УДК 378.016:51 Л.В. Антонова, ТВ. Бурзалова
Предпрофильная ориентация учащихся на профессию математика
В статье рассматривается предпрофильная подготовка, целью которой является, с одной стороны, введене учащихся в сложный мир профессий; с другой стороны - помошь или познание себя, своих профессиональных интересов, своих способностей и своей предрасположенность к тому или иному виду профессиональной деятельности, к той или иной области знания.
Ключевые слова: Предпрофильное и профильное обучение, непрерывная профессиональная деятельность в области математики, элективные курсы, гуманитаризация, история и методология математики.
L. V Antonova, T. V Burza/ova Preprofile preparation of pupils to a profession of mathematician
The article considers the special professional preprofile preparation which purpose is, on the one hand, to introduce pupils into the difficult world of professions; on the other hand - to help them to know themselves, their professional interests, their abilities and their predisposition to this or that kind of professional activity, to this or that area of knowledge.
Keywords: Preprofile and profile training, continuous professional activity in the area of mathematics, elective courses, humanitarization, history and methodology of mathematics.
В концепции школьного математического образования основными целями обучения являются обучение учащихся приемам мышления и методам познания, формирование качеств математического мышления, математических способностей. Проблема развития математического мышления учащихся усиливается возрастающим значением и применением математики. Для решения этой проблемы внедряется профильное обучение, в частности физико-математические классы. Выбор профиля обучения в старших классах должен быть осознанным. В «Концепции профильного обучения» подчеркивается «ответственность выбора - профессионального самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности».
Девятиклассники не готовы сделать его без помощи педагогов. Нужна специальная профо-риентированная предпрофильная подготовка, целью которой является, с одной стороны, ввести учащихся в сложный мир профессий; с другой стороны - помочь или познать себя, свои профессиональные интересы, свои способности и свою предрасположенность к тому или иному виду профессиональной деятельности, к той или иной области знания.
Ориентация в мире профессий осуществляется, главным образом, через элективные курсы, которых должно быть достаточно, они должны охватить все основные типы и классы профессий. Ученик должен осознавать, что выбор про-
фессионального жизненного пути начинается с выбора профиля обучения в старших классах, и неверный выбор профиля приведет к дополнительным трудностям. Многие ученики проявляют интерес к математике, но этот интерес имеет пока поверхностный характер. В пред-профильном классе все ученики, проявляющие интерес к математике, должны получить представление о предмете математики как науки, ее месте в системе наук, и ее роли в познании окружающей действительности и других наук; в развитии личности, в математических методах решения прикладных задач. Благодаря пред-профильной программе, посвященной познанию профессиональных намерений в области математики и ее приложений, осуществлен набор учащихся в математические классы, в которых проводилась работа по дальнейшему изучению и освоению сущности математического знания, о профессии математика. Главное состояло в том, чтобы была сформулирована устойчивая потребность в непрерывной профессиональной деятельности в области математики. Для этой цели были разработаны и внедрены специальные элективные курсы «Введение в математику» и «Путь в математику», в которых содержится материал об истории и методологии математики, о задачах, которые раскрывают методы математики и перспективы математических исследований, и вхождение в мир математики тем, кто изберет профессию математика.
Предпрофильная подготовка в силу своей важности была предметом эксперимента (в течение 15 лет в 3 школах г. Улан-Удэ), в ходе которого выстраивались и оптимизировались ее модели и различные составляющие. В соответствии с рекомендациями базовый объем пред-профильной подготовки определяется примерно в 100 часов, из которых 70 часов отводятся на специально организованные курсы по выбору. Содержание, форма организации этих курсов ориентированы не только на расширение знаний ученика по математике, но и на организацию занятий, способствующих самоопределению ученика относительно профиля обучения в старших классах. Остальные 30 часов отводятся на информативную работу (знакомство с учреждениями возможного продолжения образования после 9-го класса, изучение особенностей их образовательных программ, условий приема, посещение Дней открытых дверей и пр.), а также на профконсультирование и профориентационную работу.
Курсы предпрофильной подготовки можно разделить на два основных вида: предметноориентированные и межпредметные.
В предметно-ориентированном курсе решаются следующие задачи:
- дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;
- уточнить готовность и способность ученика освоить предмет на повышенном уровне;
- создать условия для подготовки к экзаменам по выбору.
В этом случае курс является пропедевтическим по отношению к профильным курсам повышенного уровня, он увеличивает вероятность осознанного и безошибочного выбора профиля.
Межпредметные (ориентационные) курсы решают следующие задачи:
- создать базу для ориентации учеников в мире профессий; познакомить со спецификой наиболее распространенных видов профессиональной деятельности;
- поддержать мотивацию ученика, подготовить его к ситуации внутрипрофильной специализации.
Мы внедрили предметно-ориентированный курс по математике, в котором содержание было рассчитано на развитие интереса к математике, на формирование представлений о предмете математики. Большое значение придавалось развитию математического мышления, математических способностей в процессе реше-
ния задач, рассчитанных на дивергентное мышление. Используется дифференцированный подход, проблемно-исследовательская деятельность, разработка индивидуальных учебных планов и другие способы обучения, развивающие самостоятельность и творчество.
Предпрофильная подготовка - это помощь в выборе профиля обучения в старших классах, первого серьезного выбора в профессиональном становлении. Это и первый значимый личностный опыт, когда учащийся учится преодолевать препятствия, приобретает необходимые навыки и умения в преодолении как субъективных, так и объективных трудностей в личностном и профессиональном самоопределении. В 14-15 лет школьник уже начинает всерьез задумываться о будущей профессии, у него начинают возникать профессиональные намерения. В 9-м классе профессиональные намерения еще окончательно не сформированы. Для профориентации в предпрофильный период нами реализована программа «Мои профессиональные намерения» на основе программы М.Ю. Савченко. Цель программы состояла в том, чтобы оказать педагогическую поддержку учащимся 9-х классов в дальнейшем развитии и выборе профиля обучения в соответствии с выявленными профессиональными намерениями.
Программа была рассчитана на 7 занятий (10) часов, из которых первые два имели ознакомительно-ориентировочную цель (классификация профессий), следующие три занятия носили проективный, коррекционный характер (развитие навыков рефлексии и установка на профессиональное самоопределение; формирование теоретических представлений о характере и темпераменте, изучение собственного темперамента, собственных интересов; тестирование «Карта интересов»; склонности и профессиональная направленность) и два занятия имели развивающий характер (определение своего профессионального типа личности, развитие рефлексии, формирование навыков целеполага-ния и планирования, знакомство с профилями в школах города).
Профориентационная работа проводится в контексте предметного обучения, чтобы преодолеть рассогласованность обучения и реальной жизни. Предпрофильное и профильное обучение будут представлять непрерывный процесс развития личности учащегося, если в предпро-фильный период будет проведена подготовка так, чтобы выбор профиля обучения отвечал его
склонностям и намерениям. Для обеспечения самоопределения по отношению к выбору профиля использовались разнообразные формы профориентационной работы: составление информационной карты школы, предусматривающей список профилей, их ориентацию на специальность, список предпрофильных курсов, разработка образовательной карты района и города, предусматривающей состав профилей обучения в школах города и района, формы организации профориентационной работы: список элективных курсов и привлеченных к их внедрению учителей или преподавателей вузов, специфику образовательных программ и других особенностей предпрофильной подготовки и профильного обучения; индивидуальный «маршрут», в котором предусмотрены программа самостоятельной работы, литература для самостоятельного изучения, темы для самостоятельной разработки, портфолио индивидуальных достижений в предпрофильный период с последующей оценкой и обсуждением.
По итогам предпрофильной подготовки, проведенной нами в базовых экспериментальных школах, были отобраны учащиеся в профильные физико-математические классы для специальной подготовки к выбору профессиональной математической деятельности. Отбор в профильные классы был осуществлен на основании тестирования интересов, склонностей и особенностей мышления девятиклассников. В профильных классах нам предстояло обеспечить специализацию на профессию математика, имея в виду развитие профессиональной компетентности, в структуре которой нами были выделены когнитивный, творческий, историко-методологический, рефлексивный и коммуникативный компоненты. Нами были разработаны и внедрены два взаимосвязанных элективных курса «Введение в математику» и «Путь в математику», первый из которых имеет историкометодологическую направленность, второй -индивидуальную направленность, а вместе они формируют основы научно-математической компетентности как результат освоения когнитивной, творческой, историко-методологической, рефлексивной и коммуникативной компетенций.
Цель элективного курса «Ведение в математику» состоит в оказании помощи учащимся профильного класса в выборе математики как области знаний, в которой он найдет реализацию своих способностей, своего творческого
потенциала. Дело не в том, чтобы достичь вершин в математической науке, стать выдающимся математиком, но достичь тех вершин в математическом творчестве, на которые способен каждый, причем математика должна быть избрана каждым учащимся самостоятельно и по доброй воле, как наиболее отвечающая его склонностям, интересам, умственным и духовным потребностям, она должна стать предметом его увлечения и любви в большой степени, чем другие науки. Для достижения этой цели предстоит отобрать содержание курса так, чтобы, во-первых, он раскрывал сущность математики, ее предмет, характерные черты, методы, ее роль в освоении окружающей действительности, в развитии науки в целом, в образовании и развитии личности, раскрывал историю ее развития и представление о ее современном состоянии, а во-вторых, содержание курса должно отвечать интересам и запросам учащихся, развивать мотивацию к математической деятельности, потребность в направленном математическом образовании, быть увлекательным и воспитывать любовь к математике. Этот курс рассчитан на гуманитаризацию обучения математике, на развитие общекультурной компетентности в той мере, каков потенциал введения в математическую науку.
Однако, содержание этого курса - это только часть, пусть и важная, проблемы. Оно должно быть усвоено, а это зависит от способа его представления, способа развертывания в учебном процессе. Акцент надо делать на самоусво-ение содержания, чтобы оно послужило основой для развития необходимых личностных характеристик, имеющих профессиональное значение, например, профессионально-математического самосознания, соответствующих профессионально-ценностных ориентаций, порождающих мотивы самоутверждения в математике, в освоении математики, в творческой математической деятельности познавательного или исследовательского характера. Элективный курс «Введение в математику» и по содержанию и по методике его усвоения учеником ориентирован на приобщение его к миру идей, идеалов и ценностей профессиональной математической деятельности. Необходима реализация профессионально значимых смыслов содержания образования. В компетентностном подходе к обучению содержание должно включать те знания, которые нужны для формирования умений профессиональной деятельности, а само представ-
ление должно быть ориентировано на осознание учеником себя субъектом творческой математической деятельности, на осознание учеником себя в статусе творца, когда размышление над содержанием приводит к новому личностному смыслу, открывается его «значение - для - себя» как математика.
Второй элективный курс «Путь в математику» имеет целью оказание помощи учащимся, проявляющим интерес и склонности к математике, в поиске и разработке индивидуальной и образовательной программы по математике. Известно, что путь в математику нелегок, его надо проложить самому, нужны усилия, нужны математические задатки и способности, которые необходимо развивать. Математика - это умственный труд, умения и навыки которого даются только при настойчивых упражнениях ума, при овладении математическим мышлением. Для обучения по индивидуальной траектории требуется сотрудничество учителя и ученика, предполагающее взаимное доверие и уважение, взаимное принятие, учитель должен быть для ученика «значимым другим». Это взаимодействие должно быть гуманистическим и творческим. Все компоненты педагогического взаимодействия учителя и ученика должны быть направлены на личность ученика.
За основу профессиональной подготовки математика мы избрали развитие профессионального самосознания, математических способностей и развитие мотивационной сферы личности. Конечно, это личностные структуры. Мы не можем при этом обходиться без личностного подхода. Однако, развитие самосознания, развитие способностей и мотивационной сферы не происходят сами по себе, они требуют деятельности, а организация деятельности требует всего комплекса человеческого бытия. В основе развития личности, таким образом, лежит деятельность. Школьники испытывают большие трудности в решении проблем самосознания и саморазвития. Для того, чтобы выбор профиля обучения был естественным, отвечающим личностным характеристикам и потенциальным возможностям школьника, нами был введен элективный курс для учащихся 9 классов «Выбор профиля обучения». Задача состояла в том, чтобы дать представление о системе наук, о профилях обучения, о целях и задачах профильного обучения, о гуманитарных, естественных, технических науках, о математике, об их предметах и методах, а также в том, чтобы учащиеся
исследовали свои интересы, склонности, определили пути и способы развития своих возможностей в профильном обучении, разработали индивидуальные планы образовательного развития в профильном обучении, сформулировали индивидуальную задачу по выбору профиля обучения. Главное в профессиональной подготовке состояло в выявлении индивидуальных психологических особенностей и мотивации учащихся, чтобы избежать ошибки при выборе профиля обучения.
Интерес к математике рождается и развивается в процессе преодоления трудностей в математических знаниях. Если ученик полюбил заниматься решением задач, если он при этом испытывает радость и видит, что становится умнее, развивается, то все это придает ему уверенность, силу, стремление познать математику, заниматься математикой и с ее помощью решать нематематические, прикладные задачи. Таким образом, потребность в непрерывных занятиях, в непрерывном образовании, любовь к математике вдохновляют ученика, становятся источником вдохновения, уверенности в себе, мотивации учения, благожелательного отношения к людям, оптимизма, появляется доверие к людям, порождающее сотрудничество.
Мы выделили в структуре личности математика аксиологический компонент и внедрили для его развития элективный курс «Введение в математику», который будет иметь продолжение в университете, обеспечивая содержательную и методологическую непрерывность профессиональной подготовки будущего математика. Творческое проявление личности учащихся возможно при знакомстве и исследовании исторических закономерностей развития математики и ее философских проблем. Г. Лейбниц - выдающийся математик и философ, говорил о том, что «полезно познать истинное происхождение замечательных открытий, особенно таких, которые были сделаны не случайно, а силою мысли. Это приносит пользу не только тем, что воздает каждому свое и побуждает к развитию искусства открытия».
Методологические проблемы математики непосредственно связаны с историей математики. Б.В. Гнеденко [1] считает, что история математики может стать историей мышления.
Элективный курс «Введение в математику» представляет собой пример использования исторического материала для развития профессиональной компетентности. Без историко-мето-
дического материала развитие профессиональной компетентности специалистов-математиков будет неполным.
Весьма значительный материал для учащихся содержится в известных книгах Дж. Пойа, в которых анализируется процесс математического творчества. Математическим открытием Дж. Пойа считает получение любого, пусть очень скромного, математического результата.
Книга Дж. Пойа «Математическое открытие» представляет собой эвристическое исследование и посвящена средствам и методам решения задач, привлечению учителей и учащихся к решению задач и побуждению задуматься над методами и средствами, которые они при этом применяют. Для этого автор всесторонне раскрывает процесс решения задач, методологический разбор, демонстрирует последовательный разбор шагов, в результате которых было найдено решение. Выбор, формулировка и содержание задач способствуют возбуждению интереса, пробуждению инициативы, открывают возможности для ознакомления со всем многообразием ситуаций, встречающихся в научно-исследовательской работе. Р. Декарт говорил, что каждая решенная задача становилась образцом, который служил впоследствии для решения других задач. Все свои открытия он считал «прямыми следствиями пяти или шести главных задач, которые ему удалось решить, и которые он рассматривал как такое же число сражений, в которых военное счастье было на его стороне». Следуя Р. Декарту, Д. Пойа достаточно подробно осуществляет методологический разбор немногих задач, но зато помещает в конце каждой главы упражнения и дополнительные задания, решение которых дает возможность применить и лучше уяснить методические замечания. Методический разбор хода решений задач вводит в атмосферу научного исследования, способствует творческому развитию. Решение нестандартных математических задач относится к творческой деятельности. Мы использовали книги Д. Пойа при разработке индивидуальной траектории развития. В этом смысле эти книги представляют собой незаменимый материал. Кроме того, эти книги служат для нас одним из путей обеспечения содержательной и методиче-
ской непрерывности обучения в системе «школа
- вуз».
Обеспечивая осознание учащимися выбора профессии математика на основе своих мотивов и возможностей, мы ставим задачу формирования представления о предмете математики, о ее сущности, происхождения, истории, о ее месте в системе наук, о тех трудностях и противоречиях, которые имеют место в историческом развитии математики. Будущий математик уже на школьной скамье должен получить удовлетворительные ответы на указанные вопросы. Мы считаем, что эти ответы вполне доступны учащимся и могут быть получены ими самостоятельно, если будет оказана начальная помощь и дано направление, подобраны упражнения и литература для самостоятельного изучения. Этому посвящен элективный курс «Введение в математику». Предмет математики мы предлагаем учащимся на уровне, отвечающем в целом содержанию школьного курса математики. Этот уровень мы считаем достаточным для того, чтобы дать представление о некоторых проблемах и противоречиях, имевших место в становлении математики как науки.
Главная цель состояла в том, чтобы была сформулирована устойчивая потребность в непрерывном математическом образовании, в непрерывной профессиональной деятельности в области математики. Для этого были разработаны и внедрены специальные элективные курсы «Введение в математику» и «Путь в математику», в которых содержится материал по истории и методологии математики, о задачах, которые раскрывают методы математики и перспективы математических исследований и вхождения в мир математики для тех, кто изберет профессию математика.
Литература
1. Брыкова О. Сотворчество учителя и ученика / О. Брыкова // Управление школой. - 2006. - № 20. -С. 33-36.
2. Гнеденко Б.В. Математика и математическое образование в современном мире. - М.,1985.
Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников / Л.Я. Зорина. - М.: Педагогика, 1978. - 128 с.
Антонова Лариса Васильевна, кандидат физико-математических наук, доцент, Бурятский государственный университет.
Antonova Larisa Vasilievna, candidate of physical and mathematical sciences, Buryat State University.