Научная статья на тему 'Педагогический потенциал этнокультурных традиций кочевых народов как фактор развития образовательного пространства'

Педагогический потенциал этнокультурных традиций кочевых народов как фактор развития образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ / КОЧЕВАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / REGIONAL EDUCATIONAL SPACE / EDUCATIONAL NETWORK / NOMADIC SCHOOL / PEDAGOGICAL POTENTIAL OF ETHNIC AND CULTURAL TRADITIONS / FOLK PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якушкина Марина Сергеевна, Жиркова Зоя Семеновна

В статье рассмотрена система образования кочевых народов, предполагающая создание регионального образовательного пространства, субъектом которого становятся взрослые и дети и в котором педагогический потенциал этнокультурных традиций кочевых народов является фактором его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical potential of ethnic and cultural traditions of nomadic peoples as a factor of regional educational space development

The article deals with the education system of the nomadic peoples, supposing the creation of regional educational space, with adults and children as its individuals, in which the pedagogical potential of ethnic and cultural traditions of nomadic peoples is a factor in its development

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал этнокультурных традиций кочевых народов как фактор развития образовательного пространства»

М. С. Якушкина

(Санкт-Петербург), З. С. Жиркова

(Якутск)

Педагогический потенциал этнокультурных

традиций кочевых народов как фактор развития образовательного пространства

В статье рассмотрена система образования кочевых народов, предполагающая создание регионального образовательного пространства, субъектом которого становятся взрослые и дети и в котором педагогический потенциал этнокультурных традиций кочевых народов является фактором его развития.

Результаты социологических и психолого-педагогических исследований существующих образовательных практик общего образования (Е. П. Белозерцев, А. В. Мудрик, В. А. Сла-стенин, В. С. Собкин и др.] показывают, что образование не всегда согласуется с подлинными образовательными интересами учащихся, потребностями, национальными особенностями. Преодоление объективных трудностей в сложившейся ситуации происходит путем расширения возможностей отдельно взятой общеобразовательной организации через создание единого регионального образовательного пространства, учитывающего национальные и региональные особенности народа, специфику общинного образования, роль семейного образования (отца и матери]. Это обеспечивает формирование каждым учеником индивидуально-личностного (субъектного] образовательного пространства, отражающего представление своего народа о мироустройстве.

Народы, проживающие на северных землях, создали уникальные культуры оленеводов, рыболовов, морских зверобоев и охотников, приспособленных к определенным природным условиям и свидетельствующих о многовековой специализации и накоплении большого опыта природопользования. На протяжении столетий коренные народы Севера развивали собственное самобытное искусство, воспитывали в себе способность не просто выжить, а полноценно развиваться в суровых, экстремальных климатических условиях. Традиционные северные институты самоуправления - роды и семейно-родовые сообщества - повсеместно соблюдали право

не только на оленьи пастбища и промысловые угодья [1], но и уникальность своих традиций, механизмов их межпоколенческой передачи и устойчивого развития сообществ.

В начале ХХ века кочевые и родовые советы создали систему образования и просвещения. Однако на ее развитии отрицательно сказалось освоение богатств Севера, способствующее нарушению среды обитания, процесса передачи и сохранения уникальных традиций культуры и образования, интенсификации миграционного процесса.

Сегодня назрела необходимость в том, чтобы специфика северной культуры и мироощущения транслировалась во всех сферах жизни, культуры, образования - в производственной и бытовой сферах, в художественном творчестве, в духовной культуре и этнических традициях, в системе основного и дополнительного образования детей и взрослых. Такая ситуация определяет актуальность создания уникальной самобытной системы образования в регионах, сохраняющих специфику северной культуры и мировоззрения.

Нами концептуализирована идея влияния этнокультурных обычаев и традиций кочевых народов на развитие регионального образовательного пространства (на примере республики Саха].

Проанализируем ключевые понятия концепции.

Пространство просвещения и воспитания дошкольника - сеть педагогических событий (случай, действие, обстоятельство, встреча, проч.], попадающих в поле восприятия и деятельности ребенка, которые становятся фак-

тором его личностного развития, поскольку он сопереживал случившемуся, они отразились в его деятельности, его мировоззрении.

Пространство общего образования и социализации школьника - педагогически целесообразно организованная среда, окружающая отдельного ребенка или множество детей (пространство села, иной территории] [2]. При таком понимании структурной единицей пространства становится образовательное учреждение, принимающее участие в его создании (точнее, не само учреждение, а его профессиональные коллективы]. В этом случае основным механизмом создания пространства является взаимодействие данных коллективов (сообществ], объединенных единым пониманием педагогических задач, едиными принципами и подходами в воспитании с партнерами по образовательной деятельности (семейно-родовыми сообществами].

Индивидуально-личностное пространство подростка и молодого человека как субъекта пространства понимается как личная территория, характеризующаяся границами индивидуального бытия, позволяющая человеку сохранять своеобразие.

Единое региональное образовательное пространство, где ребенок получает основное образование в возрасте до 17 (18] лет характеризуется как целостная открытая система образования, основанная на ценностно-смысловом единстве педагогической действительности, осмыслении вероятностных рисков и кризисных ситуаций, установлении педагогами тенденций развития данной системы; иначе, сеть событий, обусловленных субъектной активностью учащихся, их родителей и педагогов, детерминированная региональными социокультурными особенностями, образом жизнедеятельности, своеобразием жизненного пути человека, его ценностями и мировоззрением.

Вопросы развития культуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, образования, воспитания, просвещения северных народов нельзя рассматривать в отрыве от традиций, созданных самим народом на протяжении столетий. Обычаи и традиции являются своеобразным источником не только истории развития своего народа, его самобытной культуры, но и фактором развития системы образования человека на протяжении всей жизни.

Основная идея формирования регионального образовательного пространства республики Саха состоит в том, чтобы зона ближайшего развития ребенка, в которой он обучается, соответствовала представлениям о мироустройстве кочевых народов, сохранении созданной веками системы непрерывного образования в семейно-родовых общинах средствами народной педагогики, о необходимости социализации ребенка в современном обществе.

Знание и умение пользоваться данными практики и общественной жизни национальных общностей являются необходимым условием понимания его мировоззрения, духа и характера, условием развития личности, не только адаптированной к современному социуму, но и использующей в качестве источника своего развития (саморазвития] национальные этнокультурные традиции. Обычаи и традиции помогают раскрыть глубину и прочность веками сложившихся связей человека с суровой природой родного края. Они являются источником любви к своему народу, способствующей непрерывному развитию человека средствами образования, просвещения. воспитания.

В опыте кочевых народов по использованию природы и ее богатств многое полезно и приемлемо для применения в практических целях в современных условиях. Эти обычаи, традиции, правила являются предметом, неотъемлемым компонентом, источником развития образования, просвещения, воспитания. Так, человек из поколения в поколение привык выбирать рациональные способы общения с природой, необходимые для поддержания «взаимного доверия». Не случайно на северных землях существуют постоянные места для стойбищ (на высоких холмах, у водоемов с заросшими кустарником берегами, сухие поляны с высокой травой], определены древние дороги, а остальное пространство отведено под пастбища для оленей и жилье диких его обитателей. Огонь и дым - помощники пастухов и оленей в комариный период короткого лета. Однако огонь - это уют семейного очага и признак щедрости души хозяина и его гостеприимства. Он дает радость общения между людьми и уважительного отношения друг к другу. Важно, что огонь -знак существования и продолжения рода. Вот почему существует традиция переноса огня из одного жилища в другое.

Каждый северянин чутко относится к природе. Велика любовь людей к оленям. Заботясь о них, радуясь тому, что земля приготовила оленям корм, человек никогда, например, в тундре не нарвет букет полевых цветов или с цветами и листьями незрелой морошки. Общение ребенка с оленями прививает ему не только любовь к животным, но и уважение к труду пастуха, родной земле, способствует выбору профессий, связанных с оленеводством, появлению желания стать хозяином тундры, развивает чувство прекрасного.

В целях охраны природы и целесообразного использования ее богатств устанавливаются твердые правила жизни людей, их взаимоотношений, выработки норм поведения. Издавна установлен ряд запретов, соблюдение которых обязательно для детей и взрослых. Для того чтобы нарушить их было трудно и даже невозможно, люди сложили поверия, например: разорение птичьих гнезд или выкапывание дождевых червей опасно тем, что это может вызвать дождь; бесцельное постукивание палкой в жилище из шалости детей может внезапно вызвать пургу. Роль запретов (даже если они не имеют никаких научных оснований] всегда была велика в системе воспитания подрастающего поколения. В силу сложившихся традиций они легко запоминались ребенком, становились основой привычек, укоренявшихся в быту на всю жизнь, и являлись признаком воспитанности человека. В силу кочевого образа жизни сложился ряд привычек, позволяющих предупреждать потребительское отношение к природе и ее дарам. Они чрезвычайно просты. Например, на зиму заготавливают жиры, а вот грибы, которые очень любят олени, в пищу почти не используются и не заготавливаются.

Необходимо отметить, что в жизни северных народов велика роль каждого члена семьи. Качества настоящего северянина начинают формироваться у ребенка с детства посредством игры и несложных трудовых обязанностей по дому. Игра - подготовка родителями детей к жизни, стремление показать, как женщины и мужчины совместными усилиями могут построить жизнь. Мальчики и девочки учатся строить и обустраивать свой дом, распределять обязанности между членами семьи. Так, например, у мальчиков основными игровыми занятиями являются охота, выпас оленей, ловля оленей арканами. В игре оленями могут быть опавшие оленьи рога,

ветки кустарника, наконец - друзья. В семи-, восьмилетнем возрасте перед мальчиком ставится цель - выработать умение и навыки управлять передовым оленем, держать повод, обрести каюра. Женщина-хозяйка - хранитель семейного очага, создатель всего доброго и теплого. Она учит молодежь любить жизнь не словами, а примером своего труда. Девочки, играя, подражают женщине-хозяйке, женщине-матери, соблюдают правила поведения женщин. Они делают это неосознанно, наблюдая и повторяя за взрослыми, однако приобретают постепенно навыки приготовления ниток, выделки шкур, шитья и сушки изделий, одежды и обуви.

Система семейного и родового воспитания ребенка направлена на то, чтобы каждый в обыденной жизни постепенно овладел многими жизненными правилами. Суровые условия жизни помогают научиться жить на принципах взаимодоверия, взаимовыручки и поддержки; выработать силу внушения и жизненно необходимые черты характера: терпимость, умение ждать и надеяться на лучший исход событий, если даже это невозможно и бесполезно, вера в победу и торжество справедливости. Сила внушения помогает преодолеть боль утраты близких людей, ощущать присутствие тех, кто был надеждой и опорой в жизни [3]. Эта народная черта очень важна для осознания специфики средств и ресурсов, используемых в образовании и воспитании человека (Л. Лапцуй, П. Явтысый, В. Ледков].

Большинство детей, зная с раннего детства многие правила от своих родителей и родственников, не афишируют их. Такая ситуация требует создания особой системы просвещения, воспитания, образования, которая предусматривает равноценность современных подходов к школьному образованию и освоению правил и принципов народной педагогики.

Отображением предлагаемого концептуального подхода является модель развития регионального образовательного пространства, в основе которой естественные представления народов республики Саха о мироустройстве в виде Древа жизни, поддерживающего, согласно их мировоззрению, Вселенную, олицетворяющего единство всего мира. Древо жизни - это своеобразная модель устройства Вселенной и человека в ней (здесь для каждого существа, предмета или явления есть свое место].

Таблица

Удовлетворенность участников образовательного процесса в республике Саха

(результаты анкетирования)

Участники экспериментального образовательного процесса (число участников) Удовлетворенность деятельностной стороной, % Удовлетворенность организационной стороной, % Удовлетворенность кадрами, % Удовлетворенность административной стороной, % Общая удовлетворенность, %

Учащиеся (241) 83,9 77,9 88 84,9 89

Учителя (78) 93,7 82 91,2 78,6 83,9

Родители (101) 85,6 85,2 94,6 87,9 90,1

В дошкольном возрасте ребенок вводится в мир традиций своего народа. В этот период формируются первичные представления о традициях своего народа, начинается процесс воспитания сына и дочери отцом и матерью. Так, Отец для ребенка является мироустрои-телем, творцом народа, защитником Родины, духовным наставником, главой семьи, руководителем, строителем, кормильцем и добытчиком, охотником. При этом Сын для Отца - дитя природы, мужчина, духовный наследник, продолжатель отцовской линии, будущий отец.

Важная роль отводится общинному воспитанию (в сообществе мужчин).

В школьном возрасте ребенок получает общее образование, что способствует не только собственно обучению, но и социализации личности в современном многонациональном, многослойном обществе. Однако традиционное государственное общее образование осуществляется без отрыва человека от семейно-родовых общностей - это необходимо для защиты личности от негативного воздействия многослойного социума и хеджирования рисков отстранения личности от своих родовых корней. Таким образом, пространство общего образования и социализации включает не только общее подпространство формирования научной картины мира, но и следующие подпространства: физическое, экологическое, языковое, духовно-нравственное, этнографическое, пространство профессиональных проб, индивидуально-

личностное (субъектное) пространство. Последнее, в свою очередь, способствует формированию пространства непрерывного образования человека на протяжении всей жизни.

Индивидуально-личностное (субъектное) пространство кочевого народа представляет собой пространство интеграции подпространств: общинно-родового и семейного воспитания (воспитание и обучение сына (дочери) отцом и матерью); подпространства запретов; подпространства воспитания терпимости, умения ждать и надеяться на лучший исход событий; подпространства привычек, укоренившихся в быту; подпространства взаимного доверия и взаимопомощи; подпространства воспитания любви к природе, животным.

Необходима государственная (административная) поддержка системы образования, инновационной деятельности педагогов, работы педагогов в базовых кочевых школах, социокультурных комплексах, ресурсных центрах, агрошколе, стойбищах; использования в образовательных организациях национально-регионального компонента, метода проектирования.

Реализация предложенной концепции способствует созданию условий развития образовательного пространства региона кочевых народов; предусматривает социализацию ребенка в современном обществе и сохранение непрерывного образования в созданной веками системе народной педагогики в семейно-родовых общинах; является доказательством

того, что педагогический потенциал этнокультурных традиций кочевых народов является фактором развития регионального образовательного пространства.

Критерии и показатели успешности мероприятий по реализации концепции, а также оценки ее результатов: нормативно-правовой критерий - признание ценностей, норм и правил деятельности субъектов образовательного пространства, инициирование иных ценностей, норм и правил в педагогических сообществах и распределенной образовательной сети (инфраструктуры пространства]; индивидуально-личностный (субъектный] критерий - идентификация участниками образовательной сети себя как субъекта образовательного пространства или куратора сетевых сообществ, активная деятельность их как субъектов пространства (динамика деятельности субъектов]. Также учитывается усложнение связей между участниками образовательной сети, изменение статуса школ (социокультурный комплекс, ресурсный центр, базовая школа, агрошкола и т.д.].

Критерием успешности мероприятий концепции и эффективности социально-педагогического проектирования регионального образовательного пространства являются ин-

новационные способы развития образовательных организаций конкретной территории, формирование новой организационной культуры органов управления образовательной сетью, привлечение в систему управления творчески мыслящих профессионалов, удовлетворенность субъектов образовательного процесса проводимыми мероприятиями (таблица].

Ожидаемыми результатами реализации концепции является создание уникальной системы образования региона кочевых народов, которая предусматривает не только социализацию ребенка в современном обществе, но и сохранение непрерывного образования в созданной веками системе народной педагогики в семейно-родовых общинах. Система предполагает создание регионального образовательного пространства, субъектом которого становятся не только взрослые, но и дети, при этом педагогический потенциал этнокультурных традиций кочевых народов является фактором его развития. Региональное образовательное пространство создает условия для того, чтобы каждый молодой человек прочно утвердился в жизни и стал проводником данной уникальной системы образования для будущих поколений.

Литература

1. Народы Сибири: Этнографические очерки. - М.-Л., 1956. -С. 543-993.

2. Новикова Л. И., Куракин А. Т., Лийметс Х. И. Коллектив и личность школьника. Основы теории воспитания. - Таллин, 1981.

3. ЛапцуйЛ. На оленьих тропах. - Свердловск, 1982.

-^-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.