Научная статья на тему 'Школьный лагерь как способ организации предпрофильной подготовки учащихся'

Школьный лагерь как способ организации предпрофильной подготовки учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОБЛЕМЫ / ШКОЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / ПРОФИЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / "ШКОЛА-ВУЗ" / "SCHOOL-HIGHER SCHOOL" / PREPROFILE TRAINING / PROBLEMS / SCHOOL CAMP / PROFILE CAMP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелекесова Р. М.

Переосмысление традиционных форм организации занятости детей в каникулярное время в контексте предпрофильной подготовки приобретает новый смысл. В статье обосновываются предпосылки и приводятся условия, при которых образовательная деятельность в школьном лагере становится значимым компонентом в системе предпрофильной подготовки учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The school camp as a way of organizing pupils' preprofile training

Reconsidering traditional forms of arrangement of schoolchildren's holidays gets new accents in the context of preprofile training. The author grounds the conditions of making educational activity in the school camp a significant component of the system of pupils' preprofile training.

Текст научной работы на тему «Школьный лагерь как способ организации предпрофильной подготовки учащихся»

Примечания

1. ИСМО РАО Результаты анализа учебных планов школ, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения // Профильная школа. 2006. № 2. С. 24-27.

2. Игнатова В. А. Интегрированные учебные курсы как средство формирования экологической культуры учащихся: дис. ... д-ра пед. наук. Тюмень, 1999. 388 с.

3. Старченко С. А. Теоретические основы интеграции содержания естественнонаучного образования в лицее: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2000. 420 с.

4. Муртазин И. А., Муртазин А. А. Интеграция информационных и материальных технологий в пред-профильной подготовке школьников // Школа и производство. 2007. № 8. С. 34-35.

УДК 37.018

Р. М. Мелекесоба

ШКОЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Переосмысление традиционных форм организации занятости детей в каникулярное время в контексте предпрофильной подготовки приобретает новый смысл. В статье обосновываются предпосылки и приводятся условия, при которых образовательная деятельность в школьном лагере становится значимым компонентом в системе предпрофильной подготовки учащихся.

Reconsidering traditional forms of arrangement of schoolchildren's holidays gets new accents in the context of preprofile training. The author grounds the conditions of making educational activity in the school camp a significant component of the system of pupils' preprofile training.

Ключевые слова: предпрофильная подготовка, проблемы, школьный лагерь, профильный лагерь, «школа-вуз».

Keywords: preprofile training, problems, school camp, profile camp, "school-higher school".

Анализ педагогической литературы [1], практического опыта по организации предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях выявил следующие проблемы:

во-первых, общеобразовательное учреждение, исходя из собственных ресурсов и в рамках учебного процесса, решить задачи по организации предпрофильной подготовки в полном объеме не может, что во многом объясняется отсутствием или недостаточностью ресурсного обеспечения предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях, в том числе материального, кадрового, организационного и др.;

© Мелекесова Р. М., 2009

во-вторых, большинство школ не готовы к проведению предпрофильной подготовки в рамках сетевого взаимодействия в течение учебного года, что объясняется неразработанностью организационно-педагогических условий и нормативного обеспечения и неготовностью учащихся к получению образования вне своей школы;

в-третьих, организация учебного процесса основной школы не ориентирована на обучение по индивидуальным учебным планам, которое признано наиболее перспективным способом про-филизации обучения на старшей ступени общего образования, это объясняется как неразработанностью организационных форм, так и психологической неготовностью учителей, учащихся и их родителей к общей и учебной самостоятельности школьников;

в-четвертых, при том, что в соответствии с базовой моделью рекомендуется введение пред-профильной подготовки в 9-х классах, практический опыт школ показывает целесообразность начала этой работы гораздо раньше - с переходом учащихся из начальной школы в основную, т. е. в 5-м классе. Часто школы либо «приспосабливают» к этому направлению традиционные устоявшиеся формы профориентационной работы (классные часы, экскурсии, стенды, анкетирования и т. п.), либо усиливают предметную направленность внеурочной работы, что ведет к учебной перегрузке детей и не всегда в полной мере оправдывает предпрофильную заявку этих форм работы;

в-пятых, обеспечивая занятость школьников не только в учебное, но в свободное от учебной деятельности время, в том числе и в каникулы, школа, не привлекая дополнительные ресурсы, находится в состоянии «перегрузки», что, безусловно, сказывается на качестве учительского труда, в том числе и на уровне предпрофильной подготовки учащихся;

в-шестых, далеко не все учителя готовы к тому, что меняется роль и место учителя в условиях доступности любых информационных ресурсов: в качестве результата предпрофильной подготовки на первое место выходит освоение учащимися способов деятельности, что в свою очередь заставляет учителя быть менеджером образовательного процесса и экспертом в предметной области.

Перечисленные проблемы взаимосвязаны, взаимообусловлены и частично могут быть решены внедрением различных моделей предпрофильной подготовки.

В то же время в контексте предпрофильной подготовки не исследован потенциал школьного оздоровительно-образовательного лагеря с дневным пребыванием детей в условиях взаимодействия «школа-вуз». Лагерь (смену) с дневным пребыванием детей в соответствии с нор-

Р. М. Мелекесова. Школьный лагерь как способ организации предпрофильной подготовки учащихся

мативными документами [2] будем определять как особую форму оздоровительной и образовательной деятельности с обучающимися общеобразовательных учреждений в каникулярный период на базе образовательного учреждения с организацией питания. В том случае, если смена лагеря профильная, то главным в содержании деятельности является практическая отработка знаний, умений и навыков в определенном виде (видах) творчества, реализация программ детских и молодежных общественных объединений, выполнение коллективных или индивидуальных творческих работ, дополняемые обязательной системой мер по формированию здорового образа жизни.

В силу многочисленных причин социально-экономического характера к середине 1990-х гг. почти половина всех детей отдыхала в лагерях, расположенных в черте города [3]. В настоящее время на базе общеобразовательных учреждений ежегодно только в летний период развертывается свыше 35 тысяч лагерей с дневным пребыванием (что составляет около 70% от общего числа лагерей) для 2,9 миллионов детей (около 50% от общего количества детей, охваченных организованными формами занятости в каникулярный период). При сохранении и развитии традиционных направлений все большее значение (как одной из основных) придается образовательному направлению деятельности лагерей [4]. В последние годы это приобретает особый смысл в связи с введением предпрофильной подготовки школьников среднего звена, необходимость которой была определена в 2002 г. в Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования [5]. Одной из наиболее распространенных форм становятся школьные профильные лагеря. Так, например, в городе Воткинске Удмуртской Республики летом 2009 г. программы всех пришкольных лагерей, а это 14 общеобразовательных учреждений, заявлены как тематические (соответствуют единой теме) или профильные. Профильный лагерь (смена) рассматривается при этом как специально организованная деятельность в каникулярный период для определенной категории детей (Ю. Н. Таран) [6].

В филиале ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» в городе Воткинске совместно с общеобразовательными учреждениями города с 2007 г. разрабатывается и проходит экспериментальную апробацию модель предпро-фильной подготовки школьников в профильном лагере с дневным пребыванием детей с привлечением ресурсов системы довузовского образования. При этом реализуются информационная, профессионально- и профильно-ориентационная составляющие предпрофильной подготовки школьников 5-8-х классов.

В процессе научной и опытно-экспериментальной работы изучаются следующие вопросы:

- изменение традиционных подходов к организации каникулярного времени школьников в контексте профильного образования и предпро-фильной подготовки;

- возможности удовлетворения образовательных потребностей и интересов детей в условиях профильного лагеря, в соответствии с программами предпрофильной подготовки;

- теоретическое обоснование организационно-педагогических и методических условий реализации предпрофильной подготовки в школьном профильном лагере с дневным пребыванием детей в системе «школа-вуз»;

- определение и теоретическое обоснование критериев эффективности проведения предпро-фильной подготовки в профильном лагере с дневным пребыванием детей при взаимодействии общеобразовательной и высшей школы.

Наличие предпосылок включения профильных лагерей в систему предпрофильной подготовки школьников, массовый характер привлечения педагогов-предметников определяет перспективность этой формы образовательной деятельности детей в каникулярный период как наиболее доступной. Однако нам не удалось найти в научной психолого-педагогической литературе теоретических обоснований организационно-педагогических условий реализации предпрофильной подготовки в профильном лагере с дневным пребыванием детей.

Для определения и обоснования указанных условий была проведена исследовательская и опытно-экспериментальная работа вуза совместно с тремя общеобразовательными учреждениями, результаты которой позволяют сделать следующие выводы.

Во-первых, в профильным лагере с дневным пребыванием детей осуществляется предпрофиль-ная подготовка школьников, если:

- профильный лагерь рассматривается как подсистема системы предпрофильной подготовки школьников, что предусматривает разработку соответствующих предпрофильной подготовке принципов, целей, задач и ожидаемых результатов деятельности учащихся в профильном лагере, преемственность учебных программ, пролон-гированность смены профильного лагеря (додей-ствие - организационная, методическая и психолого-педагогическая подготовительная работа, собственно смена, последействие - анализ результатов деятельности, дальнейшее развитие и реализация проектов);

- образовательная среда профильного лагеря удовлетворяет требованию внутренней (по отношению к учебно-воспитательной системе образовательного учреждения) и внешней (по отношению к образовательной среде города, рай-

она, республики и т. д.) открытости, что дает возможность обеспечить учащимся широкий спектр сознательных профильных проб, в том числе в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений;

- образовательная деятельность в профильном лагере осуществляется в соответствии с про-ектно-программным подходом, предусматривающим наличие обоснованных учебных программ, их вариативность, ориентированность на интересы детей и продуктивный характер деятельности, гибкость методов и форм реализации программ, обеспеченность кадровыми и материальными ресурсами;

- обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности в профильном лагере, предусматривающее диагностику образовательных интересов, способностей и наклонностей, мониторинг результатов деятельности учащихся в профильном лагере в системе предпрофильной подготовки, оперативные изменения в программах лагеря с учетом полученных данных.

Во-вторых, обеспечение перечисленных условий дает возможность расширить образовательную среду формирования готовности школьника к обучению в профильной школе, которая характеризуется интеллектуальными, личностными, коммуника-

Компетентность Содержание компетентности (по Н. Ф. Виноградовой) Высокая степень влияния лагеря

Кол-во из 51 % из 51

Интеллектуальная Способность работать с информацией разного типа 46 90%

Умение применять знания в нестандартных ситуациях 13 25%

Умение самостоятельно ставить учебные задачи 5 10%

Владение приемами самостоятельного добывания новых знаний 23 45%

Высокий уровень развития познавательных интересов 29 57%

Способность работать в условиях гипотезы, поиска, исследования 12 24%

Личностная Желание и умение: проявлять самостоятельность, инициативу, целеустремленность, волю 29 57%

планировать и организовывать свою деятельность 16 31%

владеть правилами учебного сотрудничества 23 45%

добровольного и осознанного выбора будущего профиля 14 27%

Коммуникативная Способность использовать средства языка и речи для получения и передачи информации 27 53%

Умение участвовать в учебном диалоге 22 43%

Умение строить монологические высказывания разного типа 11 26%

Рефлексивная Способность: осуществлять контроль и оценку своей деятельности 12 24%

предвидеть возможные последствия своих действий 15 29%

находить и устранять причину возникающих трудностей 12 24%

осознавать собственное достоинство 37 73%

уметь объективно оценивать свои учебные достижения 8 16%

стремиться к улучшению своих учебных достижений 21 41%

Деловая (деятель- ностная) Способность переводить практическую задачу в учебную, и наоборот 7 14%

Способность конструировать свою деятельность от постановки цели до получения результата 18 31%

Умение определять и самостоятельно строить алгоритм действий в незнакомых и нестандартных ситуациях 9 15%

Способность работать в условиях выбора 14 35%

Индивидуальный стиль деятельности 7 14%

Креативная Способность к самоактуализации (А. Маслоу) 2 4%

Восприимчивость к новым идеям 29 57%

Способность любую учебную задачу решать творчески 13 25%

Желание и умение отказываться от образца, добиваться оригинальности и новизны решения 12 24%

Эмоциональная Сформированность системы учебно-познавательных мотивов 20 39%

Адекватная эмоциональная реакция на различные учебные ситуации 18 35%

Умение использовать и приобретать личный опыт 26 51%

Л. В. Макарова. Культурологическое чтение аутентичных текстов.

тивными, рефлексивными, деловыми (деятельност-ными), креативными, эмоциональными компетенциями подростка (Н. Ф. Виноградова) по [7]).

С целью выяснения, в какой степени школьный профильный лагерь, деятельность которого организована в соответствии с перечисленными выше условиями, оказывает влияние на формирование указанных компетенций, был проведен предварительный опрос учителей математики и информатики города Воткинска. Результаты опроса, приведённые в таблице, позволяют сделать предварительный вывод, что школьный профильный лагерь с дневным пребыванием детей оказывает (в большей или меньшей степени) влияние на формирование готовности школьников 5— 8-х классов к дальнейшему обучению в профильной школе.

В дальнейшем исследовании с применением методов групповых экспертных оценок [8] и статистической обработки данных [9] предполагается подтвердить (или опровергнуть) полученные предварительные результаты, определить, какие именно компетентности и в какой степени развиваются средствами школьного профильного лагеря, для развития каких из них он является наиболее эффективным способом.

Примечания

1. Профильное обучение в старшей школе в субъектах Российской Федерации: опыт регионов - 2007 /

B. В. Вержбицкий, Ю. Ю. Власова, А. С. Михайлова, М. Л. Пустыльник, И. И. Трубина, Е. А. Шарду-ба; под ред. Ю. Ю. Власовой. М.: Просвещение-регион, 2007. 256 с.

2. Порядок проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха обучающихся в период каникул. Приложение к приказу Минобразования России от 13.07.2001 № 2688.

3. Организация летнего отдыха детей с учетом состояния их здоровья на базе городских образовательных учреждений: метод. рек. / под ред. В. И. Бондаря. М.: Науч.-исслед. ин-т семьи, 1997. 152 с.

4. Педагогика школьных каникул: метод. пособие / сост. и науч. ред. С. В. Тетерский. М.: Академ. Проект, 2003. 176 с. (Руководство социального педагога.)

5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Утверждена приказом Минобразования России от 18 июля 2002 г. № 2783.

6. Философия и педагогика каникул: серия «Новые ценности образования»: сборник № 8 / под ред. Т. В. Анохиной, Н. Б. Крыловой. М.: Инноватор, 1998.

C. 80-84.

7. Гладкая И. В. Диагностические методики пред-профильной подготовки: учеб.-метод. пособие для учителей / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006. С. 28-29.

8. Черепанов В. С. Основы педагогической экспертизы: учеб. пособие. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. 124 с.

9. Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2004. 67 с.

УДК 316.77 : 801.7

Л. В. Макарова

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ БЕЗЭКВИВАЛЕНТНОЙ ЛЕКСИКЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБРЕТЕНИЯ

СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

В статье рассматривается взаимовлияние обучения безэквивалентной лексике и формирования социокультурной компетенции. В качестве средства обучения безэквивалентной лексике предлагается использовать культурологическое чтение аутентичных текстов. Обоснованием данного метода являются лингвистический, психологический, методический и социокультурный компоненты процесса обучения, представленные в статье.

The article consideres the interdependence between teaching lacuna lexis and sociocultural awareness development. Culturological reading is suggested as a method for teaching lacuna lexis. The suggestion is based on linguistic, psychological, methodical and sociocultural aspects viewed in the article.

Ключевые слова: аутентичный текст, безэквивалентная лексика, социокультурная компетенция, культурологическое чтение.

Keywords: authentic text, lacuna lexis, sociocultural competence, culturological reading.

Обучение безэквивалентной лексике может быть средством формирования социокультурной компетенции. Это возможно потому, что БЭЛ наиболее ярко участвует в формировании национальных концептов. Такая цель достигается за счет присутствия импликационных культурных фонов в семантическом составе данных лексических единиц. Познание ценностей иноязычной культуры происходит на основе концептов. БЭЛ являются носителями подчеркнуто национальных семантических долей, которые, в свою очередь, и формируют специфическую концептосферу изучаемого языка. Наличие БЭЛ ставит проблемную задачу -раскодировать и выявить представленную культурную информацию. Это развивает способность понимать и объяснять реалии не только иноязычной, но и родной культуры. Сложность и непол-ноэквивалентность семантического состава БЭЛ усложняет процесс обучения лексике данного вида. Обучение БЭЛ и формирование социокультурной компетенции может осуществляться при культурологическом чтении аутентичных текстов. Схематически данный процесс можно представить следующим образом (см. рис. 1).

Все компоненты процесса анализа взаимосвязаны и взаимозависимы. Анализ БЭЛ, присутствующих в данном тексте, позволит понять и кон-

© Mакарова Л. В., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.