Научная статья на тему 'Формирование готовности старших школьников к профильному обучению'

Формирование готовности старших школьников к профильному обучению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпрофильная подготовка / профессиональная ориентация старших школьников / профильное обучение / готовность к профильному обучению / preprofile training / the professional orientation of elder schoolchildren / profile training / readiness for the profile training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Огерчук Альбина Алиевна

В статье отражены результаты исследования профессиональной ориентации в условиях предпрофильной подготовки, проведенного на базе Центра образования № 1 Южного округа г. Оренбурга. Обоснованы критерии и показатели, выделены уровни готовности старших школьников к профильному обучению, приведена динамика количественно-качественных характеристик процесса формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Elder Schoolchildren’s Readiness Forming to Work Related Training

The article contains the results of the professional orientation research in the conditions of preprofile training. The research was carried out on the base of the Educational Center № 1, South District, Orenburg. The criteria and indexes were substantiated, the elder schoolchildren’s readiness levels to the profile training were marked out and the quantitative and qualitative characteristics dynamics of forming process were given in the article.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности старших школьников к профильному обучению»

УДК 37.047(045)

ББК 74.200.52я1

Огерчук Альбина Алиевна

шискатель г. Оренбург

Ogerchuk Albina Alievna

Applicant for a Degree Orenburg

Формирование готовности старших школьников к профильному

обучению

The Elder Schoolchildren's Readiness Forming to Work Related Training

В статье отражены результаты исследования профессиональной ориентации в условиях предпрофильной подготовки, проведенного на базе Центра образования № 1 Южного округа г. Оренбурга. Обоснованы критерии и показатели, выделены уровни готовности старших школьников к профильному обучению, приведена динамика количественно-качественных характеристик процесса формирования.

The article contains the results of the professional orientation research in the conditions of preprofile training. The research was carried out on the base of the Educational Center № 1, South District, Orenburg. The criteria and indexes were substantiated, the elder schoolchildren's readiness levels to the profile training were marked out and the quantitative and qualitative characteristics dynamics of forming process were given in the article.

Ключевые слова: предпрофильная подготовка, профессиональная ориентация старших школьников, профильное обучение, готовность к профильному обучению.

Key words: preprofile training, the professional orientation of elder schoolchildren, profile training, readiness for the profile training.

В настоящее время возросла роль первичного профессионального самоопределения для учащихся, оканчивающих основную школу. Это связано с проведением эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, ядром которой является переход в старших классах на

профильное обучение в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 224 от 23.03.2001 [1]. Профиль обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся, от которого в немалой степени зависят и успешность обучения в старших классах, подготовка школьников к следующей образовательной ступени и, в целом, к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет осуществлен процесс самоопределения, тем с большей вероятностью общество получит хорошего специалиста-

профессионала.

Особую актуальность названная подготовка приобретает в 8 - 9 классах. Если ребята после 9 класса не желают продолжить обучение в средней школе, то они вынуждены совершить свой первый профессиональный выбор: пойти учиться в среднее специальное учебное заведение, поступить на краткосрочные профессиональные курсы и т.д. Таким образом, подросткам, старшим подросткам уже в 8-9 классах необходимо осуществить первичное профессиональное самоопределение, быть готовым к выбору профиля обучения в 10 классе, а также определить вид и уровень продолжения образования после окончания основной школы.

Необходимость профессионального выбора в этом возрасте обусловлена также и внутренними причинами: личной потребностью молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование.

Для педагогической науки и практики чрезвычайно важно помочь школьникам в адекватном выборе профессии, соответствующей их ожиданиям, способностям, потребностям, овладев которой они смогут приносить пользу государству и обществу. С целью оказания такой помощи ведущими учеными и методистами проводится большая работа по спецификации содержания и методов преподавания каждого предмета в основной школе. Однако таким образом проблема адекватного выбора профиля обучения решается лишь частично. Так при изучении основ наук в школьном курсе учащиеся не могут в полной мере освоить многие

психологические умения и навыки, необходимые для первичного профессионального самоопределения (например, умение совершать осознанный самостоятельный выбор). У них лишь частично развиваются те качества личности, без которых невозможно обойтись в ситуации принятия самостоятельного ответственного решения - осознанность целеполагания, гражданская совесть, нравственные убеждения, полнота знаний о себе, своем регионе, мире профессий. Именно такую помощь получают учащиеся 8-9 классов, которые проходят предпрофильную подготовку в Центре образования №1 ЮАО.

Коллектив педагогов Центра образования Южного административного округа в течение ряда лет интенсивно работал над проблемой повышения педагогической эффективности подготовки подрастающего поколения к жизненному и профессиональному самоопределению средствами допрофессионального и профессионального образования в соответствии с интересами школьников, родителей, экономическими запросами общества. Обоснованность выбора подобного направления в работе Центра образования подтверждалась положительной оценкой самих учащихся, прошедших курс подготовки. Так, из пяти тысяч учащихся 8-9х классов, обучающихся в Центре образования Южного административного округа за последние 5 лет, 95-96% ежегодно одобряли содержание и ход занятий по названой программе. Занятия помогли 70% девятиклассникам и 60% одиннадцатиклассникам в выборе сферы деятельности согласно своим желаниям, интересам и возможностям. Тем самым в определенной степени была обеспечена успешная социальная реабилитация и адаптация учащихся, профилактика безработицы среди выпускников школ района.

Подавляющее большинство родителей (93-94%) положительно отнеслись к занятиям детей в Центре образования. Вместе с тем некоторые из учащихся высказывали неудовлетворенность своей подготовкой, прежде всего, в связи с кратковременным сроком обучения.

В этой связи педагогическим коллективом Центра образования было принято решение провести опытно-экспериментальную работу по двухэтапной предпрофильной подготовке учащихся, начиная с 2005-2006 учебного года, то есть начать предпрофильную подготовку в восьмых классах ряда школ Южного административного округа.

Предпрофильная подготовка девятиклассников осуществлялась по адаптированному курсу «Слагаемые выбора обучения и траектория дальнейшего образования» [3], включая блок «Профильное и

профессиональное самоопределение»[3] и практико-ориентированные курсы по сферам деятельности.

Важнейшим компонентом программы выступили краткосрочные и разнотематические практико-ориентированные (элективные) курсы,

проведение которых позволяло учащимся приобрести необходимый опыт в нескольких (трех-четырех) сферах деятельности. Причем два вида элективных курсов школьники выбирали согласно рекомендации профконсультанта, а остальные - по индивидуальному предпочтению.

Основными задачами практико-ориентированных курсов выступили:

- знакомство учащихся на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих различным профилям и наиболее распространенным профессиям данного профиля;

- создание базы данных для ориентации школьников в мире современных профессий и выборе профиля;

- приобретение практического опыта, позволяющего адекватно оценивать предрасположенность обучаемых к определенным видам деятельности;

- поддержание положительной мотивации ученика в профильно-профессиональной сфере;

- формирование умений и навыков принятия самостоятельных решений по разработке индивидуальных образовательных маршрутов и перспективных профессиональных планов.

По окончании практико-ориентированного курса проводился анализ успешности его прохождения учащимися, проводилось анкетирование, беседы с педагогами, учениками, родительские собрания.

Полученные данные позволили специалистам Центра создать полный комплекс информационного сопровождения, включая:

- социально-психологический паспорт ученика;

- карту дифференциации учащихся в классе по перспективным планам;

- паспорт здоровья с заключением специалистов;

- карту адаптированности и необходимой коррекции учащихся с целью организации индивидуальной и групповой оздоровительной работы в классе, школе.

Анализ результатов исследования позволил выделить три группы школьников с разным уровнем готовности к профильной подготовке: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень готовности к профильной подготовке характеризовался наличием у учащихся положительной мотивации выбора профиля обучения, активной позиции в его выборе, наличием обоснованного плана выбора перспективного обучения, включающего запасные варианты, наличием адекватного представления образа «Я», знанием, осознанием необходимости развития профессионально-значимых качеств. Учащиеся испытывали преимущественно положительное отношение к процессу и результатам обучения в центре образования, осознавали жизненную важность обучения в профильных классах.

Средний уровень готовности к профильному обучению охватывал учащихся, у которых не в полной мере была сформирована мотивация выбора профиля обучения: они обладали низкой информационной осведомленностью относительно целей и задач профильного обучения, не в полной мере осознавали его значимость в жизненном и профессиональном становлении. Подобная нечеткость целей не позволяла школьникам адекватно обосновать профессиональный план, они не имели запасных вариантов выбора

перспективных направлений обучения. Интересы данной группы школьников ограничивались, как правило, только одним профилем обучения, который далеко не всегда соотносился с будущей профессией. Учащиеся этой группы были недостаточно активны в принятии решения о выборе направлений будущего перспективного обучения.

Низкий уровень готовности характеризовал учащихся с недостаточно развитой мотивацией выбора профиля обучения. Школьники, как правило, не проявляли особого интереса к предпрофильной подготовке, не были склонны к проведению самоанализа, обладали низким уровнем притязаний и неадекватной самооценкой. Вследствие низкой информированности о путях продолжения образования, учащиеся слабо ориентировались в своих индивидуальных особенностях, были, как правило, нецеленаправленны и инертны.

Знание предварительного уровня готовности позволило нам в ходе проведения опытно-экспериментальной работы своевременно

корректировать обучение каждого школьника в плане избираемого профиля обучения, разрабатывать обоснованные рекомендации по подготовке к овладению будущей профессией, оказывать помощь в определении индивидуального образовательного маршрута.

Анализ полученных вследствие направленного анкетирования результатов позволил определить особенности самооценки учащихся в аспекте реализации поставленных целей и приобретения положительной мотивации к процессу профильного и профессионального самоопределения.

Большинство учащихся (94-95%) отметили значительную роль занятий в Центре образования, подчеркнули важность предварительной подготовки к профильному обучению. Обучение в центре образования помогло каждому из них:

- приобрести необходимый для осуществления выбора объем профессиональных знаний;

- познакомиться с общими и специфическими видами профессиональной деятельности;

- расширить представления о своих индивидуально-личностных качествах;

- получить определенный объем информации о профессиональных учебных заведениях г. Оренбурга, особенностях рынка труда и перспективных направлениях профессиональной деятельности.

Результаты анкетирования показали, что большинство

восьмиклассников одобрительно встречали сообщение о начале занятий в Центре образования, приступали к обучению с хорошим настроением, интересом и надеждами получить необходимую и столь важную помощь в выборе будущей профессии. С интересом учащиеся относились не только к урокам самоопределения, но и к так называемым «профессиональным пробам», где они имели возможность напрямую соприкоснуться с профессией, расширить круг знаний о мире современных профессий, ознакомиться с элементарными профессиональными умениями и навыками.

С целью дальнейшего углубления знаний о содержании профессий и совокупности предъявляемых ими профессиональных требований, учащимся 8 классов предварительно было предложено выбрать тематику интересующих курсов (не более четырех) из 11-ти предложенных для продолжения обучения в 9 классе, а так же обосновать мотивы своего выбора.

Как оказалось, наибольший интерес у учащихся вызвали элективные курсы следующих направлений: компьютерная графика, дизайн, управление офисом, бизнес-курс, мир медицины, транспорт, психология самопознания. Основным мотивом выбора был назван: интерес, предполагаемая будущая профессия, расширение знаний о мире профессий.

В 2006-2007 году учащиеся школ, участвовавших в опытно-экспериментальной работе по двухэтапной предпрофильной подготовке, продолжили свое обучение в Центре образования по адаптированной программе «Твоя профессиональная карьера» [3] в объеме 34 часа.

Результаты предварительного анкетирования показали, что

подавляющее число учащихся (88,5%) положительно отнеслись к предлагаемой форме подготовки, поскольку им предоставлялась реальная возможность приобрести определенный опыт в сфере будущей профессиональной деятельности, сопоставить индивидуально-личные качества с требованиями возможной профессии, уточнить или скорректировать предварительно выбранное профессиональное направление.

Как показал анализ индивидуальных карт дифференциации, по окончании курса обучения выбор направления перспективного обучения был скорректирован 13,5% учащихся от общего числа, проходивших двухэтапную предпрофильную подготовку.

Основными причинами названной коррекции, по нашему мнению, выступили:

- реальный учет девятиклассниками своих индивидуально-личностных качеств;

- более осознанная оценка своих знаний, умений и навыков по общеобразовательным предметам;

- направленный анализ своих интересов с целью выбора из предложенных профилей обучения наиболее предпочтительных.

Сопоставительные результаты проведенной опытно-экспериментальной работы представлены на рисунках 1-3.

40 35 30 25 20 15 10 5 0

□ высокий

□ средний

□ низкий

№11 Гимназия №65 №7

Рисунок 1. Сопоставительный анализ показателей уровней готовности учащихся 8-х классов к выбору направления профильного обучения до начала занятий в Центре образования .(2005-2006 учебный год.)

35 30 25 20 15 10 5 0

Гимназия №38 №11 №1

№6 №65

□ высокий

□ средний

□ низкий

Рисунок 2. Анализ уровня сложившейся готовности учащихся 9-х классов двух лет обучения к выбору направления профильного обучения по окончании занятий в Центре образования (2006-2007 учебный год.)

□ до обучения

□ после обучения

среднии

Рисунок 3. Сравнительные данные показателей уровня готовности учащихся по завершении двухэтапной профильной подготовки

Таким образом, в результате опытно-экспериментальной работы по реализации двухэтапной предпрофильной подготовки учащихся произошли существенные изменения в количественном составе всех групп старших школьников по уровню готовности к профильной подготовке. Вышеизложенное дает основание утверждать, что занятия с учащимися по программе двухэтапной предпрофильной подготовки более

результативно влияет на профильную ориентацию старшеклассников, обладает достаточной степенью педагогической надежности, воспроизводимости, и может быть рекомендовано для практического применения в

образовательных учреждениях.

Научная новизна исследования:

- уточнено содержание понятия «профессиональная ориентация старших школьников в условиях профильного обучения», представляющего собой научно обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию школьникам личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных

высокии

интересов при выборе профессии, а также формированию готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и

предпринимательства;

- определена специфика процесса профессиональной ориентации старшеклассников в условиях профильного обучения, связанная с формированием потребности в добровольном сотрудничестве с педагогом (психологом, профконсультантом);

- выявлены критерии (познавательный, ценностно-ориентационный, деятельностно-преобразовательный) и уровни (высокий, средний, низкий) успешности профориентационного процесса в условиях профильного обучения. Уровневыми показателями познавательного критерия являются: наличие знаний о содержании и общественном статусе профессий, о необходимых общих и специальных умениях и навыках; владение информацией о состоянии собственного здоровья и его соответствия требованиям будущей профессии. Ценностно-ориентационный критерий включает следующие показатели: наличие мотива выбора направления перспективного обучения, положительное отношение к ситуации выбора, активная позиция в принятии решения; умение оценивать свои способности и реальные возможности при выборе будущей профессии; наличие запасных вариантов перспективного обучения. Деятельностно-преобразовательный критерий раскрывается через следующие показатели: умение обосновывать выбор профиля обучения, составлять программу его практической реализации; продуктивная рефлексия выбора будущей профессии, самоконтроль и коррекция профессиональных планов; самоактулизация потенциальных возможностей, направленных на формирование готовности к принятию решения о выборе профиля.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении педагогических аспектов профессиональной ориентации старших школьников на этапе профильного обучения; определении критериев и показателей готовности учащихся старшей школы к профильному обучению;

разработке педагогической модели профессиональной ориентации старших школьников в профильном обучении.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования, март.- 2002. - №6 - С. 11-40.

2. Лернер, П.С. Профильное образование: борьба противоположностей / П.С. Лернер // Школьные технологии.-2002.-№ 6. - С. 75-81.

3. Чистякова, С. Н. Основы профессиональной ориентации школьников / С.Н. Чистякова; под редакцией В. А. Сластенина. - М.: Просвещение, 1983. - 112 с.

Bibliography

1. The Concept of Russian Education Modernization Through 2010 // Educational Bulletin, March. - 2002. - №6- P. 11-40

2. Lerner, P.S. Profile Education: Struggle of Opposites /P.S. Lerner // Shkolnye technologii. - 2002. - №6. - P.75-81.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Tchistyakova, S. N. The Bases of the Schoolchildren's Professional Orientation / Tchistyakova S. N.; Edited by. V. A. Slastenin. - M: Prosvechshenie, 1983. - 112 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.