ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА НА УРОКАХ ХИМИИ В ШКОЛЕ КАК НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ф.Д. Халикова
Статья посвящается вопросам предпрофильной подготовки химии в школе. Основной задачей предпрофильной подготовки в 9 классе является комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения. Именно поэтому предпрофильная подготовка является главным компонентом профильного образования. Каждый этап профильной ориентации сопровождается соответствующими содержанием, формами и методами.
Ключевые слова: предпрофильная подготовка, этапы предпрофильной подготовки, метод проектного обучения, метод аутентичного оценивания «портфолио», государственная (итоговая) аттестация.
Pre-profile preparation of chemistry at school as the initial stage of continuous edocation. The
article is devoted to pre-profile chemistry training at school. The main objective of the pre-profile training in the 9-th grade is complex activity with pupils on the reasonable and vitally important choice of their further education. Therefore, the pre-profile chemistry training is an important component of the profile education. Every stage of the profile orientation is accompanied by appropriate content, forms and methods.
Key words: pre-profile training, stages of the pre-profile training, method of teaching with the help ofprojects, method of the authentic portfolio assessment, state total certification.
В течение последних лет в российской системе образования предпринимались определённые шаги для обеспечения качественного образования для всех учащихся, отвечающего вызовам времени, позволяющего свободно адаптироваться во взрослой жизни. В начале XXI века российская школа активно включилась в реализацию программы ЮНЕСКО «Образование для всех», ориентированной на расширение доступности качественного образования для всех учащихся. Одним из путей реализации данной программы в российской школе является введение профильного обучения в старших классах, позволяющего максимально учесть образовательные потребности и образовательные возможности учащихся.
Основная идея обновления старшей ступени образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Для решения данной проблемы осуществляется переход к профильному обучению, позволяющему за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. Представление о том, что образование с получением аттестата или диплома не заканчивается, а лишь переходит на новый качественный уровень, укрепляется в сознании большинства населения, в том числе, благодаря и
профилизации, которая рассматривается не как ориентация на определённую профессию, а как средство осознанного выбора дальнейшего профиля обучения [1].
Организация предпрофильной подготовки является одним из важных элементов перехода на профильное образование. Она выполняет подготовительную функцию и является подсистемой профильного образования.
Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования. Из анализа действующих учебных планов и минимально необходимых объемов предпрофильной подготовки, базовый минимальный объем предпрофильной подготовки следует определить примерно в 100 часов (если считать в среднем по 3 учебных часа в неделю на 34 учебных недели в году) [2].
Подготовка учащихся к выбору профиля обучения предусматривает этапы:
- пропедевтический (при завершении обучения в 8 классе или в начале 9 класса) выявление образовательного запроса учащихся;
- основной (в период обучения в 9 классе) - обучения способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности, анализ возможных ограничителей свободы выбора профиля обучения, реализация "проб выбора профиля обучения";
- заключительный (при окончании 9 класса) оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе [3].
В содержание предпрофильной подготовки необходимо внести инновационные изменения, реализация в практике которых по существу приведёт к коренному изменению учебно-воспитательного процесса в школе и построению новой системы образования девятиклассников.
Нами была разработана модель внутришкольной предпрофильной подготовки на основе учета интересов учащихся, изменения ее содержании и основная цель которой - содействие самоопределению школьников и формирование мотивации продолжения образования по профилю «химия».
Выявление интересов Оказание психолого- Развитие Формирование
и склонностей, педагогической познавательных и способности
способностей помощи в профессиональных принимать осознанное
школьников и приобретении интересов, решение о выборе
формирование школьниками обеспечивающих дальнейшего
практического опыта в представлений о успешность в будущей направления
различных сферах жизненных, профессиональной образования, пути
познавательной и социальных деятельности, получения профессии,
профессиональной ценностях, в том числе предоставление мотивирование
деятельности, связанных с учащемуся учащегося на
ориентированного на профессиональным возможности продолжение
выбор профиля в становлением, попробовать свои силы образования, чтобы
старших классах. реализовать свой в различных ставили
интерес к выбранному социальных ролях. профессиональные
предмету. цели
4
Этапы предпрофильной подготовки
4 _
Пропедевтический
(при завершении обучения в 8 классе или в _начале 9 класса)_
4 _
Основной
_(в период обучения в 9 классе)_
4 _
Заключительный
_(при окончании 9 класса)_
i_
Инновационные изменения в содержании предпрофильной подготовки
Информацио Индивидуал Активные Дистанци- Обучение по Активность Метод Открытость -
нная работа изация методы онные, методу учащихся в аутентич- новая форма
с учебного обучения, заочные проектной построении ного государствен
учащимися, процесса, современные формы деятельности будущего оценива- ной итоговой
профпробы, углубление технологии обучения ния аттестации
профтесты материала портфолио
4
Модель выпускника предпрофильной школы
4
Умеет осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим склонностям, имеет внутренний потенциал Готов нести ответственность за сделанный выбор, прикладывать усилия для получения образования Высокий уровень учебной мотивации для обучения по избранному профилю, готов продолжить обучение по выбранному профилю. Умеет объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению образования по различным профилям
Рис.1. Модель предпрофильной подготовки учащихся по профилю «химия» в
общеобразовательной школе
Одной из задач, решаемых перед введением профильного обучения, является организация информационной работы с девятиклассниками. В соответствии с этим в нашей школе определены формы и методы информирования родителей и учащихся о возможных путях и способах организации предпрофильной подготовки во второй ступени общеобразовательной школы. Информацию об учреждениях, где можно получить или продолжить образование, посетить курсы
по выбору, пройти психологическое тестирование, пройти пробу по предметным областям, тестовые или рейтинговые испытания, продолжить обучение по выбранному профилю, учащиеся и родители получают в полном объёме.
Предпрофильное обучение строится на основе индивидуализации учебного процесса, что обеспечивается с помощью обучения в малых группах и по индивидуальным учебным планам. В связи с этим уже с 8-го класса вводится в учебный план за счёт школьного компонента 36 часовых предметных курсов по химии. В 9-ом классе обучение химии ведётся с учётом 4 часовой нагрузки в неделю по экспериментальной программе для углубленного изучения профильного предмета. Реализуются индивидуальные траектории образования (индивидуальные образовательные маршруты), представляющих собой некое движение ученика в содержании обучения, во времени и в пространстве, то есть по разным учреждениям города [4].
Введение активных методов обучения, современных образовательных технологий в преподавании курсов по выбору является существенным моментом предпрофильной подготовки. Используя наглядность химического опыта, учащиеся познают природу вещества и перспективу развития химических процессов. В считанные секунды с помощью интерактивной доски создается модель технологического производства серной кислоты, а далее раскрываются его особенности. Некоторые химические эксперименты требуют значительное количество времени на его проведение, дорогие и, чаще всего, небезопасные химические реактивы. Использование видеофрагментов экономит время урока, сохраняет здоровье учащихся.
Использование заочных, дистанционных форм получения образования также дополняют предпрофильную подготовку. Учащиеся предпрофильных классов активно реализуют себя в разных заочных конкурсах, интернет - олимпиадах, где становятся победителями и призёрами.
Обучение химии нами строится на основе метода проектов, который является эффективным средством для решения задач предпрофильной подготовки, формированию готовности к выбору. Например, работая над проектом «Органическая химия в моем доме» учащиеся расширяют знания о применении органических веществ в повседневной жизни; знакомятся с перспективными возможностями органической химии в быту, медицине и фармакологии; роли органической химии в обеспечении хорошего здоровья людей. Умения, формирующиеся в проектной деятельности, свидетельствуют об определенном состоянии психологической зрелости и готовности к переходу в старшую или профессиональную школу. Важно, чтобы при проектировании дети осознали свою личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в будущей профессии.
Еще один обязательный принцип обучения - это активность школьников. Самоопределение относительно будущего профиля обучения будет происходить через конкретные пробы эвристического характера. Школьники должны испытывать потребность в образовательной и профессиональной самоидентификации, способности к построению собственного будущего, ставить образовательную и профессиональную цели и двигаться к их достижению. Участвовать в
создании личностно значимых образовательных продуктов, играющих роль профильных и профессиональных проб.
Новым для школы принципом функционирования системы является ее открытость. Обязательные экзамены сдаются государственной экзаменационной комиссии, которая определяет порядок проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов и систему оценивания, единые для всех общеобразовательных школ. Оценка успешности учащихся будет выполняться независимыми от школы экспертами и подтверждаться документально, например, специальными сертификатами по итогам государственной (итоговой) аттестации. Экзамены по выбору определяются учеником в соответствии с избираемым профилем.
При зачислении в профильные классы наряду с аттестацией целесообразно учитывать «портфолио» - вид аутентичного оценивания современного образования. Зачисление в 10-ый профильный класс происходит на основе решения администрации школы совместно с учителем по профилю, учитывающей «весомость» достижений «портфолио» ученика. Учащиеся предпрофильных классов ведут учёт накопительной оценки учебных достижений, результатов рейтинговых соревнований, олимпиад, марафонов и других мероприятий, позволяющих им использовать ресурс «портфолио». «Портфолио» - индивидуальные достижения учащихся, позволяющие более полно оценить уровень готовности к продолжению образования по профилю «химия» на старшей ступени, предпочтение отдаётся профильным достижениям.
В процессе исследования было установлено, что разработанная нами модель предпрофильной подготовки создаёт предпосылки для использования возможностей и потенциала предпрофильной и профильной подготовки школьников к чётко формированной ориентации жизненно важного выбора дальнейшего профиля обучения.
Литература:
1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования// Вестник образования. 2002. №4. С.5-22.
2. Рекомендации Министерства образования Российской Федерации по организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003/2004 учебный год от 20.08.2003 №03-51-157ин/13-
03.
3. Теория и практика организации предпрофильной подготовки/ Под ред. Т.Г.Новиковой. М.: АПКиПРО, 2003. С.30-35.
4. Халикова Ф.Д. Углублённое изучение химии в средней общеобразовательной школе. Издательство «Нижнекамский региональный учебно-методический центр», 2004.
5. Халикова Ф.Д. Индивидуальный учебный план в профессиональном обучении химии// Казанский педагогический журнал. №4. 2011. С. 176-183.