рабочих программ блока специальных дисциплин и всех видов практик по специальностям у специалистов предприятий;

- в учебном процессе (чтение лекций, руководство производственной практикой, курсовым и дипломным проектированием);

- в работе ГАК, в комиссиях по квалификационным испытаниям, научно-практических конференциях;

- в совместном проведении профессиональных конкурсов, деловых игр;

- в организации стажировок педагогических работников.

В Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ до 2020 года отмечена, необходимость поддержки талантливой молодежи. Для этого организуются городские и региональные конкурсы, всероссийские олимпиады профессионального мастерства.

С 2012 года Российская Федерация вступила во всемирное движение WorldSkills. Международное некоммерческое движение WorldSkШs, является особым звеном в развитии профессиональных компетенций на международном уровне. Целью данного движения является повышение престижа рабочих профессий и развитие навыков мастерства. В движении участвуют 72 страны. Представители каждой страны участвуют не только в конкурсах профессионального мастерства, но и в формировании стандартов по рабочим профессиям, в прогнозировании компетенций, которые в этих профессиях будут необходимы. Движение поддерживают и органы управления образованием, и крупнейшие компании, обеспечивая отбор лучших производственных практик, а также согласование интересов образования и бизнеса. Для участия в конкурсе отбираются лучшие обучающиеся образовательных организаций среднего профессионального образования, которым предоставляется возможность продемонстрировать свою профессиональную компетентность в выбранной профессии на международном уровне. Одной из задач конкурсного движения также является повышение престижа рабочей профессии.

В настоящее время профессиональную подготовку рабочих осуществляют профессиональные лицеи и колледжи, являющиеся образовательными организациями среднего профессионального образования. По данным мониторинга экономики образования, проведенного Высшей школой экономики, в 2014 году в нашей стране было зарегистрировано 4430 государственных профессиональных организаций, реализующих программы под-

готовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, в том числе 1332 образовательные организации, реализующие программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих [6].

Образовательные организации СПО осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) на основе ком-петентностного подхода.

В действующих ФГОС СПО заложены две группы компетенций: общие и профессиональные. Образование, ориентированное на развитие компетенций будущих рабочих, акцентирует внимание не только на том, что именно изучает человек, но и на том, что происходит в самом человеке в процессе учебы, на том, что позволяет или не позволяет развивать те или иные компетенции. Именно философия компетенций определяет сегодня модернизацию образования на его различных ступенях [3].

Современное развитие профессиональной подготовки квалифицированных рабочих в профессиональных лицеях связано с реализацией модульных учебных программ на основе компетентностного подхода.

Рассмотрим содержание и организацию подготовки квалифицированных рабочих в Кронштадтском профессиональном лицее Санкт-Петербурга на примере профессии «автомеханик».

Профессиональные компетенции являются результатом освоения основной профессиональной образовательной программы, в структуре которой можно выделить две части: обязательную (80%) и вариативную (20%).

Обязательная часть состоит из учебных циклов:

- общепрофессионального и профессионального;

и разделов, в которые входят:

- физическая культура;

- учебная практика;

- производственная практика;

- промежуточная аттестация;

- государственная итоговая аттестация.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральный государственный образовательный стандарт по подготовке автомехаников предусматривает получение трех квалификаций, соответствующих Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов:

1. Слесарь по ремонту автомобилей.

2. Водитель автомобиля.

3. Оператор заправочных станций.

По каждой из квалификаций стандарт определяет профессиональные компетенции, которые развиваются в процессе освоения профессиональных модулей. Распределение профессиональных компетенций в соответствии с квалификацией будущих автомехаников представлено в таблице 2.

Обязательная часть стандарта подготовки автомехаников дополняется вариативной частью, содержание которой определяется

самим профессиональным лицеем, то есть на какие модули или междисциплинарные курсы ее распределить, а так же определяет дополнительные компетенции [7].

В Кронштадтском профессиональном лицее в вариативную часть образовательной программы по профессиональным модулям, были включены вопросы по диагностике автотранспортных средств и систем автомобиля, а также работа с диагностическим оборудованием. В лицее имеются стенды, имитирующие системы автомобиля и позволяющие организовать практическое закрепление знаний по этой теме. Вопросы по диагностике автотранспортных средств и систем автомобиля являются достаточно актуальными, так как большинство современных транспортных средств имеют электронные системы управления и прежде, чем приступить к их ремонту, необходимо провести диагностические работы.

Таблица 2

Распределение профессиональных компетенций в соответствии с квалификацией будущих автомехаников

Квалификации Название профессионального модуля Профессиональные компетенции

Слесарь по ремонту автомобилей Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта - диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы; - выполнять работы по различным видам технического обслуживания; - разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности; - оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию

Водитель автомобиля Транспортировка грузов и перевозка пассажиров - управлять автомобилями категории «В» и «С»; - выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров; осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования; - устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств; - проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия

Оператор заправочных станций Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами - производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях; - производить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций; - вести и оформлять учетно-отчетную и планирующую документацию

Максимальная учебная нагрузка обучающегося по профессиональным модулям составляет 552 часа, из них обязательных учебных занятий 368 часов. Кроме того в структуре образовательной программы при изучении профессиональных модулей приоритетным становится иметь практический опыт, затем — уметь и только потом — знать.

Одной их актуальных проблем подготовки автомехаников является организация самостоятельной работы обучающихся и наполнение ее содержанием, соответствующим требованиям стандарта. На внеаудиторную самостоятельную работу по профессиональным модулям образовательной программы автомехаников отводится 246 часов. Это достаточно большое количество часов по отношению к общему количеству часов максимальной учебной нагрузки

обучающегося по профессиональным модулям (552 часа).

Сущность самостоятельной работы обучающихся определяется как вид их учебно-познавательной деятельности в процессе освоения профессионального модуля. Организация самостоятельной работы обучающихся строится на учете уровня их мотивации и готовности к решению задач учебно-познавательной деятельности.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что подготовка квалифицированных рабочих в образовательных организациях системы среднего профессионального образования успешно адаптируется к новым для нее условиям, является весьма востребованной и перспективной в системе непрерывного профессионального образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балакирева Э. В. Профессиональный стандарт как ориентир разработки подходов к оценке качества профессиональной подготовки специалистов в вузе // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2013. № 158. С. 86-95.

2. Кагосян А. С. Проблемы и перспективы развития среднего профессионального образования // Гуманизация образования: Научно-практический журнал. № 2/2014. С. 29-34.

3. Компетентностная модель современного педагога: Учебно-методическое пособие / О. В. Акулова, Е. С. Заир-Бек, Е. В. Пискунова, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

4. Корсаков С. В. Роль межрегиональных ресурсных центров в модернизации современного образования // Журнал СПО. 2013. № 4.

5. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / О. Ф. Батрова, В. И. Блинов, И. А. Волошина [и др.]. М.: Федеральный институт развития образования, 2008. 14 с.

6. Реализация образовательных программ профессионального обучения // Мониторинг экономики образования. Информационно-аналитические материалы по результатам социологических обследований. 2015.Вып. 10.

7. ФГОС СПО по профессии 190631.01 Автомеханик Электронный ресурс: URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=179891;fld=134;dst=1000000001,0;rnd=0.769503073 5779045 (дата обращения: 05.05.2016).

8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации».

REFERENCES

1. Balakireva Eh. V. Professionally) standart kak orientir razrabotki podhodov k ocenke kachestva profes-sional'noj podgotovki specialistov v vuze // Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena. 2013. № 158. S. 86-95.

2. Kagosyan A. S. Problemy i perspektivy razvitiya srednego professional'nogo obrazovaniya // Gumani-zaciya obrazovaniya: Nauchno-prakticheskij zhurnal. № 2/2014. S. 29-34.

3. Kompetentnostnaya model' sovremennogo pedagoga: Uchebno-metodicheskoe posobie / O. V. Akulova, E. S. Zair-Bek, E. V. Piskunova, N. F. Radionova, A. P. Tryapicyna. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2007.

4. Korsakov S. V. Rol' mezhregional'nyh resursnyh centrov v modernizacii sovremennogo obrazovaniya // Zhumal SPO. 2013. № 4.

5. Nacional'naya ramka kvalifikacij Rossijskoj Federacii: Rekomendacii / O. F. Batrova, V. I. Blinov, I. A. Voloshina [i dr.]. M.: Federal'nyj institut razvitiya obrazovaniya, 2008. 14 s.

6. Realizaciya obrazovatel'nyh programm professional'nogo obucheniya // Monitoring ehkonomiki obrazovaniya. Informacionno-analiticheskie materialy po rezul'tatam sociologicheskih obsledovanij. 2015. Vyp. 10.

7. FGOS SPO po professii 190631.01 Avtomekhanik EHlektronnyj resurs: URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=179891;fld=134;dst=1000000001,0;rnd=0.7695030735779045 (data obrashcheniya: 05.05.2016).

8. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 02.03.2016) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii».

Се Хэн

ПРОБЛЕМЫ ФОРТЕПИАННОЙ ПЕДАГОГИКИ В КИТАЕ

(Статья написана при поддержке фонда совета по обучению за рубежом КНР)

В статье дается краткая характеристика этапов развития фортепианного образования в Китае, существующих проблем в сфере фортепианной педагогики, а также методик обучения как в высших учебных заведениях, так и в детских музыкальных учреждениях. Оцениваются основные преимущества российской фортепианной педагогики, возможности внедрения её в систему подготовки специалистов Китая.

Ключевые слова: музыка, фортепианная педагогика, проблемы исполнительства в Китае, фортепианная культура Китая, обучение игре на фортепиано, методики обучения, детское фортепианное образование.

Xie Heng

PROBLEMS OF PIANO PEDAGOGY IN CHINA

In the article is given a description of existing problems in the field ofpiano pedagogy in China, a brief description of the stages of development ofpiano pedagogy in China, as well as characteristics of teaching methods both in universities and children's musical institutions. In the article are also provided the advantages of Russian textbooks and training programs, and possible ways of interaction between Russian and Chinese music culture.

Keywords: music, piano pedagogy, problems of piano playing in China, Chinese piano culture, teaching of piano playing, teaching methods, children's piano education.

Народная музыкальная культура Китая — одна из древнейших в мире. Ее истоки находятся в первобытных наигрышах, песнях и плясках.

Профессионализация музыки начинается в период династии Западная Чжоу (1122-771 гг. до н. э.), когда открывают музыкальные учебные заведения, создаются актерские труппы [6,а 20]. Постепенно музыка становилась частью общего обра-

зования, которое включало в себя пение и игру на различных музыкальных инструментах [10, а 294-297]. Конфуций, например, считал занятия музыкой не только необходимым, но и обязательным элементом личностного развития, и требовал начинать воспитание человека с обучения музыке и поэзии [4, с. 69]. Основой музыкального обучения в прошлом была народная музыка, инструментарий применялся национальный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.