УДК 374.31
Р. М. Мелекесова
УРОВНЕВАЯ ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА-ВУЗ»:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Рассматриваются вопросы организации уровневой предпрофильной подготовки школьников как необходимого условия обеспечения процесса их самоопределения относительно собственной траектории образования. Описаны три уровня проб: пробные действия, профильные пробы и профессиональные пробы. Дано определение понятия «профильные пробы», рассмотрены организационно-педагогические условия реализации профильных проб школьников в процессе взаимодействия общеобразовательной и высшей школы.
Ключевые слова: уровни предпрофильной подготовки, пробные действия, профильные пробы, профессиональные пробы; смысл проб: проба-опыт, проба-эксперимент, проба-тест; школа-вуз, образовательное пространство.
Создание образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся основной школы в отношении профилирующего направления собственной деятельности, является основной целью предпрофильной подготовки - одной из составляющих профильного обучения на старшей ступени общего образования [1].
Термин «подготовка» позволяет рассматривать предпрофильную подготовку шире, чем формальную реализацию отведенного количества часов. Необходимые условия ее успешности: учет индивидуальных особенностей и склонностей учащихся; развитие мотивационно-познавательной и практически-деятельностной сфер личности; вариативность содержания, форм и методов; проникновение предпрофильной подготовки во все виды деятельности учащихся (учебная и внеурочная, дополнительное образование); готовность педагогов к работе в условиях предпрофильной подготовки, взаимодействие школы и других учебных заведений, школы и семьи (И. В. Гладкая, Г. В. Куприянова, П. С. Лернер, Н. В. Немова, А. А. Пинский, Н. Ф. Родичев, А. П. Тряпицына, И. Д. Чечель, С. Н. Чистякова и др.).
Критерием успешности предпрофильной подготовки может быть готовность выпускников основной школы к выбору профиля обучения в старшей школе, которая характеризуется выраженностью ценностных ориентаций, целей, информационной подготовленности и наличием опыта приложения усилий по освоению образовательного материала и ключевых компетенций, востребованных в профильном обучении (С. Н. Чистякова, И. В. Гладкая, Н. Ф. Родичев, А. П. Тряпицына).
Обеспечить учащимся возможность приобрести опыт приложения усилий должны конкретные пробы эвристического характера - профильные и/или профессиональные пробы [2]. При этом понятие «проба» может содержать в себе несколько смыслов: проба-эксперимент, проба-тест или проба-опыт.
Школьников, вступивших в подростковый возраст, отличают подъем энергии и широта склонностей, потребность испытать, применить свои крепнущие силы, стремление к самоутверждению (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, И. С. Кон, А. В. Петровский, Б. Д. Эльконин и др.). Такие возрастные черты, с одной стороны, открывают новые возможности для общего развития подростка, а с другой - приводят к излишней широте «поля проб». Часто педагоги (вместе с родителями и заинтересованными представителями общественности) ратуют за снижение избыточности, различными манипулятивными действиями или прямыми запретами. Но, по-видимому, не ограничение, а координация и определение «вектора движения» помогут подростку наиболее полно реализовать свои возможности в освоении «поля проб». Возникает необходимость создания «пробного пространства» как образовательного пространства личного опыта школьника [3].
Рассматривая это пространство как необходимое условие самоопределения подростка сначала относительно собственной траектории образования, а затем относительно будущей профессии, можно условно выделить три уровня проб с учетом их возрастных и психологических особенностей применительно к системе «школа-вуз» (табл. 1). Уровни проб определяются исходя из того, что процесс принятия решения начинается с ориентировки в обстановке, далее следует перебор возможных вариантов дальнейшего действия и, после более или менее выраженной борьбы побуждений, принятие того или иного решения [4].
Первый уровень: «пробование», или «пробное действие», которое понимается как образовательный опыт, который способствует принятию подростком решения относительно будущей траектории (в том числе профиля) образования, когда становится возможным переход из состояния «опробования» в состояние «реализации» [5]. Пробная деятельность открывает пространство для поиска учащимися
Таблица І
Пробы различных уровней в процессе предпрофильной подготовки в системе «школа-вуз»
Уровень пробы Первый уровень Второй уровень Третий уровень
Смысл пробы Проба-опыт Проба-эксперимент Проба-тест
Вид пробы Пробные действия Профильные пробы Профессиональные пробы
Вид образования Информальное образование Неформальное (дополнительное) образование Формальное образование
Цель Побуждение учащихся к выработке индивидуальных способов собственной деятельности, рефлексии результатов и смысла приобретаемого образовательного опыта Знакомство ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит выбор тех или иных профильных предметов Примеривание своих индивидуальных особенностей к конкретному труду в соответствии с его требованиями (С. Н. Чистякова)
Личностное развитие Интерес Мотивация Образовательная потребность
Результат Готовность ученика к ситуации выбора Готовность ученика к самоопределению относительно профиля обучения Готовность ученика к самоопределению относительно профессии
Форма организации Различные виды познавательной, игровой, общественно-полезной, досуговой деятельности Элективные или дополнительные курсы в сети образовательных учреждений Интегративный профориентационный курс «Твоя профессиональная карьера» (С. Н. Чистякова)
собственных (индивидуальных) средств понимания ситуаций, в том числе связанных с профильным самоопределением, способствует преодолению избыточности в «поле возможных проб» школьника. Образовательный опыт может приобретаться подростком как в специально организованной деятельности, так и спонтанно. Педагогической задачей является включение учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно-полезной, досуговой деятельности, побуждение учащихся к выработке индивидуальных способов собственной деятельности, созданию образовательного пространства личного опыта, рефлексии результатов и смысла приобретаемого образовательного опыта. Этот уровень можно описать как информальное образование подростка.
Второй уровень: профильные пробы как форма организации образовательной (в том числе и учебной) деятельности учащихся в рамках предпрофильной подготовки, нацеленная на их профильное самоопределение относительно того или иного конкретного профиля обучения. В отличие от следующего уровня - профессиональных проб - профильные пробы должны знакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит выбор тех или иных профильных предметов, т. е. профильные пробы предшествуют пробам профессиональным. Необходимость введения профильных проб определена в нормативных документах [1] как целенаправленная, опережающая работа по подготовке учащегося к освоению «поля возможностей и ответственности». Этот уровень проб можно описать как неформальное (дополнительное^ образование подростка.
Третий уровень: профессиональные пробы -деятельность, моделирующая элементы конкрет-
ного вида профессиональной деятельности и способствующая сознательному, обоснованному, выбору своего профессионального статуса (С. Н. Чистякова). Профессиональные пробы достаточно подробно изучены на теоретическом и описаны на методическом уровне; например, в научно-методической литературе наряду с профессиональными [6] рассматриваются пробы профессионально-технологические (П. С. Лернер) и социально-профессиональные (С. В. Кононова). Этот вид проб проводится в процессе реализации учебной программы по профессиональной ориентации школьника в рамках формального образования.
Таким образом, три уровня проб в контексте непрерывного образования можно рассматривать в координатах: «образование длиною в жизнь» и «образование шириною в жизнь» (С. Н. Чистякова,
Н. Ф. Родичев, П. С. Лернер, А. А. Попов и др.).
В целях нашего исследования рассмотрим более подробно профильные пробы. Анализ теоретической и методической педагогической литературы позволил выявить противоречие между значительным объемом эмпирического материала, накопленного в ходе практического введения профильных проб в процессе предпрофльной подготовки школьников, и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ для их эффективного внедрения.
В образовательной программе практически каждой школы, внедряющей предпрофильную подготовку и профильное обучение, присутствуют профильные пробы. При этом они понимаются в двух аспектах: как форма организации учебной деятельности (элективные курсы) учащихся в рамках предпрофильной подготовки, нацеленная на их профильное самоопределение относительно того
или иного конкретного профиля обучения; как образовательный опыт (кружки, факультативные занятия, различные виды социальных практик и проектной деятельности учащихся), полученный школьником в рамках специально организованной и добровольно выбранной учеником деятельности, способствующий принятию подростком решения относительно будущей траектории (в том числе профиля) образования.
В диссертационных исследованиях также отсутствует единое понимание содержания профильных проб, например: Н. В. Лысых (Шуя, 2008) в своей работе определяет необходимость пробы сил в избранном направлении, которое требует сочетания разных видов дифференциации в системе -стержнем является внутренняя дифференциация на уроке, которая будет пронизывать все ее другие виды и формы дифференцированного обучения (деятельность групп КРО, факультативов, элективных курсов и др.) с выходом на исследовательскую деятельность и в социальные практики. М. В. Лукичева (Ярославль, 2007) профильными пробами называет виды деятельности, необходимые для успешного освоения программы того или иного профиля. М. А. Мичасова (Н. Новгород, 2006) определяет профильную пробу как современную форму оценивания, развивающую навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся.
Общим во всех подходах к определению и содержанию профильных проб является то, что это необходимая составляющая предпрофильной подготовки школьников, которая характеризуется:
во-первых, целью создать условия для приобретения первичного опыта выбора подростками содержания образования, преподавателя, темпа, образовательных ресурсов и способа учебной деятельности;
во-вторых, характером деятельности - опережающая работа по подготовке учащегося к освоению видов деятельности, которые будут для него ведущими, когда он выберет то или иное направление своей образовательной деятельности;
в-третьих, условиями деятельности - организованная педагогами, часто вне классно-урочной формы, с учетом индивидуальных интересов и склонностей учеников и самостоятельно выбранная школьниками;
в-четвертых, результатом деятельности - продукт идеальный (компетентности, если не интери-оризованные, то хотя бы осознанные) и/или реальный (проект, модель).
Как уже отмечалось выше, предпрофильная подготовка должна проникать во все виды деятельности учащихся, поэтому профильные пробы в образовательном пространстве профильного обуче-
ния могут быть реализованы в системе общего, дополнительного и профессионального образования (рисунок).
/ Общее ,/ ХДополнительное образование /КружкиД образование \
Объединение \
1 / (профильные \ I
пробы
\ Проф- \ / Курсы \ /
'ч | ориентация^ У | /
Профессиональное \ образование /
Профильные пробы в образовательном пространстве профильного обучения
Необходимость проведения профильных проб в системе «школа-вуз» определена тем, что проблемы студентов-первокурсников во многом связаны с несформированностью общеучебных навыков, неумением правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки, психологической некомпетентностью студентов во взаимоотношениях с преподавателями, несформиро-ванностью черт личности, связанных с самостоятельностью, ответственностью, инициативностью, способностью контролировать и оценивать себя, отсутствием навыков принятия самостоятельной регуляции своего поведения [7]. Именно эти навыки и умения должны формироваться в процессе реализации профильных проб. Определяя педагогические основы подготовки выпускников общеобразовательной школы к труду в современных условиях, А. Д. Копытов в своем диссертационном исследовании отмечает, что взаимосвязь общего и профессионального образования является основой практической подготовки выпускников школы [8].
Опыт организации уровневых профильных проб во взаимодействии общеобразовательной и высшей школы в рамках деятельности школьных профильных лагерей накоплен в филиале Удмуртского государственного университета в г. Воткин-ске [9], где активно реализуются различные формы профильных проб.
Наши исследования показали, что взаимодействие общеобразовательной и высшей школы по организации уровневых профильных проб в условиях предпрофильной подготовки школьников обладает значительным инновационным потенциалом в преодолении обозначенных проблем за счет:
- создания иной по отношению к школе мотивационной образовательной среды;
- расширения поля возможных контекстов использования предметных знаний, полученных в школе;
- создания дополнительных условий для раскрытия потенциала обучающихся;
- определения степени заинтересованности в дальнейшем получении образования по определенному профилю за счет реализации проб различных уровней.
В ходе экспериментальной работы были созданы организационные и педагогические условия для реализации уровневых профильных проб школьников 4-9-х классов по информационно-технологическому направлению во взаимодействии общеобразовательной школы и вуза:
- разработаны программы всех видов деятельности, рассмотренные и согласованные на уровне профильного методического объединения учителей, утвержденные на уровне методического отдела вуза;
- сформировано учебно-методическое обеспечение каждой пробы, подготовлены раздаточные и наглядные материалы для школьников, разработано и/или закуплено программное обеспечение;
- осуществляется кадровое обеспечение профильных проб за счет преподавателей профильных кафедр вуза - математики и информатики, иностранного языка, экономики; все привлеченные преподаватели имеют опыт работы со школьниками и студентами-первокурсниками;
- материально-техническое оснащение профильных проб проводится за счет материальной базы вуза: компьютерные классы с выходом в Шете!, учебные аудитории, библиотека, медиатека и др.
Совокупность реализуемых профильных проб включает:
- 15 малочасовых курсов (не более 12 ч), реализуемых в дни летних или зимних каникул в течение 2-3 недель; каждый курс носит практико-ори-ентированный, межпредметный характер и направлен на освоение учебного модуля и создание «продукта» (например учебного микрофильма или презентации проекта); школьник может, по своему выбору освоить от 12 до 180 ч в течение нескольких лет (4-9-й класс);
- открытый лекторий для школьников по темам, связанным с междисциплинарной направленностью тех или иных предметных знаний, полученных в школе; школьник может по своему выбору прослушать от 1 до 11 лекций в течение одного года (8-й и/ или 9-й класс);
- профильные (социальные) практики, направленные на освоение проектных и исследовательских способов деятельности в ходе решения практических задач. Реализация этого вида профильных проб осуществляется в рамках проектных групп «школьник-учитель-студент-преподаватель»,
инициатором создания (и, своего рода, «заказчиком») которых выступает школьный учитель. Результатом деятельности этих групп является подготовка и участие школьников в конкурсах или в научно-практических конференциях школьников и студентов;
- система конкурсного движения, включающая в себя интеллектуальные игры; конкурсы, проходящие в несколько этапов; традиционные олимпиады по предметам и другое для учащихся 7-9-х классов;
- встречи с «носителями компетенций» - представителями профессий, преподавателями вуза, студентами - как в процессе прохождения профильных (социальных) практик, так и специально организуемые в рамках проекта «Линия жизни», аналогичного одноименной передаче на канале «Культура».
В основе проводимых проб лежит компетентнос-тный подход, связывающий содержание учебного материала с определенной ситуацией жизнедеятельности. Совокупность профильных проб по одному направлению в системе «школа-вуз» обладает внутренним единством. Это, во-первых, модульный характер каждой пробы, т. е. ее ограниченность по времени (не более трех недель), логическая законченность, подтвержденная сертификатом; во-вторых, возможность прохождения из предложенных по данному направлению любого количества проб, причем на различных уровнях - нулевой (ознакомительный, где пробы носят характер «пробных действий»), первый (переход от интереса к образовательной потребности), продвинутый (удовлетворение сформировавшейся образовательной потребности).
По опросам учащихся, их родителей, вузовских преподавателей и школьных учителей, участвующих в организации и проведении профильных проб, эти занятия способствуют формированию умений и навыков в областях «общение», «социальные навыки», «исследовательские и практические навыки», «решение проблем», «развитие карьеры», которые будут востребованы ими по окончании основной школы (методика «профиль умений» по [10]).
В области «общение» это: воспринимать, извлекать полную, отбирать необходимую ему информацию из множества источников; аргументировать собственное мнение; делать сообщение в группе (выступать с речью, докладом); выдать инструкции, которые могут быть понятны, спросить о чем-то, если ему это непонятно; оформить письменные выводы из материалов, представленных из разных источников; сотрудничать с другими на групповых занятиях; определить, понятно или непонятно сказанное им; принять участие в диспуте, дискуссии; читать инструкции (правила, алгоритмы) и следовать письменным указаниям.
В области «социальные навыки»: сотрудничать с другими на групповых занятиях; понимать, как разные роли влияют на поведение людей; получить
представление о своей будущей профессии; научить других делать или понимать что-то; оценивать собственные характерные особенности (черты), черты других членов общества; принять участие в организации мероприятия (собрания, смотра, концерта); выбрать самодеятельное (внешкольное) объединение, соответствующее возрасту и интересам школьника; знать, куда обращаться за информацией по поводу возможностей обучения; знать, какую программу обучения в школе (лицее, техникуме, вузе) он выберет в будущем; четко сформулировать, для чего он учится.
В области «исследовательские и практические навыки»: собирать информацию, располагать ее в виде таблиц, диаграмм, графиков и использовать факты; выбирать наиболее подходящий способ записи фактов; формулировать простейшую гипотезу и проводить научное исследование для проверки гипотезы; оформлять письменные выводы из материалов, представленных в разных источниках; делать тщательно структурированный и иллюстрированный доклад по всему объему исследования; отбирать подходящее оборудование для выполнения определенного задания; осуществлять простые эксперименты; применять свои умения в конкретных жизненных ситуациях; проектировать и сделать что-либо, используя различные инструменты и материалы; определять, какие умения у него развиты достаточно хорошо, а над какими надо еще поработать.
В области «решение проблем»: определять, какие проблемы он может решить сам, а какие с пос-
В филиале Удмуртского государственного университета в г. Воткинске успешно реализуются традиционные формы сотрудничества, однако практически все они нацелены на подготовку или привлечение в вуз «качественного» абитуриента. Между тем в настоящее время, когда меняется роль и место довузовского образования в структу-
торонней помощью; определять проблемы и предложить возможные решения; планировать и организовывать свою работу; собирать и классифицировать относящиеся к делу факты; готовить материалы к презентации; оценить свои результаты и предложить возможные пути их улучшения; оценивать варианты решения проблем и выбрать лучшие; применять навыки в решении задач, проблем в повседневной жизни; организовать свое рабочее место; использовать свою инициативу в случае необходимости решения проблем.
В области «развитие карьеры»: распознавать и слабые стороны личности; обращаться за помощью при планировании и реализации своих профессиональных планов; осознавать необходимость и уметь составить индивидуальный план действий; принимать решения по поводу выбора своей карьеры; использовать свои достижения, чтобы сориентировать других людей в своем опыте и потребностях; работать в быстром темпе и соотносить свое время и возможности с конкретной работой (заданием); понимать, когда находится в жестких обстоятельствах и принимать решения, соответствующие этим обстоятельствам; знать, что надо делать, чтобы стать успешным; знать, какое надо получить образование, чтобы стать успешным; получить опыт работы.
Динамика участия школьников в пробах различных уровней в филиале отражена в табл. 2, из которой видно, что увеличивается как количество участников, так и количество реализуемых программ.
ре общего образования в контексте предпрофиль-ной подготовки школьников, актуальным становится обновление форм организации сотрудничества. В нашем случае это означает организацию и развитие профильных проб в контексте предпро-фильной подготовки школьников.
Таблица 2
Динамика участия школьников в профильных пробах
Вид деятельности До 2007 г. 2007-2008 2008-2009 2009-2010
1. Предметные олимпиады 40-60 42 76 74
2. Интеллектуальные игры - 1 игра 30 участников 2 игры 90 участников 2 игры 120 участников
3. Научно-практические конференции (секции) - 1 секция (матем.) 4 участника 2 секции (инф., матем.) 7 участников 2 секции (инф., матем.) 14 участников
4. Каникулярная школа 1 программа, 3 группы, 45 участников 2 программы 6 групп 62 участника 6 программ 12 групп 123 участника
5. Открытые лекции - - 5 лекций 96 слушателей 5 лекций 129 слушателей
6. Конкурсы - 2 конкурса 48 участников 3 конкурса 59 участников 4 конкурса 86 участников
7. Проектные группы - - 3 группы 13 участников 3 группы 9 участников
Всего участников 40-60 169 403 555
Количество школ 4 4 9 14 школ, профлицей, техникум
Список литературы
1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Утверждена приказом Минобразования России от 18 июля 2002 г. № 2783.
2. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: метод. пос. для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. М.: Издат. центр «Академия», 2005. 128 с.
3. Долгова Л. М. Пробные действия учащихся в пространстве инновационной школы // Вестн. Томского гос. ун-та. 2007. № 303. С. 191-193.
4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 304 с.
5. Эльконин Б. Д. Педагогика развития: пробное действие как основа образования. URL: http://www.experiment.lv/rus/biblio/vestnik_11/v11_ elkonin.htm
6. Профессиональные пробы и выбор профессии. Книга для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. URL: http://prosv.ru/ebooks/Chistakova_ Prof-probi/index.html
7. Микрюков В. Ю. Теория и практика взаимодействия средних и высших образовательных учреждений (монография). URL: http://school-vuz.narod.ru
8. Копытов А. Д. Педагогические основы подготовки выпускников общеобразовательной школы к труду в современных условиях: дис. ... д-ра пед. наук. Томск, 1999. 310 c.
9. Мелекесова Р. М. Школьный лагерь как способ организации предпрофильной подготовки учащихся // Вестн. Вятского гос. гуманит. унта. Педагогика и психология. Научный журнал № 4(3). 2009. С. 124-127.
10. Гладкая И. В. Диагностические методики предпрофильной подготовки: учеб.-метод. пос. для учителей / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006. 176 с.
Мелекесова Р. М., ст. преподаватель, соискатель.
Филиал Удмуртского государственного университета в г. Воткинске.
Ул. Расковой, 1 а, г. Воткинск, Удмуртская Республика, Россия, 427430.
E-mail: melekesov@gmail.com
Материал поступил в редакцию 18.06.2010.
R. M. Melekesova
LEVEL PREPROFILE TRAINING OF SCHOOLCHILDREN IN THE SYSTEM «SECONDARY SCHOOL - HIGHER SCHOOL»: THEORY AND PRACTICE
In the article we consider questions which arise in organization of level preprofile training of schoolchildren. This training is necessary for providing children with self-determination process which helps them find their own trajectories of education. Three levels of trial are described here: trial actions, profile trial and profession trial. We define the concept of «profile trial», study organisational and pedagogical requirements for implementing profile trial of schoolchildren in the process of secondary school and higher school interaction.
Key words: levels of preprofile training, trial actions, profile trial, profession trial; meaning of trial: trial-experience, trial-experiment, trial-test; secondary school-higher school, educational field.
Votkinsk Branch of Udmurt State University.
Ul. Raskovoy, 1 a, Votkinsk, Udmurt Republic, Russia, 427430.
E-mail: melekesov@gmail.com