Научная статья на тему 'Модель циркумполярного образовательного пространства в региональной системе'

Модель циркумполярного образовательного пространства в региональной системе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ЦИРКУМПОЛЯРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЛИЧНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРА / ТРАДИЦИЯ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИУМ / ДИАЛОГ / МИРОВАЯ КУЛЬТУРА / MODEL / CIRCUMPOLAR EDUCATIONAL SPACE / PERSONALITY / ETHNOCULTURE / TRADITION / LIFE ACTIVITY / SOCIETY / DIALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жиркова Зоя Семеновна

В статье рассматривается модель цельного циркумполярного образовательного пространства, которая имеет огромный педагогический потенциал этнокультурных традиций кочевых народов и включает в себя взаимосвязанные системообразующие модули. Конструирование циркумполярного образовательного пространства обеспечивает не только расширение содержания этнокультурного компонента в содержание современного образования, но переработку важнейших аспектов развития новой структуры циркумполярного образовательного пространства, в котором нашли бы свои пересечения и взаимодействие социокультурного пространства региона, образовательных организаций и пространство личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жиркова Зоя Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of circumpolar educational space in the regional system

The article considers a model of a single circumpolar educational space that has a huge pedagogical potential of the ethnocultural traditions of nomadic peoples and includes interconnected system-forming modules. The construction of the circumpolar educational space provides not only an expansion of the content of the ethno-cultural component in the content of modern education, but the processing of the most important aspects of the development of the new structure of the circumpolar educational space in which the intersections and interaction of the sociocultural space of the region, educational organizations and the personality space would be found.

Текст научной работы на тему «Модель циркумполярного образовательного пространства в региональной системе»

Результатом духовно-нравственной деятельности является индивидуальный опыт духовно-нравственной деятельности, который приобретает будущий учитель в процессе профессиональной подготовки, и сутью которого является свободное и осознанное самоопределение в системе индивидуальных и социально значимых ценностей; своя уникальная, ответственная духовно-нравственной позиция, выражающаяся в отношении к осуществляемой деятельности в целом, и профессиональной деятельности в частности. Профессиональная подготовка в данном контексте является средоточием социального опыта по подготовке молодого поколения к самостоятельной профессиональной деятельности, которая при оп-ределенныхусловиях(если "работают" механизмы духовно-нравственной деятельности, устанавливающие ценностно-смысловые связи между внутренней и внешней деятельностью субъекта и предметной реальностью) позволяет накапливать опыт духовно-нравственной деятельности.

Примечания:

1. Выготский Л.С. Психология. - М. : Апрельпресс, 2000.-1001 с.

2. Выготский В. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч.: в б т. - М., 1984. - Т. б. - С. б - 90.

3. Джегутанова Н.И. Развитие духовно-нравственного потенциала будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе на основе интегративного подхода : автореф. дис. ... к. пед. наук. - М., 2010. - 23 с.

4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения : в 2-х т. T.II. - М.: Педагогика, 1983. - 320 с.

5. Редько Л.Л., Джегутанова Н.И. Развитие духовно-нравственного потенциала будущего учителя (интегративный подход) : монография. - Ставрополь : СГПИ, 2010. - 170 с.

6. Слободчиков В.И., Исаев И.Ф. Основы психологической антропологии: психология развития человека. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 416 с.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла : сб. / об-щ.ред. Л.Я. Гоэмачаи, Д. А. Леонтьев. - М. : Прогресс, 1990. - 369 с.

8. Фромм Э. Человек для себя / пер. с англ. Э. Спи-ровой. - М.: ACT, 2008. - 349 с.

9. Швейцер А. Благоговение перед жизнью / пер. с нем. / под общ. ред. A.A. Гусейнова, М.Г. Селезнева. - М.: Прогресс, 1992. - 575 с.

MODEL OF CIRCUMPOLAR EDUCATIONAL SPACE IN THE REGIONAL SYSTEM

Zhirkova Zoja Semenovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Professional Pedagogy, Psychology and management of education, Pedagogical Institute, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk

The article considers a model of a single circumpolar educational space that has a huge pedagogical potential of the ethnocultural traditions of nomadic peoples and includes interconnected system-forming modules. The construction of the circumpolar educational space provides not only an expansion of the content of the ethno-cultural component in the content of modern education, but the processing of the most important aspects of the development of the new structure of the circumpolar educational space in which the intersections and interaction of the sociocultural space of the region, educational organizations and the personality space would be found.

Keywords: model; circumpolar educational space; personality; ethnoculture; tradition; Ufe activity; society; dialogue;

МОДЕЛЬ ЦИРКУМПОЛЯРНОГО ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ *

УДК 37.01 ВАК РФ 13.00.01

©Жиркова З.С., 2017

ЖИРКОВ А Зоя Семеновна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Профессиональной педагогики, психологии и управления образованием, Педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск

гЬ1гко va_ гоу@таН. г и

В статье рассматривается модель цельного циркумполярного образовательного пространства, которая имеет огромный педагогический потенциал этнокультурных традиций кочевых народов и включает в себя взаимосвязанные системообразующие модули. Конструирование циркумполярного образовательного пространства обеспечивает не только расширение содержания этнокультурного компонента в содержание современного образования, но переработку важнейших аспектов развития новой структуры циркумполярного образовательного пространства, в котором нашли бы свои пересечения и взаимодействие социокультурного пространства региона, образовательных организаций и пространство личности.

Ключевые слова: модель; циркумполярное образовательное пространство; личность; этнокультура; традиция; жизнедеятельность; социум; диалог; мировая культура.

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-педагогической экспедиции "Влияние этнокультурных традиций кочевых народов на развитие личности обучающихся", проект № 17-06-18020

Объектом модернизации образования рассматривается образовательное пространство как совокупность институтов социализации, определяющих социально-экономическое развитие государства (семья, СМИ, культура, конфессии и др.).

Комплексные исследования показали, что образовательная деятельность школ коренных малочисленных народов Севера зависит от сложной совокупности факторов и условий, которые должны учитываться в процессе становления циркумполярного образовательного пространства как единого. При этом должны также учитываться региональные и местные социокультурные особенности, этнокультурные традиции и вариативность образования. Основными проблемами на пути развития и становления циркумполярного образовательного пространства являются недостаточно проработанные основы для сотрудничества партнеров образования циркумполярного мира; соотношения федерального и национального компонентов образования, их основные принципы; неразработанные подходы к использованию педагогическому потенциалу этнокультурных традиций кочевых народов; к воспитанию на народных традициях; нерешенные вопросы профессиональной компетентности учителей школ Арктики; не достаточно четко представляемые перспективы развития школ коренных народов Севера РФ в контексте модернизации и социальное, духовное здоровье детей и молодежи Севера в системе общечеловеческих ценностей [1 -2;4-7].

Появление категории "образовательное пространство" в государственных законодательных документах и соглашениях, как на международном, так и на российском уровне, нацеливает нас в опытной работе по конструированию циркумполярного образовательного пространства не только на расширение содержания этнокультурного компонента в содержание современного образования, но и на переработку важнейших аспектов развития новой структуры циркумполярного образовательного пространства, в котором нашли бы свои пересечения и взаимодействуют социокультурные пространства региона, образовательных организаций и пространство личности; на вопросы оптимизации управления - циркумполярным региональным образовательным пространством; на анализ и оценку внутреннего потенциала системы общего и профессионального образования региона как инновационных практик.

Под образовательным пространством общеобразовательного заведения мы понимаем,

окружающие его социально-бытовые условия, обстановку, людей, связанных общностью этих условий - образовательную среду, которая и представляет собой условия для формирования личности, возможности для ее развития, содержащиеся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Модель циркумполярного образовательного пространства в региональной системе включает в себя основные модули:

а) обеспечивающий обучение, воспитание и развитие всех детей сельского социума суче-том истории, традиции, менталитета, социокультурной среды циркумполярного образовательного пространства, начиная с семьи, детского сада (3-6 лет), через образовательную систему общего среднего образования, дополнительным образованием, национально-региональным компонентом согласно ФГОС ключевой особенностью, которой является "вариативное личностно-центрированное образование, партнерские отношения основных институтов социализации в достижении целей образования";

б) высокая профессиональная компетентность учителя, прогрессивная технология обучения и воспитания, раскрытие творческого, духовно-нравственного потенциала учителя;

в) психолого-педагогическое сопровождение, обеспечивающие создание условий комфортного проживания ребенка в пространстве его жизнедеятельности, также с учетом образа жизни родителей;

г) службы медико-психолого-педагогической диагностики, центр коррекции и реабилитации, центр социальной защиты, учебно-образовательный, физкультурно-оздоровительный, художественно-эстетический, этнокультурный и информационно-технический центры;

д) управление системой качества образования;

е) стратегическая линия этнокультурного образовательного пространства региона направлена, во-первых, на формирование этнической идентичности, которая развивает знание родного языка, событие своей истории, культуры, традиции, духовные ценности родного края, самобытность, в процессе свободного и добровольного формирования российских наций, во-вторых, на результат интеграции существующих элементов системы образования, взаимодействия в диалоге между народами с одновременным освоением мировой культуры.

Модель разработана в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи от 20 ноября

I

LU

u

UJ

<

d UJ

*

46

1989 года и вступившей в силу 2 сентября 1990 года [3], действующей в Российской Федерации как нормативно-правовая база. Общеметодологическая основа, и важнейшие положения которой - диалектика взаимосвязи теории и практики образования; положения о социальной, деятельностной и творческой сущности личности; единство образовательной деятельности и гуманистической составляющей стратегии образования, которая приобретает в представленной Модели новые качественные характеристики. Предложенная Модель олицетворяет современный этап взаимоотношений в социуме и существенно меняет условия развития сельской школы Севера и методы обучения,воспитания и образования, нацелена на разрешение образовательных проблем различных возрастных и социальных групп сельского населения, способствующая совершенствованию управления качеством образования.

Данная модель циркумполярного образовательного пространства в региональной системе апробированы в Казачинской общеобразовательной средней школы,кочевых школах "Айлик" Томпонского района, основной общеобразовательной малокомплектной(кочевой) школе Хатыстырской СОШ №40 Алданского района, кочевой школе-детсад "Нутендли" филиала Походской СОШ, Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия).

Таким образом, циркумполярное образовательное пространство в региональной системе имеет огромный педагогический потенциал этнокультурных традиций кочевых народов, который достигается через систему образования. Функции системы образования как транслирующая, развивающая, дифференцирующая и интегрирующая являются средствами формирования национального самосознания и реализации культурно-национальных интересов. Деятельностный подход в государственных образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания,

выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся" и "формирования универсальных способов учебных и познавательных действий", которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования. Также можно сделать вывод, что образование, ориентированное на развитие личности, есть не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для проявления и развития личностных функций обучающихся.

Примечания:

1. Головин А.Ф. О концепции модели этнической (национальной) школы для коренных малочисленных народов Севера России http://txtb.ru/4/ 12.html.

2. Закон Республики Саха (Якутия) о кочевой родовой общине малочисленных народов Севера. - Якутск, 1998. - 14 с.

3. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. Источник: Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия. Дополнение №49 (А/44/49), стр. 230-239.

4. Жиркова, З.С., Якушкина, М.С. Педагогический потенциал этнокультурных традиций кочевых народов как фактор развития образовательного пространства /З.С. Жиркова, М.С. Якушкина // Человек и образование.- № 4 (41).- 2014. - С. 75-79.

5. Никитина P.C. "Уроки предков": Методическое пособие к учебнику "Хопкилбинитэн". Для учителя начальных классов эвенской кочевой школы.-М., 2001.- 63 е.; Программа обучения и воспитания детей в духе предков для 1-4-х классов кочевой школы народов Севера / сост. Р.С.Никитина, A.B. Кривошапкин. - М., 1993.- 46 с.

6. Павлова С.С. Этнопедагогическая направленность содержания учебно-воспитатепльной работы в кочевой школе / С. С. Павлова // Новации педагогики и психологии материалы Международной научно-практической конференции.-2017.-С. 26-28.

7. Система общинного образования кочующих народов Севера Республики Саха (Якутия): Концепция / сост. В.А.Роббек; М-во образования Респ. Саха (Якутия); РАН СО Ин-т проблем малоч. народов Севера.- Якутск, 2004.- 29 с.

APPROACHES TO OPTIMIZING OF THE FORMATION OF ETHNIC IDENTITY IN CONDITIONS OF MODERN SOCIO-CULTURAL REALITY

Kadyrova Suiiya Sharifullovna, Postgraduate student, Teacher, MAOU "Gimnaziya imeni N.D. Licman", Tobolsk Pedagogical Institute. D.i. Mendeleev, Tobolsk

into the beginning of the third millennium most of the world's countries came up with a set of unresolved problems that not only have not lost their relevance, but have also become more threatening. One of such problems is the problem of the formation of ethnic identity. Particularly acute issues of the formation of skills of national identification and self-identification are in the primary school, since it is the younger school age is the time when the foundation for comprehensive personal development begins to be laid, the basic culture of the individual is formed, and the love for the Motherland and its people is brought up.

Keywords: Ethnic identity; the formation of ethnic identity; extracurricular activities; junior school age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.