Научная статья на тему 'Проектирование вариативной системы образования в сельской школе'

Проектирование вариативной системы образования в сельской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВАРИАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VARIATIVE SYSTEM OF EDUCATION / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGNING / ПРОЕКТ / PROJECT / КОЧЕВАЯ ДЕТСАД-ШКОЛА / NOMADIC KINDERGARTEN-SCHOOL / КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ / УКЛАД ЖИЗНИ / КОЧЕВЫЕ РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ / COMPETENCE OF PARENTS / WAY OF LIFE / NOMADIC CLAN COMMUNITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жиркова З.С.

В данной статье рассматриваются вопросы вариативного образования, совершенствования кочевого детсада-школы во взаимодействии с опорной школой, которая представляет собой органический компонент инфраструктуры родовой общины, ее социально-педагогической деятельности, которая привлечет внимание и повысит ответственность родителей, учителей, руководителей общин в качественном обучении и воспитании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING VARIATIVE SYSTEM OF EDUCATION AT RURAL SCHOOL

In the given article the questions concerning the variative system of education are examined. The importance of improvement of nomadic kindergarten schools working in interaction with basic schools which represent an organic component of an infrastructure of a clan community is highlighted. Its social and pedagogical activity is supposed to draw the attention and enhance the responsibility of parents, teachers, heads of communities as far as qualitative training and education are concerned.

Текст научной работы на тему «Проектирование вариативной системы образования в сельской школе»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

DESIGNING VARIATIVE SYSTEM OF EDUCATION AT RURAL SCHOOL

З. С. Жиркова

В данной статье рассматриваются вопросы вариативного образования, совершенствования кочевого детсада-школы во взаимодействии с опорной школой, которая представляет собой органический компонент инфраструктуры родовой общины, ее социально-педагогической деятельности, которая привлечет внимание и повысит ответственность родителей, учителей, руководителей общин в качественном обучении и воспитании.

Ключевые слова: вариативное образование, проектирование, проект, кочевая детсад-школа, компетенции родителей; уклад жизни; кочевые родовые общины.

Исследование процессов, происходящих в образовании, показывает, что представления об образовании изменяются в направлении смены образования, понимаемого как познание мира, образованием, понимаемым как создание мира, его проектирование, преобразование и конструирование.

Как парадигмальный аспект образования, проективность означает учет переходного характера и высокой динамичности переживаемой фазы культурно-цивилизационно-го развития:

• вариативность образования (по целям и содержанию, структуре и формам организации, то есть по обеспечиваемой траектории развития индивида);

• принципиальную конструируемость образования, его целей и содержания, методов и технологий, условий реализации и принципов управления с целью обеспечения его соответствия потребностям и перспективам культурно-цивилизационного развития [1].

Одним из основополагающих принципов и направлений развития современной системы образования в России является вариативность образования.

Вариативное образование понимается исследователями как процесс, направленный на рост социальной и профессиональной мобильности личности, ее саморазвитие, а также на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути. Целью вариативного образования является формирование такой картины мира в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, которая бы обеспечивала ориентацию личности в различного рода жизненных ситуациях, в том числе и ситуациях неопределенности [2].

Вариативность и многофакторность проектирования позволяют гибко учитывать интересы и познавательные возможности обучающегося.

Z. S. Zhirkova

In the given article the questions concerning the varia-tive system of education are examined. The importance of improvement of nomadic kindergarten - schools working in interaction with basic schools which represent an organic component of an infrastructure of a clan community is highlighted. Its social and pedagogical activity is supposed to draw the attention and enhance the responsibility of parents, teachers, heads of communities as far as qualitative training and education are concerned.

Keywords: variative system of education, designing, project, nomadic kindergarten-school, competence of parents; way of life; nomadic clan communities.

Проектирование можно исследовать как феномен, как процесс, как деятельность, и для каждого из этих аспектов используется своя совокупность методологических подходов. Проектирование как процесс исследуется с позиций системного, кибернетического, задачного, си-нергетического подходов. Проектирование как деятельность может быть изучено с точки зрения деятельностно-го и технологического подходов. В частности, проектирование вариативной системы образования в сельской школе основывается на культурологическом, аксиологическом, личностном подходах. Классическим считается положение Дж. К. Джонсона о том, что процесс проектирования в своем развитии проходит три этапа: дивергенции (расширение границ проектной ситуации с целью обеспечения достаточно обширного пространства для поиска решения); трансформации (создание принципов и концепций); конвергенции (выбор оптимального варианта решения из множества альтернативных) [3].

М. О. Яковлева рассматривает проектирование как ряд последовательных этапов: педагогическое изобретательство (разработка идеи); создание единичного опытного образца (разработка креативной модели); педагогический эксперимент по проверке эффективности созданного образца (корректировка проекта); создание конечного проекта (конструктивные изменения в рамках созданной модели). Такой вариант проектирования больше нацелен на создание педагогического проекта [4].

В исследованиях И. А. Колесниковой и М. П. Горчако-вой-Сибирской «проект» представлен с методологической позиции как экран, куда проецируются разнородные впечатления и ожидания, диагностические возможности проектной деятельности для постановки и решения сугубо педагогических задач [5].

Совершенствование системы образования на селе становится одной из первоочередных социально-педа го ги-ческих проблем. Сельские школы в своей деятельности должны учитывать традиционный уклад быта, труда и хозяйствования, создавать оптимальные условия развития каждого учащегося, исходя из образовательных запросов личности и семьи, потребностей и перспектив социально-культурного развития сельской местности Севера, а также социальное формирование творческой, самостоятельной, саморазвивающейся личности. Исходя из образовательных запросов личности и семьи, потребностей и перспектив социально-культурного развития сельской местности Севера, педагогический коллектив Тополинской средней школы реализует проект «Сетевое взаимодействие опорной средней общеобразовательной школы и кочевого сада-школы "Айлик" ("Совершенство")», где учитывается традиционный уклад быта, труда и хозяйствования.

Идеей проекта является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося, использование в учебно-воспитательной работе прогрессивных традиций и обычаев северных народностей, установление тесной связи обучения детей коренной национальности с традиционными промыслами и современным производством в соответствии с социально-экономическими условиями [6]. Детсад-школа «Айлик» функционирует в кочевых родовых общинах, во взаимодействии с опорной школой. Это особый вид школы семейного типа, охватывающий детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кочующая детсад-школа представляет собой органичный компонент инфраструктуры родовой общины, ее социально-педагогической деятельности, которая привлечет внимание и повысит ответственность родителей, учителей, руководителей общин в качественном обучении и воспитании.

В ходе эксперимента было проведено анкетирование по трем параметрам компетенций родителей (образовательные, воспитательные, личностные компетенции). Исследование показало, что необходимо особое внимание сосредоточить на работе с родителями. Показатели компетенций родителей вызывают обеспокоенность, так как у родителей низкая заинтересованность в успешном результате воспитания детей, не имеют опыта семейного воспитания (например, из 13 семей - 10 молодые семьи); неблагоприятная психологическая обстановка в семье. Также проведено тестирование родителей по выявлению уровня знаний возрастных, психологических и других особенностей, связанных с воспитанием ребенка. Тестированием выявило, что из 49 опрошенных родителей знает о своем ребенке 31, о себе - 12, не знают об особенностях здоровья ребенка - 36 человек.

Совместно с учителями опорной Тополинской средней школы был разработан проект «Педагогическое просвещение родителей», задачами которого являются повышение психолого-педагогической компетентности родителей и привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, определение содержания образования и воспитания без отрыва от традици-

онного уклада жизни и семьи, сохранение преемственности поколений. Коллективы детского сада и школы разработали методические рекомендации по народной педагогике, проекты по семейному воспитанию, индивидуальные программы развития детей с учетом возрастных особенностей, учебные пособия для кочевых школ.

Педагогическое просвещение родителей кочевого детсада-школы проводятся через следующие формы: консультации по характеристикам возрастных особенностей детей, по ведущей деятельности по возрастам дошкольников, интегрированные занятия, кружковая работа, и проведение научно-практических конференций с участием родителей, информационные издания для родителей - электронная газета «Олененок», которая имеет рубрики: «Колонка для редактора», «Новости детского сада», «Наш родной язык», «Здоровый северянин», «ИНФО», «Нам интересно», «Для педагогов кочевых школ», «посылка кочевой семье», которые включают «мини-библиотеки» для родителей, тематический словарик обиходных слов по эвенскому языку, стихи на русском и эвенском языках для заучивания; подвижные, дидактические и народные игры.

Таким образом, оптимальное функционирование сетевого кочевого детсада-школы обеспечивается: соответствием типа школы производственному, хозяйственному, традиционному укладу жизни родителей; адекватностью структуры учебного года, режима деятельности школы своеобразию природных условий и связанной с ним хозяйственной деятельности родителей; организацией педагогического процесса с учетом этнической психологии и положительных традиций воспитания народов Севера; обогащением учебных программ и содержания учебно-воспитательной работы региональным материалом, содержащим философию, материальную и духовную культуру народов Севера.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Булавенко О. А. Проектирование подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования: моногр. М.: НИИ школ. технологий, 2006. 304 с.

2. Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности // Общее среднее образование России: сб. норматив. док. М., 1993. С.3-8.

3. Джонс Д. Методы проектирования. М.: Мир, 1986. 316 с.

4. Яковлева М. О. Проектирование как педагогический феномен. // Педагогика. 2002. № 6. с. 8-14.

5. Колесникова И. А., Горчакова-СибирскаяМ. П. Педагогическое проектирование / под ред. И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2005, с. 25-29.

6. Жиркова З. С. Особенности проектирования инновационной модели системы развития сельских школ Севера: моногр. М.: Спутник+, 2010. 101 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.