Научная статья на тему 'Модель выбора профиля обучения на основе образовательных проб'

Модель выбора профиля обучения на основе образовательных проб Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР / ВЫБОР ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОБА / CHOICE / CHOICE OF EDUCATIONAL PROFILE / EDUCATIONAL TESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелекесова Роза Муслухетдиновна

При наличии широкого спектра образовательных предложений обучающийся, оказывается в ситуации выбора, к которому не всегда бывает подготовлен. Предлагается модель подготовки учащихся основной школы к выбору профиля обучения на основе образовательных проб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелекесова Роза Муслухетдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of choice of educational profile based on educational tests

In a wide range of educational offerings student is in a situation of choice, which is not always prepared. A model of training students to choose an educational profile based on educational tests is describes in the.

Текст научной работы на тему «Модель выбора профиля обучения на основе образовательных проб»

Мелекесова Роза Муслухетдиновна

Melekesova Rose Musluhetdinovna филиал ФГБОУ ВПО «УдГУ» в г. Воткинске Branch FGBOU VPO "UdSU" in Votkinsk доцент /docent/К.пед.н. melekesov@gmail.com 13.00.01. Общая педагогика, история педагогики и образования

Модель выбора профиля обучения на основе образовательных проб

The model of choice of educational profile based on educational tests

Аннотация: При наличии широкого спектра образовательных предложений обучающийся, оказывается в ситуации выбора, к которому не всегда бывает подготовлен. Предлагается модель подготовки учащихся основной школы к выбору профиля обучения на основе образовательных проб.

The Abstract: In a wide range of educational offerings student is in a situation of choice, which is not always prepared. A model of training students to choose an educational profile based on educational tests is describes in the.

Ключевые слова: Выбор, выбор профиля обучения, образовательная проба

Keywords: Choice, choice of educational profile, educational tests.

***

Основные направления модернизации Российского образования в настоящее время во многом связаны с изменениями требований к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы. Реализуя свой личный заказ на образование, молодой человек неоднократно осуществляет выбор: направления дальнейшего обучения по окончании основной школы, профессиональное самоопределение после получения среднего образования, профиля обучения при получении образования по программам бакалавриата, кроме этого решаются вопросы послевузовского, дополнительного образования и другие. При наличии широкого спектра образовательных предложений обучающийся, оказывается в ситуации выбора, к которому не всегда бывает подготовлен [4]. Хотя он, как никто другой, являясь заказчиком на собственное образование, должен в максимальной степени сам проектировать содержание своего образования и сам нести за это риски и ответственность [2].

Анализ описанных в научно-педагогической литературе различных моделей подготовки учащихся к выбору профиля обучения по окончании основной школы показал, что их реализация часто предусматривает использование ресурсов только образовательной среды школы, что, безусловно, ограничивает возможности школы в формировании набора образовательных предложений. Нам не удалось найти модели подготовки учащихся к выбору профиля обучения, предусматривающей механизмы и обеспечивающие реальный выбор учащимися содержания, формы, преподавателя и места получения образования в процессе подготовки учащихся основной школы к выбору профиля обучения.

Стержневым понятием здесь является понятие «образовательная проба». Образовательная проба - это специальным образом организованная образовательная деятельность учащихся, призванная обеспечить приобретение опыта приложения усилий по освоению об-

разовательного материала, овладению компетенциями, востребованными в процессе реализации индивидуальной траектории образования.

Образовательная проба учащихся основной школы - способ реализации подготовки учащихся основной школы к выбору профиля обучения

направленный на создание условий для приобретения опыта выбора подростками содержания образования, преподавателя, темпа, образовательных ресурсов и способа учебной деятельности;

обеспечивающий опережающую работу по подготовке учащегося к освоению видов деятельности, которые будут для него ведущими, когда он выберет то или иное направление своей образовательной деятельности по окончании основной школы;

организованный педагогами, в образовательном пространстве, и обеспеченный тьютор-ским сопровождением;

выбранный школьниками самостоятельно с учетом своих интересов и склонностей;

обусловливающий формирование индивидуального образовательного опыта относительно того или иного профиля обучения.

Мы установили следующие типы образовательных проб:

1) проба-опыт, направленная на побуждение учащихся к выработке индивидуальных способов собственной деятельности, рефлексии результатов и смысла приобретаемого образовательного опыта;

2) проба-эксперимент, основное назначение которой знакомство ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит выбор тех или иных профильных предметов;

3) проба-тест, предназначенная для оценки, самооценки и «примеривания» своих индивидуальных особенностей к конкретному профилю.

Нами разработана структурная модель подготовки учащихся основной школы к выбору профиля обучения на основе образовательных проб (рис.1)

Цель: первоначальное определение школьниками своих иигересоЕ: понимание собственных мотивов выбора, профиля, а затем и будущей профессии.

Припишім: непрерывности; интеграции, дифференциации и индивидуализалии: ______гибкости, открытости, активности самоопределяющегося школьника_____

ОРГАНИЗЛЦИОННО-ДИАГНО С ТИЧЕСКИИЭТАП

Подготовка условий для конструирования индивидуального образовательного ______________________________маршрута______________________________________

Подготовка организационного, нормативного, методического и кадрового обеспечения подготовки учяттшхг.я х выбору профиля обличения

Определение уровня развития личностных качеств учащегося: уровень мотивации в достижении успеха и избегания неудач, уровень само оценки, направленности личности

Низкий

Средний

Высокий

ПРОБНО-ДЕЯТЕЛЬНО СТНЫИЭТАП

Выбор и реализация образовательных проб учащимися

Проба-опыт Прооа-эксперпмент Прооа-тест

Каникулярные программы

Каникулярная школа Профильный лагерь Профильная практика

Курсы по выбору

Ориентационные курсы Курсы, расширяющие предметное содержание Курсы, углубляющие предметное содержание

Проектная деятельность

Открытые лекции Проектные группы Нал"чн о-практические конференции

Интеллектуальные соревнования

Интеллектуальные игры Конкурсы по профильным направлениям Олимпиады по профильным направлениям

РЕ ФЛЕКСИБНО-АНАЛИТПЧЕ СКИИЭ ТАП

Определение уровня сформированности готовности к выбору пути продолжения образования по окончании основной школы________

Критерии: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный

Критический уровень

Достаточный уровень

Оптимальный уровень

Рекомендации: в соответствии с уровнем готовности к выбору пути ______продолжения образования по окончании основной школы______

Рис. 1. Структурная модель подготовки учащихся основной школы к выбору профиля обучения

Руководствуясь логикой построения модели, мы рассматриваем ее структуру в виде взаимосвязанных компонентов: цель, принципы, этапы и прогнозируемые результаты. Рассмотрим каждый из компонентов в отдельности.

Модель разработана на основе целей подготовки учащихся основной школы к выбору профиля обучения: первоначальное определение школьниками своих интересов, понимание собственных мотивов выбора траектории образования, а затем и будущей профессии.

В соответствии с целью модель строится на следующих принципах:

принцип непрерывности, обеспечивает возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве (содержательная непрерывность образования) и создания для нее оптимальных условий для такого движения (непрерывность в организационной структуре образования);

принцип интеграции, предусматривает кооперацию общеобразовательных школ с образовательными учреждениями различного уровня и объединение их ресурсов и образовательного потенциала;

принцип дифференциации и индивидуализации предусматривает дифференцирование учебного материала и создание разнообразной образовательной среды, которая должна обеспечивать проявление субъектной избирательной активности, личных предпочтений во всех сферах деятельности ребенка;

принцип гибкости содержания образовательных программ, который понимается как возможность его оперативной перестройки с учетом объективно складывающихся условий при сохранении соответствия основной цели подготовки учащихся к выбору профиля обучения; гибкость содержания достигается за счет использования блочно-модульного подхода к конструированию программ;

принцип открытости, как предоставление учащемуся выбора образа себя и выбора пути через многообразие и вариативность образовательных предложений, реализацию образовательных предложений в качестве ресурсов для построения индивидуальной образовательной программы; принцип открытости реализуется через введение практики тьюторского сопровождения образовательной деятельности ученика;

принцип активности самоопределяющегося школьника как выражение его субъектно-сти, которое идет в двух разных направлениях: приспособляемости (адаптивности) к требованиям взрослых (педагога, воспитателя, родителей), создающих для него нормативные ситуации, и креативности, позволяющей ему постоянно искать и находить выход из наличной ситуации, преодолевать ее, строить для себя новую с опорой на имеющиеся в индивидуальном опыте знания, способы действия.

Реализация разработанной модели предусматривает три этапа.

Организационно-диагностический этап, назначением которого является формирование условий для конструирования индивидуального образовательного маршрута подготовки учащегося к выбору профиля обучения. На этом этапе предполагается осуществление взаимодействия общеобразовательной школы с учреждениями дополнительного образования по двум направлениям.

Во-первых, для успешной реализации модели необходимо подготовить нормативное, методическое, кадровое и ресурсное обеспечение внеурочной образовательной деятельности.

Во-вторых, обеспечить содержание подготовки учащихся к выбору профиля обучения в соответствии с личностными особенностями учащихся, их возрастом и образовательными потребностями.

Мы согласны с Т.М. Ковалевой в том, что только лишь представленное многообразие разнородных образовательных предложений (даже при всей их доступности) еще не задает для школьника необходимым образом реализацию открытости образования, оставаясь всего лишь потенциальной возможностью [1]. Школьник должен понимать, какие требования реализация этой программы предъявляет именно к нему, на какие свои качества он уже может опереться, а какие ему необходимо формировать.

Психологическая готовность к выбору, в том числе профиля обучения, связана с развитием мотивационного, познавательно-прогностического, эмоционально-волевого компонентов [5]. Мы определили диагностируемые качества, исходя из уровня развития которых, школьниками, совместно с тьютором, будет составляться индивидуальный учебный план. К этим качествам мы отнесли: мотивация в достижении успеха (низкий, средний, высокий уровни), мотивация в избегании неудач (высокий, средний, низкий уровни), уровень самооценки (низкий, средний, высокий уровни), направленность личности (направленность на себя, направленность на взаимные действия, направленность на задачу), познавательный интерес (низкий, средний, высокий уровни).

Образовательные пробы ученик выбирает совместно с тьютором. В этой работе участвуют родители учащихся. В результате совместной деятельности создается индивидуальный учебный план подготовки к выбору профиля в системе урочной и внеурочной деяельности, который может быть составлен на полугодие, год, два года или три года.

Пробно-деятельностный этап, который предусматривает выбор и реализацию разноуровневых образовательных проб учащимися. На этом этапе решаются задачи подготовки учащихся основной школы к выбору профиля обучения, уровневый характер обозначенных задач определяет и содержание деятельности.

На этом этапе реализации модели перед педагогами встает важная задача - научить подростка максимально использовать различные собственные ресурсы для построения своей образовательной программы. Ученик выбирает одну или несколько образовательных проб. Набор образовательных проб определяет содержательную составляющую подготовки учащегося к выбору профиля обучения, т.е. задает содержательную основу индивидуальной учебной программы. Необходимую помощь в координации и определении «вектора движения» в этом пространстве, призвано оказать тьюторское сопровождение.

В целях обеспечения необходимого разнообразия образовательных предложений для создания ситуаций выбора содержания и форм образовательных проб подготовки учащихся к выбору профиля обучения формируется пакет образовательных проб по выбранному профильному направлению по видам деятельности. Причем количество предложений должно быть избыточно. Обеспечивается необходимое количественное и качественное разнообразие образовательных предложений для выбора и реализации учащимися различных образовательных проб.

В процессе реализации образовательных проб, учащиеся самостоятельно и/или с помощью тьютора определяют свой образовательный маршрут подготовки к выбору профиля обучения в системе урочной и внеурочной деятельности.

В процессе осуществления образовательных проб проводится промежуточная диагностика, по результатам которой может возникнуть необходимость методических, кадровых и ресурсных изменений образовательных проб. То есть, возникает цикличность между организационно-диагностическим и пробно-деятельностным этапами.

Рефлексивно-аналитический этап, в ходе которого происходит определение уровня сформированности готовности к выбору пути продолжения образования по окончании основной школы.

Для оценки эффективности подготовки учащихся к выбору профиля обучения важным является определение результативных компонентов образовательной деятельности. Данные компоненты были выделены на основе анализа психолого-педагогических работ Л.И. Божович, И.А. Зимней, Г.И. Щукиной, А.В. Хуторского, Т.Г. Новиковой, А.А. Пинского, Н.Ф. Родичева, А.П. Тряпицыной, И. Д. Чечель и др. Установлено, что основным результатом подготовки учащихся основной школы к выбору профиля обучения является сформирован-

ность готовности к выбору, определены критерии (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный) и уровни (критический, достаточный, оптимальный). Определен комплекс критериев: моцивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный. Показатели по обозначенным критериям готовности школьников к выбору профиля обучения по окончании основной школы приведены в таблице. По обозначенным критериям введены уровни готовности учащегося к выбору профиля обучения: критический, достаточный, оптимальный.

Таблица

Критерии и показатели готовности учащихся к выбору профиля обучения по окончании основной школы

Кри- терии Показатели

Мотивационно- ценностный - Наличие интереса к конкретной учебной деятельности.

- Мотивация на достижение успеха

-Активная позиция учащегося в осуществлении процесса принятия решения о выборе профиля

- Сформированность ценностных ориентаций, направленных на профильное и профессиональное самоопределение

Л X ю X Ё н и о - Уровень знаний по профильным предметам

- Наличие знаний о вариантах профессионального продолжения образования

- Знание о спектре образовательных предложений и умение обращать их в ресурс подготовки к выбору профиля обучения

- Наличие знаний о себе, как субъекте выбора направления профильного обучения

Деятельностный - Сформированность компетентностей, востребованных в профильном обучении

-Умение анализировать имеющиеся варианты продолжения образования, с учетом возможных ограничителей

-Способность успешно включаться в продуктивную практическую деятельность, направленную на приобретение опыта в избираемом профиле

-Способность использовать опыт взаимодействия с социокультурной средой (при его наличии) в контексте выбора профиля обучения

Структурная модель подготовки учащихся основной школы к выбору профиля обучения на основе образовательных проб, включающая организационно-диагностический, пробнодеятельностный и рефлексивно-аналитический этапы, обеспечивает эффективную подготовку учащихся к выбору пути продолжения образования по окончании основной школы за счет реализации постепенного количественного и качественного увеличения насыщенности выбора содержания и форм образования. Модель обладает педагогическими возможностями для подготовки школьников к выбору направления профиля образования по окончании основной школы, что подтверждено экспериментальными данными [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Ковалева Т.М. Открытое образование и современные тьюторские практики / Т.М. Ковалева // Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. - Томск, 2005.

2. Лебедев О.Е. Результаты школьного образования в 2020 г. // Вопросы образования. -2009. - № 1. - C. 40-59.

3. Мелекесова Р. М. Тьюторское сопровождение образовательных проб в системе "школа-вуз" // Тьюторство: самоопределение в контексте современности / Урал. гос. ун-т, Ин-т развития образования ; отв. ред.: С.Ф. Сироткин, И.Н. Чиркова. - Ижевск : ERGO, 2011. - С. 55-62.

4. Пинский А. А. Предпрофильная подготовка: начало эксперимента / А. А. Пинский. -М.: Альянс Пресс, 2004. - 312 с.

5. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы / Г.В. Резапкина. - М.: Генезис, 2006. -

Рецензент: Окулова Лариса Петровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления филиала ФГБОУ ВПО <<УдГУ>> в г. Воткинске.

124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.