Научная статья на тему 'Профессиональные пробы как средство предпрофильной подготовки школьни- ков в отечественном и зарубежном опыте'

Профессиональные пробы как средство предпрофильной подготовки школьни- ков в отечественном и зарубежном опыте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1413
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябцева Инна Владимировна

Профессиональная проба рассматривается как важный этап в процессе предпрофильной подготовки школьников. В педагогической отечественной и зарубежной науке накоплен значительный опыт их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональные пробы как средство предпрофильной подготовки школьни- ков в отечественном и зарубежном опыте»

РАЗДЕЛ VII СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК376.1

Рябцева Инна Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии, геологии и методики преподавания географии Кузбасской государственной педагогической академии, Ryabtseva2010@mail.ru, Новокузнецк

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ КАК СРЕДСТВО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ОПЫТЕ

Ryabtseva Inna Vladimirovna

The dot sent of psychology-pedagogical kafedra of Kuzbass Academy of State Service, Ryabtseva2010@mail.ru, Novokyzneck

PROFESSIONAL LESTS AS THE MEANS OF PREPROFILE TRAINING OF STUDENTS IN THE NATIVE AND FOREIGN

EXPERIENCE

Профессиональные пробы определены Базовой моделью предпрофиль-ной подготовки как одна из основных форм ее организации, целью которых является развитие профессиональных интересов и склонностей личности, проверка осознанного и обоснованного выбора профилирующего направления сферы будущего профессионального труда. Определим сущность понятия «профессиональная проба», ее структурные компоненты, уровни организации, выявить период возникновения проб, связанные с этим причины, а также особенности использования в практике работы образовательных учреждений профессиональных проб в отечественном и зарубежном педагогическом опыте.

Профессиональная проба является наиболее важным этапом в процессе предпрофильной подготовки школьников, так как в ходе ее выполнения учащиеся приобретают реальный опыт профессионального труда и возможность соотнесения характера профессиональной деятельности с собственными способностями, возможностями, предпочтениями.

Проведенный нами анализ теоретического и практического опыта разработки и проведения профессиональных проб свидетельствует, что в педагогической науке накоплен определенный опыт их реализации.

Историческим этапом возникновения самой идеи пробы сил подростков в разных видах трудовой деятельности можно считать начало XVIII в., когда В. Н. Татищевым была высказана мысль о проведении «трудовых проб» как прообраза профессиональных. В 1721 г. по его инициативе была открыта первая профессиональная горнозаводская школа в г. Екатеринбурге, а затем и другие подобные учебные заведения на Урале, в задачу которых, кроме общего образования, входило обучение подростков с 10-летнего воз-

раста профессиональным навыкам (ремеслу). В инструкции «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах», составленной В. Н. Татищевым в 1736 г. содержались методические рекомендации учителям по организации процесса обучения, в том числе и «трудовых проб», с учетом индивидуальных способностей учеников к тем наукам, к которым те проявляют склонность Можно считать, что с разработкой и внедрением идей В. Н. Татищева о «трудовых пробах» в педагогической науке и практике в России начинается этап профессионального образования молодежи.

Развитию ориентации системы образования на дальнейшее профессиональное обучение способствовало выдвижение модели «школы труда» в первой половине XIX в.. Именно с этим периодом связаны идеалы «единой трудовой школы» в первые годы Советской власти.

«Школа труда» стала той основой, на которой разрабатывалась проблема помощи учащемуся в выборе профессии. Становится нормой обращение к западному и американскому опыту. С точки зрения выше обозначенных задач начали изучаться и апробироваться идеи американского философа, психолога Джона Дьюи. Согласно его взглядам, любая жизненная ситуация уникальна, поэтому польза теоретического знания выглядит менее значимой, чем лично выработанная стратегия исследования окружающего мира и накопление опыта решения проблемы. Именно то, что приобретается в процессе практических проб и экспериментов, и составляет по Дьюи, суть образования как основания для внутренней уверенности личности, способности преодолеть препятствия. Идеи экспериментализма в педагогической практике, разработанные Джоном Дьюи заложили основу для поддержания взглядов на подготовку подростков к самоопределению через организацию ситуаций экспериментирования.

В 20-е годы XX в. в отечественной педагогике, в связи с повышенным вниманием к проблемам профессиональной ориентации молодежи, к использованию в школах разных ее форм (профессиоведческие беседы, лекции, производственные экскурсии и т. п.) активизировался интерес к пробе сил подростками в разных сферах труда.

Интерес представляет опыт реализации профессиональных проб в специальных кружках, создаваемых в школах в тот период времени, для ознакомления школьников с содержанием профессий (А. Ф. Кларк, А. В. Билибин, А. А. Кушинников и др.), а также в профессиональных школах (к примеру, 27-я индустриально-трудовая школа Ленинграда). Учащимся предлагалось поучаствовать в осуществлении трудовых операций в разных сферах труда, переходя из одной мастерской в другую и только на основании сложившегося у подростка опыта, предоставляли ему право выбора профессиональной траектории.

Аналогичный опыт нарабатывался и за рубежом. Так, в США появлялись специальные технические школы, в которых учащимся предоставлялась возможность проделать профессиональные пробы в разных областях, выбрав тем самым специальность, ученик мог продолжить свое образова-

ние в данном направлении. Под «профессиональной пробы» понималось выполнение практической работы, состоящей из части трудовых действий какого-либо специалиста, осуществляемые на базе школьных мастерских.

С появлением в середине XX в. на Западе гуманистического направления психологии, в педагогической науке стали уделять основное внимание развитию и формированию личности. Гуманистической психологии оказались близки идеи экспериментальной педагогики, проповедовавшей связь челов. с окружающим миром, насыщения образовательного пространства дополнительными возможностями для пробы собственных возможностей с целью становления челов. (К. Роджерс, В.Франкл и др.). Важным компонентом обучения признавались попытки воспроизведения образцов чужого поведения, стимулирующие выработку собственной позиции и внутреннее развитие индивида. В таком контексте профессиональные пробы рассматриваются как кризис компетентности, пережив который, личность поднимается на новый уровень организации, становится более сложной и совершенной; повышается мотивация личности к освоению новых социокультурных, в том числе профессиональных образовательных пространств.

В середине XX в. в разработке вопросов, связанных с проблемой профессиональной ориентации и пробы сил школьников в сферах трудовой деятельности принимали участие целые авторские коллективы ученых по всей стране (А. Е. Голомшток, К. М. Гуревич, Л. А. Иовайша, Н. Я. Канторович, А. Е. Климов, К. К. Платонов, В. А. Поляков, В. В. Чебышева, Н. Н. Чистяков, А. А. Шибанов и др.).

В странах Западной Европы - Германии, Франции, Великобритании, Австрии, а также в США в учебные планы средних школ включали специальные дисциплины (технологию, политехнический курс, основы выбора профессии и пр.), усиливали трудовую подготовку, связь с предприятиями, а профессиональные пробы организовывали как вариант индивидуальной трудовой деятельности на мини-предприятиях, в компаниях, что позволяло подростку ощутить атмосферу рыночных отношений реальной действительности, увидеть мир бизнеса, выполнить профессиональные действия в конкретной производственной среде.

В 70-80-е гг. XX в., на основе созданной сорок лет назад в США Ф. Пар-сонсом модели профориентации, в Японии ректором университета Асия профессором Фукуямой разрабатывается методологическая теория выбора профессии, одним из трех компонентов которой являются «практические (профессиональные) пробы», обеспечивающие проверку умственных выборов с помощью собственного трудового опыта, испытания своих интересов, способностей и личностных особенностей в реальных условиях профессиональной деятельности. Реализация в школах Японии профессиональных проб предполагает совершенно самостоятельное выполнение работы учащимся, с возложением всей ответственности за нее на подростка.

Наиболее важным в плане формирования готовности школьников к выбору дальнейшего образовательно-профессионального маршрута, по мне-

нию С. Фукуямы, является подростковый возраст 12-15 лет (что соответствует второму - 5-7 классы и третьему этапу, 8-9 классы предпрофильной подготовки школьников). В данный период школьники должны приобрести знания о мире профессионального труда, составить представления о своих познавательных и профессиональных предпочтениях, развивать их, уметь отбирать спектр профессий для более широкого исследования и накопления трудового опыта.

Профессиональные пробы в разных сферах труда предлагаются школьникам с 7-по 9 классы. Подросток каждый год по выбору участвует в профессиональной деятельности по 16 фиксированным областям труда. К ним относятся - растениеводство, животноводство, рыбоводство, изготовление предметов (вещей) двух типов: а) приближающихся к сфере промышленного производства; б) к сфере обслуживания и ремеслу. Это может быть работа с металлом, деревом или получение продукта химическим путем; вышивание, шитье, окраска, стирка; работа с механизмами по типу сборки, эксплуатации и ремонта; канцелярская работа, к примеру, обработка документов, бухгалтерские операции и пр.; бизнес в области связи, перевозки, покупки, продажи, хранения, страхования, банковской работы; обеспечение контактов с людьми в форме официальных и неофициальных приемов; заготовка продуктов питания; проектные и чертежные работы; приготовление пищи; уход за людьми в больницах, учебных учреждениях; публичные выступления в конкурсах, развлекательных программах; спортивные занятия; исследовательская работа. Как видим из перечня, группы труда отражают специфику рынка труда в Японии. В то же время в нем отражены все виды деятельности, используемые в классификации Е. А. Климова: «человек-техника», «человек-знак», «человек-природа», «человек-человек», «человек-художественный образ».

В других странах, например в США, данный спектр областей профессиональной деятельности, в которых предлагаются профессиональные пробы, значительно шире, так как деление занятий происходит по фокусу интересов подростков, отражающих межличностные отношения изменяющегося характера (обслуживание, деловые контакты, организация, развлечения и искусство, общая культура), и работы, напрямую не связанные с человеком (техника, технология, работа на открытом воздухе), наука.

Таким образом, в течение трех лет (7-9 классы) японский школьник получает возможность выполнить 48 профессиональных проб, а также участвовать в профессиональных занятиях во внеурочное время.

Профессиональные пробы позволяют подростку определить уровень собственной готовности к избираемой профессии и адаптационные возможности профессии в отношении индивидуальных качеств, интересов, способностей. Они являются фактором сознательного выбора, отражающим самостоятельность действий ученика в принятии решения.

Первый системный опыт, по созданию профессиональных проб появился в нашей стране в начале 90-х годов XX в., когда Временным научно-иссле-

довательским коллективом (ВНИК) «Школьник - труд - профессия» (руководитель С. Н. Чистякова) наряду с концепцией системы профессиональной ориентации молодежи разрабатывается профориентационный курс «Твоя профессиональная карьера» (авторы: С. Н. Чистякова, Т. И. Шалавина), важной составной частью которого является организация практической пробы сил в разных сферах профессиональной деятельности. Коллектив ученых ВНИКа, используя опыт С. Фукуямы, модифицировал его применительно к российским условиям обучения и апробировал в разных регионах страны, в том числе школах Кемеровской области и межшкольном учебном комбинате №13 «Хамовники» Москвы, что для нас важно, так как данные площадки были использованы и нами в ходе экспериментальной деятельности.

Профессиональная проба, по мнению разработчиков курса «Твоя профессиональная карьера», представляет собой завершенный технологический цикл учебно-трудовой, познавательной деятельности учащихся, выполняемый в условиях, максимально приближенных к производственным.

Основная идея курса - актуализация процесса профессионального самоопределения школьников за счет активизации психологических ресурсов личности, информирование подростков о мире современного профессионального труда, развитие их способности построения профессиональной карьеры в новых социально-экономических условиях.

Программа курса около 80% учебного времени отводит на выполнение профессиональных проб (рисунок), основной целью которых является ознакомление школьников с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда работников разных отраслей хозяйства, формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности.

В ходе изучения курса «Твоя профессиональная карьера» учащимся 8-9 классов предлагается пройти значительное количество профессиональных проб (таблица) по пяти основным сферам профессиональной деятельности.

В класс

9 класс

□ □

Теоретнчеетал часть курса ГГроЦихснонал ьные пробы

Диаграмма соотношения часов теоретической и практической частей (профессиональные пробы) курса «Твоя профессиональная карьера» в %

Чаще всего профессиональные пробы представлены в виде трудовых, творческих заданий, серии последовательных имитационных игр. По структуре каждая проба включает в себя подготовительный и практический этапы. В ходе подготовительного этапа учащиеся знакомятся с теоретическими сведениями о содержании, характере труда разных специалистов, требованиями к состоянию здоровья, правилами техники безопасности, характерными особенностями предприятий данного профиля, их оборудованием и др.

Практический этап профессиональной пробы предусматривает непосредственное ее выполнение по трем компонентам (технологический, ситуативный, функциональный) и трем уровням сложности.

После проведения пробы программой предусмотрено время (3 часа) на самостоятельную внеурочную деятельность учащихся, включающую общественно полезный производительный труд, работу в кружках по данному направлению, самостоятельную деятельность дома под руководством родителей, анализ научно-популярной литературы, подготовку рефератов, экскурсии.

Количество профессиональных проб, предлагаемых программой курса «Твоя профессиональная карьера»

Ч-Т Профе Ч-П гссиональная Ч-Ч сфера Ч-ХО Ч-З

8 кл. 9 кл. 8 кл. 9 кл. 8 кл. 9 кл. 8 кл. 9 кл. 8 кл. 9 кл.

Количество проб, предлагаемых в курсе «Твоя профессиональная карьера» 12 51 10 38 20 16 3 2 3 2

Важной особенностью представленных в программе курса профессиональных проб является их постепенное усложнение. К примеру, при проведении профессиональных проб в 8 классе предусматривается первоначальное знакомство учащихся с деятельностью разных специалистов, их приемами работы, содержанием и орудиями труда, технической документацией и др. В 9 классе предполагается углубление и расширение профессиональных знаний и умений школьников по конкретным специальностям с учетом личных интересов подростков. В связи с усложняющимся характером профессиональных проб, увеличивается и количество времени на их выполнение.

С. Н. Чистякова, Т. И. Шалавина непременным условием организации профессиональных проб считают их максимальную приближенность к реальному производству. В большей степени такой возможностью обладают межшкольные учебные комбинаты (МУК), к сожалению которых в стране в настоящее время осталось крайне мало.

Профессиональные пробы являются составной частью образовательной области «Технология». Однако отсутствие соответствующих кадров и технических средств в общеобразовательных школах, слабая обеспечен-

237

ность их материальной базы необходимыми средствами труда значительно затрудняют выполнение профессиональных проб в воспитательно-образовательном процессе школ. Кроме того, общеобразовательные учреждения в условиях рыночных отношений утратили возможность организации практической пробы сил школьников на промышленных предприятиях, так как оказались разрушены связи школы и производства. Аналогичная обстановка складывается в сельских школах. Утрата большинством из них приусадебных земельных участков привела к невозможности проведения профессиональных проб по выращиванию сельскохозяйственных культур. Поэтому, существующие комплекты профессиональных проб, реализуются в практике работы школ ограниченно, а преподавание профориентаци-онного курса «Твоя профессиональная карьера» проходит, как правило, по сокращенной программе (8-9 классы - 68 часов, вместо 272 часов, предусмотренных тематическим планом) и предполагает получение школьниками знаний о себе, о мире профессионального труда, без включения подростков в практическую пробу сил в сферах профессиональной деятельности.

С актуализацией проблемы предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников профессиональные пробы стали наиболее активно разрабатываться и использоваться во многих регионах: Кемеровская область, республика Саха (Якутия), Амурская область, г. Благовещенск, Московская область (17 школ), школы и МУКи г.Москвы.

Кроме того, идея профессиональных проб получила распространение в реализации международных проектов сети продуктивных школ в Европе (INEPS International Network of Productive Schools), реализуемого при участии Института продуктивного обучения в Европе (IPLE, г.Берлин, Германия).

Руководители Института продуктивного обучения И.Бем, И.Шнайдер среди основных форм обучения, которые соответствующих в отечественном концептуальном представлении сущности проб выделяют следующие: город как школа (создание реальных ситуаций пробы сил на рабочем месте вне школы); фирма при школе (создание материальных и нематериальных продуктов в учебном процессе) и др.

Идея профессиональных проб реализуется в Германии «Школой Вильгельма Буша» и «Хеллерсдорфской учебной мастерской», г. Берлин; Дании «Аврхуской продуктивной школой», г. Аврхус; Греции «Центром творческой деятельности», г. Патрас; Швеции «Гимназией Фогельстрома, г. Стокгольм; Великобритании школой «Долина Сандбери» и др.

Профессиональные пробы представлены в авторских программах в школах Испании, как педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и трудоустройства, Венгрии, как профессиональные школы с гибкой системой изменения траектории обучения, Чехии как продуктивное обучение глухих, Финляндии как способ обучения через «спланированные приключения».

Анализ практического опыта по созданию и реализации проб представлен в диссертационных исследованиях.

Г. Н. Поповой разработана профессиональная проба «Педагог» (сфера деятельности «человек-человек») для педагогических классов общеобразовательных учреждений. Выполнение профессиональной пробы осуществляется во внеурочное время, для чего специально организуются группы учащихся, проявляющих склонности к освоению педагогической профессии. Разработанная автором проба может быть реализована в воспитательно-образовательном процессе школы, так как ее проведение не требует особых материальных затрат и технических ресурсов образовательного учреждения.

В исследованиях А. В. Петрушиной, разработанные профессиональные пробы («химик-эколог»; «биолог»; «биохимик»; «химик») сферы деятельности «человек - природа» представлены в качестве имитационной деятельности, приближенной к профессиональной. Их осуществление происходило в рамках направленности старшеклассников на профессии естественнонаучного профиля. Обосновывая модель формирования готовности учащихся к выбору профессии сферы «человек-природа», А. В. Петрушина, уделяет внимание пропедевтической подготовке учащихся 6-8-х классов к профессиональному самоопределению. Однако среди разнообразных форм профориентационной работы, используемых автором (практические и лабораторные работы, экскурсии, кружковая и факультативная деятельность, проведение экспериментов и т. д.), профессиональные пробы для школьников данного возраста не разрабатывались и не проводились.

В работах коллектива ученых Кемеровского государственного университета (КемГУ), посвященных разработке теории и практики формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования (руководитель Н. Э. Касаткина), также имеется опыт организации профессиональных проб по различным профессиям КемГУ, в проведении которых принимали участие школьники старших классов и студенты первых курсов.

Профессиональные пробы строились с учетом направленности и устойчивости интереса молодежи к конкретной профессиональной сфере, наличия выраженных специальных способностей к определенному виду труда, склонностей к конкретному типу работ, уровня профессиональных притязаний. Профессиональные пробы имели типичную для них структуру и выполнялись фронтально, в составе группы и индивидуально как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Таким образом, проведенный анализ имеющегося теоретического и практического опыта организации и проведения профессиональных проб выявил следующее:

- история возникновения профессиональных проб имеет длительный путь развития;

- большинство современных проб разработано применительно к курсу «Твоя профессиональная карьера»;

- профессиональные пробы предназначены в основном для старшего подросткового возраста - 8-9 классы;

- осуществление большинства проб требует определенных материально-технических условий и специальной подготовленности кадров;

- проведение профессиональных проб, как правило, осуществляется во внеурочной деятельности учащихся, не затрагивая учебные дисциплины и урочную деятельность;

- не разработаны профессиональные пробы в процессе преподавания школьных дисциплин, в том числе в системе географического образования школьников на этапе предпрофильной подготовки.

Широкие возможности учебного процесса, образовательных областей базисного учебного плана, содержания школьных учебных предметов, в том числе и географии практически не используются на этапе предпрофильной подготовки в формировании готовности подростков к выбору образовательно-профессионального маршрута, через включение их в учебную познавательную деятельность по предмету, моделирующую элементы конкретного вида труда.

Библиографический список

1. Критерии и показатели готовности подростков к проектированию образовательно-профессионального маршрута в условиях профильного обучения [Текст]/ С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, П. С. Лернер, С. О. Кропивянская и др. - М. Учреждение РАО «Институт содержания и методов обучения», 2009. - 152 с.

2. Очерки по истории педагогики / Под ред. Н. А. Константинова. - М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1952. - 755 с.

3. Петрушина, А. В. Формирование готовности старших школьников к выбору профессии сферы «Человек-природа» (на примере естественнонаучного образо-вания)[Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук./ А. В. Петрушина. - Кемерово, 1999. - 19 с.

4. Твоя профессиональная карьера [Текст]: учебник для 8-11 кл. общеобразовательных учреждений М. С. Гуткин, Г. Ф. Михальченко, А. В. Прудило и др.; / Под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. - М.: Просвещение, 1997. - 191 с.

5. Фукуяма, С. Теоретические основы профессиональной ориентации. [Текст]/ С. Фукуяма. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 108 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.