Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация и подготовка школьников к получению профессии журналиста'

Профессиональная ориентация и подготовка школьников к получению профессии журналиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1198
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЖУРНАЛИСТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSION-ORIENTED TRAINING / PROFESSIONAL MOTIVATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / JOURNALISM / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ускова Наталья Николаевна

В системе профильного образования большое значение имеют учреждения дополнительного образования, осуществляющие профильную подготовку. В этом контексте профильное обучение основам журналистской деятельности на стадии довузовского образования во многом выигрывает, позволяя на достаточно высоком, пусть и начальном уровне, подготовить школьников к осознанному выбору будущей профессии, а также к поступлению в вуз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSION-ORIENTED TRAINING OF SCHOOL STUDENTS AS A NEED FOR PREPARATION FOR UNIVERSITY EDUCATION

In the system of professional education, further education institutions that conduct professional training are of key importance. In this context, profession-oriented training in the basics of journalism at the stage of pre-university education has many advantages. It helps to prepare students for an informed choice of their future profession and also to prepare them to entering the university.

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация и подготовка школьников к получению профессии журналиста»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 3 (3), с. 119-123

УДК 372

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИИ ЖУРНАЛИСТА

© 2011 г.

Н.Н. Ускова

Филиал Московского госуниверситета культуры и искусств, Норильск

Ntalanova80@mail.ru

Поступила в редакцию 10.03.2011

В системе профильного образования большое значение имеют учреждения дополнительного образования, осуществляющие профильную подготовку. В этом контексте профильное обучение основам журналистской деятельности на стадии довузовского образования во многом выигрывает, позволяя на достаточно высоком, пусть и начальном уровне, подготовить школьников к осознанному выбору будущей профессии, а также к поступлению в вуз.

Ключевые слова: профильное обучение, профессиональная мотивация, повышение квалификации, образовательное пространство, журналистика, профессиональное самоопределение.

Многолетняя образовательная практика российской школы показывает, что начиная со старшего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации учащимися своих интересов, способностей и дальнейших (по-слешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников отдает предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться».

На этапе среднего (полного) общего образования важно обеспечить «функциональную грамотность» и добиться улучшения «социальной ориентации учащихся», содействовать их общественному и гражданскому самоопределению [1, с. 10]. Это становится возможным при введении профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы, ориентированного на индивидуализацию и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда - отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. А.А. Пинский в статье «Предпро-фильная подготовка в 9-х классах: на пороге эксперимента» дал следующее определение предпрофильной подготовки: «Предпрофильная подготовка - это система педагогической, пси-холого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обуче-

ния и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования)» [2, с. 43].

В системе профильного образования большое значение имеют учреждения дополнительного образования, осуществляющие профильную подготовку. Она заключается в создании образовательного пространства, способствующего профессиональному самоопределению учащихся, через организацию курсов по выбору, информационную и профильную работу, профориентацию. Примером подобного учреждения в городе Норильске является детская телевизионная студия «Перемена». Она представляет собой развивающе-образовательное пространство, где реализуются творческие возможности учащихся для их профессионального самоопределения и творческого становления в системе социокультурных связей современного общества.

Вся деятельность студии направлена на выявление творческих качеств личности, пробуждение и закрепление интереса к профессии журналиста, обеспечивает самоопределение личности, создает условия для ее самореализации.

Журналистика - специфическая сфера духовно-практической деятельности человека. Включаясь в данную область, он прежде всего пытается реализовать свое творческое начало [3, с. 6]. Профессия журналист одна из самых престижных и востребованных в современном обществе. Она требует немало знаний в различных областях. Но самое главное в этой профес-

сии - талант. Раскрыть его еще в школьном возрасте учащимся помогают на базе кайерканско-го дома детского творчества в детской телевизионной студии «Перемена».

Телестудия «Перемена» входит в систему дополнительного образования и осуществляет свою деятельность на базе Дома детского творчества района Кайеркан. Она имеет три филиала - два в Норильске и один в районе Талнах. В этом году на студии занимается 168 детей. Обучение проходит по нескольким направлениям: телевизионная журналистика, операторское мастерство, режиссура монтажа.

Решение задач в сфере обучения реализуется от создания модели личностно-ориентированного образования учащихся студии к обновлению содержания образования и совершенствованию проектной деятельности учащихся:

• в сфере воспитания - от внедрения во все образовательные ресурсы студии системы воспитания обучающихся, как неотъемлемой составляющей образовательного процесса, к ее дальнейшему совершенствованию и развитию в ходе освещения культурно-досуговой деятельности образовательных учреждений;

• в сфере развития - от поэтапного обновления организационной структуры студии и методической службы к системе научнометодического обновления всех направлений деятельности студии, обобщению опыта лучших педагогов;

• в сфере управления - от организации взаимодействия, сотрудничества всех участников образовательного процесса к внедрению компьютерной информационно-технологической программы внутренней коммуникации.

За период 2004-2010 гг. учащимися студии было выпущено более 2.5 тысяч репортажей и авторских работ, проведено более 45 бесед в павильоне студии, около 400 раз вышла в эфир телевизионная программа «Калейдоскоп». Отсюда следует, что педагогами и учащимися еженедельно готовится от 15 до 25 информационных материалов для эфира телекомпании «Канал 7».

Педагогическая целесообразность заключается в предпрофильной подготовке и профильном обучении в системе дополнительного образования, так как это является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Основное внимание уделяется самостоятельности, индивидуализации и педагогической поддержке учащихся.

Планомерная, целенаправленная работа по повышению профессионального мастерства педагогических работников детской телестудии «Перемена» решает задачи непрерывного профессионального развития современного педагога, перестройки его профессиональных установок, совершенствования его профессионально важных личностных качеств.

Повышение квалификации работников осуществляется на двух уровнях.

1. Внешний уровень предполагает обучение работников с использованием всех ресурсов, предоставляемых муниципальным образованием города Норильска:

- обучение в Норильском институте повышения квалификации и переподготовки кадров; заочное обучение в филиалах вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска; дистанционное обучение;

- участие в семинарах, педагогических чтениях, городских методических объединениях, мастер-классах.

2. На внутреннем уровне повышение профессионального мастерства педагогических работников студии осуществляется через участие в реализации программы «Школы педагогического успеха» МБОУ ДОД «Дом детского творчества». С 2004 г. и по сегодняшний день на студии работают методические объединения по основным направлениям деятельности: «Основы операторского мастерства и режиссуры монтажа» и «Основы журналистики».

Традиционными стали встречи, семинары, практикумы с участием представителей ведущих телекомпаний Норильска (ГТРК «Норильск», медиахолдинг «Северный город»), а также с участием представителей печатных изданий (газета «Заполярный вестник», «Заполярная правда», «Формула успеха»), причем к участию в подобных мероприятиях привлекаются не только работники, но и учащиеся студии.

Главным показателем эффективности обучения на студии является успешное поступление и продолжение образования воспитанников в вузах, а также трудовая деятельность в известных телекомпаниях страны.

Таким образом, благодаря современному техническому оснащению, на сегодняшний день учащиеся студии могут проявить себя в любой деятельности, в любом направлении. Основной акцент преподаватели делают на развитии самостоятельности и предпрофильной подготовке воспитанников в системе дополнительного образования. Возможности телестудии «Перемена» позволяют обучаться основам работы в

СМИ, способствуют профессиональному самоопределению и творческому становлению в современном обществе.

Многие учащиеся к 15-16 годам, то есть к 910 классу, примерно представляют свой дальнейший образовательный маршрут. По данным социологических исследований, более 70% сегодняшних старшеклассников к 15 годам знают, по каким предметам они хотели бы заниматься более основательно. Примерно в этом же возрасте большинство старшеклассников уже определяется в выборе будущей профессии. Более 90% школьников идет в старшие классы, намереваясь в дальнейшем поступать в вузы [4].

На студии журналистике в основном обучаются ребята, которые предпочитают такие школьные предметы, как литература, русский язык, обществознание, история и другие предметы гуманитарного направления. И не случайно, ведь 23% учащихся студии выбрали в школе именно гуманитарный профиль. 15.4% обучаются по филологическому или лингвистическому профилю. В школе они получают основные теоретические знания по предметам, например по русскому языку, риторике, а в студии учащиеся закрепляют эти знания на практике при работе над репортажем, статьей, беседой. Именно поэтому в обучении на студии их больше привлекает практический курс - 76.9%. Ребята могут сразу видеть результаты своей работы, учесть недостатки, закрепить теоретические знания.

Для того чтобы определить, какие изменения происходят с учащимися студии «Перемена» за время обучения, нами было проведено исследование. Мы опросили ребят, которые учатся в студии уже второй год. Большинство из них пришло учиться после того, как к ним в школу приходили педагоги студии с агитацией (67%). 85.7% опрошенных ответили, что им стало интересно попробовать себя в этой профессии. Учеников привлекало и то, что родные и друзья увидят их по телевизору (71.4%). 11.4% респондентов ответили, что пришли на студию по совету друзей, а 5.7% - по совету родителей. Тогда только 25.7% пришли на студию, чтобы получить некоторый опыт перед поступлением на факультет журналистики. Сегодня уже 53% уверены, что знания, полученные на студии, пригодятся им при поступлении в соответствующий вуз. То, что ученики появляются на экране, привлекает только 13.3% (диаграмма 1).

Можно сказать, что учащиеся стали более сознательно подходить к обучению на студии, расценивать полученный опыт как необходимый для дальнейшей деятельности.

На сегодняшний день 80% тех, кто учится на студии уже второй год, определились с тем, куда будут поступать и на кого учиться.

На первом году обучения не все воспитанники собирались и дальше учиться на журналистов. Только 40% ответили, что хотели поступать в соответствующие высшие учебные заведения и потом работать по специальности. 28.5% были не уверенны, что будут работать по профессии, а остальные не собирались продолжать обучение (диаграмма 2).

Сегодня же число тех, кто собирается учиться на факультете журналистики, составляет 53.3%, а тех, кто не собирается -сократилось до 20%, но они все равно уверенны, что знания, полученные на студии «Перемена», пригодятся им в любой деятельности (диаграмма 2).

За два года обучения изменилось мнение учащихся и о сути самой профессии «журналист». Когда ребята только пришли на студию, 57% считали, что в этой профессии главное быть известным, иметь достойную заработную плату (54%) и иметь возможность карьерного роста (68.5%). Сейчас же, попробовав свои силы, узнав все тонкости и особенности работы корреспондента, они со всей серьезностью относятся к своей деятельности и считают, что главное в их профессии - это объективность в освещении фактов и доступность информации (66.6%). Учащиеся видят, что журналистика -это социально значимая профессия, и уверены, что необходимо быть настоящим профи, чтобы грамотно и интересно доносить до людей новости (схема 1). То есть во время формирования профессиональной мотивации изменились и ценностные ориентации учащихся. Но все же и заработная плата, по их мнению, должна быть на достойном уровне (53%), так как они на собственном опыте почувствовали, что журналистика - это серьезная работа, требующая большой самоотдачи (схема 1).

У студии «Перемена» большое количество выпускников, которые учатся на факультете журналистики или уже работают по специальности в Норильске и других городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Киеве и других.

Бывшие учащиеся студии получили хорошую теоретическую базу, которая во многом облегчила обучение в вузе.

Молодые журналисты сегодня востребованы

- этот спрос тем более велик, что бурный рост медиаиндустрии привел к огромной потребности в кадрах и, кстати, к тому, что сегодня в

Первый год обучения Последний год обучения

□ Собственный интерес

□ Возможноть появиться на телеэкране

□ Подготовка к поступлению в вуз

Диаграмма 1. Мотивы выбора профессии «журналист»

Первый год обучения Последний год обучения

31,50%

20,00%

28,50%

26,70%

53,30%

□ Собираются связать свое будущее с профессией журналиста

□ Не уверены, что будут работать по специальности

□ Не собираются связывать свое будущее с этой профессией

Диаграмма 2. Дальнейшие планы учащихся студии «Перемена»

Первый год обучения

Последний год обучения

Схема 1. Отношение учащихся к будущей профессии

журналистику пришло много людей, не обладающих даже началами профессионализма [5, с. 19]. В этом контексте профильное обучение основам журналистской деятельности на стадии довузовского образования во многом выигрывает, позволяя на достаточно высоком, пусть и начальном уровне, подготовить школьников к осознанному выбору будущей профессии, а также к поступлению в вуз.

Выпускники подтверждают, что решающим моментом в их профессиональном самоопределении стало обучение на студии «Перемена». Именно там ребята поняли, что журналистика -это та профессия, в которой они действительно готовы себя проявить. Все они успешно поступили в высшие учебные заведения. Ребята не жалеют, что несколько лет потратили на обучение в студии «Перемена», так как все их старания оправдались на сегодняшний день и они довольны своей профессией.

Эффективность профессиональной мотивации нередко определяется по тому, как много учащихся выбрали профессию, на которую их ориентировали, и работают по данной специальности. Поэтому эти данные были важными в нашем исследовании.

Результаты исследования показали нам, что обучение на студии «Перемена» помогает раскрыть талант учащихся, обрести новые знания, умения, навыки, определить для себя сферу деятельности и, конечно, выбрать будущую профессию.

Список литературы

1. Шестерина A.M. К вопросу о модернизации государственного стандарта по специальности «Журналистика» // УМО-регион: сборник информационных и научно-методических материалов. Выпуск 5. Воронеж: Типолаборатория факультета журналистики ВГУ, 2005. С. 10-15.

2. Пинский A. A. Предпрофильная подготовка в 9-х классах: на пороге эксперимента // Профильная школа. 2003. № 1. С. 41-46.

3. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. СПб.: Изд-во Михайлова ВА., 2004. 496 с.

4. Исследование мнения учащихся образовательных учреждений России о качестве образования на 2009 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. - Режим доступа: www/wciom.ru/edu/ 2009/25htm (дата обращения 14.12.2010).

5. Засурский Я.Н. Медиасистемы XXI века и новая философия журналистского образования // Информационное общество. 2005. № 1. С. 19-22.

6. Калмыков A.A. Программно-методическое обеспечение переподготовки преподавателей вуза (на примере преподавания в Интернет): Дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 22 с.

7. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.: приказ Мин-ва образования Рос. Федерации от 11.02.2002 № 393. Прил.: Создание условий для повышения качества общего образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.prezident.kremlin.ru (дата обращения 02.03.2011).

8. http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id= 345 (дата обращения 02.03.2011).

PROFESSION-ORIENTED TRAINING OF SCHOOL STUDENTS AS A NEED FOR PREPARATION FOR UNIVERSITY EDUCATION

N.N. Uskova

In the system of professional education, further education institutions that conduct professional training are of key importance. In this context, profession-oriented training in the basics of journalism at the stage of preuniversity education has many advantages. It helps to prepare students for an informed choice of their future profession and also to prepare them to entering the university.

Keywords: profession-oriented training, professional motivation, professional development, educational environment, journalism, professional self-determination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.